Дело № 2-972/12
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2012 года
Приволжский районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Миннегалиевой Р. М.,
при секретаре Шипулиной Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МРИ ФНС России № 4 по РТ к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС России № 4 по РТ обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени и штрафа, указав в обоснование своих требований, что истцом была проведена выездная проверка ФИО1, осуществляющего деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В указанный период ответчик осуществлял операции в АКБ «БТА-Казань». Согласно выписке по операциям на счет предпринимателя поступали денежные средства с указанием платежа «за оказание транспортных услуг, за информационные услуги», снимались денежные средства с указанием назначения платежа «аренда автомашины, оплата за транспортные услуги, пополнение пластиковых карт физических лиц и зачисление во вклады физических лиц». В ходе проверки установлено, что организации-контрагенты ИП ФИО1, перечислившие на его расчетный счет денежные средства, имеют признак неоднократной миграции, не располагаются по юридическим адресам. Руководителями организаций являются неустановленные физические лица. По результатам проверки не получен ни один первичный документ, подтверждающий осуществление финансово-хозяйственной деятельности данными контрагентами. Практически все индивидуальные предприниматели-контрагенты ИП ФИО1 зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и прекратили свою деятельность в ноябре 2009 года. Все предприниматели, которым ответчик перечислял денежные средства с назначением платежа «за оказание транспортных услуг» не имели транспортных средств для осуществления деятельности автомобильного грузового транспорта. Вышеизложенное свидетельствует о фиктивном ведении налогоплательщиком деятельности. Указанные операции были направлены лишь на снятие денежных средств со счетов налогоплательщика и его контрагентов. Согласно банковской выписки о движении денежных средств по расчетному счету в проверяемом периоде ответчик получил доход за 2008 год в общей сумме <данные изъяты> рублей, из которых: были сняты наличными денежными средствами через кассу банка <данные изъяты> рублей, получил доход за 2009 год в общей сумме <данные изъяты> рублей, из которых были сняты наличными денежными средствами <данные изъяты> рублей. Полученный ответчиком доход подлежит налогообложению по налогу на доходы физических лиц. Занижение налогооблагаемой базы за 2008 год в сумме <данные изъяты> рублей привело к неуплате НДФЛ в сумме <данные изъяты> рублей, занижение налогооблагаемой базы за 2009 год в сумме <данные изъяты> рублей привело к неуплате НДФЛ в сумме <данные изъяты> рубля. В связи с изложенным, истец просит взыскать с ответчика сумму неуплаченного налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, пени в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и штраф в размере <данные изъяты> рублей.
Представители истца в судебном заседании исковые требования поддержали.
Ответчик в суд не явился, его представитель - адвокат Бондачук П.И. с иском МРИ ФНС России № 4 по РТ не согласился.
Третье лицо - ФИО2, привлеченная к участию в деле судом, не явилась, о времени судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель третьего лица - Управления по налоговым преступлениям МВД по РТ в суд не явился, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - АКБ «БТА-Казань» в суд не явился, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
На основании п. 1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны:
1) уплачивать законно установленные налоги;
3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Согласно п. 3 ст. 23 Гражданского кодекса РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Статьей 24 Гражданского кодекса РФ установлено, что гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
В силу пп. 10 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В силу п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании ст. 227 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие налогоплательщики:
физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
Налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу п.п. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, - исходя из сумм таких доходов.
Согласно ст. 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
В соответствии со ст. 229 Налогового кодекса РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и 228 настоящего Кодекса.
В случае прекращения деятельности, указанной в статье 227 настоящего Кодекса, до конца налогового периода налогоплательщики обязаны в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.
При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со статьями 227 и 228 настоящего Кодекса, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.
Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.
В силу п.п 3 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
В силу п.п 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.
В соответствии со ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.
Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Правила, предусмотренные настоящей главой, распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.
Согласно ст. 29 Налогового кодекса РФ уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
В результате налоговой проверки, проведенной истцом, по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления) ответчиком налогов и сборов, а также по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, установлена неуплата ИП ФИО1 за период осуществления предпринимательской деятельности налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Из материалов дела, а именно акта выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что ИП ФИО1 предоставил за 2008 год нулевую отчетность по ЕСН, НДФЛ, НДС за 4 квартал, отчетность по ЕНДВ: за 4 квартал 2008 года с указанием вида предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов с величиной физического показателя - количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов - 1.
За 4 квартал 2008 года ответчиком исчислен и уплачен в бюджет единый налог на вмененный доход в размере <данные изъяты> рубля.
За 2009 год ИП ФИО1 предоставил нулевую отчетность по ЕСН, НДФЛ, НДС, отчетность по ЕНДВ: за 1,2,3 квартал 2009 года с указанием вида предпринимательской деятельности - оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов с величиной физического показателя - количество автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов - 1.
За период с 1-3 квартал 2009 года ответчиком исчислен и уплачен в бюджет единый налог на вмененный доход в размере <данные изъяты> рублей, в том числе: за 1 квартал 2009 года - <данные изъяты> рублей, за 2 квартал 2009 года - <данные изъяты> рублей, за 3 квартал 2009 года - <данные изъяты> рублей.
По данным инспекции РИС ГИБДД на ИП ФИО1 грузовые транспортные средства за период с 2008-2009 г.г. не зарегистрированы.
Индивидуальный предприниматель, являющийся плательщиком налогов по общей системе налогообложения, должен вести книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, форма и порядок заполнения которых утверждены Приказом Минфина и МНС России от ДД.ММ.ГГГГ года №.
Однако ответчик в ходе проверки каких-либо документов, касающихся его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, подтверждающих его доходы и расходы, в том числе первичные документы - чеки, ордера, квитанции, счета-фактуры, договоры, акты и другие документы, налоговому органу не предоставил.
Согласно банковской выписки о движении денежных средств по расчетному счету в проверяемом периоде ответчик получил доход за 2008 год в общей сумме <данные изъяты> рублей, из которых: были сняты наличными денежными средствами через кассу банка <данные изъяты> рублей, получил доход за 2009 год в общей сумме <данные изъяты> рублей, из которых были сняты наличными денежными средствами <данные изъяты> рублей.
В ходе проверки установлено, что организации-контрагенты ИП ФИО1, перечислившие на его расчетный счет денежные средства, имеют признак неоднократной миграции, не располагаются по юридическим адресам. Руководителями организаций являются неустановленные физические лица. По результатам проверки не получен ни один первичный документ, подтверждающий осуществление финансово-хозяйственной деятельности данными контрагентами. Практически все индивидуальные предприниматели-контрагенты ИП ФИО1 зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей и прекратили свою деятельность в ноябре 2009 года. Все предприниматели, которым ответчик перечислял денежные средства с назначением платежа «за оказание транспортных услуг» не имели транспортных средств для осуществления деятельности автомобильного грузового транспорта. Вышеизложенное свидетельствует о фиктивном ведении налогоплательщиком деятельности. Указанные операции были направлены лишь на снятие денежных средств со счетов налогоплательщика и его контрагентов. Таким образом, в ходе проверки установлено, что ответчик фактически занимался обналичиванием денежных средств организаций.
Полученный ИП ФИО1 доход подлежит налогообложению по налогу на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 207, пп. 10 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1,3 ст. 210, п. 1 ст. 224, п. 2, п. 6 ст. 227, пп. 4 п. 1 ст. 228, п.1, п. 3 ст. 229 Налогового кодекса РФ. Поэтому занижение налогооблагаемой базы за 2008 год в сумме <данные изъяты> рублей привело к неуплате НДФЛ в сумме <данные изъяты> рублей, занижение налогооблагаемой базы за 2009 год в сумме <данные изъяты> рублей привело к неуплате НДФЛ в сумме <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек.
Таким образом, в нарушение пп. 4 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса РФ сумма не исчисленного и не уплаченного налога на доходы физических лиц ответчиком составляет: за 2008 год - <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>), за 2009 год - <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек (<данные изъяты>). Всего <данные изъяты> рублей
Согласно п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) за 2008-2009 гг. влечет наложение штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога. Сумма штрафа за неуплату налога на доходы физических лиц за 2008 год составляет <данные изъяты> рублей. Сумма штрафа на доходы физических лиц за 2009 год составляет <данные изъяты> рублей. Всего <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. 57, 75 Налогового кодекса РФ на сумму своевременно не уплаченного налога за 2009 год начисляются пени за каждый календарный день просрочки в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, сумма пени по налогу на доходы физических лиц за 2008-2009 гг. составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
По результатам проверки решением № 16 Межрайонной ИФНС России № 4 по РТ от ДД.ММ.ГГГГ года ИП ФИО1 привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения с начислением налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рубля и штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Исходя из действующего налогового законодательства следует, что основаниям для обращения налогового органа в суд с предъявленными требованиями является вступившее в законную силу решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно статье 137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 настоящего Кодекса.
Статья 139 Налогового кодекса РФ предусматривает, что жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Согласно части 9 статьи 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу частей 1, 2, 3 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган в порядке, определяемом настоящей статьей.
Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.
Вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.
Часть 5 данной статьи предусматривает, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Вышеуказанное решение направлено ответчику истцом 28 апреля 2011 года, что подтверждается квитанцией (л.д.76 том 1), однако оно до настоящего времени ответчиком и его представителем в установленном законом порядке не обжаловано, вступило в законную силу, несмотря на то, что действующим налоговым законодательством предусмотрено его обжалование как в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения налогоплательщику, так и в случае вступления его в законную силу в вышестоящий налоговый орган в течение одного года со дня его вынесения.
При этом, учитывая то, что законом предусмотрена возможность обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе, определением Приволжского районного суда г.Казани от 28 апреля 2012 года встречный иск ФИО1 к МРИ ФНС России № 4 по РТ о признании данного решения незаконным оставлен без рассмотрения в связи с не соблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ответчику налоговым органом было направлено требование № об уплате налога, пени, штрафа, однако, на день рассмотрения данного дела ИП ФИО1 задолженность не погашена.
Доводы представителя ответчика о нарушении налоговым органом процедуры проведения проверки, в частности, не уведомлением ответчика в письменном виде о проведении проверки, осуществления налоговым органом процедурных действий в период приостановления проведения выездной налоговой проверки, незаконности вынесенного налоговым органом решения № от ДД.ММ.ГГГГ года о проведении выездной налоговой проверки, не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца, так как разрешение вопроса о законности процедур проверки возможно при рассмотрении апелляционной жалобы на решение о привлечении к налоговой ответственности либо жалобы на вступившее в законную силу решение в вышестоящем налоговом органе, однако решение № от ДД.ММ.ГГГГ года, на основании которого ответчик привлечен к ответственности, ответчиком в установленный срок не обжаловано, вступило в законную силу.
Более того, из материалов проверки следует, что истцом были предприняты исчерпывающие меры по надлежащему уведомлению ответчика о выездной налоговой проверке. Так, совместно с сотрудниками Управления по налоговым преступлениям МВД была предпринята попытка вручить решение о проведении проверки лично ФИО1, однако он уклонился от его получения, что зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ года Также налоговым органом в адрес ответчика направлялись все вынесенные в рамках проверки документы: решения о приостановлении проведения выездной проверки, уведомления о вызове налогоплательщика, акты проверки. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, в силу ст.101 НК РФ не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.
Разрешая данный спор, суд также учитывает то, что и в период рассмотрения данного дела ответчик и его представитель также имели возможность обжаловать вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности № от ДД.ММ.ГГГГ года в вышестоящий налоговый орган, так как срок для обжалования этого решения истек только ДД.ММ.ГГГГ года, и представить в вышестоящий налоговый орган документы, подтверждающие обоснованное исчисление ответчиком налога, на что указывалось представителями истца в процессе судебного разбирательства, однако они этого не сделали.
Из представленных истцом материалов проверки суд усматривает уклонение ответчика от получения корреспонденции налогового органа и представления истребованных документов для исчисления и уплаты налога, что является злоупотреблением прав со стороны налогоплательщика.
При наличии вступившего в законную силу решения налогового органа о привлечении к ответственности также не являются юридически значимыми и доводы представителя ответчика о том, что сумма налога исчислена истцом неправильно, так как поступившая за 2008 год <данные изъяты> рублей от ИП ФИО1 является целевым займом и не включается в налогооблагаемую базу, деятельность по «оказанию информационных услуг» в случаях по сделкам ФИО1 с ООО «Альтер» и ООО «Альтон не относится к системе налогообложения по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и ответчик не находился на ином специальном режиме налогообложения.
Судом отклоняется и довод представителя ответчика о том, что налоговым органом нарушена процедура досудебного урегулирования спора в связи с направлением налогоплательщику требования об уплате налога с нарушением установленного законом десятидневного срока с даты вступления в силу соответствующего решения по следующим основаниям.
В силу ч.1, 2, 6, 7, 8 ст. 6.1 НК РФ сроки, установленные законодательством о налогах и сборах, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.
Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
В случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным.
В соответствии со ст. 111 Трудового кодекса РФ всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
В силу ст. 112 Трудового кодекса РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: … 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы;…
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.
Часть 9 статьи 101 НК РФ предусматривает, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (за исключением решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков) вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. При этом соответствующее решение должно быть вручено в течение пяти дней после дня его вынесения. В случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ч.1 и 3 ст. 101.3 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит исполнению со дня его вступления в силу.
На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за налоговое правонарушение.
На основании ч.1, 2 и 3 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно ч.1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Часть 2 предусматривает, что требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
3. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.
4. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 104 НК РФ после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, или в иных случаях, когда внесудебный порядок взыскания налоговых санкций не допускается, соответствующий налоговый орган обращается с заявлением в суд о взыскании с этого лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом.
До обращения в суд налоговый орган обязан предложить лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения, добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции, установленной настоящим Кодексом, за совершение данного налогового правонарушения.
Заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.
К заявлению прилагаются решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.
Таким образом, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ года решение о привлечении ФИО1 к ответственности, направленное в этот же день ответчику, что подтверждается квитанцией, считается полученным им в силу ст.101 НК РФ по истечении шести дней с даты направления заказного письма, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, учитывая то, что в данном случае в силу ст.6.1 НК РФ срок исчисляется в рабочих днях и рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем и принимая во внимание то, что ДД.ММ.ГГГГ года является праздничным и выходным днем и соответственно переносится на рабочий день ДД.ММ.ГГГГ года.
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ года также является праздничным не рабочим днем, то решение о привлечении к ответственности считается вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года и следовательно, требование об уплате налога, подлежащее направлению в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения, и фактически направленное в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ года, признается судом направленным в установленный законом срока.
Более того, суд считает, что в данном случае решающее значение имеет сам факт направления налоговым органом требования налогоплательщику о добровольной уплате налога, предшествующее подаче искового заявления в суд.
Учитывая то, что требование об уплате налога направлено ФИО1 в установленный законом срок, однако он в добровольном порядке в срок до ДД.ММ.ГГГГ года его не выполнил, соответственно, досудебный порядок урегулирования данного спора считается соблюденным.
Согласно ч.1, 2 и 3 ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 112 Налогового кодекса РФ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: 1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; 2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; 2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; 3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
По смыслу вышеприведенных норм, отсутствие ходатайства налогоплательщика о применении судом смягчающих ответственность обстоятельств не исключает обязанности суда дать оценку соразмерности исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения и применить иные смягчающие ответственность обстоятельства.
Учитывая размер начисленного налога <данные изъяты> рублей, пени <данные изъяты> рубля и штрафа в сумме <данные изъяты> рублей, оценив соразмерность исчисленного штрафа тяжести совершенного правонарушения, принимая во внимание то, что ответчик в 2009 году прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, суд считает необходимым применить данный факт как смягчающие ответственность обстоятельства, снизив на основании статьи 114 Налогового кодекса РФ размер штрафа до <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах, с ИП ФИО1 подлежит взысканию в пользу истца сумма неуплаченного налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, пени в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки и штраф в размере <данные изъяты> рублей.
Учитывая, что при подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, суд считает необходимым на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ взыскать с ответчика в федеральный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу МРИ ФНС России № 4 по РТ сумму налога на доходы физических лиц в размере <данные изъяты> рублей, пени в размере <данные изъяты> рубля и штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ФИО1 в федеральный бюджет госпошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части требований отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РТ в течение месяца через Приволжский районный суд г. Казани.
Судья Приволжского
районного суда г. Казани Миннегалиева Р.М.