Дело № 2-78/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2016 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края
В составе председательствующего судьи Белобородовой Н.И.
С участием заместителя прокурора Казачинского района Моргуновой Е.С.
При секретаре Лыткиной Н.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Казачинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казачинского сельсовета Казачинского района Красноярского края об обязании администрации Казачинского сельсовета Казачинского района Красноярского края в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением и документами о постановке на учет бесхозяйной вещи – пожарных водоемов, расположенных по адресу: <адрес> -13, <адрес> -109, <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Казачинского района обратился в суд с вышеуказанным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Казачинского сельсовета, ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что на территории Казачинского сельсовета имеются источники наружного водоснабжения - противопожарные водоемы, расположенные по адресу: <адрес> -13, <адрес> -109, <адрес>, никем не зарегистрированные на праве собственности.
В соответствии с пунктами 9, 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30.03.2015 N 64-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Корреспондирующая норма закреплена в п. 11, п.25 ч.1 ст. 6 Устава Казачинского сельсовета.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 от № 69-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 от № 69- ФЗ (в ред. от 08.03.2015) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов отнесены вопросы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Согласно ч.1.ч.2 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. от 13.07.2014) на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Проведенной проверкой установлено, что в границах населенного пункта с. Казачинское имеются источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные водоемы, расположенные по <адрес> -13, по <адрес> – 109 (территории бывшего совхоза), по <адрес> (территория бывшего МУМП ЖКХ), которые в собственность организаций и учреждений, администрации Казачинского района не оформлены. Каких-либо документов, свидетельствующих о чьих-либо правах на вышеперечисленные пожарные водоемы, не имеется, в связи с чем, указанные объекты являются бесхозяйными вещами.
Отсутствие собственника на указанные источники наружного противопожарного водоснабжения в с. Казачинское влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данным обстоятельством нарушаются права граждан на соблюдение требований пожарной безопасности.
В суде заместитель прокурора Казачинского района Моргунова Е.С.. исковые требования поддержала, приведя те же доводы.
Ответчик в лице главы Казачинского сельсовета Козлов А.И., в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора признал.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает удовлетворить требования истца по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 9, 23 части статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 30.03.2015 N 64-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Корреспондирующая норма закреплена в п. 11, п.25 ч.1 ст. 6 Устава Казачинского сельсовета.
Согласно ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 от № 69- ФЗ (в ред. от 08.03.2015) противопожарный режим - требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 от № 69-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 от № 69- ФЗ (в ред. от 08.03.2015) к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов отнесены вопросы по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, в том числе, относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Частью 4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменениями от 13.07.2014 г.) предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1, п.2 ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изменен. от
первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Частью 2 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123- ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. от 13.07.2014) установлено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую, собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 № 580, установлен четкий порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества,
Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет.
Как установил суд, прокуратурой Казачинского района проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что в границах населенного пункта с. Казачинское имеются источники наружного противопожарного водоснабжения - пожарные водоемы, расположенные по <адрес> -13, по <адрес> - 109, по <адрес>, которые в собственность организаций и учреждений, администрации <адрес> не оформлены. Каких-либо документов, свидетельствующих о чьих-либо правах на вышеперечисленные пожарные водоемы, не имеется, в связи с чем, указанные объекты являются бесхозяйными вещами.
Поскольку вышеуказанные пожарные водоемы расположены в административных границах муниципального образования Казачинский сельсовет, непринятие их на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие собственника на указанные источники наружного противопожарного водоснабжения в с. Казачинское влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данным обстоятельством нарушаются права граждан на соблюдение требований пожарной безопасности.
Поскольку представитель ответчика Козлов А.И. признал исковые требования истца в полном объеме, то суд полагает принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования истца.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено и суд принимает заявленный прокурором срок - в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течении которого ответчик должен исполнить решение суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Казачинского района в защиту неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию Казачинского сельсовета Казачинского района Красноярского края в трехмесячный срок после вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением и документами о постановке на учет бесхозяйной вещи – пожарных водоемов, расположенных по адресу: <адрес>-109, <адрес> -13, <адрес> суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Казачинский районный суд.
Мотивированное решение принято 26.02.2016 г.
Судья Н.И. Белобородова