Дело №2-7659/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 сентября 2017 года г. Челябинск Центральный районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи Л.Н. Мокроусовой при секретаре А.М. Викулине, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3 к ГУ – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности по предоставлению технических средств реабилитации, УСТАНОВИЛ: ФИО2 обратилась в суд с иском к ГУ – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ с требованиями о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности по предоставлению в течении месяца после вступления решения суда в законную силу несовершеннолетнему МИК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, технических средств реабилитации: опору для сидения детей-инвалидов (1 шт.); кресло-коляска с электроприводом комнатная, в том числе для детей-инвалидов (1 шт.); кресло-коляска с электроприводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов (1 шт.), которые должны обладать следующими техническими характеристиками – спинка: регулируемая по высоте, с регулируемым углом наклона, сиденье: ширина 20-32,5 см., глубина 27-42 см., регулируемое по высоте, с регулируемым углом наклона; подлокотник: регулирующийся по высоте (высота 16-21 см.); подножки: вращающиеся, регулирующиеся по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы; приспособления: подголовник, боковые упоры для тела, подушка на сиденье, держатели для ног, предохранительный пояс, приставной столик, а так же корсетом полужесткой фиксации (1 шт.); корсетом жесткой фиксации (1 шт.); аппаратом на всю ногу (2 шт.); тутором на всю руку (2 шт.); тутором на голеностопный сустав (2 шт.); обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки (2 пары); противопролежневым матрацем воздушным (с компрессом) – 1 шт.; противопролежневой подушкой воздушной (1 шт.). В обоснование исковых требований указав, что её сын – МИК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом и согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации, выданной бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ нуждается в следующих технических средствах реабилитации: опора для сидения детей-инвалидов (1 шт.); кресло-коляска с электроприводом комнатная, в том числе для детей-инвалидов (1 шт.); кресло-коляска с электроприводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов (1 шт.), которые должны обладать следующими техническими характеристиками – спинка: регулируемая по высоте, с регулируемым углом наклона, сиденье: ширина 20-32,5 см., глубина 27-42 см., регулируемое по высоте, с регулируемым углом наклона; подлокотник: регулирующийся по высоте (высота 16-21 см.); подножки: вращающиеся, регулирующиеся по высоте, с регулируемым углом наклона, с регулируемой опорой стопы; приспособления: подголовник, боковые упоры для тела, подушка на сиденье, держатели для ног, предохранительный пояс, приставной столик, а так же корсет полужесткой фиксации (1 шт.); корсет жесткой фиксации (1 шт.); аппарат на всю ногу (2 шт.); тутор на всю руку (2 шт.); тутор на голеностопный сустав (2 шт.); обувь ортопедическая сложной без утепленной подкладки (2 пары); противопролежневый матрац воздушный (с компрессом) – 1 шт.; противопролежневая подушка воздушная (1 шт.). Однако, при обращении к ответчику с заявлением о предоставлении указанных технических средств реабилитации до настоящего времени ими не обеспечен. Истец ФИО2, действующая в интересах МИК в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в иске. Представитель ответчика – ГУ – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – ФИО4, действующая по доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, ссылаясь на доводы указанные в письменном отзыве, в том числе на то, что в настоящее время МИК стоит в очереди на получение технических средств реабилитации по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Суд, выслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено и следует из материалов дела, что МИК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2014 №. Согласно свидетельства о рождении III-BD № родителями МИК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются МКА и ФИО1. Согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации, выданной бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГМИК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждается в следующих технических средствах реабилитации: опора для сидения детей-инвалидов (1 шт.); кресло-коляска с электроприводом комнатная, в том числе для детей-инвалидов (1 шт.); кресло-коляска с электроприводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов (1 шт.), корсет полужесткой фиксации (1 шт.); корсет жесткой фиксации (1 шт.); аппарат на всю ногу (2 шт.); тутор на всю руку (2 шт.); тутор на голеностопный сустав (2 шт.); обувь ортопедическая сложной без утепленной подкладки (2 пары); противопролежневый матрац воздушный (с компрессом) – 1 шт.; противопролежневая подушка воздушная (1 шт.). В соответствии с уведомлением о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями от ДД.ММ.ГГГГМИК, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, поставлен на учет в филиал № ГУ – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для обеспечения: опорой для сидения, кресло-коляской комнатной и прогулочной, корсетом полужесткой и жесткой фиксации, аппаратом на всю ногу, тутором на локтевой сустав и руку, тутором на голеностопный сустав и голенный, обувью 4 пары, матрацем, подушкой, подгузниками. По сведениям ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ очередность обеспечения МИК техническими средствами реабилитации по ИПР от ДД.ММ.ГГГГ следующая: кресло-коляска с электроприводом комнатная, - 29 из 46 (государственный контракт на стадии заключения); кресло-коляска с электроприводом прогулочная, в том числе для детей-инвалидов – 5 из 56 (государственный контракт на стадии заключения), тутор на голеностопный сустав (2 шт.) – 15 из 32, тутор на локтевой сустав (2 шт.) – 9 из 11, тутор на коленный сустав (2 шт.) – 8 из 11, аппарат на всю ногу (2 шт.) – 397 из 551, обувь ортопедическая сложная без утепленной подкладки (2 пары) – 466 из 794, корсет полужесткий – 467 из 603, корсет жесткий – 161 из 211; противопролежневый матрац воздушный (с компрессом) – 489 из 939, противопролежневая подушка воздушная – 253 из 341, опора для детей инвалидов (1 шт.) – 173 из 320. По всем указанным техническим средствам реабилитации государственные контракты на стадии заключения. Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ). В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе дети-инвалиды. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ). В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. №2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 г. №240, согласно которому обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ (п. 2 Порядка). В силу ст. 11 Закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм собственности. Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 г. №2428-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Челябинской области, которым последнему передана часть федеральных полномочий, в том числе, по предоставлению мер социальной защиты инвалидов. Распоряжением Правительства Челябинской области №436-рп от 29.12.2010 г. полномочия РФ по предоставлению мер социальной защиты инвалидам возложены на МСО Челябинской области. Порядок осуществления таких полномочий определен "Положением о порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями", утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области от 18.04.2011 г. №94-п. В соответствии с п.7 указанного Положения (как и Порядком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. №240) реабилитационные мероприятия осуществляются путем предоставления соответствующего технического средства реабилитации; оказания услуг по его ремонту или замене; выплаты компенсации расходов на указанные мероприятия. Министерство социальных отношений Челябинской области приказом от 27 января 2011 года №22 наделило Государственное учреждение Челябинский областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс» полномочиями по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, оказанию услуг по обеспечению протезами, включая изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий (кроме зубных протезов), назначению выплат компенсаций за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации и т.п. Полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов с 01.01.2017 года переданы Фонду социального страхования РФ. Частью 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения техническими средствами реабилитации осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок (пп. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года №864). Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется организациями, отобранными ГУ – Челябинским региональным отделением Фонда социального страхования РФ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», после заключения с данными организациями контрактов, с учетом очередности, определяемой датой подачи заявления. Расходным расписанием от 27.12.2016 года №0081 Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ доведены лимиты бюджетных обязательств на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий в сумме 354047,2 тыс.руб. Постановлением Фонда социального страхования РФ от 21 ноября 2016 года №156 Челябинскому региональному отделению доведены лимиты бюджетных обязательств и внутриведомственная бюджетная роспись расходов бюджета Фонда на 2017 год, содержащие указанную выше сумму 354047,2 тыс. руб. Данное постановление получено Челябинским региональным отделением 08.02.2017 года. По мере заключения государственных контрактов по результатам проведенных торгов в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ в пределах ассигнований, выделенных на эти цели из Федерального бюджета на текущий финансовый год и с учетом очередности, определяемой датой написания заявления, МИК будет обеспечен техническими средствами реабилитации. Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде получения технического средства реабилитации, с заявлением на такое обеспечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в техническом средстве реабилитации, являются юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой техническое средство реабилитации должно предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации заявления. Иными словами, не исключаются установление очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации, что при условии соблюдения указанной последовательности – согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а так же требованиями ч.3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Требование обязать ответчика предоставить технические средства реабилитации без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан техническими средствами реабилитации нарушает права и законные интересы других лиц инвалидов, ведет к неправильному применению норм права, регулирующие спорные отношения. Внеочередное или первоочередное обеспечение техническими средствами реабилитации кого-либо из этой категории граждан законодателем не предусмотрено. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 действующей в интересах МИК в полном объеме. Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего МИК к ГУ – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования РФ - отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>. Председательствующий Л.Н. Мокроусова |