ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-766/2012 от 03.03.2012 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

  РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Советский районный суд г. Волгограда в составе:

 председательствующего судьи Хромовой М.Ю.

 при секретаре Абрамович И.Е.

 с участием помощника прокурора Советского района г. Волгограда Мжельской Н.С.

          03 марта 2012 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации по месту фактического проживания в городе Волгограде,

 УСТАНОВИЛ:

        Заявитель ФИО1 обратилась в суд с заявлением, в котором оспаривает отказ участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда во включении ее в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации по месту фактического проживания в городе Волгограде, мотивируя тем, что она 28 и 29 февраля 2012 года обращалась в участковую комиссию избирательного участка с заявлением о включении ее в список избирателей по месту своего фактического проживания: <адрес>

         В заявлении ею указано, что она не имеет возможности прибыть на выборы Президента Российской Федерации в день голосования по месту своего жительства или получить открепительное удостоверение, так как у нее такая возможность отсутствует.

        01 марта 2012 года участковая избирательная комиссия избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда отказала заявителю во включении ее в списки избирателей в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Советском районе г. Волгограда.

 Заявитель считает данный отказ незаконным, поскольку при принятии решения комиссия руководствовалась только нормами Федерального закона № 19 п. 6 ст. 27 « О выборах Президента Российской Федерации» и не применила имеющие прямое действие нормы Конституции Российской Федерации о праве граждан Российской Федерации на передвижение на территории Российской Федерации и право на участие в голосовании в выборах Президента Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 Заявитель просит суд признать отказ участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда от 01 марта 2012 года незаконным.

 В судебном заседании заявитель ФИО1 настаивает на удовлетворении своего заявления по доводам, изложенным ею в заявлении и просит включить ее в список избирателей на выборы Президента Российской Федерации, пояснив, что она имеет регистрацию по своему месту жительства: <адрес>. В конце декабря 2011 года она прибыла в город Волгоград по месту жительства своих родителей по адресу: <адрес>. Желая участвовать в выборах Президента Российской Федерации, она дважды обращалась в участковую избирательную комиссию с заявлениями о включении ее в список избирателей, однако получила отказ со ссылкой на п. 6 ст. 27 ФЗ « О выборах президента». Данная норма закона предусматривает, что избиратели, находящиеся в день голосования в местах временного пребывания, включаются в список избирателей. Вместе с тем, из отказа следует, что во включении в список ей отказано в связи с регистрацией по месту жительства в Советском районе г. Волгограда. Данное положение закона ей не разъяснялось. Поскольку у нее не истек срок, предоставленный для временной регистрации по месту жительства, составляющий 90 дней, она имеет основания регистрацию не проходить и удостоверение о регистрации не получать. У нее отсутствует возможность участвовать в голосовании по месту жительства в г. Москва, так как отъезд связан с ее материальным положением, а получение открепительного удостоверения для голосования затруднителен, так как у нее нет лица, которому она могла бы доверить получение открепительного удостоверения.

 В судебном заседании представитель участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 - заместитель председателя участковой избирательной комиссии ФИО2 возражает против удовлетворения заявления, поскольку отказ во включении заявителя в списки избирателей основан на законе. При обращении ФИО1 в избирательную комиссию, ей было разъяснено, что для включения в список необходимо предоставить документы, подтверждающие временную регистрацию либо открепительное удостоверение. Однако, ФИО1 полагает, что для участия в голосовании нет необходимости обращаться в органы регистрации. Не было представлено в комиссию и открепительного удостоверения.

 В судебном заседании представитель избирательной комиссии Волгоградской области и территориальной избирательной комиссии Советского района г. Волгограда по доверенности ФИО3 полагает заявление ФИО1 необоснованным. У заявителя имелась возможность получить открепительное удостоверение, так как составление списков избирателей в территориальной избирательной комиссии началось 18.01.2012 года, а по участковым избирательным комиссиям с 13.02.2012 года. Однако, заявитель как избиратель правом получения открепительного удостоверения не воспользовалась. Не смотря на то обстоятельство, что в оспариваемом решении комиссии имеется ссылка на п. 6 ст. 27 ФЗ № 19 « О выборах Президента Российской Федерации», надлежащие основания для отказа в решении изложены и другие основания для включения ФИО1 в списки избирателей отсутствуют.

 Помощник прокурора Советского района г. Волгограда Мжельская Н.С. в судебном заседании полагает, что оснований для признания решения УИК Советского района г. Волгограда от 01 марта 2012 года не имеется, так как ФИО1 не предприняты какие либо меры для регистрации по месту временного жительства/ пребывания/ и получения открепительного удостоверения по месту жительства, она не воспользовалась своими правами как избиратель, хотя была их не лишена.

         Суд, выслушав заявителя, представителей заинтересованных лиц, заключение помощника прокурора Советского района г. Волгограда, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления по следующим основаниям:

 в соответствии со ст. 259 ГПК РФ - избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

 В соответствии с ч.2 ст. 6 Конституции Российской Федерации / принята всенародным голосованием 12.12.1993 / с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ/ - каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

        В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации - граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

 Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

        В судебном заседании установлено, что заявитель ФИО1 имеет постоянное место жительства и регистрацию по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта /л.д. 4-5/.

         В соответствии со ст. 27 Конституции Российской Федерации - каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

         ФИО4 в конце декабря 2012 года приехала в город Волгоград и до настоящего времени проживает по месту жительства родителей по адресу : <адрес>.

          28 февраля 2012 года ФИО1 обратилась в участковую комиссию избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда с заявлением о включении ее в список избирателей по месту своего фактического проживания: <адрес>, указав, что она не имеет возможности прибыть в день голосования на выборы Президента Российской Федерации в г. Москва и у нее отсутствует возможность взять открепительное удостоверение по месту своего жительства, где она включена в список избирателей / л.д. 6/.

        29 февраля 2012 года ею подано повторное заявление такого же характера с указанием места фактического проживания/ л.д. 7/.

        01 марта 2012 года участковая избирательная комиссия избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда отказала заявителю во включении ее в списки избирателей.

        В соответствии с выпиской из протокола № 2 заседания участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда от 01 марта 2012 года отказ был мотивирован пунктом 6 ст. 27 Федерального закона « О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003г. № 19-ФЗ и указано, что во включении в списки избирателей ФИО1 отказано в связи с отсутствием у нее регистрации по месту жительства в Советском районе г. Волгограда в границах избирательного участка / л.д.8/.

         В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 « Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» - граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, представив соответствующие документы.

         Заявитель указывает, что отказ комиссии в соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона « О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003г. № 19-ФЗ несостоятелен, так как она пребывает на территории Советского района г. Волгограда законно, поскольку срок, предусмотренный законом для получения временной регистрации по месту нахождения, составляющий 90 суток не истек и она, временно проживая на территории Советского района г. Волгограда, имеет право на включение ее в списки избирателей.

 Суд не может согласиться с данным доводом заявителя, так как в соответствии с ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 года « О выборах Президента Российской Федерации» - основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.

 Подтверждения того, что заявитель находится на территории избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда в участковую избирательную комиссию не представлено. Не представлено такого доказательства и суду.

 В соответствии с п. 6, 9, 10 ст. 27 Федерального закона « О выборах Президента Российской Федерации» - избиратели, находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и открепительного удостоверения для голосования на выборах Президента Российской Федерации (далее - открепительное удостоверение). Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, не имевшие возможности получить открепительное удостоверение, решением участковой избирательной комиссии могут быть включены в список избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.

 Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.

 Данная норма закона регулирует включение в списки избирателей лиц по месту временного пребывания, однако, при наличии определенных условий: документа, удостоверяющего личность и открепительного удостоверения, а так же лиц, не имеющих возможность такое удостоверение получить. К таким лицам ФИО1 не относится.

          Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1 о признании решения УИК № 0823 Советского района г. Волгограда об отказе во включении в список избирателей Президента Российской Федерации незаконным и обязании включить ее как избирателя в данный список, суд исходит из следующего:

        в своем решении об отказе во включении ФИО1 в списки избирателей избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда участковая избирательная комиссия указывает, что основанием для отказа послужило отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства в Советском районе г. Волгограда.

        Суд полагает, что данный отказ по причине отсутствия подтверждения регистрации по месту проживания /нахождения/ на территории Советского района г. Волгограда законен.

       В соответствии с положениями ст. 26 Федерального закона от 10.01.2003 года / ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011/ « О выборах Президента Российской Федерации» - списки избирателей составляются соответствующими избирательными комиссиями отдельно по каждому избирательному участку по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

 Списки избирателей составляются территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 21 день до дня голосования, а список избирателей по избирательному участку, образованному в труднодоступной или отдаленной местности, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем в день сформирования участковой избирательной комиссии на основании сведений об избирателях, представляемых главой местной администрации поселения.

 Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), на судне, находящемся в день голосования в плавании, на полярной станции, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования, на основании сведений об избирателях, представляемых руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает, капитаном судна, начальником полярной станции. Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в соответствии с пунктом 4 статьи 25 настоящего Федерального закона в местах, где пребывают избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, составляются по обращениям указанных избирателей, поданным в соответствии с пунктом 6 статьи 27 настоящего Федерального закона.      

       Сведения об избирателях собираются и уточняются должностными лицами, указанными в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, и представляются ими в территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 60 дней до дня голосования, а если список избирателей составляется участковой избирательной комиссией, - в соответствующие участковые избирательные комиссии сразу после их сформирования. Сбор, уточнение и представление сведений об избирателях осуществляются в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

 Участковая избирательная комиссия после получения списка избирателей выверяет его и вносит в него необходимые изменения на основании личных обращений граждан в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона, соответствующих документов органов местного самоуправления, должностных лиц, органов записи актов гражданского состояния, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, сообщений вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке.

 Аналогичные нормы права содержаться и в статье 17 Федерального закона от 12.06. 2002 года № 67-ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которой основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

 Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

         Заявитель в судебном заседании пояснила, что она проживает в г. Волгограда с конца декабря 2011 года и не имеет возможности участвовать в выборах Президента Российской Федерации из- за отсутствия средств на выезд в г. Москва по месту нахождения избирательного участка, где она включена в списки для голосования и невозможности получения открепительного удостоверения, так как у нее нет доверенного лица.

          Данные причины не могут послужить основанием для признания решения УИК № 0823 Советского района г. Волгограда незаконным и нарушающим право ФИО1 как избирателя на участие в выборах Президента Российской Федерации, поскольку решением комиссии права заявителя не нарушены. Судом установлено, что стороны заявителя не предпринято каких либо мер для регистрации по месту временного проживания и получения открепительного удостоверения. Желание гражданина Российской Федерации на участие в выборах должно быть подтверждено его правами как гражданина и избирателя в соответствии с законами, предусматривающими порядок участия граждан в выборах Президента Российской Федерации и он не может быть нарушен.

        Доводы заявителя о том, что в своем решении участковая избирательная комиссия неверно руководствовалась положениями только одного закона и не применила нормы закона, подлежащие применению, не является основанием для признания решения незаконным, так как в решении указано основание к отказу - отсутствие регистрации по месту жительства. Оснований для включения ФИО1 в списки избирателей в судебном заседании не установлено.

        При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления ФИО1 о признании незаконным решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда от 02 марта 2012 года об отказе во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации должно быть отказано.

       На основании изложенного, ст. 259- 261 ГПК РФ, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ :

       В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании отказа участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0823 Советского района г. Волгограда во включении в список избирателей на выборах Президента Российской Федерации по месту фактического проживания в городе Волгограде - отказать.

           Решение может быть обжаловано заявителем и заинтересованными лицами, прокурором в пятидневный срок после принятия решения суда в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб, апелляционного представления через Советский районный суд г. Волгограда.

 Председательствующий судья                                    М.Ю. Хромова