Дело № 2-7685-13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Якутск «20» сентября 2013 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Николаевой Л.А. единолично, при секретаре Корякиной Ю.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании бездействий по надлежащему содержанию автомобильной дороги, возложении обязанностей организовать работы по приведению тротуара и дорожного полотна, суд
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Якутска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании бездействий по надлежащему содержанию автомобильной дороги по ____ незаконным, возложении обязанностей на ответчика организовать работы по приведению тротуара и дорожного полотна ____ на участке от ____; в районе дома ___; на участке от ____ до ____ в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», мотивируя свои требования тем, что прокуратурой г. Якутска совместно с ГИБДД ММУ МВД России по РС (Я) ____ 2013 года проведена проверка соблюдения федерального законодательства о безопасности дорожного движения при осуществлении содержания автомобильных дорог в Городском округе «Город Якутск». Проведенной проверкой технического состояния автомобильной дороги ____ выявлены следующие недостатки: на участке от ____ до ____ дорожное покрытие асфальтобетонное, по своему эксплуатационному состоянию не отвечает требованиям п.3.1.1.,3.1.2.ГОСТ Р 50597-93, имеются многочисленные выбоины, трещины, просадки. В районе дома ___ посередине проезжей части образовалась выбоина размером ___ см. на участке от ____ до ____ дорожное покрытие грунтовое, имеются многочисленные выбоины, просадки, в связи с чем в исковом заявлении просит признать бездействие ответчика по надлежащему содержанию автомобильной дороги по ____ незаконным, возложении обязанностей на ответчика организовать работы по приведению тротуара и дорожного полотна ____ на участке от ____ до ____ в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы» в срок согласно долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие городского округа «город Якутск» на 2013-2017 годы».
В судебном заседании помощник прокурора г. Якутска Д. иск поддержала в полном объеме, с учетом уточнения в просительной части заявления, наименования ответчика вместо: «ГО «город Якутск» - «Окружную администрацию ГО «город Якутск», также уточнила срок исполнения обязанности по организации работ «согласно долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие городского округа «город Якутск» на 2013-2017 годы», вместо « в течении 15 дней», в связи с чем просила его удовлетворить.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Н. суду пояснила, что она с иском не согласна, поскольку Окружная администрация Городского округа «Город Якутск» не бездействует, утверждена долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие территории городского округа «Город Якутск» на 2013-2017 годы», согласно которой предусмотрена реконструкция улиц, в порядке приоритета реконструкция ____ поставлена на 2015 год. Действия Окружной администрации были приняты в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления и соответственно права и свободы граждан нарушены не были, в связи, с чем просила суд оставить иск без удовлетворения.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного заседания, Проведенной проверкой технического состояния автомобильной дороги ____ выявлены следующие недостатки: на участке от ____ до ____ дорожное покрытие асфальтобетонное, по своему эксплуатационному состоянию не отвечает требованиям п.3.1.1.,3.1.2.ГОСТ Р 50597-93, имеются многочисленные выбоины, трещины, просадки. В районе дома ___ (___) посередине проезжей части образовалась выбоина размером ___ см, на участке от ____ до ____ дорожное покрытие грунтовое, имеются многочисленные выбоины, просадки.
Согласно п.3.1.1. "ГОСТ Р 50597-93. государственного стандарта Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Вместе с тем согласно п.3.1.1. "ГОСТ Р 50597-93. государственного стандарта Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Кроме того, согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Вместе с тем согласно п.5 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно ч.2 п.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;
В соответствии с п.5 ст.9 Устава городского округа "город Якутск" к предметам ведения городского округа "город Якутск" относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно п. 5 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 5 ч.1 ст. 9 Устава ОА ГО «город Якутск» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Спорная автомобильная дорога является автомобильной дорогой местного значения и расположена в границах Окружной администрации г. Якутска, что не оспаривалось в процессе рассмотрения дела представителем ответчика.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
Согласно ст. 39 БК РФ доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.
В силу ст. 33 БК РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
В соответствии со ст. 66 Устава г.Якутска бюджет городского округа предназначен для исполнения расходных обязательств городского округа. Использование органами местного самоуправления городского округа иных форм образования и расходования денежных средств для использования расходных обязательств городского округу не допускается.
Проект местного бюджета составляется и утверждается сроком на один год в соответствии с решением Якутской городской Думы. Формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа, контроль за его соблюдением осуществляется в соответствии с решением Якутской городской Думы с соблюдением требований, установленных БК РФ, ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, а также законом РС(Я)
Согласно ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 41-З N 417-II (ред. от 18.06.2009) "О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 10.07.2002 З N 418-II) финансовые средства, передаваемые органам местного самоуправления для осуществления ими отдельных государственных полномочий, включаются в статьи бюджетов муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст. 13 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 41-З N 417-II (ред. от 18.06.2009) "О порядке наделения органов местного самоуправления в Республике Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями" (принят постановлением ГС (Ил Тумэн) РС(Я) от 10.07.2002 З N 418-II) финансовые средства, предназначенные для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, выделяются отдельными позициями в доходной и расходной частях бюджета муниципального образования.
Формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами городского округа "Город Якутск", обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Саха (Якутия) и органов местного самоуправления городского округа "Город Якутск", исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств местного бюджета.
Согласно п.3 Решения окружного Совета г. Якутска от 05.02.2008 N РОС-59-1 (ред. от 26.10.2011) "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе "Город Якутск" составление проекта местного бюджета основывается на:
- Бюджетном послании Президента Российской Федерации;
- прогнозе социально-экономического развития городского округа "Город Якутск";
- основных направлениях бюджетной, налоговой и долговой политики Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и городского округа "Город Якутск".
В соответствии с Решением окружного Совета г. Якутска от 05.02.2008 N РОС-59-1 (ред. от 26.10.2011) "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе "Город Якутск" под целевой программой, применительно к настоящему Положению, понимается согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс мероприятий, полностью или частично финансируемых за счет средств местного бюджета, утверждаемый решением Якутской городской Думы. Формирование перечня целевых программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития городского округа "Город Якутск" и определяемыми на его основе приоритетами. Целевые программы разрабатываются в порядке, установленном окружной администрацией города Якутска.
Постановлением Окружной администрации города Якутска № от ____2012 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие территории городского округа «Город Якутск» на 2013-2017 годы» согласно которой предусмотрен ремонт ____ на 2015 год, определен источник финансирования в размере ___ тыс. руб. из государственного бюджета РС(Я), ___ тыс. руб. из местного бюджета, всего ___ тыс. рублей в 2015 г.
В силу п.3 раздела 7 Решения окружного Совета г. Якутска от 05.02.2008 N РОС-59-1 (ред. от 26.10.2011) "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в городском округе "Город Якутск" по проекту местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) проводятся публичные слушания. Публичные слушания по проекту местного бюджета назначаются главой Окружной администрации города Якутска. Публичные слушания должны пройти не позднее 20 ноября текущего финансового года. Итоговый документ публичных слушаний предоставляется в Якутскую городскую Думу ко второму чтению проекта местного бюджета.
Утвержденный проект бюджета городского округа мог быть оспорен органами прокуратуры города Якутска в установленном законом порядке.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Прокуратурой г.Якутска не представлено доказательств, что проект бюджета городского округа «город Якутск» на 2013 год был ими оспорен, в связи с тем, что в доходную часть бюджета ГО «город Якутск» не включено финансирование на ремонт ____ на 2013 год. Между тем, с учетом принятия долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие территории городского округа «Город Якутск» на 2013-2017 годы» ремонт ____ предусмотрен на 2015 год.
При таких обстоятельствах суд находит, что Окружная администрация Городского округа «Город Якутск» не бездействует по надлежащему содержанию автомобильной дороги по ____, поскольку распоряжением Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» утверждена долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие территории городского округа «Город Якутск» на 2013-2017 годы» согласно которой предусмотрен ремонт ____ на 2015 год с конкретными финансовыми затратами.
При таких обстоятельствах дела, суд находит, что заявление подлежит отказу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления прокурора города Якутска в интересах неопределенного круга лиц к Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» о признании бездействий по надлежащему содержанию автомобильной дороги, возложении обязанностей организовать работы по приведению тротуара и дорожного полотна, признании бездействия Окружной администрации Городского округа «Город Якутск» по надлежащему содержанию автомобильной дороги по ___ незаконным - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Николаева
__