ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-764/2024 от 06.02.2024 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело № 2-764/2024

УИД 66RS0003-01-2023-006891-39

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 30января 2024 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Королевой Е.В., при помощнике судьи Чувашевой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солина Ивана Михайловича к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о признании действий по начислению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, корректировку, возобновление электроснабжения, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Солин Иван Михайлович обратился в суд с иском к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» (далее – АО «Энергосбыт Плюсо признании действий по начислению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, корректировку, возобновление электроснабжения.

В обоснование исковых требований указал, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ***. Для оплаты коммунальных услуг Солину И.М. открыт лицевой счет № 8620201100. Жилое помещение оборудовано индивидуальным прибором учета электрической энергии №011791129940265, прибор является двухтарифным, учитывает потребление электрической энергии дневной и ночной зоны, начисления должны производиться по одноставочной цене, дифференцированной по двум зонам суток. Солин И.М. передал показания индивидуального прибора учета электрической энергии: за январь-июнь 2023 года было потреблено 36918 кВт днем и 54637 кВт ночью. На начало 2023 года показания составляли: 23002 кВт днем и 33877 кВт ночью. Однако ответчиком в платежной квитанции за июнь 2023 года произведен расчет потребленной электрической энергии по единому одноставочному тарифу. При суммировании показаний день/ночь сумма оплаты получается равной 125180,40 руб. (36918кВт - 23002 кВт + 54637 кВт – 33877 кВт) х 3,61 руб).Солиным И.М. произведен расчет по одноставочной цене, дифференцированной по двум зонам суток, в результате которого получается сумма 100106,40 руб. (36918 кВт - 23002 кВт) х 4,21 руб. + (54637 кВт – 33877 кВт) х 2). Таким образом, цена иска составляет 25074 руб. из расчета 125180,40руб. – 100 106,40 руб. По мнению истца, порядок расчета АО «Энергосбыт Плюс» оплаты за электроэнергию не соответствует закону.

В соответствии с п. 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования) регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в двух вариантах: одноставочная цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток пена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.

Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа).

Поскольку Солин И.М. не направлял в АО «Энергосбыт Плюс» письменное уведомление о переходе на одноставочный тариф без дифференциации по зонам суток для расчета платы за потребленную электроэнергию, действия ответчика по расчету стоимости потребленной электрической энергии за 2023 год по одноставочному тарифу без дифференциации по зонам суток являются незаконными.

По имеющимся у истца сведениям АО «Энергосбыт Плюс» не произвел коррекцию встроенных часов в приборе учета электрической энергии ***. Работа данного прибора в результате противоправного бездействия ответчика может являться некорректной в режиме, дифференцированном по двум зонам суток.

Согласно действующему законодательству выявить необходимость корректировки прибора учета АО «Энергосбыт Плюс» как гарантирующий поставщик должен самостоятельно, без участия потребителя. Истец не является специалистом в настройке прибора, понять действительно корректно работает прибор или нет, истец не имеет возможности, доступа к настройкам прибора у него нет, у прибора нет индикации корректной/некорректной работы. Оплата за работы по техническому обслуживанию приборов учета электрической энергии включена в тариф. Таким образом, согласно действующему законодательству какие-либо действия по направлению заявлений по коррекции встроенных часов в приборе учета Солин И.М. совершать не обязан. АО «Энергосбыт Плюс» должен самостоятельно произвести корректировку прибора учета, привести его работу в соответствие с действующим законодательством и уведомить потребителя результатах.

Ответчику неоднократно направлялись досудебные претензии через личный кабинет, которые оставлены без удовлетворения.

В июне 2023 года АО «Энергосбыт Плюс» согласно данным в личном кабинете незаконно устранил возможность передачи Солиным И.М. показаний прибора учета. Фактически энергоснабжение осуществляется, но передавать показания прибора учета истец не имеет возможности, счета на израсходованную электроэнергию не выставляются. Таким образом, ответчик нарушил условия заключенного договора и действующего законодательства. АО «Энергосбыт Плюс» был многократно информирован истцом через личный кабинет о том, что счета на оплату электроэнергии выставлены некорректно. Солиным И.М. направлялись требования о расчете суммы оплаты в соответствии с действующим законодательством, которые оставлены без удовлетворения. О том, что будет производиться ограничение электроснабжения, Солин И.М. не был должным образом уведомлен АО «Энергосбыт Плюс». Действия АО «Энергосбыт Плюс» по приостановлению услуги электроснабжения являются противоправными.

На основании изложенного просил признать действия АО «Энергосбыт Плюс» по начислению платы за электрическую энергию с января 2023 года по одноставочному тарифу без дифференциации по зонам суток, незаконными; возложить на АО «Энергосбыт Плюс» обязанность произвести перерасчет стоимости потребленной электрической энергии с января 2023 года, исходя из тарифа с дифференциацией по зонам суток;возложить на АО «Энергосбыт Плюс» обязанность произвести корректировку встроенных часов в приборе учета электрической энергии *** в соответствии с действующим законодательством и уведомить истца о результатах корректировки в 10-дневный срок; а также возложить на АО «Энергосбыт Плюс» обязанность произвести безвозмездное возобновление электроснабжения по лицевому счету ***, восстановить возможность передачи показаний счетчика, выставить корректные счета на израсходованную электроэнергию.

Определением суда от 30.01.2024 к производству суда приняты уточнения исковых требований, в соответствии с которыми истец окончательно просит кроме ранее заявленных исковых требований также взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

Истец Солин И.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме с учетом принятых уточнений. Из представленных в судебном заседании дополнений следует, что, по мнению истца, доказательств некорректной работы прибора учета электроэнергии ответчиком не представлено. АО «Энергосбыт Плюс» не поддерживал корректные настройки прибора учета, соответственно, некорректная работа прибора учета возникла по вине АО «Энергосбыт Плюс». Ответчик не реагировал на заявления Солина И.М. о корректировке настроек прибора учета, затягивал сроки перепрограммирования, что говорит о недобросовестном выполнении ответчиком своих обязанностей по контролю и поддержанию корректных настроек прибора учета. Поскольку не имеется убедительных доказательств некорректной работы прибора учета, расчет потребляемой Солиным И.М. электроэнергии должен производиться по одноставочному тарифу с дифференциацией по двум зонам суток. Возможное снижение стоимости электроэнергии является коммерческим риском гарантирующего поставщика, поскольку именно ответчиком были допущены возможные ошибки в настройках работы прибора учета. Возможность самовольного изменения тарифа гарантирующим поставщиком, без заявления потребителя, отсутствует, выбор варианта тарифа является правом потребителя. Потребитель не должен нести дополнительные убытки из-за ошибок гарантирующего поставщика, отсутствия его разумной осмотрительности. Права Солина И.М. были нарушены при незаконном переводе расчетов на одноставочный тариф без дифференциации по зонам суток, вследствие чего у истца возникли убытки. Кроме того, в результате длительного нарушения прав истца, противоправного психологического воздействия телефонными звонками, угрозами незаконного отключения электроэнергии, введением ограничения энергопотребления Солину И.М. был причинен моральный вред. На вопрос суда пояснил, что ограничение энергоснабжения жилого дома не производилось.

Представитель ответчика – Черыгова И.А., действующая на основании доверенности от 05.09.2022, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.В обоснование возражений указала, что Региональной энергетической комиссией Свердловской области (далее – РЭК СО) принято постановление от 28.11.2022 № 236-ПК, которым на период с 01.12.2022 по 31.12.2023 устанавливаются тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области; признается утратившим силу с 01.12.2022 постановление РЭК СО от 28.12.2021 №248-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год». ФАС России приказом от 28.12.2022 № 1053/22 отменила Постановление РЭК СО от 28.12.2022 №236-ПК, а также предписала РЭК СО не позднее 01.02.2023 установить и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. 19.01.2023 РЭК СОприняты постановления № 4-ПК и № 5-ПК, которыми установлены новые тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год; признано утратившим силу постановление РЭК СО от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области». Постановлением РЭК СО № 5-ПК цены определены как «на 2023 год», соответственно, тарифы, установленные данным постановлением, подлежат применению с 01.01.2023. Кроме того, происходит применение аналогии с «замещающим актом», который утверждается взамен ранее отмененного Постановление РЭК СО № 5-ПК направлено на установление тарифа для населения на тот же период регулирования, на который принималось Постановление от 28.11.2022 № 236-ПК; не вводит нового правового регулирования и в силу специфики данных правоотношений может расцениваться как приведение принятых регулирующим органом решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации. Интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждены ФАС России. Выбор варианта цены (тарифа) должен производиться потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа)). Приказом ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э не предусмотрено распространение ночного тарифа на электрическую энергию на дневное время нерабочих дней. В соответствии с абз. 8 п. 38 Правил № 354 при установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированного по времени суток. Несоответствие тарифного расписания прибора учета интервалам зон суток, установленным регулирующим органом, не является формальным основанием для признания прибора учета вышедшим из строя. Таким образом, начисление платы за потребленную электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по зонам суток, возможно в случае, когда прибор учета не вышел из строя, имеет такую функциональность, а также у прибора учета корректно настроено тарифное расписание, установленное регулирующим органом. На основании изложенного, ответчик полагает, что применение одноставочного тарифа в расчетах с истцом с 01.01.2023 до перепрограммирования прибора учета является законным и обоснованным, основания применять для расчетов двухзонные тарифы при некорректно настроенном приборе учета отсутствуют. Прибор учета Солима И.М. перепрограммирован 09.12.2023, что подтверждается актом, следовательно с 01.01.2024 в расчетах будет применяться одноставочный тариф, дифференцированный по зонам суток.

Представители третьих лиц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, РЭК СО, ПАО «Россети» в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

От представителя третьего лица РЭК СО – Бычина А.В., действующего на основании доверенности от 28.12.2023, поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель просит в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. В обоснование отзыва указано, что решение о наделении потребителей Свердловской области правом оплачивать электрическую энергию, потребленную в выходные и праздничные дни в интервале времени с 07.00 до 23.00, по тарифам ночной зоны было оформлено постановлением РЭК СО от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области». Вместе с тем, интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Приказ ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей» содержит следующую дифференциацию интервалов зон суток: дневная зона – ежедневно с 07.00 до 23.00 часов, ночная зона – ежедневно с 23.00 до 07.00 часов. На этом основании ФАС России издан Приказ от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления РЭК СО от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год». Указанные обстоятельства послужили поводом для издания постановления РЭК СО от 19.01.2023 № 4-ПК «О признании утратившим силу Постановления РЭК СО от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области».С учетом прямого действия Приказа ФСТ России № 1473-э на всей территории Российской Федерации, не исключая Свердловской области, и признания утратившим силу Постановления № 211-ПК применение тарифных зон суток, установленных Приказом ФСТ России № 1473-э к правоотношениям, возникшим с 01.01.2023, не может нарушать прав и законных интересов истца. Прибор учета истца в спорный период не фиксировал весь объем потребления электрической энергии в соответствии с дифференциацией по времени суток, отражающей степень использования электрической энергии (объем энергоресурса по дневной зоне в нерабочие дни не учитывался), как следствие, прибор учета неправильно распределял объемы электрической энергии по зонам тарифных суток. Соответственно, применение к объему энергоресурса, определенного таким ненадлежащим образом, одноставочного тарифа, дифференцированного по зонам суток, невозможно. При таких обстоятельствах в отношении всего объема поставленнной энергии возможно применение только одноставочного тарифа, недифференцированного по зонам суток. При установлении для потребителей Свердловской области тарифа на электрическую энергию на 2023 год, утвержденных Постановлением РЭК СО от 19.01.2023 № 5-ПК, дифференцированных по времени суток, отражающим степень использования электрической энергии, комиссия использовала дифференциацию, принятую в Приказе ФСТ № 1473-э. В силу того, что ответчиком в спорный период 2023 года отношения сторон были приведены в соответствие с законодательством, то довод истца о том, что АО «Энергосбыт Плюс» в одностороннем порядке изменил обязательства сторон, несостоятелен. В случае принятия потребителем решения о расчетах за потребляемую электрическую энергию по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток, необходимо чтобы прибор учета электрической энергии был перепрограммирован в соответствии с тарифным расписанием, предусмотренным интервалами зон суток, зафиксированными в приказе ФСТРоссии №1473-э. Опринятии соответствующего решения потребитель должен уведомить поставщика электрической энергии.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что третьи лица извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабженияэнергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Согласно абз. 2 п. 6 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненных к нему категориям потребителей, в пределах предельных уровней цен (тарифов).

Порядок предоставления коммунальных услуг, а также порядок их оплаты и возможность приостановление их предоставления в случае наличия задолженности предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В силу п. 81 Правил № 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных п. 80(1) настоящих Правил.

Согласно п. 80(1) Правил № 354 установка и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии в многоквартирном доме, а также эксплуатация коллективных (общедомовых) приборов учета, за исключением случаев организации учета электрической энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома, электроснабжение которых осуществляется без использования общего имущества, осуществляются гарантирующим поставщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике с учетом положений настоящих Правил.

Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности).

В соответствии с п. 38 Правил № 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф (цена) на коммунальный ресурс, действующий в соответствующем расчетном периоде, применяется ко всему объему потребления коммунального ресурса в этом расчетном периоде, в том числе к объему потребления коммунального ресурса в дни предыдущего календарного месяца, учтенному в соответствии с п. 37 настоящих Правил. При установлении для потребителей тарифов (цен), дифференцированных по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, размер платы за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, определяется с применением таких тарифов (цен) в случае, если у потребителя установлен индивидуальный, общий (квартирный) или комнатный прибор учета, позволяющий определить объемы потребленных в соответствующем помещении коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов.

Из материалов дела следует, что Солин И.М. является потребителем коммунальной услуги электроснабжение, между Солиным И.М. и АО «Энергосбыт Плюс» заключен договор энергоснабжения, на имя истца ответчиком открыт лицевой счетв отношении жилого дома, расположенного по адресу:Свердловскаяобл., ***.

Учет электрической энергии, предоставляемой по вышеуказанному адресу, осуществляется на основании показаний индивидуального прибора учета электрической энергии***.

Из материалов дела следует, что индивидуальный прибор учета является двухтарифным, осуществляет учет потребленной электроэнергии по зонам суток – день и ночь.

Гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Свердловской области на основании постановления РЭК СО от 25.09.2014 № 137-ПК, а также организацией, поставляющей электроэнергию истцу, является АО«Энергосбыт Плюс».

Пунктом 6 постановления РЭК СО от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» (вместе с «Разъяснениями по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области»), было установлено, что при наличии двухтарифных приборов учета применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе: тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 час.; тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 час., в выходные и праздничные дни - круглосуточно.

Постановлением РЭК СО от 27.12.2021 № 248-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год» были утверждены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области с 01.01.2022 по 31.12.2022, которые составляли для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками, не оборудованных электроплитами: одноставочный тариф: 1 полугодие 3,15 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,31 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 1полугодие 3,59 руб./кВт.ч, 2 полугодие 3,81 руб./кВт.ч; ночная зона 1 полугодие 1,71 руб./кВт.ч, 2 полугодие 1,82 руб./кВт.ч.

Указанное постановление утратило силу с 01.12.2022 в связи с изданием постановления РЭК СО от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год», которым также установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами, в размере 3,61руб./кВт.ч; тариф на электрическую энергию в дневной зоне суток установлен в размере 5,15руб./кВт.ч.; в ночной зоне – 2,00руб./кВт.ч.

ФАС России был проведен анализ постановления РЭК СО от28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год», по результатам которого выявлено несоответствие указанного постановления действующему законодательству, и Приказом от 28.12.2022 № 1053/22 постановление от 28.11.2022 № 236-ПК отменено, РЭК СО предписано не позднее 01.02.2023 установить и ввести в действие тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. В том числе ФАС России установлено, что в соответствии с абз. 4п. 70 Основ ценообразования интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются ФАС России.

Приказом ФСТ от 26.11.2013 № 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон. Расчет тарифов на электрическую энергию для населения, дифференцированных по зонам суток, выполняется в соответствии с пунктами 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 27.05.2022 № 412/22 (далее - Методические указания), исходя из значения одноставочного тарифа, с учетом установленных тарифов в предыдущем периоде регулирования и соответствия средневзвешенного тарифа, дифференцированного по двум и трем зонам суток, одноставочному тарифу.Расчет тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в дневной (при установлении двухзонных тарифов) и пиковой (при установлении трехзонных тарифов), осуществляется по формулам 12 и 18 Методических указаний с использованием прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению, за исключением населения, указанного в пунктах 13-24 Методических указаний, по тарифам, дифференцированным по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь). При этом прогнозные объемы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь), сформированы с учетом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утвержденных постановлением РЭК СО от 23.12.2011 № 211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит п. 70 Основ ценообразования и приказу ФСТ от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей».

Судом установлено, что 19.01.2023 РЭК СО приняты постановления:

№ 4-ПК, которым признано утратившим силу постановление РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК «О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области» с изменениями, внесенными постановлением РЭК Свердловской области от 18.12.2013 №143-ПК, согласно которому расчет платы за потребленную электрическую энергию в выходные и праздничные дни – круглосуточно осуществлялся по тарифам, установленным для ночной зоны;

№ 5-ПК, которым установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год: для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками не оборудованных электроплитами, одноставочный тариф 3,61 руб./кВт.ч; одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток: дневная зона (пиковая и полупиковая) 4,21 руб./кВт.ч; ночная зона 2,00 руб./кВт.ч.

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в своем письме от 27.01.2023 разъяснил, что действие постановления РЭКСО от19.01.2023 № 5-ПК распространяется на весь календарный 2023 год, рекомендовал ответчику размер платы за коммунальную услугу электроснабжение за январь 2023 года определять исходя из тарифов, утвержденных постановлением РЭКСО от 19.01.2023 № 5-ПК; в письме от 07.02.2023 Департамент указал, что потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из вариантов тарифа: одноставочный тариф или тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток (двухставочныйили трехставочный).

В данных письмах Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области указано, что в настоящее время приборы учета электрической энергии запрограммированы на учет электроэнергии в выходные и праздничные дни круглосуточно по ночной зоне, то есть некорректно осуществляют распределение объема потребленного коммунального ресурса по зонам суток. Следовательно, при отсутствии перепрограммирования прибора учета электрической энергии расчет по показаниям таких приборов учета надлежит осуществлять по одноставочному тарифу. Собственникам надлежит самостоятельно с учетом экономической целесообразности определиться в необходимости перехода в расчетах платы за электрическую энергию с начисления по одноставочному тарифу на начисления по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток. В случае принятия решения о необходимости расчетов платы по тарифам, дифференцированным по зонам (часам) суток, необходимо, чтобы прибор учета электрической энергии был перепрограммирован. Основанием для проведения перепрограммирования является заявление собственника(нанимателя) жилого помещения о его перепрограммировании для начисления платы по тарифам, дифференцированным по зонам суток.

Как следует из искового заявления, за период январь – июнь 2023 года при расчете платы за электрическую энергию истцу применялся одноставочныйтариф 3,61 руб./кВт.ч.

Из материалов дела следует, что 19.02.2023 Солин И.М. направил АО «Энергосбыт Плюс» обращение, в котором указывал на неправильный расчет оплаты за потребленную электроэнергию, рассчитанную без учета ночного тарифа, просил выставлять счета с учетом ночного тарифа в соответствии с действующим законодательством.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс» от 11.03.2023 на обращение от 19.02.2023 ответчик разъяснил, что постановлением РЭК СО от 19.01.2023 года № 4-ПК отменено применение тарифного расписания для ночной зоны круглосуточно в выходные и праздничные дни. Распределение по зонам суток определено приказом ФСТ России № 1473-э. Зона суток «день»: с 07:00 до 23:00, зона суток «ночь»: с 23.00 до 07:00. С января 2023 года расчеты всех потребителей на зонных тарифах автоматически переведены на одноставочный тариф. Тарифы на 2023 год установлены Постановлением РЭК СО от 19.01.2023 № 5-ПК.

01.03.2023 Солин И.М. вновь направил АО «Энергосбыт Плюс» обращение, в котором указывал на неправильный расчет оплаты за потребленную электроэнергию, рассчитанную без учета ночного тарифа.

В ответе АО «Энергосбыт Плюс» от 19.03.2023 на обращение от 01.03.2023 ответчик вновь разъяснил, что тарифное расписание прибора учета истца не соответствует действующему законодательству. Расчет за потребленную электроэнергию производится по одноставочному тарифу общего объема потребления. Согласно приказу ФАС от 27.05.2022 № 412/22, утверждающего методику по расчёту тарифов на электроэнергию для населения, с 2023 года средняя стоимость электроэнергии, потребляемой по зонным тарифам, доводится до уровня одноставочного тарифа. Таким образом, переход на одноставочный тариф не приводит к изменению общих расходов на электроэнергию. Для расчетов по тарифу, дифференцированному по времени суток,Солину И.М. необходимо написать заявление на перепрограммирование прибора учета и о смене тарифа. Для внесения изменений по прибору учета необходимо предоставить акт проверки/акт осмотра/паспорт прибора учета. Документы можно предоставить через личный кабинет.

07.03.2023, 12.03.2023, 15.05.2023 Солин И.М. повторно направлял АО «Энергосбыт Плюс» обращения, в которых просит производить расчеты потреблённой электроэнергии с дифференциацией по двум зонам суток, АО «Энергосбыт Плюс» направили ответы аналогичного содержания.

Судом установлено, что на момент разрешения спора перепрограммирование индивидуального прибора учета истца произведено, что подтверждается актом проверки прибора учета электрической энергии от 19.12.2023.

Разрешая заявленные требования о признании действий по начислению платы за электрическую энергию с января 2023 года по одноставочному тарифу без дифференциации по зонам суток, возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет стоимости потребленной электрической энергии с января 2023 года, исходя из тарифа с дифференциацией по зонам суток, произвести корректировку прибора учета, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент разрешения спора право истца не нарушено, как подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, согласно акту от 19.12.2023 прибор учета перепрограммирован, в акте прямо указано, что прибор учета соответствует требованиям законодательства для двузонного тарифа, и, поскольку перепрограммирование произведено, с 01.01.2024 подлежит применению тариф, дифференцированный по зонам суток. Вместе с тем, оснований для возложения на ответчика обязанности установить тариф, дифференцированный по двум зонам суток, с 01.01.2023 суд не усматривает. Поскольку правильное тарифное расписание в индивидуальном приборе учета истца настроено только 19.12.2023, при отсутствии правильно настроенного тарифного расписания прибора учета применение в расчетах двухзонных тарифов недопустимо, в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 ответчиком обоснованно применялся одноставочный тариф, оснований для применения в указанный период времени тарифа, дифференцированного по зонам суток, не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать. Поскольку, как пояснил истец в предварительном судебном заседании, ограничение энергоснабжения жилого дома не производилось, защите подлежат только нарушенные права, оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности возобновить энергоснабжение, не имеется.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, являющегося производным от основных требований, суд полагает необходимым отказать, поскольку в удовлетворении основных требований о возложении на ответчика обязанности, взыскании ущерба, отказано в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Солина Ивана Михайловича к акционерному обществу «Энергосбыт Плюс» о признании действий по начислению незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, корректировку, возобновление электроснабжения, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение суда может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский областной суд через Кировский районный суд города Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Королева