Дело №2-766/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Фокино 19.09.2016 г.
Именем Российской Федерации
Фокинский городской суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Индиченко П.Н.,
при секретаре М.Н. Гончар,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Находкинского транспортного прокурора
в защиту прав, свобод и законных
интересов неопределенного круга лиц
к АО «30 Судоремонтный завод»
о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Приморский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о безопасности мореплавания установлено, что АО «30 судоремонтный завод» в нарушение действующего законодательства эксплуатирует плавучий док «ПД-41», находящийся на плаву у причала АО «30 судоремонтный завод» в бухте Чажма залива Стрелок Японского моря. Данный плавдок до настоящего времени не состоит на классификационном учете Российского Морского Регистра судоходства, не прошел соответствующее освидетельствование с выдачей классификационного свидетельства, то есть, не имеет судовых документов, а также действительных документов Российского Морского регистра судоходства, разрешающих эксплуатацию данного плавучего дока. При этом плавдок эксплуатируется в настоящее время указанным предприятием в целях докования морских судов для ремонта и сервисного обслуживания. Неправомерные действия ответчика по использованию плавучего дока «ПД-41» могут повлечь загрязнение окружающей среды и привести к чрезвычайной ситуации, угрожающей жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе членов экипажа указанного плавучего дока. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать АО «30 судоремонтный завод» в течение 8 месяцев со дня вступления судебного решения в силу поставить плавучий док «ПД-41» на классификационный учет российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного Правительством Российской Федерации, и пройти освидетельствование с получением классификационного свидетельства на плавучий док «ПД-41», предусмотренного Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, РД 31.20.01-97 «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство», РД 31.52.22-88 «Правила технической эксплуатации судоподъемных сооружений», «Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, 2014», «Правила классификации и постройки морских судов, 2014».
В судебном заседании представитель истца на своих требованиях настаивал, ссылаясь на приведенные в исковом заявлении доводы, уточнил заявленный ранее срок исполнения решения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика иск признала частично, суду пояснила, что плавучий док «ПД-41» действительно используется предприятием для докования морских судов в рамках выполнения государственного оборонного заказа по ремонту кораблей и судов Тихоокеанского Флота, а также государственных контрактов с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». До постановки плавучего дока «ПД-41» на классификационный учет Российского Морского Регистра судоходства и освидетельствования с получением классификационного свидетельства, действительно, необходимо провести восстановление технической готовности и модернизацию в соответствии с проектом, разработанным специализированной организацией. По расчетам, стоимость восстановления технической готовности дока составляет от 2,5 до 3 млрд. руб., а производственная мощность завода всего 350 млн. руб. в год, вследствие чего предприятие не имеет финансовой возможности самостоятельно восстановить техническую готовность дока. Срок разработки проекта модернизации дока с учетом согласования с Российским Морским Регистром судоходства составит около 6 месяцев, а срок выполнения работ по модернизации – около 3 лет. Финансовое состояние предприятия полностью зависит от объема заказа и оплаты за выполненные работы. В первом полугодии 2016 года убытки предприятия составили 18,837 млн. руб. В целях сохранения уникального дока в 2013 году завод подготовил пакет документов о включении восстановления технической готовности дока в Федеральную целевую программу. В инвестиционный бюджет АО «30 СРЗ» на 2016 год была заложена стоимость проектных работ по модернизации дока в размере 94 млн. руб. Из-за финансовых трудностей в этой части бюджет не был согласован, источник финансирования не определен, и вопрос до настоящего времени не решен. Ссылаясь на указанные обстоятельства, представитель ответчика просила увеличить срок постановки плавучего дока «ПД-41» на классификационный учет российского Морского Регистра судоходства и освидетельствования с получением классификационного свидетельства до 36 месяцев.
Представитель третьего лица Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что плавучий док «ПД-41» (порт регистрации Владивосток) является собственностью АО «30 судоремонтный завод» на основании свидетельства о праве собственности на судно, выданного Морской администрацией торгового порта Владивосток 9.07.2012 г.
Плавдок «ПД-41» эксплуатируется ответчиком в целях докования морских судов, осуществления их ремонта, сервисного обслуживания в рамках выполнения государственного оборонного заказа по ремонту кораблей и судов Тихоокеанского Флота, а также в рамках выполнения государственных контрактов с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».
Плавдок «ПД-41» эксплуатируется ответчиком, находится на плаву в бухте Чажма залива Стрелок Японского моря вблизи территории АО «30 судоремонтный завод» у причала по адресу: <адрес>, пгт.Дунай, ЗАТО г.Фокино, при этом в настоящее время на ремонт в него помещен ЭМ «Боевой» (договор № от 21.12.2015 г. о выполнении работ по доковому ремонту кораблей и судов ТОФ); данное обстоятельство представитель ответчика подтвердила в судебном заседании.
Плавучие доки отнесены к объектам инфраструктуры морского порта статьей 4 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акт Российской Федерации».
Согласно ч.2 ст.2 указанного закона осуществление деятельности в морских портах регулируется настоящим Федеральным законом, Кодексом торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), другими федеральными законами и иными нормативным правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1.1 ст.16 ФЗ «О морских портах» владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 г. №620 утвержден технический регламент безопасности объектов морского транспорта, которым установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.
Пунктом 5 Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного Постановлением Правительства от 12.08.2010 г. №620 (далее – Регламент) закреплено, что к объектам технического регулирования относятся в том числе и объекты морского транспорта, включающие морские суда.
Согласно ч.1 ст.7 КТМ РФ под судном понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания.
Ст.33 КТМ РФ предусматривает, что судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях.
Согласно п.12 Регламента, объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленные технической документацией.
Пунктом 240 Регламента установлено, что объекты морского транспорта подлежат оценке и подтверждению соответствия требованиям настоящего технического регламента.
В соответствии с п.241 Регламента в отношении объектов морского транспорта (морских судов и доков) устанавливается форма оценки соответствия требованиям настоящего технического регламента (освидетельствование) в виде классификации.
Согласно п.п.б пункта 248 Регламента орган классификации судов оформляет свидетельство о классификации, подлежащее ежегодному подтверждению этим органом и являющееся документом о соответствии объектов морского транспорта, требованиям настоящего технического регламента.
Пунктом 1.2.3 РД 31.20.01-97 «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство», утвержденных распоряжением Минтранса РФ 08.04.1997 г. N МФ-34/672, установлено, что к эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы и класс российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 г. №121 «Об определении организации, осуществляющее классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в государственном судовом реестре, в бербоут - чартерном реестре или в российском международном реестре судов» российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов, является федеральное автономное учреждение "Российский морской регистр судоходства".
Пунктом 1.1.1 РД 31.52.22-88 «Правила технической эксплуатации судоподъемных сооружений», установлен исчерпывающий перечень документов Регистра на плавучие доки, отсутствие которых влечет запрет на эксплуатацию данных доков. В соответствии с данным перечнем плавучий док в обязательном порядке должен иметь свидетельство о годности к плаванию, также квалификационное свидетельство.
В соответствии со ст.23 КТМ освидетельствование судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации. Соответствие судна требованиям, указанным в данной статье, подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационные обществами.
Согласно ст.24 КТМ РФ российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, или иностранные классификационные общества в соответствии с их полномочиями присваивают класс судам, указанным в статье 23 КТМ РФ. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам. Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств.
Пунктом 5.1 Положения о классификации судов и морских стационарных платформ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 09.07.2003 г. №160, закреплено, что освидетельствование судов является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам Регистра и включает в себя как минимум наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания; оформление и выдачу документов Регистра и др.
В соответствии с п.5.2 Положения, каждое судно ставится на классификационный учет в Главном управлении Регистра, в том числе, если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете Регистра.
Согласно п.5.3 Положения снятие судна с классификационного учета Регистра производится, в том числе, когда судно не предъявлялось к освидетельствованию более 6 месяцев.
Пунктом 5.4 Положения закреплено, что судовладелец предъявляет суда, состоящие на классификационном учете Регистра, к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых Регистром.
Согласно пунктам 6.1 и 6.2 Положения, при осуществлении классификационной деятельности Регистр выдает документы, предписанные законодательством Российской Федерации и правилами. Документы Регистра выдаются на основании положительных результатов освидетельствования объекта.
Как закреплено п.7.1 Положения, присвоение судну класса Регистра означает соответствие конструкции судна применимым требованиям правил его технического состояния - условиям эксплуатации.
В соответствии с разделом 1.4 Правил классификации и постройки морских судов Том 1, утвержденных Российским морским регистром судоходства, в результате своей деятельности Регистр выдает свидетельства, подтверждающие выполнение требование данных Правил (классификационное свидетельство), а также свидетельства, удостоверяющие годность судна плаванию и предусмотренные КТМ РФ.
Правилами классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, утвержденных Российским морским регистром судоходства, установлено, что для подтверждения класса необходимо проводить ежегодное освидетельствование судна.
Однако как установлено в судебном заседании, «ПД-41» не поставлен на классификационный учет Регистра, не прошел освидетельствование с выдачей классификационного свидетельства, то есть не имеет судовых документов, а также действующих документов Российского морского регистра судоходства, разрешающих его эксплуатацию.
Кроме объяснений сторон, данное обстоятельство также подтверждается материалами дела, в том числе актом освидетельствования судна Российского Морского Регистра судоходства №.№ от 29.01.2015 г., письменным сообщением руководителя АО «30 судоремонтный завод» в адрес Находкинской транспортной прокуратуры от 15.06.2016 г., актом технического освидетельствования большого плавучего дока ПД-41 от 24.04.2015 г.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность эксплуатации судна «ПД-41» без судовых документов, выдаваемых в установленном законом порядке и подтверждающих годность судна к эксплуатации.
В отсутствие указанных документов оснований полагать, что судно, эксплуатируемое АО «30 Судоремонтный завод», отвечает требованиям безопасности, не имеется. Эксплуатация такого судна создает опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.
Соответственно, требования Приморского транспортного прокурора о возложении на ответчика обязанности поставить плавучий док «ПД-41» на классификационный учет российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, и пройти освидетельствование с получением классификационного свидетельства, являются законными и обоснованными.
Что касается заявленного прокурором срока исполнения решения суда – 12 месяцев, суд при решении данного вопроса принимает доводы представителя ответчика, основанные на представленных им доказательствах, свидетельствующих о невозможности исполнения соответствующего судебного акта в заявленный срок: ведомости ремонтных работ по восстановлению технической готовности БПЛ-41, плана мероприятий по поэтапному восстановлению технической готовности большого плавучего дока (БПД-41), калькуляции восстановления технической готовности «БПД-41», справки-обоснования необходимости выполнения проекта и модернизации с перевооружением плавучего дока БПД-41, перечнем инвестиционных затрат.
С учетом указанных документов суд полагает, что исполнить решение в заявленный прокурором срок – 12 месяцев – невозможно, в связи с чем считает необходимым увеличить срок до 18 месяцев.
Более длительный срок, о котором просил представитель ответчика, по мнению суда, создаст предпосылки для затягивания исполнения судебного решения.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов суд учитывает, что прокурор, как истец, от уплаты государственной пошлины в силу п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобожден, поэтому государственная пошлина в размере 6000 руб. подлежит взысканию с АО «30 Судоремонтный завод» в доход бюджета городского округа ЗАТО город Фокино.
На основании изложенного, руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО «30 Судоремонтный завод» в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу поставить плавучий док «ПД-41» на классификационный учет российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации, и пройти освидетельствование с получением классификационного свидетельства на плавучий док «ПД-41», предусмотренного Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации», РД 31.20.01-97 «Правила технической эксплуатации морских судов. Основное руководство», РД 31.52.22-88 «Правила технической эксплуатации судоподъемных сооружений», «Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации, 2014», «Правила классификации и постройки морских судов, 2014».
Взыскать с АО «30 Судоремонтный завод» государственную пошлину в размере 6000 руб. в доход бюджета городского округа ЗАТО город Фокино.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, то есть с 23.09.2016 г., путем подачи путем подачи апелляционной жалобы через Фокинский городской суд. Срок подачи апелляционной жалобы – до 24.09.2016 г.
Апелляционная жалоба и приложенные к ней документы представляются с копиями, число которых должно соответствовать числу лиц, участвующих в деле.
Судья П.Н. Индиченко