Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский ДД.ММ.ГГГГ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Тузовской Т.В.
при секретаре ФИО3,
с участием представителя истца ФИО4,
ответчика ФИО1,
представителя ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО1 о признании договора о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади недействительным и применении последствий признания сделки недействительной,
у с т а н о в и л:
Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее Комитет по управлению жилищным фондом администрации ПКГО) предъявил иск к ФИО9 о признании договора о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади недействительным и применении последствий признания сделки недействительной, ссылаясь на то, что муниципальным служащим предоставляются дополнительные гарантии в виде права на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы, муниципальным служащим ФИО9 был представлен полный перечень необходимых документов на получении указанной выше субсидии. Исполняя обязательство по предоставлению документов, ответчик представил в уполномоченный орган все необходимые документы, в результате заявление ответчика было удовлетворено. На основании оспариваемого договора о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенного между истцом и ответчиком, последнему на расчетный счет перечислены средства единовременной субсидии в сет погашения долга на приобретение жилого помещения в сумме 2523893 руб. 04 коп.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации ПКГО поступило представление прокурора города Петропавловска-Камчатского № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений действующего законодательства о муниципальной службе, так как в ходе прокурорской проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ председатель контрольно-счетной палаты ФИО9 обратился в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади, однако в нарушение требований законодательства к указанному заявлению не была приложена справка, подтверждающая стаж муниципальной службы, кроме того не приложены сведения из контрольно-счетной палаты Камчатской области, где он ранее проходил государственную службу и не реализовал право на приобретение субсидии на приобретение жилой площади за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ. Помимо этого, членами семьи ответчика являются мать – ФИО6,, супруга – ФИО7 (до брака ФИО10), а также дочь супруги – ФИО8, при этом, на момент подачи заявления жена и дочь ответчика были зарегистрированы по месту жительства в городе Хабаровске, на территории Камчатского края зарегистрированы по месту пребывания, несмотря на это копии поквартирных карточек с места регистрации по месту жительства членов семьи представлены не были, более того, не приложены документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности членов семьи ответчика жилых помещений в городе Хабаровске (БТИ, Росеестр), не приложены аналогичные документы на фамилию супруги до вступления в брак. К тому же учетная норма на всех членов семьи ответчика (4 человека) составляет 52 кв.м., при этом ответчику на праве общей долевой собственности при надлежит 1/2 доли в праве на квартиру, состоящей из 62,2 кв.м по <адрес>, кв. ь21, вторая половина собственности матери, более того, в собственности матери ответчика находилась квартира общей площадью 38,4 кв.м., расположенная на <адрес>. Таким образом, площадь двух жилых помещений составила 107,6 кв.м. Уполномоченный орган не имел возможности исследовать также площадь жилых помещений, принадлежащих на праве собственности/пользовании семье ФИО9 в городе Хабаровск, согласно выписке с сайта Росеестра, <адрес>, является частной собственностью с 2012 года.
На основании изложенного истец просил признать договор № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между Департаментом управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ФИО1 недействительным и применить последствия недействительности сделки в виде возврата в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа денежных средств, полученных муниципальным служащим ФИО1 в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в сумме 2523893 руб. 04 коп.
Представитель истца Комитета по управлению жилищным фондом администрации ПКГО Цынкевич, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что ознакомившись с письменным отзывом ответчика, с его доводами не согласна, так как ответчиком не все документы были предоставлены в 2013 году, а именно не представлена копия поквартирной карточки по <адрес> и справка с БТИ <адрес>, а также не приложена справка с Росреестра об имуществе супруги до вступления в брак.
Ответчик ФИО9 в судебном заседании исковые требования не признавал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просил суд в удовлетворении исковых требованиях истца отказать за необоснованностью.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании поддерживал своего доверителя, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований, за необоснованностью. Полагал, что основным обоснованием отказа, является предоставленный ФИО9 полный пакет документов, в соответствии с постановлением Городской думы №-НД.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ "О муниципальной службе в Камчатском крае" муниципальным служащим в соответствии с уставом муниципального образования может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 67 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа муниципальным служащим в соответствии с настоящим Уставом предоставляется право на единовременную субсидию на приобретение жилой площади один раз за весь период муниципальной службы в порядке и на условиях, установленных решением городской Думы.
Согласно ч. 1 ст. 1 Решения Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади" решение о порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади (далее - Решение) разработано в целях реализации дополнительной гарантии, установленной ст. 20 Закона Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№ "О муниципальной службе в Камчатском крае" и ст. 67 Устава Петропавловск-Камчатского городского округа и устанавливает порядок и условия предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - муниципальный служащий) за счет средств бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - бюджет городского округа).
Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (ч. 3 ст. 166 ГК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было подано заместителю главы администрации ПКГО - руководителю Департамента управления жилищным фондом администрации ПКГО заявление о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади, согласно данного заявления членами семьи ответчика является его супруга ФИО7 и дочь супруги ФИО8, с заявлением представлены следующие документы: копия паспорта ответчика и членов его семьи; копия свидетельства о заключении брака; копия свидетельства о рождении; копия трудовой книжки, подтверждающая стаж муниципальной службы; копия поквартирной карточки; копия свидетельства о госрегистрации права на квартиру по <адрес>; сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним на всех членов семьи (л.д. 12).
Согласно сообщению ГУП «Камчатское краевое БТИ», поступившему в адрес истца ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО7, ФИО8, ФИО6 (матери ответчика) право на приватизацию в г. Петропавловске-Камчатском не использовалась, недвижимость на праве частной собственности в г. Петропавловске-Камчатском не зарегистрирована (л.д. 13).
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ответчику до ДД.ММ.ГГГГ принадлежала на праве 1/2 доли общей долевой собственности <адрес> в г. Петропавловске-Камчатском, вторая доля указанной квартиры принадлежала матери ответчика ФИО6, однако с ДД.ММ.ГГГГ собственником данной квартиры является только мать ответчика (л.д. 19).
Также матери ответчика на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит квартира, расположенная в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес> (л.д. 20).
Информация о правах на имевшиеся (имеющиеся) у супруги ответчика и ее дочери в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Управлении Росеестра по Камчатскому краю отсутствуют (л.д. 12).
Комиссии по вопросам предоставления муниципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади ДД.ММ.ГГГГ решила поставить ответчика на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади (л.д. 29-33).
Приказом заместителя главы администрации - руководителя Департамента управления жилищным фондом администрации ПКГО № от ДД.ММ.ГГГГФИО9 с составом семью 3 человека (супруга, дочь супруги) поставлен на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади (л.д. 34).
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено предоставить ФИО9 единовременную субсидию на приобретение жилой площади в размере 2523893 руб. 04 коп. (л.д. 49).
ДД.ММ.ГГГГ с ответчиком был заключен договор № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади (л.д. 45-47), ДД.ММ.ГГГГ единовременная субсидия в размере 2523893 руб. 04 коп. ответчиком получена, в связи с чем, приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО9 был снят с учета для получения субсидии на приобретение жилой площади (л.д. 35).
Из материалов дела усматривается, что согласно п. 4 договора № основанием признания муниципального служащего, нуждающимся в жилом помещении в целях предоставления субсидии является приказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ «О постановке на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади ФИО1». Данный приказ принят в соответствии с Решением Городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа Камчатского края от ДД.ММ.ГГГГ№-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади" и Решением Комиссии по вопросам предоставления муниципальным служащим единовременных субсидий на приобретение жилой площади № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно тексту искового заявления истец ссылается на представление прокурора города Петропавловска-Камчатского об устранении нарушений действующего законодательства о муниципальной службе от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому в нарушение пунктов 5,7,8,9,12 ч. 2 ст. 4 Решения Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-нд к заявлению ответчика о получении единовременной субсидии не приложена справка, подтверждающая стаж муниципальной службы; сведения из Контрольно-счетной палаты Камчатской области о неполучении ответчиком субсидии на приобретение жилой площади за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ; копии поквартирных карточек с места жительства супруги и дочери супруги ответчика за последние 5 лет; документы подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности у членов семьи ФИО9 объектов недвижимого имущества на территории <адрес>, а также на территории Камчатского края; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах супруги ответчика на имеющиеся (имевшиеся) у нее объекты недвижимого имущества на территории РФ на ранее существовавшую фамилию – ФИО11 (л.д. 39-44).
Действительно, согласно ч. 2 ст. 4 Решения Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-нд (в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ на момент вынесения представления прокурора города Петропавловска-Камчатского) "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади" к заявлению муниципального служащего о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади прилагаются следующие документы:
1) копии паспорта муниципального служащего и членов его семьи;
2) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака;
3) копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
4) копия свидетельства о рождении муниципального служащего в случае совместного проживания с родителями;
5) справка, подтверждающая стаж муниципальной службы, с указанием стажа муниципальной службы непосредственно на должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы) в органах местного самоуправления городского округа (в случае зачета в стаж муниципальной службы периодов трудовой деятельности в организациях в справке указывается данная информация);
6) копия трудовой книжки, заверенная надлежащим образом;
7) копии поквартирных карточек (выписки из домовых книг) с места жительства муниципального служащего и членов его семьи за последние 5 лет;
8) документы, подтверждающие наличие либо отсутствие в собственности у муниципального служащего и членов его семьи объектов недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество в случае их изменения, полученную не ранее, чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади;
9) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах муниципального служащего и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество в случае их изменения (при наличии), полученная не ранее, чем за 30 календарных дней до даты подачи заявления о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади;
10) копия правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение;
11) копия документа, подтверждающего факт несоответствия помещения, в котором проживает муниципальный служащий и члены его семьи, установленным для жилых помещений требованиям (в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 2 настоящего Решения);
12) сведения из органов местного самоуправления иных муниципальных образований либо органов государственной власти, где муниципальный служащий ранее проходил службу, о неполучении им субсидий на приобретение жилой площади за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем на момент обращения ответчика с заявлением о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади действовала редакция № от ДД.ММ.ГГГГ Решения Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади", согласно ч. 2 ст. 4 к заявлению муниципального служащего в уполномоченный орган прилагаются следующие документы:
1) копия паспорта муниципального служащего и членов его семьи;
2) копия свидетельства о заключении брака;
3) копия свидетельства о рождении ребенка (детей);
4) копия свидетельства о рождении муниципального служащего в случае совместного проживания с родителями;
5) копия трудовой книжки, подтверждающая стаж муниципальной службы;
6) копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги;
7) сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии в собственности всех членов семьи жилого помещения.
К тому же согласно ч. 3 ст. 3 указанной редакции в целях подтверждения сведений, предоставленных муниципальным служащим, претендующим на получение субсидии, о неполучении им ранее субсидий на приобретение жилой площади за счет средств бюджета городского округа или других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, уполномоченный орган в лице Департамента управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа (далее - уполномоченный орган) направляет запросы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, где ранее проходил службу муниципальный служащий.
Таким образом, ответчиком на момент обращения, вместе с заявлением были представлены все необходимые документы, согласно действующей на тот момент редакции Решения Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№-нд "О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии муниципальным служащим Петропавловск-Камчатского городского округа на приобретение жилой площади". Кроме того указанные документы истцом были приняты и на основании представленных документов, последними принято решение о постановке ответчика на учет для получения субсидии на приобретение жилой площади, о чем в дальнейшем вынесен соответствующий приказ.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что правовых оснований для признания договора № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Департаментом управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ФИО1 недействительным, не имеется.
При этом доводы истца об обратном основаны на неправильном толковании закона.
В связи с отсутствием оснований для признания договора № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади недействительным, требование о применении последствий недействительности сделки в виде возврата в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа денежных средств, полученных муниципальным служащим ФИО1 в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в сумме 2523893 руб. 04 коп. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Комитета по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к ФИО1 о признании договора № о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилой площади от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Департаментом управления жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа и ФИО1 недействительным и применении последствия недействительности сделки в виде возврата в бюджет Петропавловск-Камчатского городского округа денежных средств, полученных муниципальным служащим ФИО1 в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в сумме 2523893 руб. 04 коп., отказать за необоснованностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца, со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий подпись
Подлинник решения находится в материалах дела №
верно:
Судья Т.В. Тузовская