ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-765/2016 от 16.11.2016 Трехгорного городского суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 ноября 2016 года г. Трехгорный

Трехгорный городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Нагорновой М.В.,

при секретаре Шнайдер Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к ПАО « Сбербанк России», ПАО « Челиндбанк» о восстановлении нарушенного конституционного права на судебную защиту, признании отказа ответчиков в оказании услуг по перечислению денежных средств для оплаты государственной пошлины и административного штрафа незаконным, обязывании ответчиков произвести оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, то есть без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начисления и документа, удостоверяющего личность,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к ПАО « Сбербанк России», ПАО « Челиндбанк», требуя (с учетом уточнения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ ) восстановить их нарушенное конституционное право на судебную защиту, признать отказ ответчиков в оказании услуг по перечислению денежных средств для оплаты государственной пошлины и административного штрафа незаконным, обязать ответчиков произвести оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, то есть без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начисления и документа, удостоверяющего личность ( л.д.2-4, 74).

Истец- ФИО1 – о слушании дела извещена, в судебное заседание не явилась ( л.д.71,80).

Истец – ФИО2 в судебном заседании, действуя за себя, а также за ФИО1 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д.6), исковые требования поддержал.

В обоснование иска пояснил, что в интересах ФИО1 и в своих интересах ДД.ММ.ГГГГ обратился в отделения банков- ответчиков для осуществления платежей - уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в Пензенский областной суд, а также административного штрафа. Но в осуществлении данных платежей ему было отказано по причине отсутствия у него и ФИО1 паспорта гражданина РФ. Полагал, что отсутствие у него и ФИО1 по религиозным убеждениям паспорта гражданина РФ и ИНН не может служить основанием для отказа ему и ФИО1 в осуществлении банковской услуги по перечислению денежных средств для уплаты госпошлины и административного штрафа. Указал также на то, что незаконным отказом (действиями) ответчиков ему и ФИО3 фактически были созданы препятствия в осуществлении ими основных конституционных прав, в том числе в осуществлении права на судебную защиту.

Представитель ответчика- публичного акционерного общества « Челиндбанк» - ФИО4 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 34) в судебном заседании с иском не согласилась, просила в его удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск ( л.д. 32-33).

В обоснование возражений указала, что в соответствии с Приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн « Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» в случае отсутствия у плательщика- физического лица ИНН и уникального идентификатора начислений указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным. Перечень идентификаторов сведений о физическом лице определен в п.6 Приложения к вышеназванному Приказу и включает в себя помимо паспорта гражданина иные сведения: свидетельство органов ЗАГС о рождении, паспорт моряка, удостоверение личности военнослужащего, временное удостоверение личности гражданина, справку об освобождении из мест лишения свободы, военный билет военнослужащего, паспорт иностранного гражданина, вид на жительство, разрешение на временное проживание для лиц без гражданства, удостоверение беженца, миграционную карту, паспорт гражданина СССР, страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ (СНИЛС), водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства в органах МВД РФ, охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Для осуществления платежей, клиенту необходимо было указать один из данных идентификаторов сведений о физическом лице, чего истцами сделано не было. В связи с этим полагала, что банк не отказал истцам в оказании услуги по проведению платежей по причине отсутствия у них паспорта гражданина РФ и ИНН.

Ответчик- публичное акционерное общество « Сбербанк России » - о слушании дела извещен, в заявлении, адресованном суду, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя ( л.д.78, 82).

В письменных возражениях на иск ( л.д.36) ПАО « Сбербанк России » указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обращался в банк для оплаты госпошлины в Пензенский областной суд в размере 150 рублей и суммы административного штрафа, представив при этом доверенность от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство об удостоверении тождественности гражданина с лицом, изображенным на фотографической карточке, удостоверенного нотариусом. Данная доверенность полномочий истца на совершение оплаты государственной пошлины не содержала. При обращении ФИО2 отказался от исполнения требований банка по предъявлению ИНН и паспорта ввиду их отсутствия по религиозным соображениям.

Полагая, что при отсутствии указанных документов банк лишен возможности совершить данные операции в силу требований Приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн « Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ», просил в удовлетворении иска отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 2, п.1.4 статьи 7 Федерального закона РФ « О противодействии легализации ( отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму» идентификацией является совокупность мероприятий по установлению определенных данным законом сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий. Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также упрощенная идентификация клиента - физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях оплаты реализуемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, в пользу органов государственной власти и органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении, получающих денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, а также при предоставлении клиентом - физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств, если сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случаев, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо, некоммерческая организация (кроме религиозных и благотворительных организаций, зарегистрированных в установленном порядке, товариществ собственников недвижимости (жилья), жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, региональных операторов, созданных в организационно-правовой форме фонда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации) либо организация, созданная за пределами территории Российской Федерации, а также если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. При осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в целях оплаты товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), определенный Правительством Российской Федерации, в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц, идентификация клиента - физического лица проводится независимо от суммы перевода.

Согласно п. 4 Приказа Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн « Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ» а также п.3.2 Порядка ведения государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденного приказом Федерального казначейства Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему РФ, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начислений, идентификатор сведений о физическом лице

Как следует из п. 3 Приложения к вышеназванному Приказу Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн, указание в распоряжении о переводе денежных средств значения ИНН в реквизитах "ИНН" плательщика, "ИНН" получателя средств и значения КПП в реквизитах "КПП" плательщика, "КПП" получателя средств является обязательным, если иное не предусмотрено данными Правилами.Значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными настоящим приказом Правилами. При отсутствии уникального идентификатора начисления составитель указывает в распоряжении о переводе денежных средств адрес регистрации по месту жительства плательщика - физического лица или адреса регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства). В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления, указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.

Согласно п. 6 Приложения к Приказу Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГн, письма Министерства Финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ в качестве идентификатора сведений о физическом лице, подлежат указанию: "01" - паспорт гражданина Российской Федерации;"02" - свидетельство органов ЗАГС, органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рождении гражданина; "03" - паспорт моряка (удостоверение личности моряка); "04" - удостоверение личности военнослужащего; "05" - военный билет военнослужащего;"06" - временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации;"07" - справка об освобождении из мест лишения свободы;"08" - паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;"09" - вид на жительство;"10" - разрешение на временное проживание (для лиц без гражданства);"11" - удостоверение беженца;"12" - миграционная карта;"13" - паспорт гражданина СССР;"14" - страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации (СНИЛС);"22" - водительское удостоверение; "24" - свидетельство о регистрации транспортного средства в органах Министерства внутренних дел Российской Федерации; "25" - охотничий билет; "26" - разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия.

Таким образом, анализ вышеназванных норм позволяет суду сделать вывод о том, что для осуществления платежа в бюджетную систему РФ (в виде госпошлины, административного штрафа) при отсутствии у плательщика физического лица – ИНН и уникального идентификатора начисления плательщик должен указать банку в распоряжении о переводе денежных средств иной установленный нормативно- правовым актами идентификатор сведений о нем как о физическом лице.

Как установлено в судебном заседании, ответчиками не оспаривается факт обращения ФИО2 в отделения банков для осуществления платежей: оплаты государственной пошлины, административного штрафа.

Вместе с тем, доказательств, которые бы свидетельствовали о том, что истцами были предоставлены сотрудникам банков- ответчиков все необходимые сведения ( в частности, идентификатор сведений о физическом лице) одновременно с требованием осуществить услуги по переводу денежных средств, в судебном заседании не добыто.

При таких обстоятельствах суд полагает, что ответчиками не были созданы какие- либо препятствия истцам для оплаты государственной пошлины и административного штрафа, в связи с чем отказ ответчиков в предоставлении услуг по осуществлению истцами платежей в бюджетную систему нельзя признать незаконным, а основания для возложения на ответчиков обязанности осуществить оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, то есть без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начисления и документа, удостоверяющего личность, отсутствуют.

Также суд полагает, что истцами не доказан факт того, что не оплата данных платежей воспрепятствовала каким- либо образом истцам для их обращения в суд за защитой своих прав.

При таких обстоятельствах иск не может быть удовлетворен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 13,194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск ФИО1, ФИО2 к ПАО « Сбербанк России», ПАО « Челиндбанк» о восстановлении нарушенного конституционного права на судебную защиту, признании отказа ответчиков в оказании ФИО1 и ФИО2 услуг по перечислению денежных средств для оплаты государственной пошлины и административного штрафа незаконным, обязывании ответчиков произвести оплату платежей в пользу государственных органов власти в соответствии с действующим законодательством, то есть без предоставления кредитным организациям ИНН, уникального идентификатора начисления и документа, удостоверяющего личность, заявленный к ПАО « Сбербанк России», ПАО « Челиндбанк», - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Председательствующий: