ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-767/17 от 26.12.2017 Темниковского районного суда (Республика Мордовия)

Дело № 2-767/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темников 26 декабря 2017 г.

Темниковский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Сюлина И.А.

при секретаре Кунавиной Л.Н.,

с участием в деле: истца ФИО1,

ответчика Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия», его представителя ФИО2, действующей на основании Устава,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия, его представителя ФИО3, действующего по доверенности № 07-21700 от 27 ноября 2017 г.,

третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное), его представителя ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» (далее - ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ»), указав, что она является матерью, умершего ДД.ММ.ГГГГФИО6. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО6 проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах РФ (СССР) и принимал участие в боевых действий на территории Чеченской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 07 октября 2015 г. она обратилась в ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как члену семьи умершего ветерана боевых действий. 06 октября 2015 г. ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» ей было выдано Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. На основании указанного удостоверения Решением ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» от 08 октября 2015 г. ей были предоставлены меры социальной поддержки как члену семьи умершего ветерана боевых действий. 18 октября 2017 г. вышеуказанное Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий было изъято. Распоряжением ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» от 18 октября 2017 г. № 2322 выплата вышеуказанных мер социальной поддержки прекращена и прекращены выплаты с пенсионного фонда, ФИО1 было направлено уведомление о прекращении предоставления мер социальной поддержки в связи с тем, что справка о прохождении военной службы ФИО6 не подтверждает правовой статус ветерана боевых действий у умершего сына ФИО6 В связи с вышеизложенным прекращены выплаты меры социальной поддержки. Считает прекращение выплат мер социальной поддержки ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» незаконным. При жизни удостоверение «Ветеран боевых действий» ФИО6 получить не успел, однако, согласно статье 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Право на льготы, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего удостоверения. Считает, что она как мать умершего ветерана боевых действий имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». В связи с прекращением выплат мер социальной поддержки ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» нарушаются ее права на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки. Кроме того, ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» не имело право изымать Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Просит признать Распоряжение Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» от 18 октября 2017 г. № 2322 о прекращении назначении мер социальной поддержки ФИО1 и действия по изъятию у ФИО1 Удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий незаконными. Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО1 как члену семьи умершего ветерана боевых действий меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», начиная с 1 ноября 2017 г. - со дня прекращения мер социальной поддержки. Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» выдать ФИО1 Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» ФИО5 в судебном заседании иск признала в полном объеме, дала объяснение, в котором подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства социальной защиты Республики Мордовия ФИО3 в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Министерства, против заявленных исковых требований не возражает.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия (межрайонное) ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия представителя Учреждения, по заявленным требованиям ФИО1 не возражают.

Выслушав объяснения представителя ответчика ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» ФИО5, исследовав письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

Согласно приложению к Федеральному закону «О ветеранах» к перечню государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.11.2011 № 24-П для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 данной статьи (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.

Согласно статьи 28 Федерального закона "О ветеранах" Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2013 года N 519 "Об удостоверении члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий" утверждены единый образец бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений члена семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий.

Таким образом, основанием возникновения у гражданина определенного юридически значимого статуса и, как следствие, возникновения права на социальные гарантии является наделение гражданина уполномоченным государственным органом таким статусом путем выдачи соответствующего удостоверения.

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1 является матерью ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении ФИО6 I-ЖК от ДД.ММ.ГГГГ (повторное) (л.д. 10).

Из справки, выданной отделом военного комиссариата Республики Мордовия по Темниковскому, Ельниковскому и Теньгушевскому районам, ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения проходил военную службу по призыву в Вооруженных силах РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Согласно свидетельства о смерти I-ЖК от ДД.ММ.ГГГГФИО6ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (л.д. 9).

Из представленного в суд ответчиком ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» личного дела получателя государственных услуг ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что 06 октября 2015 г. ФИО1 на основании ее письменного заявления ответчиком ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» выдано удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий. На основании указанного удостоверения Решением ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» от 08 октября 2015 г. № 2808 ФИО1 были предоставлены меры социальной поддержки как члену семьи умершего ветерана боевых действий. 18 октября 2017 г. вышеуказанное Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий было изъято. Распоряжением ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» от 18 октября 2017 г. № 2322 выплата вышеуказанных мер социальной поддержки прекращена.

ФИО1 направлено уведомление о том, что на основании проведенной Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия проверки было выявлено, что справка, выданная отделом военного комиссариата Республики Мордовия по Темниковскому, Ельниковскому и Теньгушевскому районам, не подтверждает правовой статус ветерана боевых действий у ФИО6 в связи с чем, ей прекращены меры социальной поддержки с 1 ноября 2017 г.

Пункт 2 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" прямо предусматривает предоставление мер социальной поддержки родителям погибшего (умершего) независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии и заработка, то есть данная норма является исключением из общего правила о наличии других необходимых условий, предусмотренных п. 1 ст. 21 ФЗ для других членов семьи (нетрудоспособности члена семьи погибшего (умершего) и состояния на иждивении погибшего (умершего) либо получения пенсии по случаю потери кормильца (наличия права на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации).

В рамках реализаций положений ФЗ "О ветеранах" постановлением Министерства труда РФ от 11.10.2000 г. N 69 была утверждена "Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", в п. 2.16 которой определен порядок выдачи удостоверений о праве льготы, установленные ст. 21 ФЗ "О ветеранах".

Согласно п. 2.16 данной инструкции права и льготы, установленные ФЗ "О ветеранах" предоставляется членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 ФЗ "О ветеранах". - на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 г. N 209.

Юридическим фактом, с которым закон связывает право родителей погибшего (умершего) военнослужащего на льготы, предусмотренные ст. 21 ФЗ "О ветеранах", является участие в контртеррористических операциях при выполнении им обязанностей военной службы.

Участие ФИО6 в контртеррористических операциях в период прохождения военной службы не оспаривается.

Отсутствие у умершего ФИО6 удостоверения «Ветеран боевых действий» не имеет правового значения, поскольку в силу прямого указания Федерального закона «О ветеранах» они отнесены к категории ветеран боевых действий. Названный закон не предусматривает присвоение такого статуса, а устанавливает перечень лиц, отнесенных к категории ветеран боевых действий.

Право на льготы, предусмотренные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», не могут быть поставлены в зависимость от наличия или отсутствия соответствующего удостоверения.

В силу изложенного, ответчик ГКУ «Соцзащита населения по Темниковскому району РМ» не имел правовых оснований для изъятия у ФИО1 Удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий и прекращения выплат мер социальной поддержки, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд исходит из того, что в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К судебным расходам в соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относится государственная пошлина. Истец ФИО1 при подаче иска понесла расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, что подтверждается соответствующим чеком-ордером. Эту сумму следует взыскать с ответчика в пользу истца.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» о признании права на получение мер социальной поддержки удовлетворить.

Признать Распоряжение Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» от 18 октября 2017 г. № 2322 о прекращении назначении мер социальной поддержки ФИО1 и действия по изъятию у ФИО1 Удостоверения члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий незаконными.

Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» предоставить ФИО1 как члену семьи умершего ветерана боевых действий меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах», начиная с 1 ноября 2017 г. - со дня прекращения мер социальной поддержки.

Обязать Государственное казенное учреждение «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» выдать ФИО1 Удостоверение члена семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий.

Взыскать с Государственного казенного учреждения «Социальная защита населения по Темниковскому району Республики Мордовия» в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения через Темниковский районный суд Республики Мордовия.

Судья Темниковского районного суда

Республики Мордовия И.А.Сюлин