ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-768/2014 от 18.08.2014 Качканарского городского суда (Свердловская область)

  Дело №2-768/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 город Качканар                                                                            18 августа 2014 года

 Качканарский городской суд Свердловской области в составе:

 председательствующего судьи Куневой Е.А.,

 при секретаре судебного заседания Клейн П.А.,

 с участием:

 помощника прокурора гор. Качканара Нужной Н.В.,

 представителя ответчика КУМИ Качканарского ГО и третьего лица Администрации Качканарского ГО Напольских Д.Т., действующей на основании письменных доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно,

 представителя третьего лица на стороне ответчика МУП Качканарского ГО «Городские энергосистемы» Городиловой Е.С., действующей на основании письменной доверенности от 01.04.2014,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

 Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа о понуждении к совершению действий

 установил:

 в Качканарский городской суд <адрес> поступило исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа (далее - КУМИ КГО), третье лицо - Администрация Качканарского городского округа, о понуждении к совершению действий.

 В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка бесперебойного функционирования жилищно - коммунального комплекса Качканарского городского округа. Проверкой установлено, что на территории Качканарского городского округа имеются бесхозяйные тепловые сети, информация о которых указана в разделе № проекта Схемы теплоснабжения Качканарского городского округа на период до 2027 года, размещенного на официальном Интернет-сайте администрации Качканарского городского округа для общественного обсуждения, что также следует из письма КУМИ КГО от ДД.ММ.ГГГГ №771. В реестре муниципального имущества Качканарского городского округа учетная запись об участке тепловой сети, протяженностью 80 м в двухтрубном исчислении, находящегося по адресу: <адрес>, 8 микрорайон <адрес> (от Северной теплосети к АУ Качканарского ГО «ФОК «Дворец Спорта»), отсутствует. Таким образом, данный участок тепловой сети является объектом бесхозяйного недвижимого имущества. В настоящее время данный участок тепловой сети ни у кого на балансе не состоит, ни за кем не закреплен, и фактически за его состоянием никто не следит. Бесхозяйность вышеуказанного участка тепловой сети является следствием его неудовлетворительного состояния, способствует его дальнейшему ухудшению, что представляет угрозу перебоев в отоплении и горячем водоснабжении. Ссылаясь на ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 34 Устава Качканарского городского округа, подп. 12 п. 12, п. 76 «Положения о порядке и условиях управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Качканарского городского округа», утвержденного решением Думы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №38, прокурор <адрес> просит суд обязать КУМИ КГО в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Качканарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с последующей его передачей на обслуживание в специализированную организацию - участок тепловой сети, протяженностью 80 м в двухтрубном исчислении, находящегося по адресу: <адрес>, 8 микрорайон <адрес> (от Северной теплосети к АУ Качканарского ГО «ФОК «Дворец Спорта»).

 В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом привлечено МУП КГО «Горэнерго» в качестве третьего лица на стороне ответчика.

 В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Нужная Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, указанным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении, при этом, не возражала против срока выполнения требований прокурора до 31.12.2016.

 Представитель ответчика КУМИ КГО Напольских Д.Т., одновременно являясь представителем третьего лица Администрации КГО, в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> признала, суду пояснила, что указанный участок тепловой сети передан в аренду в 2011 году в МУП КГО «Горэнерго» для использования по целевому назначению. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что МУП КГО «Горэнерго» приняло на себя обязательства по изготовлению технической документации на участок теплосети, однако таковая документация ими не изготовлена до настоящего времени. В настоящее время на учет в качестве бесхозяйных следует поставить более 100 объектов, для чего необходимы денежные средства более 8 000 000 руб., которые в бюджете города отсутствуют. Также имеются иные судебные решения по иным объектам, которые в настоящее время вступили в законную силу, подлежат исполнению, к настоящему времени не исполнены. На 2014 год на указанные нужды в бюджет заложено 90 000 руб., в 2013 году - было 150 000 руб. Полагает, что не раньше 2016 года смогут приступить к заявленному объекту, в связи с чем, просит суд продлить срок исполнения решения суда до 31.12.2016.

 Представитель третьего лица МУП КГО «Городские энергосистемы» Городилова Е.С., в судебном заседании пояснила, что по договору аренды спорный участок тепловой сети ими принят в аренду, однако КУМИ КГО может управлять имуществом только после постановки его на учет. Действительно, дополнительным соглашением они предусмотрели, что будут изготавливать техническую документацию, однако необходимые средства отсутствуют. Полагает, что в короткие сроки исполнить решение суда не представится возможным.

 Суд, выслушав вышеуказанных лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

 В судебном заседании установлено, что по адресу: <адрес>, 8 микрорайон <адрес> (от Северной теплосети к АУ Качканарского ГО «ФОК «Дворец Спорта»), расположен участок тепловой сети протяженностью 80 м в двухтрубном исчислении.

 Также установлено, что указанный участок тепловой сети был передан МУП КГО «Городские энергосистемы» в соответствии с договором аренды от ДД.ММ.ГГГГ №41.

 В реестре муниципальной собственности учетная запись по указанному участку тепловой сети отсутствует. Имеется специальный реестр бесхозяйного имущества, находящегося на территории Качканарского городского округа, но в муниципальную собственность участок не принимался.

 Таким образом, указанный участок тепловой сети ни за кем не значится, ни у кого на балансе не состоит, фактически за состоянием данного участка тепловой сети никто не следит, несмотря на наличие договора от 15.11.2011.

 В соответствии с п. 8 Положения «О порядке учета, управления и использования бесхозяйного имущества на территории Качканарского городского округа», утвержденного решением Думы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 459, с момента отнесения имущества к бесхозяйному, Комитет управляет бесхозяйным имуществом в порядке, установленном главой 3 указанного Положения.

 Согласно ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

 На основании ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Указанное Положение регулирует вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей. Принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Инициатором постановки на учет недвижимых вещей в качестве бесхозяйных выступает орган местного самоуправления.

 В соответствии со ст. 34 Устава Качканарского городского округа таким уполномоченным органом местного самоуправления выступает КУМИ КГО.

 Согласно подп. 12 п. 12 ст. 4 «Положения о порядке и условиях управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Качканарского городского округа», утвержденного решением Думы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ №38, КУМИ осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные вещи и имущество, находящееся на территории городского округа.

 На основании п. 76 ст. 12 указанного положения КУМИ как орган местного самоуправления Качканарского городского округа, уполномоченный на управление муниципальным имуществом, осуществляет необходимые действия по выявлению возможных правообладателей бесхозяйного имущества, подготовке инвентаризационной технической документации, признанию права муниципальной собственности в судебном порядке и дальнейшему использованию на общих основаниях в зависимости от вида имущества.

 Указанные действия ответчиком КУМИ КГО в отношении участка тепловой сети протяженностью 80 м в двухтрубном исчислении, находящегося по адресу: <адрес>, 8 микрорайон <адрес> (от Северной теплосети к АУ Качканарского ГО «ФОК «Дворец Спорта»),не выполнены в полном объеме.

 Организация теплоснабжения населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Имущество, предназначенное для теплоснабжения населения, может находиться в собственности муниципальных образований (ст.16 и ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

 Следует согласиться с доводами прокурора о том, что неудовлетворительное состояние данного участка тепловой сети вследствие его бесхозяйности способствует дальнейшему ухудшению его состояния, что представляет собой угрозу перебоев в отоплении и горячем водоснабжении.

 На основании п. 7 Положения «О порядке учета, управления и использования бесхозяйного имущества на территории Качканарского городского округа», утвержденного решением Думы Качканарского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № 59, на основании поступившей информации КУМИ КГО с целью выявления возможных правообладателей направляет запросы в соответствующие органы исполнительной власти Российской Федерации, <адрес>, органы местного самоуправления и другие организации, обладающие сведениями учета, регистрации, и анализирует поступившие сведения.

 В случае отсутствия информации о правообладателе на основании постановления главы Качканарского городского округа КУМИ КГО готовит пакет документов с техническими характеристиками объектов и обращается за постановкой бесхозяйного имущества на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 Таким образом, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в части возложения на ответчика обязанности обратиться в Качканарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии указанного выше участка тепловой сети на учет как бесхозяйного объекта недвижимого имущества с последующей передачей его на обслуживание в специализированную организацию являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. Срок выполнения данных требований подлежит установлению с учетом ходатайства представителя ответчика Напольских Д.Т., представившей в судебное заседание достаточно доказательств продления данного срока, и позиции помощника прокурора <адрес>, не возражавшей против продления срока исполнения решения суда, до 31.12.2016.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

 Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Качканарского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Качканарский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка тепловой сети, протяженностью 80 м в двухтрубном исчислении, находящегося по адресу: <адрес>, 8 микрорайон <адрес> (от Северной теплосети к АУ Качканарского ГО «ФОК «Дворец Спорта»),с последующей передачей его на обслуживание в специализированную организацию.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы и/или представления в Качканарский городской суд <адрес>.

 Мотивированный текст решения изготовлен в совещательной комнате.

 Судья Качканарского

 городского суда                                                                        Е.А. Кунева