ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-767/20 от 11.09.2020 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-767/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2020 года г. Чебаркуль Челябинской области

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Устьянцева Н.С.,

при секретаре Куликовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова ФИО5 к обществу с ограниченной ответственностью «НикоСС» о признании незаконным применение тарифа при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, возложении обязанности направить проект договора управления многоквартирным домом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «НикоСС», в котором просил признать незаконным применение тарифа в размере 17 рублей 64 копейки за 1 кв.м. общей площади квартиры при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного <адрес> в <адрес> в течение 11 месяцев - с июля 2019 года по май 2020 года, а также возложить на ООО «НикоСС» обязанность направить в его адрес для подписания проект договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> с указанием в нём: а) Состава общего имущества <адрес>; б) Перечня работ и услуг по управлению домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, а также перечня коммунальных услуг, которые ООО «НикоСС» будет предоставлять (если будет); в) Порядка определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт общего имущества дома, с указанием расчёта (сметы) и обоснования размера платы за содержание общего имущества (п. 31 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331); г) Порядка осуществления контроля за выполнением ООО «НикоСС» его обязательств по договору.

В обоснование иска указал, что он и его супруга являются собственниками квартиры, общей площадью 44 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, по ? доли. В мае 2019 года управляющей организацией многоквартирного дома стало ООО «НикоСС». В полученной в июне 2019 года квитанции о внесении платы за содержание и ремонт общего имущества дома за май 2019 года был указан тариф в размере 15,018 рублей за 1 кв.м. общей площади квартиры. В квитанциях за июнь и июль 2019 года указанный тариф уже значился в размере 17 рублей 64 копейки за 1 кв.м. общей площади квартиры. Письмом от 08 июля 2019 года ООО «НикоСС» разъяснило, что тариф в размере 17,64 рубля установлен распоряжением администрации Чебаркульского городского округа №123-р от 22 марта 2019 года. Поскольку указанное распоряжение носило временный характер, то после проведения 09 июля 2019 года открытого конкурса по выбору управляющей компании, данное распоряжение прекратило свое действие, то соответственно начисление платы за содержание и ремонт общего имущества дома по тарифу в размере 17 рублей 64 копейки за 1 кв.м. общей с июля 2019 года по май 2020 года являлось незаконным. Также указывает на то, что в нарушение действующего законодательства ООО «НикоСС», как победитель конкурса, не направил жильцам дома, в том числе и ему, проект договора управления многоквартирным домом для подписания в порядке установленном ст. 445 Гражданского кодекса РФ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований была привлечена администрация Чебаркульского городского округа.

Истец ФИО2 в судебном заседании участия не принял, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика ООО «НикоСС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации Чебаркульского городского округа при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку явка в судебное заседание является правом, а не обязанностью лиц, участвующих в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела.

Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В силу ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 настоящего Кодекса.

Положениями ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В силу ч. 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 4 ст. 161 настоящего Кодекса.

Положениями ч. 4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч. 13 настоящей статьи и ч. 5 ст. 200 настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

В соответствии с ч. 17 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством РФ. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч. 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Правила определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, установлены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года № 1616.

Согласно п. 2 Правил определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2018 года № 1616, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, органа государственной власти субъектов РФ - г.<адрес>, Санкт-Петербурга и Севастополя, если законом соответствующего субъекта РФ не предусмотрено иное (далее соответственно - уполномоченный орган, решение об определении управляющей организации), содержащим в том числе: а) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, включая требования к объемам, качеству, периодичности каждой из таких работ и услуг, сформированный из числа работ и услуг, указанных в минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; б) размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - г.г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ не установлено, что такие полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ.

В силу ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вступившим в законную силу решением Чебаркульского городского округа <адрес> от 19 сентября 2019 года установлено, что ФИО1 является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, о чем 30 декабря 2014 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации .

Также при рассмотрении данного доела сторонами не оспаривалось, то обстоятельство, что доля Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном <адрес> в <адрес> составляет более чем пятьдесят процентов.

В период с 03 августа 2015 года по 03 августа 2018 года управление многоквартирными домами по <адрес> в <адрес>, в том числе многоквартирным <адрес> по <адрес> в <адрес>, на основании договора -УЖФ-05 от 27 июля 2015 года управления жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны РФ, осуществляло <данные изъяты>

Распоряжением администрации Чебаркульского городского округа <адрес>-р от 20 февраля 2019 года управляющей организацией для управления многоквартирными домами <адрес> в <адрес> назначено ООО «НикоСС».

22 марта 2019 года администрацией Чебаркульского городского округа <адрес> издано распоряжение № 123-р, которым определен перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Приложение ), размер платы за содержание жилого помещения (Приложение ).

Приложением к указанному распоряжению установлен перечень работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес>, состоящий из 19 пунктов, а Приложением - размер платы за содержание жилого помещения, в том числе для собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> в размере 17 рублей 64 копейки за 1 кв.м. общей площади помещения.

По результатам проведенного 09 июля 2019 года администрацией Чебаркульского городского округа <адрес> конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, в том числе многоквартирным домом 28 по <адрес> в <адрес>, победителем конкурса признано ООО «НикоСС».

Из представленного в материалы дела копии протокола № 3/1 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом от 09 июля 2019 года, следует, что в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>, конкурс выиграло ООО «НикоСС». В п. 8 протокола указано, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме (средняя): 17 рублей 03 копейки. Вместе с тем, в приложении к технической документации для проведения открытого конкурса по отбору управляющей компании к протоколу от 09 июля 2019 года указан перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, а также общая стоимость работ и услуг за 1 кв.м. общей площади в месяц. В графе итого указана сумма 17 рублей 64 копейки.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что ООО «НикоСС» на законных основаниях производит начисление платы за содержание и ремонт общего имущества дома по тарифу в размере 17 рублей 64 копейки за 1 кв.м. общей с июля 2019 года по май 2020 года, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 в части признания применения тарифа в размере 17 рублей 64 копейки незаконным, не имеется.

Разрешая требования ФИО1 в части возложения на ООО «НикоСС» обязанности направить в его адрес для подписания проект договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> суд исходит из следующего.

В п. 91 Постановления Правительства РФ от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» указано, что победитель конкурса, участник конкурса в случаях, предусмотренных пунктами 71 и 93 настоящих Правил, в течение 20 дней с даты утверждения протокола конкурса, но не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола конкурса на официальном сайте, направляет подписанные им проекты договоров управления многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме и лицам, принявшим помещения, для подписания указанных договоров в порядке, установленном ст. 445 Гражданского кодекса РФ.

Данная норма является специальной для определения предмета договора управления многоквартирным домом в указанном в ней случае, и при наступлении такого случая она имеет приоритет перед иными правовыми нормами.

Таким образом, нормативно урегулированным правовым последствием неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своей обязанности выбрать способ управления многоквартирным домом в том случае, если участником проведенного в связи с этим открытого конкурса признан единственный претендент, является обязательное как для этого участника конкурса, так и для всех собственников помещений в многоквартирном доме заключение договора управления многоквартирным домом на условиях выполнения обязательных работ и услуг, указанных в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, за плату за содержание и ремонт жилого помещения, размер которой указан в извещении о проведении конкурса.

Материалами дела подтверждено, что ООО «НикоСС» был признан единственным участником открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, расположенными на <адрес>, в связи с чем с ним фактически был заключен договор управления многоквартирным домом на условиях, определенных конкурсной документацией.

Несоблюдение простой письменной формы не свидетельствует о незаключенности данного договора, поскольку момент заключения такого договора определяется по общим правилам, установленным гл. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии (п. 1 ст. 438 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для её акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, в том числе предоставление услуг, выполнение работ считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ).

Содержание существенных условий договора управления многоквартирным домом определяется действующим законодательством, регламентирующим деятельность по управлению многоквартирным домом, в том числе: постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами»; постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»; постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»; постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Как видно из материалов дела, ООО «НикоСС» фактически приступило к исполнению договора управления многоквартирным домом 28.

Указанные действия следует квалифицировать как акцепт (п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ) со стороны управляющей организации, свидетельствующей о заключении договора в соответствии со ст. 433 Гражданского кодекса РФ.

При этом не направление в адрес собственников помещений в многоквартирном доме не привело к нарушению их прав.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований ФИО1 в части возложения на ООО «НикоСС» обязанности направить в его адрес для подписания проект договора управления многоквартирным домом по <адрес> в <адрес>, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Попова ФИО6 к обществу с ограниченной ответственностью «НикоСС» о признании незаконным применение тарифа при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома, возложении обязанности направить проект договора управления многоквартирным домом отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Чебаркульский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено 18 сентября 2020 года

Судья Н.С. Устьянцев