Бологовский городской суд Тверской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Бологовский городской суд Тверской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-766/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Морозовой Н.В.,
при секретаре Савельевой Ю.Ю.,
с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Варича В.А.,
представителя ответчика ОАО «Тверская энергосбытовая компания» Соха А.В.,
представителя третьего лица ООО «Региональная электросетевая компания» Рубеко А.В., представителя третьего лица ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» Матвеевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бологовского межрайонного прокурора к ОАО «Тверская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по прекращению электроснабжения,
У С Т А Н О В И Л:
Бологовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ОАО «Тверская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по прекращению электроснабжения на объекты тепловодоснабжения населения г.Бологое.
В обоснование иска указал следующее. Бологовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регулирующего вопросы электроснабжения объектов и населения муниципального образования г. Бологое. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из данного конституционного принципа вытекает ряд обязанностей государства: признание прав и свобод человека и гражданина, их соблюдение и защита. На территории муниципального образования г. Бологое услуги по теплоснабжению, водоснабжению (в том числе горячему) и водоотведению потребителям оказываются ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ». Для оказания услуг населению города Бологое Обществу передано муниципальное имущество, в том числе и котельные, по договору субаренды №2/08 от 20.08.2008 года, заключенному ООО «Системы жизнеобеспечения» с ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ». В целях осуществления теплоснабжения жилых домов и социально-значимых объектов 11.01.2009г. обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные ресурсы БЛГ» заключен с открытым акционерным обществом «Тверская энергосбытовая компания» договор энергоснабжения № 12 на поставку электроэнергии в арендуемые котельные, согласно которому, ОАО «Тверская энергосбытовая компания» обязуется поставить, а ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» – принять электроэнергию. Проверкой установлено, что в течение 2010 года в адрес директора ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» со стороны ОАО «Тверская энергосбытовая компания» неоднократно поступали предупреждения о необходимости погашения задолженности за поставленную электроэнергию и введении ограничения, а в последующем и полного отключения энергоснабжения в случае непогашения задолженности. 28.05.2010 года ОАО «Тверская энергосбытовая компания» было введено полное ограничение электроснабжения для котельных ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» по причине задолженности ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» перед ОАО «Тверская энергосбытовая компания». Вследствие ограничения была остановлена работа следующих котельных: №№, 1, 2, 4, 10, 14 города Бологое, а также 20.05.2010 года - котельных №№ 5,6, 12, 15, 18, 19. Вследствие отключения электроснабжения без горячего водоснабжения остались следующие объекты: многоквартирные жилые дома по адресам: Заозерный м/н - дома №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 27а, 29, 29а; ул. Трамплинная – д. 11; Западный м/н - дома №№ 1, 2, 3; ул. Мостовая - дома №№ 1-5; ул. Заводская - дома №№ 7-20; ул. Дзержинского - дома №№ 38, 39, 39а, 43, 44, 45, 46, 47, 48/2; ул. Кирова - дома № 16-24, 48, 53; ул. Народная – дома №№ 1-11; а также ряд социальных учреждений, в том числе МДОУ «Детский сад №6», МУ «ЦРБ», МОУ «Средняя школа №1», МУ ДОД «Дворец спорта», МОУ «Средняя школа №11», ГОУ «Детский дом», МОУ «Средняя школа 10», МДОУ «Детский сад №3 «Сказка» и другие организации и многоквартирные жилые дома. Действия ОАО «Тверская энергосбытовая компания» в части прекращения подачи электроэнергии являются незаконными по следующим основаниям. По договору электроснабжения организация-поставщик обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть электроэнергию, а абонент обязуется оплачивать принятую электроэнергию, что предусмотрено ст.ст. 539, 548 Гражданского кодекса РФ. Согласно ч.2 п. 1 ст. 546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Постановлением Правительства РФ от 05.01.98 г. №1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов. В соответствии с п. 4 указанного Постановления энергоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов в случае неоплаты организацией - потребителем образовавшейся задолженности за энергоносители, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. П. 6 вышеуказанного Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых объемах. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О защите прав потребителей» ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» обязано оказать услугу на условиях и в сроки, предусмотренные действующим договором. В силу ст.ст. 4, 7, 13, 16, 27, 28-39 указанного Закона потребитель имеет право на своевременное, качественное, безопасное оказание услуги. Согласно информации генерального директора следующих обществ, являющихся управляющими компаниями в г. Бологое: «Центр», «Заозерный», «Заводское», «Восточное», порядка 30% населения регулярно оплачивают коммунальные услуги. Таким образом, значительная часть населения г. Бологое добросовестно оплачивают коммунальные услуги, в том числе за отопление и горячее водоснабжение. Вследствие нарушения указанных норм добросовестные плательщики лишены возможности получать услуги по горячему водоснабжению и отоплению. Прекратив поставку электроэнергии на котельные г Бологое ОАО «Тверская энергосбытовая компания» оставило жителей жилых домов без тепла, подвергнув опасности их жизнь и здоровье, а также вынудило население для хозяйственно-бытовых нужд нагревать воду посредством использования газо/электробытовых приборов в большом количестве, что создает большую нагрузку на газо/электросети и повышает вероятность аварий и пожаров. Также Приложением № 6 к «Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.08.2006г. № 530 установлен перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони, а тем более полное отключение не допускается. В указанный перечень включены объекты водоснабжения. Котельные относятся к объектам водоснабжения, поскольку они обеспечивают жилые дома теплом и горячим водоснабжением, а следовательно, в отношении них не должны вводиться ограничения режима потребления электрической энергии ниже уровня аварийной брони, тем более, полное отключение. Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Таким образом, данная норма закона устанавливает общие пределы свободы усмотрения участников гражданских правоотношений при осуществлении ими своих прав. Превышение указанных пределов квалифицируется как злоупотребление правом и представляет собой неправомерное действие. Несмотря на то, что ОАО «Тверская энергосбытовая компания» имело реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации-должника в судебном порядке (решения Арбитражного суда Тверской области от 31 декабря 2009 года и 11 мая 2010 года), оно применило такой способ самозащиты своих прав, который привёл к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. В связи с чем, действия ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по ограничению и прекращению поставки электроэнергии на котельные г. Бологое следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом. В ч.1 ст.17 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура РФ - единая централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. В соответствии со ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, либо права граждан, не имеющих возможности самостоятельно защищать свои нарушенные права, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обращаться в суд с заявлением в защиту интересов неопределённого круга потребителей. Настоящее исковое заявление предъявляется в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, по следующим основаниям: круг лиц, проживающих в вышеуказанных многоквартирных домах, постоянно меняется, по причине предусмотренного ст. 27 Конституции Российской Федерации права граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства, его невозможно индивидуализировать, привлечь в гражданском судопроизводстве в качестве истца; а равно, невозможно индивидуализировать и привлечь в качестве истца лиц, проживающих и обучающихся в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул, детских домах и школах-интернатах. В данном случае может быть применен способ защиты права, установленный ст. 12 ГК РФ и п. 2 ч 3 ст. 11 ЖК РФ, а именно – восстановление положения, существовавшего до нарушения права (в том числе жилищных прав граждан), и пресечении действий, нарушающих это право. На основании изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК Российской Федерации и выступая в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц и категорий, не имеющих возможности самостоятельно отстаивать свои нарушенные права и интересы, прокурор просит признать незаконными действия ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по прекращению подачи электроэнергии на объекты тепло/водоснабжения населения г. Бологое: котельную №1 Заозерный микрорайон. г. Бологое, котельную №2 на ул. Кирова г. Бологое, котельную №3 Западный микрорайон. г. Бологое, котельную №4 в пос. Бушевец, котельную №6 на ул. Ленинская г. Бологое, Котельную №10 на ул. 1 Мая г. Бологое, котельную № 5 на ул. Прорабская г. Бологое, котельную № 15 на Куженкинском шоссе г. Бологое, котельную № 17 на ул. Федосихинская г. Бологое, котельную № 18 пер. Служебный г. Бологое, котельную № 19 ул. Главная г. Бологое.
В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Варич В.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям, просил признать незаконными действия ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по прекращению подачи электроэнергии на указанные в заявлении объекты тепло/водоснабжения населения г. Бологое.
Представитель ответчика ОАО «Тверская энергосбытовая компания» Соха А.В. исковые требования не признал, пояснив, что не считает действия по прекращению подачи электроснабжения на указанные в заявлении объекты незаконными, по следующим основаниям. 1.02.2009г. между их организацией и ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» был заключен договор электроснабжения, предметом которого является продажа энергосбытовой организацией электрической энергии и ее покупка абонентом на условиях, определяемых указанным договором. По условиям этого договора при нарушении потребителем одного из установленных договором сроков оплаты поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии, письменно предупредив потребителя. Эти положения договора основаны на нормах, содержащихся в Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. В соответствии с указанными правилами полное или частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии потребителям до уровня аварийной брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной брони – до полного ограничения в случае наступления соответствующих обстоятельств. Также согласно правилам ограничение режима потребления может вводиться в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является частью процесса снабжения потребителей электрической энергией, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем. По условиям договора и в соответствии с действующим законодательством с 28.05.2010г. в отношении ряда котельных, расположенных в г. Бологое, было введено полное ограничение режима потребления электрической энергии в связи с нарушением сроков оплаты по договору и наличием задолженности, при этом 11.05.2010г. в адрес ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» было направлено письмо о необходимости согласования брони, но это согласование проведено не было. Что касается правоотношений с участием потребителей, то они, помимо ГК РФ, регулируются и специальными законами, и Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону. В соответствии с ч.4 ст. 539 ГК РФ к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа «энергоснабжение» ГК РФ применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Следовательно, конечный потребитель электроэнергии - именно то лицо, которое является стороной договора электроснабжения, и дальнейшее ее использование потребителем для предоставления коммунальных услуг не порождает правоотношений между гарантирующим поставщиком ОАО «Тверьэнергосбыт» и потребителями коммунальной услуги горячего водоснабжения, предоставляемой ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ». ОАО «Тверьэнергосбыт» не может являться исполнителем коммунальной услуги горячего водоснабжения, поскольку не подпадает под понятие исполнителя коммунальной услуги, установленное Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., то есть не предоставляет и не может предоставлять коммунальную услугу теплоснабжения. Также считает необоснованной ссылку истца на то, что котельные, на которые была прекращена подача электроэнергии, приравниваются к объектам водоснабжения, а, следовательно, по мнению прокурора, к ним применяются требования Приложения № 6 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г. о недопущении ограничения режима потребления электроэнергии объектами водоснабжения ниже уровня аварийной брони. Полагает, что котельные не являются объектами водоснабжения, а только объектами теплоснабжения, поскольку из анализа норм, раскрывающих понятие водоснабжения, можно сделать вывод о том, что котельные не относятся к объектам водоснабжения, они представляют собой комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенным для выработки тепловой энергии, а не для передачи абонентам воды. При таких обстоятельствах прекращение подачи электроэнергии на объекты теплоснабжения, каковыми являются котельные ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ», вследствие неисполнения данной организацией своих договорных обязательств, было абсолютно законным и основанным на требованиях действующих законов и нормативно-правовых актов РФ в сфере электроэнергетики. Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденный Постановлением правительства РФ от 5.01.1998г. №1, не применяется в отношении прекращения или ограничения подачи электрической энергии с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 31.08.2006г. № 530, в связи с чем ссылки истца на данное постановление необоснованны и не могут применяться судом при рассмотрении данного дела. Примененный ОАО «Тверьэнергосбыт» способ защиты гражданского права нельзя рассматривать как действия, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу или как злоупотребление правом, так как эти действия носят исключительно правовой характер. Несвоевременное погашение задолженности по договору электроснабжения объяснялось руководством ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» финансовыми трудностями, связанными с наличием перед ними задолженности потребителей-граждан и бюджетных организаций за предоставленные коммунальные услуги. Руководство ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ», будучи предупрежденным о введении полного ограничения режима потребления электрической энергии, во избежание данной ситуации должно было принять все возможные меры к исполнению обязательств как по договору энергоснабжения, так и по договорам поставки горячего водоснабжения своим потребителям, в том числе принять меры к частичному погашению существующей задолженности, однако никаких мер к исполнению обязательств по договору электроснабжения (погашения задолженности) по договорам поставки горячего водоснабжения добросовестным потребителям ООО ««Коммунальные ресурсы БЛГ» не приняло, что свидетельствует о наличии вины в виде бездействия со стороны указанной организации. Кроме того, 7.10.2010г. в 17 часов 40 минут электроснабжение котельных, указанных в исковом заявлении, возобновлено, в связи с чем полагает, что основания для рассмотрения искового заявления в суде в настоящее время отсутствуют и просит в иске о признании незаконными действий по прекращению подачи электроэнергии отказать.
Представитель третьего лица ООО «Региональная электросетевая компания» Рубеко А.В. также исковые требования не признала, при этом пояснила, что считает их неправомерными по следующим основаниям. Ограничение режима потребления электроэнергии на котельные ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» 1 и 20 мая 2010 года ООО «Региональная электросетевая компания» не вводило; поскольку в этот период уже установилась теплая погода, согласно распоряжению администрации городского поселения г. Бологое Тверской области № 86-р от 30.04.2010г., на территории муниципального образования с 1 мая 2010 года был закончен отопительный сезон, в связи с чем угроза для жизни и здоровья людей отсутствовала. Основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии 28 мая 2010 года явилась значительная сумма задолженности ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» за потребленную электрическую энергию. Наличие задолженности за электрическую энергию, исходя из положений п.161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006г., является законным основанием для введения ограничения режима потребления электрической энергии. О введении такого ограничения должник был уведомлен за 20 дней – 7 мая 2010 года, потребителю было предложено погасить долг и 18 мая в случае непогашения долга самостоятельно снизить нагрузку, от чего потребитель отказался. П. 165 указанных Правил предусматривает, что в случае отказа потребителя самостоятельно произвести частичное ограничение режима потребления такое ограничение производится сетевой организацией при наличии технической возможности снижения объема электрической энергии, подаваемой потребителю. В случае невыполнения потребителем действий по самостоятельному частичному ограничению режима потребления сетевая организация вправе осуществить ограничение режима потребления в соответствии с п. 163 указанных Правил, который предусматривает полное ограничение режима потребления путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации. В связи с невыполнением потребителем-должником действий по самостоятельному ограничению режима потребления и отсутствием технической возможности введения частичного ограничения с питающих центров сетевой организации сетевая организация полностью ограничила режим потребления в соответствии с заявкой ОАО «Тверьэнергосбыт». Ни ООО «Региональная электросетевая компания», ни ОАО «Тверьэнергосбыт» не являются исполнителями коммунальных услуг горячего водоснабжения для граждан г. Бологое, поскольку указанную деятельность не осуществляют, в связи с чем на указанных лиц не может быть возложена обязанность по обеспечению услуг горячего водоснабжения и ответственность за их прекращение. Прекращение оказания услуг горячего водоснабжения было прекращено исключительно в результате неправомерного бездействия ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ», поскольку как следует из п.6 Постановления Правительства РФ от 5.01.1998г. № 1 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов», принятие необходимых мер, направленных на подачу ресурсов конечным потребителям является обязанностью именно организации-потребителя (то есть исполнителя коммунальных услуг - ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ»), а не ресурсоснабжающей организации. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита нарушенных прав может осуществляться любыми способами, предусмотренными законом, при этом выбор способа защиты нарушенных прав является сферой компетенции лица, чье право нарушено, в связи с чем действия ресурсоснабжающей организации по приостановлению (прекращению) энергоснабжения исполнителя коммунальных услуг являются как санкцией за нарушение исполнителем коммунальных услуг своих обязательств по договору, так и одновременно законным способом защиты своих нарушенных прав, соответствующим требованиям действующего законодательства. ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» приняло на себя обязательства перед гражданами по обеспечению их соответствующими коммунальными ресурсами и обязано было предпринимать все возможные меры для надлежащего выполнения данных обязательств, в том числе посредством выполнения обязательств перед поставщиком электроэнергии. Приложением № 6 Правил № 530 установлено недопущение ограничения режима потребления электрической энергии ниже аварийной брони, что предполагает недопущение такого ограничения именно при наличии такой брони, однако ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» не позаботилось о том чтобы в договоре электроснабжения была согласована аварийная и технологическая бронь по всем объектам энергоснабжения. Также полагает, что котельная не является объектом водоснабжения и не входит в перечень объектов, указанных в Приложении № 6 Правил № 530. Взыскание задолженности с ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» в судебном порядке приведет к неисполнению должником судебного акта, поскольку активы, на которые может быть обращено взыскание, у него отсутствуют, деятельность по оказанию коммунальных услуг гражданам ведется с использованием арендованного имущества. ОАО «Тверьэнергосбыт» при утверждении тарифа на электроэнергию будет вынуждено предоставить в РЭК Тверской области документы, подтверждающие невозможность взыскания долга с ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ», а по сути, убытки поставщика электроэнергии, что может в конечно счете повлечь рост тарифов.
Представитель третьего лица ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» Матвеева О.Н. в судебном заседании иск прокурора поддержала в полном объеме, пояснив, что ответчиком нарушен Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов. Постановление Правительства РФ возлагает ответственность на абонентов за поставку электроэнергии, в данном случае потребители тепловой энергии были отключены, что повлекло невозможность использования котельных по прямому назначению. ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» также имеет должников, однако не предпринимает мер по прекращению подачи тепла, тогда как ОАО «Тверьэнергосбыт» нарушает своими действиями права граждан, не состоящих с ними в договорных отношениях.
Третье лицо ООО «Центр» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте судебного заседания было извещено надлежащим образом, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица и возражений по иску не поступило.
Выслушав прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает заявление Бологовского межрайонного прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод», ратифицированной ФЗ РФ № 54-ФЗ от 30.03.1998 г., каждый, чьи права и свободы, признанные в Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действующими в официальном качестве. В РФ одним из способов защиты нарушенных прав и свобод граждан, является обращение прокурора в суд с иском в их интересах.
Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Данная норма закона устанавливает общие пределы свободы усмотрения участников гражданских правоотношений при осуществлении ими своих прав. Превышение указанных пределов квалифицируется как злоупотребление правом и представляет собой неправомерное действие.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ под договором энергоснабжения признается договор, по которому энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
В силу ст. 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
По смыслу данной нормы, ограничение подачи тепла населению не допускается в случае задолженности энергоснабжающей организации перед кем-либо. Поскольку такое ограничение объективно было вызвано в результате действий по прекращению подачи электроэнергии со стороны ответчика, данные действия надлежит признать незаконными.
Судом установлено, что в целях осуществления теплоснабжения жилых домов и социально-значимых объектов 11.01.2009г. ОАО «Тверская энергосбытовая компания» с обществом с ограниченной ответственностью «Коммунальные ресурсы БЛГ» заключен договор № 12 на поставку электрической энергии в арендуемые котельные. По условиям указанного договора ОАО «Тверская энергосбытовая компания» обязуется осуществлять продажу, обеспечить надежную и бесперебойную поставку электрической энергии, а ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» – принимать и оплачивать электрическую энергию в порядке, количестве (объеме) и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
По результатам прокурорской проверки установлено, что 28.05.2010 года ОАО «Тверская энергосбытовая компания» было введено полное ограничение электроснабжения для котельных ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» по причине задолженности ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» перед ОАО «Тверская энергосбытовая компания». Вследствие ограничения была остановлена работа следующих котельных: №№, 1, 2, 4, 10, 14 города Бологое, а также 20.05.2010 года - котельных №№ 5,6, 12, 15, 18, 19. Вследствие отключения электроснабжения без горячего водоснабжения остались следующие объекты: многоквартирные жилые дома по адресам: Заозерный м/н - дома №№ 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 27а, 29, 29а; ул. Трамплинная – д. 11; Западный м/н - дома №№ 1, 2, 3; ул. Мостовая - дома №№ 1-5; ул. Заводская - дома №№ 7-20; ул. Дзержинского - дома №№ 38, 39, 39а, 43, 44, 45, 46, 47, 48/2; ул. Кирова - дома № 16-24, 48, 53; ул. Народная – дома №№ 1-11; а также ряд социальных учреждений, в том числе МДОУ «Детский сад №6», МУ «ЦРБ», МОУ «Средняя школа №1», МУ ДОД «Дворец спорта», МОУ «Средняя школа №11», ГОУ «Детский дом», МОУ «Средняя школа 10», МДОУ «Детский сад №3 «Сказка» и другие организации и многоквартирные жилые дома. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с п.7 ч. 38 Федерального закона РФ от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (с последующими изменениями и дополнениями), Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает: обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии; обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в п.6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней; меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.
В соответствии с п. 160 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31 августа 2006г. № 530, полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям до уровня аварийной (технологической) брони и до полного ограничения согласно графику, предусмотренному актом согласования аварийной и технологической брони, а при отсутствии установленной аварийной (технологической) брони - до полного ограничения в случае наступления предусмотренных настоящим разделом обстоятельств. В случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства организаций, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, шинам или распределительным устройствам электрической станции, действия по введению частичного или полного ограничения режима потребления в отношении такого потребителя осуществляются собственником или иным законным владельцем указанной электрической станции, объектов электросетевого хозяйства в соответствии с положениями, установленными настоящим разделом для сетевой организации.
Согласно п.161 указанных Правилограничение режима потребления может вводиться в следующих случаях: а)неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств); б)прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору); в)выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии; г)выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей; д)возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов; е)возникновение внерегламентных отключений; ж)наличие обращения потребителя.
Пунктом 168 этих же Правил установлено, что в отношении потребителей (отдельных объектов), частичное или полное ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления. Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. В отношении таких потребителей (отдельных объектов) в обязательном порядке определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с п.п.188, 189 настоящих Правил, которые являются существенными условиями договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии).
Согласно вышеназванному Приложению № 6 к Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, представляющему собой перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов) ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается, к таковым относятся: объекты органов государственной власти и управления, медицинские учреждения и учреждения социального обеспечения, организации связи; объекты водоснабжения и канализации, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных предприятий, метрополитен; воинские части Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы охраны РФ; исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы; объекты Федеральной службы безопасности РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации; федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами; объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ; питающие линии электроснабжения, обеспечивающие системы пожарной безопасности; объекты систем диспетчерского управления, блокировки, сигнализации и защиты железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
По мнению суда, прекращение электроснабжения указанных в исковом заявлении котельных в нарушение указанных требований в конечном счете повлекло за собой ограничение режима потребления электрической энергии, используемой не только для теплоснабжения и водоснабжения жилых домов, образовательных и детских дошкольных учреждений, но и социального учреждения, к которым относится Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бологовский специальный (коррекционный) дошкольный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» (ГОУ «Бологовский детский дом»), расположенный в г.Бологое, ул. Кирова, д.35-а. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.
Кроме того, в соответствии со ст. 27 ФЗ «О защите прав потребителей» ООО «Коммунальные ресурсы БЛГ» обязано оказать услугу на условиях и в сроки, предусмотренные действующим договором. В силу ст.ст. 4, 7, 13, 16, 27, 28-39 указанного Закона потребитель имеет право на своевременное, качественное, безопасное оказание услуги.
Доводы прокурора о том, что значительное количество населения, проживающего в домах, которые отапливаются посредством вышеназванных котельных, добросовестно оплачивают коммунальные услуги, в том числе за отопление и горячее водоснабжение, и которые вследствие действий ответчика были лишены возможности получать услуги по горячему водоснабжению, и отоплению, представителем ответчика не опровергнуты.
Суд считает, что у ОАО «Тверская энергосбытовая компания» имелась реальная возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации-должника в судебном порядке, в том числе путем обращения взыскания на принадлежащее должнику имущество, однако ответчик применил такой способ защиты своих прав, который привёл к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи. В связи с чем действия ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по ограничению и прекращению поставки электроэнергии на котельные г. Бологое следует расценивать как злоупотребление правом и доминирующим положением на рынке.
Суд считает, что доводы представителя ответчика о том, что с 7.10.2010г. электроснабжение котельных, указанных в исковом заявлении, возобновлено, не имеют правового значения по делу, поскольку в заявлении Бологовского межрайонного прокурора ставится вопрос признания незаконными уже имевших место действий ответчика, который не находится в прямой зависимости от прекращения указанных действий.
На основании изложенного суд удовлетворяет заявление Бологовского межрайонного прокурора о признании действий ответчика незаконными.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Бологовского межрайонного прокурора к ОАО «Тверская энергосбытовая компания» о признании незаконными действий по прекращению электроснабжения удовлетворить.
Признать незаконными действия ОАО «Тверская энергосбытовая компания» по прекращению электроснабжения на объекты тепло/водоснабжения населения г. Бологое: котельную №1 Заозерный мкр. г. Бологое, котельную №2 на ул. Кирова г. Бологое, Котельную №3 Западный мкр. г. Бологое, котельную №4 в пос. Бушевец, котельную №6 на ул. Ленинская г. Бологое, Котельную №10 на ул. 1 Мая г. Бологое, котельную № 5 ул. Прорабская г. Бологое, котельную № 15 на Куженкинском шоссе г. Бологое, котельную № 17 на ул. Федосихинской г. Бологое, котельную № 18 пер. Служебный, котельную № 19 ул. Главная г. Бологое.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд в через Бологовский городской суд Тверской области в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий