Мотивированное решение изготовлено «04» ноября 2013 года Дело № 2-768/2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Полярный 31 октября 2013 года
Полярный районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего по делу судьи Смирновой Л.В.,
при секретаре Смородиной М.С.,
с участием Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах ФИО1,
с участием:
представителя ответчика ФИО2, представившей доверенность б/н от <дата> года,
представителя третьего лица ФИО3, представившего доверенность №... от <дата> года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному теплоэнергетическому предприятию г. Полярный ЗАТО Александровск о возложении обязанности установить ограждение территории котельной,
У С Т А Н О В И Л:
Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному теплоэнергетическому предприятию г. Полярный ЗАТО Александровск о возложении обязанности установить ограждение территории котельной.
В обоснование исковых требований указав, что на территории ЗАТО Александровск в г. Полярный функционирует Унитарное муниципальное теплоэнергетическое предприятие г. Полярный ЗАТО Александровск (далее УМТЭП г.Полярный). Проведенной проверкой установлено, что котельная УМТЭП г. Полярный располагается по адресу: <адрес>. На территории котельной имеется склад горюче-смазочных материалов и участок тепловых сетей. Вход на территорию котельной оборудован воротами для въезда автомобильного транспорта, имеется КПП, организован пропускной режим. Вместе с тем, территория котельной не оборудована ограждением, в связи с чем, на территорию котельной, в том числе к складу ГСМ и участку тепловых сетей имеется возможность доступа посторонних лиц. Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 года №256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» обеспечение физической защиты объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется на основе единой системы планирования и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на: 1) предотвращение несанкционированного проникновения на охраняемые объекты топливно-энергетического комплекса; 2) своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и безопасность охраняемых объектов топливно-энергетического комплекса, в том числе актов незаконного вмешательства. УМТЭП г. Полярный разработан план обеспечения антитеррористической защищенности объекта, которым предусмотрено восстановить сплошной периметр защитного ограждения территории котельной в четвертом квартале 2013 года. Однако до настоящего времени данный вопрос не решен, в связи с чем имеется возможность доступа посторонних лиц на территорию теплоэнергетического предприятия. Просят обязать муниципальное унитарное теплоэнергетическое предприятие г. Полярный ЗАТО Александровск установить ограждение территории котельной
В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настоял в полном объеме. Не возражал против предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Представитель ответчика УМТЭП г. Полярный исковые требования не признал. Пояснил, что поскольку имущество, принадлежащее УМТЭП г. Полярный на праве хозяйственного ведения передано в аренду ОАО «Мурманэнергосбыт» на основании договора аренды имущества №... от <дата> года, в соответствии с требованиями ФЗ №256 от 21.07.2011 года согласно договору №... на эксплуатацию оборудования от <дата> ОАО «Мурманэнергосбыт» обязано было выделить УМТЭП г. Полярный денежные средства для выполнения работ по установке ограждения территории котельной. До настоящего времени указанные денежные средства выделены не были. Также просили отсрочить исполнение решения суда, в связи с необходимостью объявления конкурса на проведение работ по восстановлению периметра защитного ограждения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, пояснил, что между ОАО «Муманэнергосбыт» и УМТЭП г. Полярный заключен и действует договор аренды имущества №... от <дата> года. Поскольку УМТЭП г. Полярный остается собственником переданного имущества, то он и должен быть надлежащим ответчиком по иску прокурора. Считает, что требования прокурора законны и обоснованны.
Заслушав прокурора, явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, закреплены Федеральным законом N 68-ФЗ от 21.12.1994 г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ).
Действие Федерального закона от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обязаны, в частности, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21.07.2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ) устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 г. N 256-ФЗ объекты топливно-энергетического комплекса - это объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения; потенциально опасные объекты (участки) топливно-энергетического комплекса - объекты топливно-энергетического комплекса (территориально выделенные зоны (участки), конструктивные и технологические элементы объектов), на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся, эксплуатируются, транспортируются или уничтожаются радиоактивные, взрыво-, пожароопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические и иные сооружения, аварии на которых, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства, могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями; субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекс.
В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 г. N 256-ФЗ субъекты топливно-энергетического комплекса обязаны осуществлять комплекс специальных мер по безопасному функционированию объектов топливно-энергетического комплекса, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечивать готовность объектов топливно-энергетического комплекса к локализации и уменьшению последствий потенциальных чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в случае их возникновения посредством осуществления мероприятий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных иными федеральными законами.
Соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса (п. 3 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2011 г. N 256-ФЗ).
Из представленных документов, пояснений сторон, судом установлено, что на территории ЗАТО Александровск в г. Полярный функционирует УМТЭП г. Полярный ЗАТО Александровск. Котельная УМТЭП г. Полярный располагается по адресу: <адрес>. На территории котельной имеется склад горюче-смазочных материалов и участок тепловых сетей. Вход на территорию котельной оборудован воротами для въезда автомобильного транспорта, имеется КПП, организован пропускной режим. Вместе с тем, территория котельной не оборудована ограждением, в связи с чем, на территорию котельной, в том числе к складу ГСМ и участку тепловых сетей имеется возможность доступа посторонних лиц. На основании договора аренды имущества №... от <дата> имущество, принадлежащее УМТЭП г. Полярный на праве хозяйственного ведения передано в аренду ОАО «Мурманэнергосбыт». Обсуждая доводы ответчика, что УМТЭП г. Полярный не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, суд приходит к следующему. В соответствии с главой 19 ГК РФ следует, что бремя содержания имущества, находящегося в хозяйственном ведении, лежит на предприятии-владельце и собственнике, в пределах, установленных законом. Пунктом 2.2 Договора аренды от <дата> №..., заключенного между УМТЭП г. Полярный ЗАТО Александровск и ОАО «Мурманэнергосбыт» предусмотрено, что при передаче Арендодателем Арендатору арендуемого имущества по договору не происходит передачи прав собственности. Пунктом 3.2.2 указанного договора предусмотрено проведение капитального ремонта переданного имущества за счет средств Арендатора, в соответствии с утвержденным и согласованным с Арендатором планом капитального ремонта, однако указанный план ответчиком суду предоставлен не был, а согласно перечню имущества, передаваемого ответчиком Арендатору, следует, что защитное ограждение котельной отсутствует вовсе. Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора, предъявленные к УМТЭП г. Полярный ЗАТО Александровск законны и обоснованны, и подлежат полному удовлетворению.
Обсуждая просьбу ответчика о предоставлении отсрочки в исполнении решения суда, суд приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Законодатель не приводит конкретный перечень таких обстоятельств, которые могли быть безусловным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта. Критерий установления обстоятельств является оценочным для суда, предоставляя, тем самым, принимать решение с учетом всех обстоятельств в каждом конкретном случае. Исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Учитывая, что в указанной ситуации, для исполнения требований прокурора УМТЭП г. Полярный ЗАТО Александровск необходимо объявление конкурса с целью заключения договоров подряда для проведения работ по восстановлению сплошного периметра защитного ограждения территории котельной, ответчику необходимо время, суд, при отсутствии возражений сторон, считает возможным предоставить отсрочку исполнения решения суда до <дата>.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В связи с чем, суд взыскивает с ответчика госпошлину в сумме *** рублей, от уплаты которой истец освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мурманского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному теплоэнергетическому предприятию г. Полярный ЗАТО Александровск о возложении обязанности установить ограждение территории котельной, удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное теплоэнергетическое предприятие г. Полярный ЗАТО Александровск установить ограждение территории котельной в срок до <дата>.
Предоставить Муниципальному унитарному теплоэнергетическому предприятию г. Полярный ЗАТО Александровск отсрочку исполнения решения Полярного районного суда от <дата> по гражданскому делу №... года, установив срок исполнения решения до <дата>.
Взыскать с Муниципального унитарного теплоэнергетического предприятия г. Полярный ЗАТО Александровск, госпошлину в доход местного бюджета в размере *** рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярный районный суд Мурманской области в течение месяца.
Судья Л.В. Смирнова