ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-765/2016 от 12.10.2016 Зеленчукского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Дело № 2-765/2016 г.

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Зеленчукский районный суд КЧР в составе:

председательствующей судьи Тешелеевой Д.А.,

с участием прокурора Трофименко Л.Ю.,

ответчика ФИО2,

при секретаре судебного заседания Долаевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4, 3-им лицам ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ « Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ

о признании ФИО2, ФИО3, ФИО4 утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, истребовании из чужого незаконного владения чужое жилое помещение, выселении из указанного служебного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения,

установил:

Министерство обороны Российской Федерации предъявило иск к ФИО2, ФИО3, ФИО4, 3-им лицам ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ « Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, обособленному подразделению «Ставропольский» ООО «Главное управление жилищным фондом» о признании ФИО2, ФИО3, ФИО4 утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>, истребовании из чужого незаконного владения чужое жилое помещение, выселении из указанного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

В обоснование требований МО РФ указало, что в соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения пор нормам и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

На основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащему войсковой части ФИО2 на состав его семьи из 4-х человек –супруги ФИО3, детей ФИО5 и ФИО6 (в настоящее время ФИО4) была предоставлена квартира <адрес>. Во исполнение ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ Министерством обороны РФ в лице начальника домоуправления войсковой части ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 был заключен договор найма служебного жилого помещения на период прохождения им военной службы.

По окончании военной службы ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 реализовал государственный жилищный сертификат, полученный от Министерства обороны РФ.

Несмотря на это он и члены его семьи супруга ФИО3 и дочь ФИО4 по настоящее время проживают в служебной квартире.

В настоящее время Ответчик ФИО2, уволенный с военной службы, работает в <данные изъяты> какой-либо связи с Министерством обороны Российской Федерации ответчик не имеет, однако добровольно служебное жилое помещение не освобождает, несмотря на неоднократные уведомления его об освобождении служебного жилого помещения.

Представитель истца Минобороны РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. 3-и лица на стороне истца ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ФГКУ « Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений», обособленное подразделение «Ставропольский» ООО «Главное управление жилищным фондом» в судебное заседание не явились, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики ФИО7 в суд не явились, направили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик ФИО2 иск не признал, пояснил, что он являлся военнослужащим и получил спорную квартиру в <адрес>. По окончании военной службы ДД.ММ.ГГГГ, договор найма служебного жилого помещения был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания им военной службы. Подтвердил получение после увольнения с военной службы жилищного сертификата, объяснил, что он реализовал данный сертификат, получив квартиру в <адрес>.

Тем не менее, он работает в <данные изъяты> которое обслуживает войсковую часть , считает в связи с этим необоснованным требование истца о выселении из служебного жилого помещения.

Огласив исковое заявление, заслушав возражения ответчика ФИО2, исследовав письменные доказательства, суд находит иск Министерства обороны РФ обоснованным и подлежащим увольнению по следующим основаниям.

В соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года №1550 и от 30 сентября 2010 года №1280 работа по разрешению жилищных вопросов военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, возложена на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения в соответствующих военных округах, таковым в Южном военном округе является ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.

ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Югрегионжильё) наделено определёнными полномочиями, в том числе: приёмом заявлений от военнослужащих, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, для признания их нуждающимися в жилых помещениях; признанием военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях; снятием военнослужащих с учёта нуждающихся в жилых помещениях; принятием решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно по избранному постоянному месту жительства.

Таким образом, ФГКУ «Югрегионжильё» является единственным уполномоченным органом военного управления в ЮВО, осуществляющим контроль за распределением и использованием жилищного фонда, закреплённого за Министерством обороны РФ.

ДД.ММ.ГГГГ (за исх. ) в связи с проводимой проверкой ФГКУ «Югрегионжильё» направило в адрес ФИО2 уведомление о необходимости предоставления документов, подтверждающих право проживания в специализированном жилищном фонде МО РФ.

Ответчиком в адрес ФГКУ «Югрегионжильё» Минобороны России были направлены документы, подтверждающие законность вселения ответчиков в указанное жилое помещение, согласно реестру от ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный период сотрудниками ФГКУ «Югрегионжильё» были проведены мероприятия по сбору сведений в отношении оснований вселения ФИО2 и членов его семьи в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

По результатам полученных сведений о незаконности проживания ФИО2 и членов его семьи в служебном жилом помещении уполномоченным органом Минобороны России – ФГКУ «Югрегионжильё» Минобороны России ДД.ММ.ГГГГ за исх. было направлено уведомление о необходимости сдачи в установленном порядке и освобождении жилого помещения в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации и предложено ФИО2 вместе с членами его семьи в добровольном порядке сдать служебное жилое помещение до ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное требование уполномоченного собственником специализированного органа Минобороны России, ответчиком оставлено без внимания.

В связи с оставлением ответчиками указанного выше Уведомления без ответа ФГКУ «Югрегионжилье» было повторно направлено уведомление о необходимости сдачи служебного жилого помещения (за исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Сведений о сдаче ответчиками служебного жилого помещения в адрес Минобороны России и ФГКУ «Югрегионжильё» не поступало.

Стороны не оспаривают, что ответчик ФИО2 на момент предоставления ему и членам его семьи из 4 человек на основании решения комиссии восковой части от ДД.ММ.ГГГГ Ставропольской КЭЧ района служебной квартиры по месту его военной службы по адресу: <адрес> являлся военнослужащим в/ч . Данный факт подтвержден представленным в суд истцом контрольным талоном к ордеру на жилое помещение . ДД.ММ.ГГГГ управлением домами в лице начальника домоуправления ФИО1 и ответчиком военнослужащим ФИО2 был заключен договор найма этого же жилого помещения как служебного, что подтверждено договором найма служебного жилого помещения.(л.д.8).

Постановлением Главы Администрации Зеленчукского района КЧР от 2002 года все квартиры, расположенные в <адрес>, были признаны служебными.

В соответствии со ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами их семей предоставляются не позднее трёхмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населённых пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населённых пунктах – в других близлежащих населенных пунктах.

Согласно трудовой книжке ответчик ФИО2, ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в коммерческой организации <данные изъяты>

Из вышеизложенного следует, что согласно подпункту «з» п.2 договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, наниматель обязуется по окончании срока действия настоящего договора сдать служебное жилое помещение в домоуправление в установленном порядке. Акт сдачи служебного жилого помещения составляется и подписывается представителями Управления домами и нанимателем..

Вменённую нанимателю обязанность сдать служебное жилое помещение, ФИО2 после реализации жилищного сертификата, выданного ему в связи с прекращением военной службы, не исполнил, чем нарушает имущественные права Министерства обороны Российской Федерации.

Факт проживания ответчиками на момент рассмотрения данного гражданского дела в служебном жилом помещении подтвержден кроме объяснений ответчика ФИО2 выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Главное управление подразделением «Юный» жилищно-эксплуатационного участка , выпиской из лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ.филиала «Ставропольский» ОАО «Славянка» «Зеленчукский РЭРУЖФ».

Факт работы ответчика ФИО2 в обособленном подразделении <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части , не дает право ему не сдавать служебное жилое помещение, поскольку его работодателем является <данные изъяты> несмотря на то, что работники занимаются обслуживанием техники войсковой части . Таким образом, оснований считать, что он продолжает работать в войсковой части , в силу чего иск Министерства обороны РФ не подлежит удовлетворению, не имеется.

Статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ предусматривает представление служебного жилья военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.

В соответствии с п. 5 ст.2 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года №76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены названным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законами устанавливаются военнослужащим и членам их семей. Таким образом, права членов семьи военнослужащего являются производными от права самого военнослужащего, в том числе и право на жильё.

В силу ч.5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьёй 65 и частями 3 и 4 статьи 67 ЖК РФ.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору (ч.5 ст.100, части 3,4 статьи 67, статья 69 ЖК РФ).

Из анализа вышеприведённых норм следует, что члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим жилым помещением, их права производны от права лица, которое получило жилое помещение.

Представленные истцом в суд и исследованные судом доказательства подтверждают, что ответчик ФИО2 и члены его семьи утратили правовые основания для проживания в служебной квартире <адрес>.

Вместе с тем, истцом заявлены два взаимоисключающих требования, а именно: об истребовании из незаконного владения истцов служебного жилого помещения и выселении ответчиков из служебного жилого помещения без предоставления другого жилья.

Рассматривая заявление истца Минобороны РФ о восстановлении срока исковой давности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Мнение истца о том, что права собственника жилого помещения являются нарушенными со дня прекращения военной службы ответчиком ФИО2, а у наймодателя возникает право требовать выселения ответчика и членов его семьи из незаконно занимаемой квартиры, не основан на законе.

В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения военной службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение военной службы, трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного кодекса.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение военной службы и утрата связи с министерством обороны РФ, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до его добровольного освобождения нанимателем, при отказе от которого гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Учитывая, что возникшие между сторонами правоотношения, регулируемые нормами жилищного законодательства, носят длящийся характер, а договор найма служебного жилого помещения, на основании которого ФИО2 совместно с членами семьи продолжает занимать жилое помещение, не прекратил своего действия, оснований для исчисления срока исковой давности с даты увольнения ФИО2 с военной службы ДД.ММ.ГГГГ, а равно и применения исковой давности в рассматриваемом споре, у суда не имеется. На основании изложенного срок исковой давности истцом не пропущен, в связи с чем оснований для восстановления срока исковой давности суд не усматривает.

Согласно п.19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, государственные органы освобождаются от уплаты госпошлины. В соответствии п.2 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы – это органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и иные государственные органы, образуемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Решая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.

Согласно п.п. 1 и 2 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждённого Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооружёнными Силами РФ, на основании чего Министерство обороны РФ от уплаты госпошлины освобождено.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина –в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчиков ФИО2, ФИО3 и ФИО4 следует взыскать в бюджета Зеленчукского муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты> рублей

На основании п. «д» ст.17 Конституции РФ, ст.15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст.ст. 102, 103,104 ЖК РФ, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить иск Министерства обороны Российской Федерации.

Признать ФИО2 и членов его семьи ФИО3, ФИО4 утратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес>.

Выселить ФИО2 и членов его семьи ФИО3, ФИО4 из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без предоставления другого жилья.

Взыскать с ФИО2, ФИО3, ФИО4 в равных долях в бюджет Зеленчукского муниципального района госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано через Зеленчукский районный суд КЧР в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 17 октября 2016 года.

С у д ь я: