Дело № 2-766/2020 Изготовлено 28 октября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Маханько Ю.М.,
при секретаре Сергеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
28 сентября 2020 года
гражданское дело по иску ФИО1 к КУМИ Администрации ЯМР о признании незаконным распоряжения, обязании предоставить земельный участок
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в <адрес>. 29 августа 2019 года ФИО1 обратился в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>. Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР от 5 декабря 2019 года ФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с ненадлежащим оформлением схемы, а так же с тем, что:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, а именно на присоединяемой части земельного участка установлены постройка, забор и опора линии электропередач;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а именно испрашиваемый земельный участок приведет к сужению существующей улицы. Не согласившись с отказом КУМИ Администрации ЯМР, ФИО1 за защитой свои прав обратился в суд.
Истец обратился в суд с требованиями, в которых просит признать недействительным распоряжение КУМИ Администрации ЯМР от 5 декабря 2019 года недействительным, обязать согласовать схему расположения земельного участка, обязать предоставить испрашиваемый земельный участок и заключить соглашение о перераспределении земельного участка. Требования мотивирует незаконностью отказа и необходимостью перехода прав к истцу на испрашиваемый земельный участок.
В связи с заявленными истцом требованиями, исковое заявление принято к рассмотрению в рамках ГПК РФ.
В судебном заседании истец и его представитель ФИО2 заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Истец так же пояснил, что постройка и столб линии электропередач расположены на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности. На испрашиваемом им земельном участке расположен только установленным истцом за счет личных средств забор для того, что бы закрыть деревья, которые им посажены очень давно в 1997 году и разрослись вдоль дороги, которую не считает дорогой общего пользования. Забор им возведен на расстоянии от деревьев метр-полтора, что бы ветви находились в заборе и не мешали проезду.
Представитель ответчика КУМИ Администрации ЯМР и Администрации ЯМР ФИО3 не признала заявленные требования, указывая на то, что в месте предоставления земельного участка организован уличный проезд, который сужается за счет установленного истцом забора. Данный забор установлен по лицевой части улицы не в одну линию со смежными землепользователями. Напротив земельного участка истца располагаются земельные участки для ИЖС, что свидетельствует о том, что между ними будет организована улица, ширина которой должна быть не менее 12 метров. При этом не поддержала основание для отказа в связи с ненадлежащим оформлением схемы относительно графического изображения и грифа утверждения. При этом не отрицала, что расположенные на испрашиваемом земельном участке постройки принадлежат истцу, столб линии электропередач расположен в ином месте. Пока проекта дороги нет, но фактически проезд имеется, на перспективы развития дорога должна быть организована.
Иные участники процесса, извещенные своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд, выслушав пояснения административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Как указывалось выше, 29 августа 2019 года ФИО1 обратился в КУМИ Администрации ЯМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного в <адрес>. Распоряжением КУМИ Администрации ЯМР от 5 декабря 2019 года ФИО1 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с ненадлежащим оформлением схемы, а так же с тем, что:
- на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, а именно на присоединяемой части земельного участка установлены постройка, забор и опора линии электропередач;
- образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а именно испрашиваемый земельный участок приведет к сужению существующей улицы.
Как следует из п. 1 ст. 11.2, пп. 3 п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, путем перераспределения осуществляется в том числе на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 Кодекса.
Пунктом 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Согласно пп. 12 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении названного соглашения в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п. 16 ст. 11.10 названного кодекса. Так, согласно пп. 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.Статьей 11.9 ЗК РФ установлены требования к образуемым и измененным земельным участкам, согласно пункту 6 которой образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами. При этом действующее законодательство не раскрывает указанных понятий (письмо Минэкономразвития России от 12.03.2014 N ОГ-Д23-1534).
В соответствии с п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", разд. 1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Автомобильные дороги подразделяются на несколько видов (ст. 5 названного Закона), в том числе в зависимости от их значения выделяются дороги:
- местного значения - дороги в границах населенных пунктов, за исключение дорог, отнесенных к дорогам иного значения (ч. 9 ст. 5 ФЗ N 257);
- частные автомобильные дороги - дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц (ч. 12 ст. 5 ФЗ N 257).
При этом среди "местных дорог" выделяют основные и местные улицы, местные дороги и проезды. Местные дороги и проезды обеспечивают связи жилых и производственных территорий (дороги), а также непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки (проезды) (таблица 11.3 "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. Приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1034/пр).
Поскольку красные линии, отграничивающие земли общего пользования от иных земель, в д. Поляны не утверждены, суд считает необходимым исходить из существующих нормативных расстояний ширины проезжей части, имея в виду, что в отсутствие документов градостроительного планирования они не могут быть сокращены.
Исходя из положений таблицы 11.4 Свода правил СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" спорный проезд, наличие которого не оспаривается участниками процесса обеспечивает доступ к жилой застройке.
Его фактическая ширина между участками, находящимися в частной собственности, должна составлять как для основной улицы – не менее 10-12 метров, местной улицы - не менее 9 м, как для местной дороги - не менее 6 м а в случае перераспределения истцу испрашиваемой территории сокращается до 5 м. Между тем, испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне Ж-1, где основным видом использования является строительство.
Организация планировки и застройки относится к полномочиям органа местного самоуправления, осуществляется к учетом, как имеющихся объектов, так и планируемых.
Как пояснила представитель КУМИ Администрации ЯМР существующая застройка и расположенные напротив земельные участки, предназначенные под строительство жилых домов требуют организации улиц.
Кроме того, в п. 6 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. В связи с этим необходимо обеспечить возможность доступа проезда пожарных машин к жилому дому и доступа пожарных лестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение. Вдоль фасада здания следует предусмотреть полосы шириной 6 м, пригодные для проезда пожарных машин.
Таким образом, перераспределение истцу испрашиваемого земельного участка приведет к ограничениям в организации инфраструктуры населенного пункта и нарушению прав неопределенного круга лиц.
Обоснованность иных причин отказа, а именно ненадлежащим оформлением схемы относительно графического изображения и грифа утверждения, а так же с тем, что на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, а именно на присоединяемой части земельного участка установлены постройка, забор и опора линии электропередач в судебном заседании не подтверждена, однако это не влияет на права истца и не восстанавливает их с учетом отказа по причине, что испрашиваемый земельный участок приведет к сужению существующей улицы.
В связи с рассмотрением дела по правилам ГПК, при наличие заявленных истцом требований о передаче прав на спорный земельный участок, существующих способах защиты нарушенных прав, суд считает, что распоряжение КУМИ Администрации ЯМР от 5 декабря 2019 года № отмене не подлежит, так как необоснованность отраженных в нем некоторых пунктов при наличие обоснованного, не влияет на права и законные интересы истца и на невозможность предоставления испрашиваемого земельного участка.
Требования истца об обязании согласовать схему расположения земельного участка, обязании предоставить испрашиваемый земельный участок и заключении соглашение о перераспределении земельного участка, так же не подлежат удовлетворению как по изложенным выше обстоятельствам, так и по установленному нормами ЗК РФ порядку совершения требуемых истцом действий относительно перераспределения земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к КУМИ Администрации ЯМР отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Ю.М. Маханько