ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-768/20 от 08.06.2020 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело <№><Дата>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Солодковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>, в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>, назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата>.

В обоснование требований истец указал, что подал в пенсионный орган <Дата> заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ответчиком <Дата> было отказано в назначении пенсии в связи с недостаточным количеством специального стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не были включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, а также в страховой стаж период с <Дата> по <Дата>. Полагая, что ответчиком необоснованно исключены указанные периоды из данного стажа, поскольку в спорные периоды истец был зарегистрирован и осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске, исполнял обязанности по уплате страховых взносов, истец обратился в суд с заявленным иском, считая, что с учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанных периодов у него возникнет право на получение пенсии на основании п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата>.

В судебное заседание истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился, его представитель до перерыва в судебном заседании уточнил исковые требования, просил назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости на основании п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <Дата>. Пояснил, что свои требования истец основывает на решении пенсионного органа от <Дата>, которым истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по обращению истца от <Дата>.

Представитель ответчика после перерыва в судебное заседание не явился. Ранее в судебных заседаниях с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенного к РКС). При вынесении решения не были учтены оспариваемые периоды осуществления предпринимательской деятельности, поскольку истцом не представлены документы, подтверждающие факт работы в особых климатических условиях труда.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, обозрев гражданское дело <№>, отказное (пенсионное) дело ФИО1<№>, суд приходит к следующему.

Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу пункта 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии с <Дата> величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 16,2 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Согласно частям 3, 4 указанной статьи названного закона периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В соответствии со статьей 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н (далее – Перечень).

Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Из материалов дела следует, что <Дата>ФИО1, <Дата> года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ. Возраст заявителя на дату обращения составил 54 года 03 месяца.

Решением ответчика от <Дата><№> истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ ввиду недостаточности стажа работы в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При этом страховой стаж истца был определен в календарном исчислении продолжительностью 24 года 07 месяцев 29 дней (с учетом Закона от 20 ноября 1990 года – 32 года 01 месяц 23 дня), стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС) – 14 лет 09 месяцев 05 дней, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 19 лет 05 месяцев 08 дней, стаж работы с особыми условиями труда в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 года (с учетом Закона от 20 ноября 1990 года) – 16 лет 04 месяца 26 дней.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец ФИО1 в период с <Дата> по <Дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ФИО1 является ремонт предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения, дополнительными видами деятельности являются: производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ, работы строительные отделочные, производство малярных и стекольных работ, деятельность в области фотографии, деятельность по письменному и устному переводу, деятельность по упаковыванию товаров.

Из материалов отказного (пенсионного) дела ФИО1<№> следует, что в страховой стаж истца при его обращении <Дата> и принятии пенсионным органом решения от <Дата> с учетом уплаты истцом страховых взносов за 2019 год (последний платеж <Дата>) был включен период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>. Таким образом, оснований для повторного включения судом в страховой стаж заявленного истцом периода с <Дата> по <Дата> не имеется.

При этом в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не включен период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>.

Судом установлено, что истец как индивидуальный предприниматель был зарегистрирован в органах контроля за уплатой страховых взносов и налогов в г.Архангельске, отнесенном к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Как страхователь, уплачивающий страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа, истец был зарегистрирован в Государственном учреждении – Управлении ПФ РФ в г.Архангельске. Также был зарегистрирован в налоговом органе г.Архангельска, находился на упрощенной системе налогообложения.

Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).

Согласно пункту 6 Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:

а) взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

в) единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов;

г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Аналогичные правила подтверждения трудового стажа для назначения пенсий действовали и в период, когда истец был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Как следует из ответа на запрос ИФНС России по г. Архангельску от <Дата><№>, ИП ФИО1 применяет упрощенную систему налогообложения с <Дата> по настоящее время, согласно данным налоговых деклараций и информационных ресурсов Инспекции: за 2011 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили 0 рублей, расходы – 0 рублей, за 2012 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили 0 рублей, расходы – 0 рублей, за 2013 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили 0 рублей, расходы – 0 рублей; за 2014 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили 0 рублей, расходы – 0 рублей; за 2015 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили 0 рублей, расходы – 0 рублей; за 2016 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили <№> рублей, расходы – 0 рублей; за 2017 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили <№> рублей, расходы – 0 рублей; за 2018 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили <№> рублей, расходы – 0 рублей; за 2019 год (за период с <Дата> по <Дата>) доходы по УСН составили <№> рублей, расходы – 0 рублей.

Факт получения доходов от осуществления истцом предпринимательской деятельности за указанные периоды подтверждается также представленными стороной истца в материалы дела книгами учета доходов и расходов.

Факт уплаты истцом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды подтверждается представленными в суд чеками-ордерами, имеющимися также в материалах отказного (пенсионного) дела <№>, и решением пенсионного органа от <Дата>.

Особенности подтверждения отдельных периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрены Порядком подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, в соответствии с п. 2 которого, подтверждению подлежат периоды работы, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

При этом характер работы и условия труда на соответствующих видах работ, под чем понимаются и особенности условий осуществления трудовой функции, к которым относится и работа в особых территориальных условиях, требуемые для льготного пенсионного обеспечения, подлежит подтверждению соответствующими документами, при чем обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возлагается на истца по правилам ст.ст. 56, 60 ГПК РФ (пп. «н» п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н).

Согласно п. 4 вышеуказанного Порядка, когда необходимы данные о выполнении работ в определенном месте, для подтверждения периодов работы принимаются справки работодателя, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими органами.

Таким образом, периоды индивидуальной предпринимательской деятельности могут быть включены в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления указанной деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом положения действующего законодательства возможность включения в стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности ставят в зависимость от уплаты страховых взносов именно в период осуществления этой деятельности (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2014 года №1-КГ14-1).

Следовательно, для подтверждения факта ведения деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов.

Обращаясь с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган, истцом к нему был приложен, в том числе договор на оказание услуг по обслуживанию ремонту от <Дата>, заключенный между истцом и ИП ФИО2 на срок с <Дата> по <Дата>, и договор от <Дата>, заключенный с тем же предпринимателем, на срок с <Дата> по <Дата>. Из данных документов, а также актов выполненных работ к ним от <Дата>, <Дата>, <Дата>, от <Дата>, от <Дата>, от <Дата> следует, что истец за период <Дата> по <Дата> имел ежемесячные доходы от предпринимательской деятельности, что также подтверждается представленной истцом налоговой декларацией за 2019 год, поданной в налоговый орган <Дата>, и сведениями, переданными ИФНС по г.Архангельску на запрос суда по делу <№>.

При этом, согласно справке ИП ФИО2 от <Дата> и актам выполненных работ истец по условиям вышеуказанных договоров в период с <Дата> по <Дата> осуществлял ремонт электроприборов, включавший в себя ремонт и обслуживание оборудования, устранение возможных дефектов, по адресу места жительства ИП ФИО2: г.Архангельск, .... Услуги истец оказал, услуги оплачены ИП ФИО2

Таким образом, материалами дела подтверждается, что за спорный период с <Дата> по <Дата> истец фактически осуществлял предпринимательскую деятельность по адресу: г.Архангельск, ..., имел от нее доход, уплачивал налог и страховые взносы.

Принимая во внимание предоставленные истцом в пенсионный орган и в суд документы об осуществлении предпринимательской деятельности, учитывая сведения об оплаченных страховых взносах и сведения о доходах истца, предоставленные в налоговый орган, суд приходит к выводу, что истцом подтверждено осуществление предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с <Дата> по <Дата>, в связи с чем данный период подлежит включению в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

При этом оснований для включения в данный стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> не имеется, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств осуществления в данный период предпринимательской деятельности в г.Архангельске.

Частью 3 статьи 22 Закона № 400-ФЗ определено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.

На основании части 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

Таким образом, суд признает несостоятельными доводы ответчика о том, что истцом не представлено справки налогового органа об уплате страховых взносов за спорный период, поскольку истцом при обращении представлены платежные документы, а пенсионный орган при необходимости мог самостоятельно запросить эти данные в ИФНС России по г.Архангельску.

Если период с <Дата> по <Дата> (общей продолжительностью 6 месяцев) пересчитать из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы в районах Крайнего Севера (один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера), то общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера у истца с учетом продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера, установленного ответчиком добровольно согласно решению об отказе в установлении пенсии от 05 февраля 2020 года №141, составит более 15 лет, требуемых для снижения на пять лет возраста, при достижении которого досрочно назначается страховая пенсия по старости.

Таким образом, все условия, необходимые для установления истцу страховой пенсии по старости на основании п. 9 ч. 1 ст. 30 и ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», в частности достижение мужчиной возраста 50 лет, 25 лет страхового стажа, 12 лет 06 месяцев стажа работы в плавсоставе и 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера, были соблюдены на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии по старости <Дата>. Следовательно, отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости является необоснованным.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При указанных выше обстоятельствах, страховая пенсия по старости на основании п.9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу должна быть назначена с <Дата>.

Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В силу п.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности, назначении досрочной страховой пенсии по старости удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ФИО1 период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с <Дата>.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) о включении в страховой стаж периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, ФИО1 периода осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> отказать.

Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу ФИО1 государственную пошлину в размере <№> (<№>) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Жданова