Печорский городской суд Республики Коми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Печорский городской суд Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-765/2010 года
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Бородулиной М.В.,
При секретаре Басовой С.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Печоре
20 октября 2010 года дело по иску Воронцовой А.Я.
- о взыскании денежных средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности по исполнительному документу Печорского городского суда РК от **.**.** года серии №... по обязательствам Ответчика 1;
-о направлении исполнительного документа о взыскании денежных средств с главного распорядителя средств местного бюджета для исполнения Ответчику 2,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Печорского городского суда РК от **.**.** заявление Воронцовой А.Я. на бездействие Ответчика 1,Ответчика 2, о возложении обязанности на Ответчика 1 исполнить требования исполнительного документа от **.**.** о взыскании денежных средств оставлены без удовлетворения. Указанное решение обжаловалось в кассационном порядке, вступило в законную силу. Вина ответчиков в бездействии не установлена.
Определением Печорского городского суда РК от **.**.** были выделены в отдельное производство требования Воронцовой А.Я. о привлечении Ответчика 1 к субсидиарной ответственности, об ответственности казны МР «****».
Суд неоднократно предлагал стороне истца в лице представителя Марченко Т.А. уточнить и определить свои исковые требования.
Изменяющиеся исковые требования истца размещены на :л.д.4;6;15,оборот
В итоговом варианте истица просила : удовлетворить заявление Воронцовой А.Я. о взыскании денежных средств на основании исполнительного документа Печорского городского суда рК от **.**.** серии №..., взыскание произвести с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке привлечения его к субсидиарной ответственности по обязательствам получателя средств местного бюджета Ответчика 1; исполнительный лист о взыскании денежных средств с главного распорядителя средств местного бюджета направить Ответчику 2 для исполнения. В обоснование своих требований истица указала, что Глава МР «****» **** является главным распорядителем средств бюджета МО МР «****», поэтому в соответствии со ст.399 ГК РФ к нему предъявляется требование о привлечении к субсидиарной ответственности. Поскольку основной должник-Ответчик 1 не исполнило свои денежные обязательства перед Воронцовой А.Я. и не может этого сделать по причине нехватки дополнительных поступлений в бюджет, то требование о взыскание денежных средств может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность, то есть к главе. О привлечении к ответственности казны муниципального образования МР «****» сторона истца речь не ведет.
Суд полагает необходимым рассматривать настоящее гражданское дело в пределах заявленных исковых требований.
-2-
В судебном заседании дело слушается в отсутствии истца и её представителя Марченко Т.А., просившей рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.43).
Представитель Ответчика 2 Черепанова О.А. исковые требования не поддержала. Представитель Ответчика 1 требования не признал.
Дело слушается в отсутствии ответчика 1 в порядке ст.167 ГПК РФ.
Дело слушается в отсутствии главы муниципального района «****» ****(л.д.81).
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств;
получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
-3-
бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.
Из материалов гражданского дела следует, что решением Печорского городского суда РК от **.**.** Ответчик 1 обязан предоставить вне очереди Воронцовой А.Я. по договору социального найма на состав семьи один человек благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, -общей площадью не менее 40,3 квадратных метра (л.д.52 №... года).
Определением Печорского городского суда РК от **.**.** по делу №... года изменен способ и порядок исполнения решения Печорского городского суда РК от **.**.**. Взыскано с Ответчика 1 в пользу Воронцовой А.Я. рыночная стоимость жилого помещения в сумме **** (****) рублей.
Из **** рублей на дату судебного заседания **.**.** всего перечислено Воронцовой А.Я. **** рубля (л.д.52),что подтверждение информацией Ответчика 2
Суд в ходе рассмотрения гражданского дела попытался выяснить, кто на уровне муниципального образования «****» является главным распорядителем средств местного бюджета, в каких локальных актах это закреплено.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Администрации муниципального района «****» муниципальное учреждение «****» является исполнительно -распорядительныморганом местного самоуправления и действует под непосредственным руководством главы муниципального района –руководителя администрации района (л.д.22).Администрация является юридическим лицом, действует на основе и во исполнение Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования муниципального района «****». В соответствии с пунктом 7.2 Положения глава муниципального района –руководитель администрации района, в частности, осуществляет функции распорядителя б юджетных средств при исполнении местного бюджета (за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью представительного органа муниципального района и депутатов).
Согласно пункта 9.1 Положения финансовой основой Администрации являются средства бюджета муниципального образования муниципального района и внебюджетных фондов, а также иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством РФ и законодательством РК. Средства бюджета муниципального образования направляются на финансирование образования, здравоохранения, социально-культурных мероприятий, чрезвычайных обстоятельств, других расходов, предусмотренных расходной частью бюджета. Внебюджетные средства являются составной частью финансовых ресурсов муниципального района и используются в соответствии с законодательством.
Ответчик 2 создано как новая структура на основании распоряжения главы администрации МР «****» от **.**.** №...-Р (л.д.72).Согласно Положения об Ответчике 2 управление является юридическим лицом, муниципальным учреждением. В то же время в соответствии с разделом 4 Положения об Администрации МР «****» в перечень структурных подразделений Администрации
-4-
включаются, в частности, отраслевые органы местного самоуправления, являющиеся юридическими лицами : Ответчик 2 (л.д.23).
В настоящее время между Ответчиком 1 и Ответчиком 2 не заключен договор на выполнение работ по формированию, исполнению бюджета муниципального образования МР «****» и бюджетов муниципальных образований городских и сельских поселений, находящихся на территории **********. Ранее между Ответчиком 1 и Ответчиком 2 такой договор заключался (л.д.73).
Ответчиком 2 предъявлен сводный перечень главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств на **.**.** (л.д.86). Вышестоящий участник бюджетного процесса по ведомственной подчиненности в отношении Ответчика 1 не определен.
Из анализа локальных актов на уровне муниципального образования МР «****» нигде прямо не закреплено, какой орган является главным распорядителем средств местного бюджета. Представитель Ответчика 2 и представитель казначейства не смогли суду четко пояснить, кто является главным распорядителем средств местного бюджета.
В ходе изучения норм права и судебно-арбитражной практики установлено следующее: надлежащим субсидиарным ответчиком по указанной категории гражданских дел по обязательствам бюджетных учреждений является публично-правовое образование.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию: предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Главный распорядитель средств соответствующего бюджета определяется по правилам пункта 1 указанной статьи. При этом в резолютивной части решения суда должно быть указано, что взыскание осуществляется не с органов, выступающих от имени публично-правового образования, а то, что долг взыскивается с РФ, субъекта РФ, муниципального образования соответственно, то есть за счет соответствующей казны.
В своем письме (л.д.43) представитель истца настаивает на взыскании денежных средств не с казны муниципального образования муниципального района «****», а именно с главного распорядителя средств местного бюджета- главы муниципального района **** При этом представитель истца ссылается на неопубликованное Письмо МФ РФ №... и Федерального казначейства №... от **.**.** (л.д.39), которое противоречит нормам ГК РФ и БК РФ. Поддержать такую правовую позицию истца суд не может. Следовательно, законные основания для удовлетворения иска по предъявленным исковым требования отсутствуют. В удовлетворении иска Воронцовой А.Я. следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Воронцовой А.Я. :
- о взыскании денежных средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности по исполнительному документу Печорского
-5-
городского суда РК от **.**.** серии ВС №... по обязательствам Ответчика 1;
-о направлении исполнительного документа о взыскании денежных средств с главного распорядителя средств местного бюджета Ответчику 2 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Председательствующий:
СУДЬЯ М.В.БОРОДУЛИНА
Решение изготовлено на ПК
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2010 года