ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-765/20 от 17.11.2020 Тихорецкого городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-765/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тихорецк 17 ноября 2020 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Гончаровой О.Л.,

секретаря судебного заседания Сафроновой М.А.,

с участием:

представителей истца Никифорова С.А. – адвоката Тамойкиной О.В., предоставившей удостоверение №2584 и ордер №826754 от 30.07.2020, и Реутовой С.Л., действующей на основании нотариальной доверенности 23АА8957073 от 15.03.2019,

представителя ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район Бушовой С.В., действующей на основании доверенности №6503 от 31.07.2020,

представителя ответчика – министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Панасенко Н.А., действующей на основании доверенности №70.12-09-6284/20 от 03.07.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова Сергея Александровича к администрации муниципального образования Тихорецкий район, министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия,

установил:

Никифоров С.А. обратился в суд с иском к администрации МО Тихорецкий район о признании незаконными действий по не включению истца и членов его семьи в сводный список участников ведомственной целевой программы по категории вынужденные переселенцы на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата, просил обязать ответчика устранить нарушение его жилищных прав.

С учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований, Никифоров С.А., оспаривая действия администрации муниципального образования Тихорецкий район, просил признать незаконными действия по не включению его и членов его семьи составом 5 человек в список граждан - участников ведомственной целевой программы по категории вынужденные переселенцы на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата и обязать администрацию муниципального образования Тихорецкий район включить его и членов его семьи (супругу и троих несовершеннолетних детей) в список граждан-участников ведомственной целевой программы по категории «вынужденные переселенцы» на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата. Также просил обязать Министерство топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края включить его и членов его семьи (составом 5 человек) в сводный список граждан-участников ведомственной целевой программы по категории вынужденные переселенцы на 2020 год на получении государственного жилищного сертификата.

Исковые требования мотивированы тем, что с 14.06.2005 Никифоров С.А. составом семьи четыре человека (он и трое несовершеннолетних детей) состоял на учете в администрации МО Тихорецкий район в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории «вынужденные переселенцы» за №1 и являлся участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленным федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Однако постановлением администрации МО Тихорецкий район от 28.03.2019 №395 Никифоров С.А. был исключен из списка граждан отдельных категорий составом семьи четыре человека, так же он исключен из отдельного (пофамильного) и отдельного основного (пофамильного) списков граждан отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( в улучшении жилищных условий) в администрации МО Тихорецкий район по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, имеющие право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 №4530-1 «О вынужденных переселенцах».

Считая, что его незаконно исключили из списков, истец оспаривал эти действия администрации в судебном порядке. 07 августа 2019 года Тихорецким городским судом Краснодарского края по делу №2-727/2019 было вынесено решение, которым удовлетворены его требования к ответчикам – администрации муниципального образования Тихорецкий район, министерству топливно-энергетического комплекса ЖКХ Краснодарского края о признании незаконными постановлений о снятии его и членов его семьи с жилищного учета и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Указанным решением суда от 07 августа 2019 года были признаны незаконными постановление администрации муниципального образования Тихорецкий район от 28.03.2019 №395 «Об исключении из списков граждан отдельных категорий Никифорова Сергея Александровича», постановление администрации муниципального образования Тихорецкий район от 04.04.2019 №416 «Об исключении Никифорова Сергея Александровича из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Суд обязал своим решением администрацию муниципального образования Тихорецкий район восстановить Никифорова С.А. в списках граждан отдельных категорий с даты постановки на учет, и признал за ним право на получение государственной финансовой помощи и поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом о вынужденных переселенцах в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 ноября 2020 года решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 07 августа 2019 года было оставлено без изменения.

Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район от 10.12.2019 №2078 Никифоров С.А. был восстановлен в списках граждан отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) по категории «вынужденные переселенцы» с даты постановки на учет, то есть с 14.06.2005. В состав семьи истца была также включена его супруга ФИО1.

Однако администрация муниципального образования Тихорецкий район не внесла Никифорова С.А. в список граждан на участие в ведомственной целевой программе на 2020 год по категории «вынужденные переселенцы». В связи с этим он не стал участником ведомственной целевой программы и лишен возможности получить государственный жилищный сертификат в 2020 году, который должен был получить еще в 2019 году.

Истец считает действия администрации муниципального образования Тихорецкий район о не включении его и членов его семьи в список граждан- участников ведомственной целевой программы по категории вынужденные переселенцы на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата незаконными, препятствующими реализации конституционного прав на обеспечение жильем.

Истец Никифоров С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещался судом.

В судебном заседании представители истца Тамойкина О.В., Реутова С.Л. настаивали на удовлетворении уточненных исковых требований. Представитель истца Тамойкина О.В. указала, что со стороны администрации МО Тихорецкий район продолжается нарушение жилищных прав истца. По вине должностных лиц администрации МО Тихорецкий район, выразившихся в незаконном снятии семьи Никифорова С.А. с учета в марте 2019 года, когда семья истца состояла в Списке под №1, истец был незаконно лишен этого права в 2019 году. Незаконность действий администрации по исключению истца из Списков и из состава участников государственной программы установлена судебным решением, вступившим в законную силу, законность которого подтверждена вышестоящими судебными инстанциями – и апелляционной, и кассационной. Если бы незаконными действиями администрации истец не был исключен из списка, то уже в 2019 году его семья была бы обеспечена жилым помещением. До настоящего времени многодетная семья жильем не обеспечена, вынуждена арендовать жилье. Считает, что решение суда, вступившее в законную силу, исполнено ответчиком не в полном объеме, Никифоров С.А. составом семьи 5 человек должен быть обеспечен государственным жилищным сертификатом в 2020 году. Доводы администрации муниципального образования Тихорецкий район, а также министерства топливно-энергетического комплекса ЖКХ по Краснодарскому краю, о том что Никифоров С.А. не мог быть включен в списки по причине того, что на дату формирования списков истец не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по соответствующей отдельной категории, не являлся участником ведомственной целевой программы являются несостоятельными, поскольку на тот момент шел судебный спор, Никифоров С.А. пытался защитить свои нарушенные права, будучи незаконно снятым с учета в марте 2019 года, соответственно, он не имел возможности подать заявление до 01 июля 2019 года. Представитель истца полагает, что администрация муниципального образования Тихорецкий район во исполнение решения суда, с целью восстановления нарушенного права истца, должна была обратиться в министерство с подачей дополнительного списка либо внесения изменений в сформированный список получателей жилищных сертификатов на 2020 год, однако не предпринимала дополнительных мер, не в полном объеме исполнила решение суда, не в полном объеме восстановила нарушенное право истца.

Представитель ответчика – администрации муниципального образования Тихорецкий район Бушова С.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, указывая на отсутствие нарушения прав истца со стороны администрации. Она считает несостоятельными доводы представителя истца и ссылку истца на решение Тихорецкого городского суда от 07.08.2019, поскольку данным решением было признано право Никифорова С.А. на получение государственного жилищного сертификата в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153. При этом решение не содержит возложение обязанности на администрацию обеспечить истца жилищным сертификатом в 2020 году. Согласно решению суда, администрация должна была руководствоваться и руководствовалась порядком формирования списков, определенных Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153, которые регламентируют формирование списков участников ведомственной целевой программы. Согласно Правилам, этот список формируется с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, то есть в 2019 году на 2020 год. Решение суда вступило в законную силу 26 ноября 2019 года, когда процесс формирования списков на 2020 год был завершен. Орган местного самоуправления формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. На получение государственного жилищного сертификата орган местного самоуправления списки не формирует, они формируются министерством. Согласно документам в учетном деле Никифорова С.А.,
в период с 01 января 2019 года по 01 июля 2019 года с заявлением, подтверждающим его намерение на участие в ведомственной целевой программе в 2020 году, истец не обращался. В связи с этим семья Никифорова С.А. не была включена в список граждан-участников ведомственной целевой программы на 2020 год. По решению суда Никифорова С.А. составом семьи 4 человека восстановили на учете 10.12.2019, о чем было сообщено в министерство, дополнительные списки министерством не запрашивались. На момент восстановления истца на учете списки были уже сформированы, процесс формирования министерством сводных списков завершен до 1 сентября текущего года. 16.06.2020 в установленный срок истец подал заявление на получение государственного жилищного сертификата на 2021 год уже на состав семьи 5 человек, с учетом включения в состав семьи его супруги, что имело место в январе 2020 года. Списки сформированы и в установленные сроки направлены в министерство.

Представитель ответчика – министерства топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края Панасенко Н.А. в судебном заседании также возражала против удовлетворения требований истца. Она пояснила, что решением Тихорецкого городского суда от 07.08.2019, на которое ссылается истец, признано право Никифорова С.А. на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом «О вынужденных переселенцах» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ №153 от 21.03.2006. Указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, в которых четко установлен порядок предоставления государственных жилищных сертификатов, четко регламентировано, что участие в этой программе является добровольным, установлен срок подачи заявлений. Согласно пункту 24 Правил, гражданин-участник ведомственной целевой программы с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, подает в органы местного самоуправления заявление об участии в программе, орган местного самоуправления составляет список, направляет его в орган исполнительной власти, которым составляется сводный список до 1 сентября. Об этом порядке Никифоров С.А. осведомлен. В 2019 году в установленный срок истцом заявление не подавалось, соответственно, он не был включен ни в муниципальный список, ни в сводный список по Краснодарскому краю.
В 2020 году он подал заявление и включен в список участников ведомственной целевой программы по категории «вынужденные переселенцы» на получение государственного жилищного сертификата в 2021 году. Сводный список получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год был сформирован до того момента, как Никифоров С.А. был восстановлен на учете по решению суда, подача и формирование дополнительных списков Правилами не предусмотрена.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства в материалах дела, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1535-К3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» (далее - Закон №1077-КЗ).

Согласно статье 1 Закона №1077-КЗ к гражданам отдельных категорий федеральной подведомственности относятся, в том числе, граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, имеющие право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее - вынужденные переселенцы).

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 8 Закона №1077-КЗ уполномоченным органом Краснодарского края в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий в отношении вынужденных переселенцев является орган исполнительной власти Краснодарского края в области топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, а именно Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Из материалов дела следует, что Никифоров Сергей Александрович состоял на учете в администрации муниципального образования Тихорецкий район в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «вынужденные переселенцы» вначале в составе семьи своей матери Реутовой (Никифоровой) С.Л., затем постановлением главы муниципального образования Тихорецкий район от 21.12.2007 №2227 «Об изменении состава семьи Никифоровой Светланы Леонидовны» из состава семьи были выведены ФИО2 (бывший супруг) и Никифоров С.А. (сын), с образованием трех учетных дел.

В 2012 году родители и брат истца получили государственные жилищные сертификаты на улучшение жилищных условий и были сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Никифоров С.А. продолжил состоять на учете (дата учета – 14.06.2005), составом семьи 4 человека, в том числе: Никифоров Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением администрации МО Тихорецкий район от 28.03.2019 №395 «Об исключении из списков граждан отдельных категорий Никифорова Сергея Александровича» истец с составом семьи 4 человека (он и трое несовершеннолетних детей) был исключен из отдельного (пофамильного) и отдельного основного (пофамильного) списков граждан отдельных категорий, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в администрации по категории «вынужденные переселенцы» в связи с утратой основания, дающего право на обеспечение жильем за счет бюджетных средств.

Постановлением администрации МО Тихорецкий район от 04.04.2019 №416 Никифоров С.А. составом семьи 4 человека (он и трое несовершеннолетних детей) был исключен из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Правомерность указанных действий администрации МО Тихорецкий район по снятию Никифорова С.А. и его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) были предметом судебного разбирательства.

Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 07 августа 2019 года исковые требования Никифорова С.А. о признании незаконным постановления о снятии с жилищного учета и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении были удовлетворены.

Указанным решением суда признаны незаконными постановление администрации муниципального образования Тихорецкий район от 28.03.2019 №395 «Об исключении из списков граждан отдельных категорий Никифорова Сергея Александровича», постановление администрации муниципального образования Тихорецкий район от 04.04.2019 №416 «Об исключении Никифорова Сергея Александровича из состава участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Этим же решением на администрацию муниципального образования Тихорецкий район судом возложена обязанность восстановить Никифорова Сергея Александровича в списках граждан отдельных категорий с даты постановки на учет и признать за Никифоровым Сергеем Александровичем право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Законом №4530-1 «О вынужденных переселенцах» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.

Решение было обжаловано в апелляционном порядке.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26 ноября 2019 года решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 07 августа 2019 года оставлено без изменения, вступило в законную силу 26 ноября 2019 года.

Как установлено в судебном заседании, во исполнение вступившего
в законную силу решения суда, постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район №2078 от 10 декабря 2019 года «О восстановлении Никифорова Сергея Александровича в списках граждан отдельных категорий» истец Никифоров С.А. составом семьи 4 человека (он и трое несовершеннолетних детей) восстановлен в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в улучшении жилищных условий) в категории «вынужденные переселенцы» с датой учета – 14 июня 2005 года, постановления администрации от 28 марта 2019 года №395, и от 02 апреля 2019 года №416 были отменены. Копия постановления направлена в министерство топливно-энергетического комплекса жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края за исх.№11370 от 16.12.2019.

16.12.2019 в администрации муниципального образования Тихорецкий район Никифоровым С.А. было подано заявление, в котором он просил дополнительно включить в связи с регистрацией по одному месту жительства и учесть в составе его семьи супругу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Уполномоченным органом муниципального образования Тихорецкий район дано заключение о наличии оснований для внесения изменения в учетные данные Никифорова С.А. от 09.01.2020.

Постановлением администрации муниципального образования Тихорецкий район №5 от 15 января 2020 года внесены изменения в учетные данные Никифорова С.А., а именно, считать адресом места жительства Никифорова С.А. и членов его семьи: Краснодарский край, <адрес>, также учтен состав семьи пять человек, в том числе: Никифоров Сергей Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (заявитель); ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга заявителя); ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь заявителя); ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (дочь заявителя); ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын заявителя).

Доводы истца о неисполнении решения суда в полном объеме, нарушении его прав бездействием администрации муниципального образования Тихорецкий район по не включению его и членов его семьи в список участников ведомственной целевой программы по категории «вынужденные переселенцы» на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата, суд находит несостоятельными, учитывая следующее.

Исходя из буквального толкования решения Тихорецкого городского суда от 07.08.2019, за Никифоровым Сергеем Александровичем признано право на получение государственной финансовой поддержки по обеспечению жильём в соответствии с Законом №4530-1 «О вынужденных переселенцах» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года №153.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 (в редакции, действовавшей на момент вынесения решения суда) «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной ведомственной целевой программы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 №1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы.

Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.

Согласно пункту 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Пунктом 19 Правил установлено, что для участия в ведомственной целевой программе граждане подают в органы местного самоуправления,
в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных, с приложением пакета определенных документов.

На основании пункта 24 данных Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления в которых находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 26 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов 26. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан, указанных в подпунктах "е" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, сводный список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году (далее - сводный список), по форме согласно приложению N 2, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его ответственному исполнителю государственной программы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников ведомственной целевой программы, которые получили сертификат в текущем году. Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники ведомственной целевой программы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники ведомственной целевой программы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту.

Согласно абзацу 2 пункта 26 Правил, включение граждан - участников ведомственной целевой программы в сводный список после его утверждения допускается на основании решения органа исполнительной власти, утвердившего сводный список, с соблюдением хронологической последовательности формирования указанного списка, установленной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

На дату формирования списков Никифоров С.А. не состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по соответствующей отдельной категории и не являлся участников ведомственной целевой программы.
В период с 01 января по 01 июля 2019 года Никифоров С.А. не обращался с заявлением об участии в ведомственной целевой программе, поскольку до марта 2019 года он состоял в списке, а после исключения из списков до 01 июля 2019 года не обладал правом подачи такого заявления. Между тем, после состоявшегося решения суда от 07.08.2019 до конца 2019 года истец также не обратился с заявлением о включении его в список получателей жилищных сертификатов на 2020 год, тогда как участие в ведомственной целевой программе добровольное и носит заявительный характер. При отсутствии письменного заявления истца отсутствовали законные основания для включения Никифорова С.А. в список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе на 2020 год.

При этом суд учитывает, что решением Тихорецкого городского суда от 07.08.2019 на администрацию муниципального образования Тихорецкий район либо на министерство не была возложена обязанность внести Никифорова С.А. в список граждан – участников ведомственной целевой программы по категории «вынужденные переселенцы» на 2020 год. За разъяснением решения истец не обращался.

Из материалов дела и учетного дела Никифорова С.А. следует, что 28.02.2020 Никифоров С.А. обратился с заявлением о включении его в число получателей государственного жилищного сертификата в 2021 году с учетом состава семьи 5 человек (после внесения изменений в состав семьи). Затем 02.03.2020 его представитель Реутова С.Л. подала заявление с просьбой считать заявление от 28.02.2020 ошибочно поданным, 04.03.2020 просила вернуть заявление от 28.02.2020 и не рассматривать данное заявление.

Только 12.05.2020 Никифоров С.А. обратился с заявлением на имя главы муниципального образования Тихорецкий район о включении его в число получателей государственного жилищного сертификата в 2020 году с учетом состава семьи 5 человек, однако к этому времени выдача государственных жилищных сертификатов по списку 2020 года была завершена.

16.06.2020 истец обратился с заявлением на имя главы муниципального образования Тихорецкий район о включении его в число получателей государственного жилищного сертификата в 2021 году, с учетом состава семьи 5 человек, поскольку не был включен в число получателей государственного жилищного сертификата в 2020 году.

Таким образом, поскольку в соответствии с Правилами сводный список граждан, получателей государственных жилищных сертификатов на 2020 год был сформирован и утвержден 05.08.2019, как установлено судом,
с заявлением о подтверждении своего намерения участвовать в ведомственной целевой программе в 2020 году Никифоров С.А. не обращался, оснований для включения его в список на 2020 год не имелось.

При этом суд также принимает во внимание, что в случае включения истца в сводный список на 2020 год после его утверждения, истец имел бы право претендовать на получение государственного жилищного сертификата только на состав семьи 4 человека, поскольку его супруга включена в состав членов семьи позже, в январе 2020 года.

В состав участников ведомственной целевой программы Никифоров С.А. включен на 2021 год, на основании поданного им заявления в 2020 году в период формирования списка на 2021 год.

При этом суд учитывает, что согласно представленной выписке из сводного списка граждан участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» получателей государственных жилищных сертификатов в 2021 году по Краснодарскому краю семья Никифорова Сергея Александровича, составом семьи 5 человек, включена в указанный сводный список под №2, о чем истец проинформирован администрацией муниципального образования Тихорецкий район.

В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных актов, об исполнении решения суда и разъяснений, данных в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение суда должно быть исполнимым.

Однако требования истца о включении его семьи в список участников ведомственной целевой программы на получение государственного жилищного сертификата в 2020 году не может повлечь его реальное предоставление в текущем году, решение суда не будет отвечать указанным требованиям исполнимости, так как граждане, включенные в список получателей сертификатов в 2020 году и предоставившие установленные Правилами документы были обеспечены социальными выплатами в полном объеме. Выдача государственных жилищных сертификатов завершена в текущем году еще до обращения истца в суд.

При установленных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Никифорова С.А.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований Никифорова Сергея Александровича о признании незаконными действий администрации муниципального образования Тихорецкий район по не включению Никифорова Сергея Александровича и членов его семьи в Список граждан- участников ведомственной целевой программы по категории «вынужденные переселенцы» на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата, об обязании администрации муниципального образования Тихорецкий район и министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского о включении Никифорова Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и членов его семьи - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Список и, соответственно, в Сводный список граждан – участников ведомственной целевой программы по категории «вынужденные переселенцы» на 2020 год на получение государственного жилищного сертификата.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 ноября 2020 года.

Судья Тихорецкого

городского суда О.Л. Гончарова