ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-767/2023 от 04.09.2023 Новокузнецкого районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-767/2023

УИД 42RS0023-01-2023-000571-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новокузнецк 04 сентября 2023 г.

Новокузнецкий районный суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Шлыкова А.А.,

при секретаре Лучшевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СНТ «Пчеловод Барзаса» к Администрации Новокузнецкого муниципального округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

СНТ «Пчеловод Барзаса» обратилось в суд с иском к Администрации Новокузнецкого муниципального округа о понуждении к совершению действий, в котором просит обязать администрацию Новокузнецкого муниципального округа сделать подъездные пути – автомобильную дорогу к СНТ «Пчеловод Барзаса» (<адрес>) и поставить ее на баланс администрации Новокузнецкого муниципального округа, и взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы.

Требования мотивированы тем, что на основании распоряжения администрации Новокузнецкого района от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Земельным кодексом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ СНТ «Пчеловод Барзаса» был предоставлен земельный участок с кадастровым номером , площадью кв.м. и координатами , расположенный по адресу: Кемеровская область, Новокузнецкий район, <адрес> под коллективное садоводство. За это время члены товарищества облагородили земельные участки, построили дома. До СНТ на тот момент была таежная дорога км, по которой садоводы могли доехать до участков, сами ее содержали и по ней завозили стройматериалы. Администрация Новокузнецкого района данную дорогу никогда не содержала, на баланс не поставила. По реке ходил рейсовый теплоход по маршруту <адрес><адрес><адрес>, однако, в г. водный транспорт прекратил свое существование, по мнению администрации <адрес> данный маршрут стал не выгодным, речной вокзал и теплоход были проданы. В г. охрана <данные изъяты> стала препятствовать проезду членов товарищества на личном транспорте через территорию шахты на территорию СНТ, а в г. вообще не стала пропускать личный транспорт не территорию шахты без пропуска, а также запретила провозить сигареты, алкоголь, на КПП шахты заставляли пассажиров проходить алкотестер. С г. члены товарищества неоднократно обращались в различные муниципальные и государственные органы, однако, каких-либо мер по организации проезда в СНТ «Пчеловод Барзаса» предпринято не было. Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель истца СНТ «Пчеловод Барзаса» - председатель ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить их в полном объеме, дал объяснения аналогичные доводам иска, дополнительно суду объяснил, что ранее до садового товарищества добирались на лодках. Зарегистрированных жителей в СНТ нет. Дорога тупиковая. В товарищество приезжает человек и определенный круг лиц, другие лица туда не ездят. Дорога к СНТ проходит через территорию шахты, но она не стоит на балансе администрации Новокузнецкого муниципального округа. <данные изъяты> подали на товарищество в суд, т.к. они не могут выполнить требования ФЗ , поскольку нет дороги. На территории шахты дорога нормальная, но сотрудники шахты не всех пропускают и не разрешают провод некоторых предметов, также необходимо оформить пропуска. При этом пропуск выдают на один автомобиль на одну семью. Они просят в настоящее время обязать ответчика организовать подъездные пути к товариществу. Ранее у них бы речной транспорт, поэтому они не предъявляли претензии по этой дороге. Кроме того, там грейдировали ее 2 раза в месяц. Поэтому 6 лет они не ездили по этой дороге. Однако, потом убрали общественный речной транспорт, а шахта перекопала дорогу. В связи с чем, им оказалось проблематично добираться до СНТ. Также ранее был суд между СНТ «Пчеловод Барзаса» и <данные изъяты> где <данные изъяты> отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку нет подъездных путей. Более того, в этом судебном процессе представители Правительства Кузбасса и прокуратура сказали, что администрация Новокузнецкого района должна обеспечить проездные пути. Они исковые требования предъявляют в отношении 7 км. дороги. Считает, что подъездные пути обязан обеспечить ответчик, отсыпать дорогу и поставить ее на баланс муниципальной собственности. В настоящее время подъездного пути официально нет. Имеющаяся в настоящее время дорога не проходит по болоту, там просто грязь.

Представитель ответчика – администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании против исковых требований возражала, просила отказать в их удовлетворении, суду объяснила, что замели, на которых размещена дорога, принадлежат Лесфонду. Указанная дорога не состояла и не состоит на балансе администрации Новокузнецкого муниципального округа. Дорога, по которой в настоящее время осуществляют проезд члены товарищества, организована самими жителями СНТ. Также часть дороги проходит через территорию шахты <данные изъяты> земли предоставлены шахте на основании лицензии. Часть дороги, расположенная на территории шахты, отсыпана грейдером. Жителей СНТ пропускают через территорию шахты для проезда. Считает, что администрация Новокузнецкого муниципального округа является ненадлежащим ответчиком по дела, поскольку земли принадлежат Лесному фонду РФ. Также у администрации отсутствуют обязанности по организации подъездных путей к СНТ, в СНТ в настоящее время значится 35 домов, и числится 13 человек, при этом, строительство дороги является очень затратным. Кроме того, СНТ в праве установить сервитут за свой счет для проезда либо взять спорную дорогу у Лесфонда в аренду, построить ее и поставить на баланс.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по вышеизложенным основаниям.

Представитель третьего лица - АО «ОУК Южкузбассуголь» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании объяснил, что подъездная дорога к СНТ - это накатанная жителями дорога. Без пропусков проезд через территория шахты не возможен, поскольку это промышленная территория. Участок спорной дороги входит в лицензионную территорию, поэтому при разработке шахта постепенно будет подходить к границам СНТ. Земельный участок СНТ не входит в лицензионный участок.

Представитель третьего лица – ЖКХ Новокузнецкого района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательство извещено надлежащим образом, ранее в судебном заседании представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, суду объяснил, что спорная дорога никогда не состояла на балансе администрации. Дорога организована самостоятельно дачниками СНТ. При этом у администрации отсутствует обязанность по обеспечению транспортной доступности к садовому обществу. В СНТ «Пчеловод Барзаса» отсутствуют зарегистрированные жители, также не самого участка на котором возможно строительство дороги, поскольку земли предоставлены шахте на основании лицензии.

Представитель третьего лица - Департамента лесного комплекса Кузбасса в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ранее представитель ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании суду объяснил, что действительно дорога проходит по землям Департамента лесного комплекса Кузбасса. Дорога лесная, она используется геологами, возможно, и садоводами. Исторически дорога там существовала, но она полевая, используется сезонно, а именно когда можно проехать по ней, так как она грунтовая. Часть дороги до СНТ попадает под охранную зону, где запрещено что-либо делать. Разрабатывают проект освоения лесов, но 1,5 км там охранная зона леса может быть. От ответчика были запросы, они отвечали на них. СНТ какое-то время не пользовались этой дорогой. Для размещения дороги лицу необходимо обратится в Департамент лесного комплекса Кузбасса для оформления всей необходимой документации в соответствии с действующим законодательством РФ.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает необходимым рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о судебном заседании.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, находит исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального, городского округа, в том числе, относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа.

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

1) автомобильные дороги федерального значения;

2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

3) автомобильные дороги местного значения;

4) частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

В соответствии со ст. 16 названного Федерального закона, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом.

Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Разрешение на строительство, реконструкцию автомобильных дорог в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления муниципального округа в отношении автомобильных дорог муниципального округа, а также частных автомобильных дорог, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять в границах муниципального округа.

В силу ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных земельным законодательством. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.

Допускается использование гражданами или юридическими лицами земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций на условиях сервитута. Полномочия собственника земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог (за исключением частных автомобильных дорог) при заключении соглашений об установлении сервитутов осуществляют владельцы автомобильных дорог. Соглашения об установлении сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, установки и эксплуатации рекламных конструкций заключаются по согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление данных земельных участков владельцам автомобильных дорог. При этом прекращение права постоянного (бессрочного) пользования данными земельными участками не требуется.

В отношении земельных участков в границах полос отвода частных автомобильных дорог могут устанавливаться сервитуты в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Сооружением является результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов (п. 23 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений").

Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства являются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Автомобильные дороги в силу п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ относятся к линейным объектам.

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании СНТ «Пчеловод Барзаса». Председателем правления садового товарищества является ФИО1 /т. 1 л.д. 54-61/

Согласно схеме расположения земельных участков СНТ «Пчеловод Барзаса», в СНТ находится садовых участка, и садовых дома. Жилые дома отсутствуют, т.к. не имеется инфраструктуры – электричества, подъездных путей. /т. 1 л.д. 7, 25-26/

В силу ст. 123.12 ГК РФ, товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости (ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов.

Стороной истца в материалы дела представлены обращения членов СНТ «Пчеловод Барзаса» в муниципальные и государственные органы, а также к должностным лицам, с просьбой организовать проезд к садовому товариществу и построить автомобильную дорогу. /т. 1 л.д. 9, 10, 13, 16, 17, 18, 20/

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Новокузнецкого муниципального района председателю СНТ «Пчеловод Барзаса» ФИО1 были даны ответы о том, что в связи с действием на территории <данные изъяты> требований промышленной безопасности беспрепятственный доступ и проезд через территорию предприятия не возможен без оформления соответствующих разрешительных документов и пропусков. Также согласно ответу Департамента угольной промышленности администрации Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ председателю СНТ «Пчеловод Барзас» был разъяснен порядок и обозначен список необходимых документов для оформления членам СНТ пропусков на проезд к садовым участкам при личной встрече. /т. 1 л.д. 12, 15, 19/

Согласно ответу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с правилами сервитута, с соблюдением требований Федерального закона № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса», Федерального закона № 116-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положения о пропускном и внутриобъектовом режимах <данные изъяты>», возможно оформление разрешительных документов членам СНТ «Пчеловод Барзаса» для проезда через территорию филиала <данные изъяты> в СНТ «Пчеловод Барзаса». Для оформления разрешительных документов на проезд по территории шахты председателю СНТ «Пчеловод Барзаса» рекомендовано обратится в бюро пропусков. Вместе с тем, указано, что дорога, ведущая к СНТ «Пчеловод Барзаса» глинистая, местами проходит через болотистую местность. По данной дороге передвигается гусеничная техника, специализированные автомобили УРАЛ повышенной проходимости, используемые сторонней организацией для заготовки леса. Движение по данной дороге обычного транспорта затруднено. Иные дороги, ведущие к СНТ «Пчеловод Барзаса» на территории <данные изъяты> отсутствуют. /т. 1 л.д. 23/

Согласно Положению о пропускном и внутриобъектовом режиме <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, предприятия Общества являются организациями, чьи основные объекты относятся к категории опасного производственного объекта. Пропускной и внутриобъектовый режим регламентируют: порядок входа/выхода работников и посетителей на территорию предприятий Общества, а также въезда/выезда автотранспорта; порядок вывоза/ввоза и выноса/вноса ТМЦ, а также перемещения ТМЦ по охраняемой территории (с использованием железнодорожного и автомобильного транспорта, а также в качестве ручной клади); перечень необходимого количества КПП, через которые осуществляется проход людей, проезд транспорта и перемещение ТМЦ. Проход и проезд автомобильного транспорта на территорию предприятий и обратно осуществляется только через специально оборудованные посты/КПП при предъявлении пропуска установленного образца, с осмотром ТМЦ, а также на оборудованных алкотестерами турникетах или стендах, проход осуществляется после теста на алкогольное опьянение. /т. 1 л.д. 109-145/

Согласно представленному списку <данные изъяты>», всего оформлено <данные изъяты> пропусков для жителей СНТ «Пчеловод Барзаса» для проезда через территорию <данные изъяты> /т. 1 л.д. 89/

Из ответа администрации Новокузнецкого муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что автомобильная дорога от <данные изъяты> до СНТ «Пчеловод Барзаса» не включена в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный округа Кемеровской области-Кузбасса». Карта муниципальных дорог указанного муниципального образования в КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа отсутствует. Проезд граждан к СНТ «Пчеловод Барзаса» осуществляется по технологической дороге <данные изъяты> Сведения о собственнике и обслуживающей организации указанной автомобильной дороги в КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа отсутствуют. Расстояние от <адрес> до СНТ «Пчеловод Барзаса» составляет ориентировочно 20 км. Согласно докладу Министерства транспорта РФ о стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания 1 км автомобильных дорог общего пользования РФ (2021 г.) средняя стоимость строительства 1 км 1 полосы движения автомобильной дороги 5 категории (за исключением затрат на подготовку территории строительства и налога на добавленную стоимость) составляет тыс. руб. Строительство альтернативной автомобильной дороги для граждан к СНТ «Пчеловод Барзаса» в обход территории <данные изъяты> составит ориентировочно <адрес> тыс. руб. без учета стоимости искусственных сооружений и проектирования. Ввиду отсутствия населенных пунктов и перспективы угольных разработок на данной территории строительство альтернативного проезда, указанного в запросе председателя СНТ «Пчеловод Барзаса», является экономически нецелесообразным. /т. 1 л.д. 47/

Согласно ответу Департамента лесного комплекса Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ территория от лицензии <данные изъяты> до СНТ «Пчеловод Барзаса» относится к землям лесного фонда, целевое назначение – часть эксплуатационные леса, часть защитные леса. /т. 1 л.д. 77/

В материалы дела представлен акт осмотра земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, составленный специалистами КУМИ администрации Новокузнецкого муниципального округа, из которого следует, что при проведении осмотра был обследован маршрут от <адрес> до <данные изъяты> до территории СНТ «Пчеловод Барзаса». Автомобильная дорога от <адрес> до ближайшего железнодорожного переезда является асфальтовой, после проезда при повороте направо начинается технологическая дорога с щебеночным покрытием, которая расположена на земельном участке с кадастровым номером (категория земель: земли промышленности, энергетики…; разрешенное использование: железнодорожные пути). При дальнейшем движении через железнодорожный переезд ( дорога, состоящая на государственном кадастровом учете (кадастровый , ) также является технологической с щебеночным покрытием до территории контрольно-пропускного пункта <данные изъяты> (?) и далее по территории <данные изъяты> Подъездная дорога от территории модульной дегазационной установки шахты до СНТ «Пчеловод Барзаса» проходит по землям лесного фонда, местами глинистая и перерытая крупногабаритным специализированным транспортом, местами накатанная по травянистой растительности. /т. 1 л.д. 79-86/

Согласно данным публичной карты земельный участок с кадастровым номером относится к категории и виду разрешенного использования: земли лесного фонда, для размещения объектов лесного фонда, заготовка древесины, заготовка живицы, заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведение сельского хозяйства, осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, осуществление рекреационной деятельности, создание лесных плантаций, и их эксплуатация, выращивание лесных, плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев), выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений, полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов, переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной деятельности, площадью кв.м.

Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ, к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

В силу ст. 6.1 Лесного кодекса РФ, к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Земли лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации").

В соответствии с п. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений:

1) предоставление лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда, в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 81 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование;

2) заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда;

3) подготовка, организация и проведение торгов на право заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений;

4) установление сервитутов, публичных сервитутов в отношении лесных участков, расположенных в границах земель лесного фонда;

5) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;

6) осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения;

8) проектирование лесных участков на землях лесного фонда;

9) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.2 статьи 81 настоящего Кодекса);

10) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;

11) осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора), лесной охраны в лесах, расположенных на землях лесного фонда;

12) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), и перечня должностных лиц, осуществляющих лесную охрану;

13) внесение в государственный лесной реестр сведений о характеристиках древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд на землях лесного фонда.

В силу п. 1, 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются при использовании лесов в целях:

1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;

2) строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений;

3) строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

4) создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

5) осуществления рекреационной деятельности;

6) осуществления религиозной деятельности.

Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ввод в эксплуатацию и вывод из эксплуатации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Согласно перечню, строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

В соответствии со ст. 45 Лесного кодекса РФ, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов. Лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, право безвозмездного пользования таким лесным участком, а также право аренды такого лесного участка возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Установление и прекращение сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом. Установление и прекращение публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации. Порядок и особенности использования лесов в случае установления публичного сервитута в отношении лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются в соответствии с настоящим Кодексом (ст. 9 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 71 Лесного кодекса РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду;

3) договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.

Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, гражданам - в аренду, безвозмездное пользование.

Согласно ст. 88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 2.1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ, образование лесных участков осуществляется в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев образования лесных участков в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории. В указанных случаях образование лесных участков осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории.

Согласно п. 12.3 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, документация по планировке территории, подготовленная применительно к землям лесного фонда, до ее утверждения подлежит согласованию с органами государственной власти, осуществляющими предоставление лесных участков в границах земель лесного фонда, а в случае необходимости перевода земельных участков, на которых планируется размещение линейных объектов, из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в том числе после ввода таких объектов в эксплуатацию, с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к особо охраняемой природной территории, до ее утверждения подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится соответствующая особо охраняемая природная территория. Предметом согласования является допустимость размещения объектов капитального строительства в соответствии с требованиями лесного законодательства, законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах земель лесного фонда, особо охраняемых природных территорий, а также соответствие планируемого размещения объектов капитального строительства, не являющихся линейными объектами, лесохозяйственному регламенту, положению об особо охраняемой природной территории, утвержденным применительно к территории, в границах которой планируется размещение таких объектов, либо возможность размещения объектов капитального строительства при условии перевода земельных участков из состава земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов в земли иных категорий, если такой перевод допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Срок согласования документации по планировке территории не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня ее поступления в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные настоящей частью.

Согласно п. 10 ст. 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципе недопустимости использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Из Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Комитет является отраслевым органом и структурным подразделением администрации Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса, осуществляющим в пределах своей компетенции организационно-распорядительные и управленческие функции в области управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса», действует в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Новокузнецкого муниципального округа Кемеровской области-Кузбасса и настоящим Положением. Организационно-правовая форма – муниципальное казенное учреждение, форма собственности – муниципальная. Собственником закрепленного за Комитетом имущества является МО Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса». Имущество Комитета закреплено за ним на праве оперативного управления, безвозмездного пользования. Для решения задач по обеспечению эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом, осуществлению полномочий собственника муниципального имущества Комитет осуществляет учет муниципального имущества, ведет реестр муниципального имущества. /т. 1 л.д. 158-173/

Согласно Уставу МО «Новокузнецкий муниципальный округ Кемеровской области-Кузбасса», принятому ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения Новокузнецкого муниципального округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Новокузнецкого муниципального округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах Новокузнецкого муниципального округа.

Администрация Новокузнецкого муниципального округа осуществляет, в том числе, следующие полномочия:

- осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Новокузнецкого муниципального округа и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах Новокузнецкого муниципального округа, организует дорожное движение, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществляет дорожную деятельность в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

- создает условия для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание населения в границах Новокузнецкого муниципального округа;

- организует разработку схем территориального планирования Новокузнецкого муниципального округа, утверждает подготовленную на основе схемы территориального планирования Новокузнецкого муниципального округа документацию по планировке территории, выдает градостроительный план земельного участка, расположенного в границах Новокузнецкого муниципального округа, выдает разрешения на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Новокузнецкого муниципального округа, утверждает местные нормативы градостроительного проектирования Новокузнецкого муниципального округа, ведет информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории Новокузнецкого муниципального округа, осуществляет резервирование и изъятие земельных участков в границах Новокузнецкого муниципального округа для муниципальных нужд, осуществляет муниципальный земельный контроль в границах Новокузнецкого муниципального округа, осуществляет в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотр зданий, сооружений и выдает рекомендации об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направляет уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территории Новокузнецкого муниципального округа, принимает в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. /т. 2 л.д. 1-103/

Таким образом, исходя из вышеизложенного судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования к СНТ «Пчеловод Барзас» на балансе администрации Новокузнецкого муниципального округа не состоит, единственная дорога, по которой возможен проезд в СНТ «Пчеловод Барзаса» наземным транспортом находится частично на территории земельного участка, предоставленного на основании лицензии угледобывающему предприятию <данные изъяты> и частично на землях лесного фонда РФ. Подъездная дорога к СНТ «Пчеловод Барзаса» расположена за пределами предоставленного в пользование садовому товариществу земельного участка и не является имуществом общего пользования, в связи с чем, не может быть включена в реестр муниципальной собственности администрации Новокузнецкого муниципального округа.

При этом, поскольку СНТ «Пчеловод Барзаса» не является населенным пунктом, т.е. местом постоянного места жительства граждан, у администрации Новокузнецкого муниципального округа, как органа местного самоуправления, отсутствует обязанность по организации подъездных путей к садовому товариществу.

Кроме того, суду не представлено доказательств того, что истцом предприняты предусмотренные действующим законодательством РФ меры по согласованию и размещению объекта – автомобильной дороги, с собственником земель лесного фонда. Данные об обращении истца в Департамент лесного комплекса Кузбасса для оформления необходимой документации в материалах дела отсутствуют.

Согласно ст. 274 ГК РФ, собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Поскольку СНТ «Пчеловод Барзаса» представляет собой добровольное объединение собственников недвижимого имущества, созданное ими для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, следовательно, СНТ «Пчеловод Барзаса» в соответствии со ст. 274 ГК РФ имеет возможность обратиться в <данные изъяты>» для установления соответствующего сервитута на договорных условиях.

Кроме того, установлено, что проезд к СНТ «Пчеловод Барзаса» имеется, что также не оспаривается стороной истца. Данные о том, что указанный проезд к СНТ «Пчеловод Барзаса» не соответствует требованиям действующих норм и правил, предъявляемым к автомобильным дорогам, суду не представлены.

При этом, также суд отмечает, что в настоящее время <данные изъяты> не препятствует членам товарищества осуществлять проезд через территорию промышленного объекта при соблюдении установленных Положением о пропускном и внутриобъектовом режиме требований.

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что земли, на территории которых самостоятельно организован проезд членов СНТ «Пчеловод Барзаса», являются землями лесного фонда, и, учитывая, что законодательством РФ на орган местного самоуправления не возложена обязанность по организации транспортной доступности к территории садового некоммерческого товарищества, тогда как спорный проезд является тупиковым и не соединяет дороги общего пользования с каким-либо населенным пунктом, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований СНТ «Пчеловод Барзаса».

Руководствуясь ст. ст. 167, 191-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска СНТ «Пчеловод Барзаса» к Администрации Новокузнецкого муниципального округа о понуждении к совершению действий, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Новокузнецкий районной суд в течение месяца с момента составления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 11.09.2023 г.

Председательствующий судья Шлыков А.А.