Дело № 2-769/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2017 года г.Барнаул
Октябрьский районный суд г.Барнаула в составе:
председательствующего судьи Штайнепрайс Г.Н.,
при секретаре Галоян Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алтайский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай о признании незаконным бездействия МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай по обеспечению безопасности на гидротехнических сооружениях: плотине (шлюзе), пруду, канале, расположенных по адресу: <адрес>; возложении на МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай обязанности выполнить капитальный ремонт сооружений: произвести демонтаж бетонной плотины с устройством плотины из монолитного железобетона; демонтировать металлоконструкции водосброса с устройством пазовых конструкций для устройства щитовых затворов водосбросного сооружения, изготовления щитовых затворов, устройства подъемного механизма для маневрирования затворами; обеспечить на гидротехнических сооружениях: плотине (шлюзе), пруду, канале, расположенных по адресу: <адрес> требования к обеспечению безопасности ГТС, а именно: обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС; проводить регулярные обследования ГТС; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС; разработать критерии безопасности, правила эксплуатации ГТС и согласовать их с Сибирским управлением Ростехнадзора; произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ГТС.
В обоснование иска указано, что Алтайской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС) в ДД.ММ.ГГГГ, установлены нарушения в деятельности Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае.
Установлено, что ГТС плотина (шлюз), пруд, канал, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, входит в комплекс Колыванской шлифовальной фабрики, которая является объектом культурного наследия федерального значения «Комплекс Колыванской шлифовальной фабрики конца XVIII - начала XIX веков» (Постановление Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ№, Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Указный объект является собственностью Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.
Согласно заключению, подготовленному по результатам обследования ГТС ЗАО Проектно-изыскательский институт «Алтайводпроект» в ДД.ММ.ГГГГ, бетонная плотина находится в неработоспособном состоянии, водосбросное сооружение ограниченно работоспособно, отводящий канал технически исправен.
По результатам обследования рекомендовано выполнить капитальный ремонт сооружений: бетонной водоподъемной плотины в части демонтажа бетонной плотины и устройства плотины из монолитного железобетона, а также водосбросного сооружения в части демонтажа металлоконструкций водосброса, устройства пазовых конструкций для устройства щитовых затворов, изготовления щитовых затворов, устройства подъемного механизма для маневрирования затворами.
Несмотря на то, что обследование осуществлялось по инициативе Территориального управления, до настоящего времени ремонтные работы не проведены.
определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на Межрегиональное управление возложена обязанность определить организацию, отвечающую за его эксплуатацию.
До настоящего времени решение суда в указанной части не исполнено: организация, отвечающая за его эксплуатацию, не определена.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранным прокурором и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности ГТС, которое не исполнено.
Имеет место длительное неисполнение Межрегиональным управлением требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора по вопросу обеспечения безопасности на ГТС плотина (шлюз), пруд, канал, расположенное по адресу: <адрес>, чем нарушаются требования действующего экологического законодательства, что создает условия для возможного наступления вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, окружающей среды. Кроме того, создается угроза разрушения объекта культурного наследия федерального значения.
В судебном заседании помощник Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Рыбальченко Д.А. на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика МТУ Росимущества в Алтайском крае и Республике Алтай Шмыкова А.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск.
Представитель третьего лица Сибирского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица ФГБУК «Агенство по управлению и использованию памятников истории и культуры» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, гидротехническое сооружение плотина (шлюз), пруд, общей площадью 4463, 4 кв.м., длина дамбы(плотины) – 3 м, ширина шлюза – 3 м., длина канала – 852 м., расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Курьинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены. ГТС плотина (шлюз), расположенная на территории Курьинского района, на землях, расположенных в границах <адрес> признана бесхозяйным имуществом. Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае обязано поставить ГТС плотина (шлюз) на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, и определить организацию, отвечающую за эксплуатацию ГТС плотины (шлюза).
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Курьинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения требований прокурора о признании ГТС плотины (шлюз) бесхозяйным имуществом отменено. Принято новое решение. Прокурору Курьинского района в интересах неопределенного круга лиц в удовлетворении исковых требований о признании ГТС плотины (шлюз), расположенной на территории <адрес>, бесхозяйным имуществом отказано. В остальной части решение оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
До настоящего времени решение суда в указанной части не исполнено: организация, отвечающая за его эксплуатацию, не определена, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «Обезопасностигидротехническихсооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения", расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Согласно заключению, подготовленному по результатам обследования ГТС ЗАО Проектно-изыскательский институт «Алтайводпроект» в ДД.ММ.ГГГГ, бетонная плотина находится в неработоспособном состоянии, водосбросное сооружение ограниченно работоспособно, отводящий канал технически исправен. По результатам обследования рекомендовано выполнить капитальный ремонт сооружений: бетонной водоподъемной плотины в части демонтажа бетонной плотины и устройства плотины из монолитного железобетона, а также водосбросного сооружения в части демонтажа металлоконструкций водосброса, устройства пазовых конструкций для устройства щитовых затворов, изготовления щитовых затворов, устройства подъемного механизма для маневрирования затворами.
Несмотря на то, что обследование осуществлялось по инициативе ответчика, до настоящего времени ремонтные работы не проведены, что также не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
В целях устранения выявленных нарушений природоохранным прокурором и.о. руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности ГТС.
В ответе ТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ указано на наличие намерений передать указанные выше ГТС Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, а также о проведении мероприятий по ремонту сооружения.
Аналогичные сведения содержатся в письме Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГГГ.
Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае №№ДД.ММ.ГГГГ и письма Главалтайимущество № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Главное управление имущественных отношений Алтайского края отказало в принятии ГТС в собственности Алтайского края, проведение проектно-сметных работ на ремонт вышеуказанного объекта запланировано на 2 квартал 2017 года.
Таким образом, имеет место длительное неисполнение Межрегиональным управлением требований Алтайского межрайонного природоохранного прокурора по вопросу обеспечения безопасности на ГТС плотина (шлюз), пруд, канал, расположенное по адресу: <адрес>, чем нарушаются требования действующего экологического законодательства, что создает условия для возможного наступления вреда жизни, здоровью, имуществу неопределенного круга лиц, окружающей среды. Кроме того, создается угроза разрушения объекта культурного наследия федерального значения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Довод ответчика о том, что с его стороны отсутствует бездействие, поскольку ведется переписка с различными органами по вопросу передачи спорного объекта, суд считает несостоятельным, поскольку наличие данной переписки не освобождает ответчика от обязанности по соблюдению требований Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «Обезопасностигидротехническихсооружений».
Доказательств осуществления ремонтных работ, а также соблюдения на гидротехническом сооружении требований к обеспечению безопасности ГТС, обеспечения контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС; проведения регулярных обследований ГТС; поддержания в постоянной готовности локальных систем оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС, разработки критериев безопасности, правил эксплуатации ГТС и их согласования с Сибирским управлением Ростехнадзора; осуществления расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ГТС, ответчиком не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.
ПризнатьнезаконнымбездействиеМежрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай, выразившееся в необеспечении безопасности на гидротехнических сооружениях: плотине (шлюзе), пруду, канале, расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай выполнить капитальный ремонт сооружений: произвести демонтаж бетонной плотины с устройством плотины из монолитного железобетона; демонтировать металлоконструкции водосброса с устройством пазовых конструкций для установки щитовых затворов водосбросного сооружения, изготовлением щитовых затворов, устройством подъемного механизма для маневрирования затворами;
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае и Республике Алтай обеспечить на гидротехнических сооружениях: плотине (шлюзе), пруду, канале, расположенных по адресу: <адрес>, обеспечить контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС; проводить регулярные обследования ГТС; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на ГТС; разработать критерии безопасности, правила эксплуатации ГТС и согласовать их с Сибирским управлением Ростехнадзора; произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ГТС.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 11.04.2017 г.
Судья Г.Н. Штайнепрайс