Решение
именем Российской Федерации
20 июля 2018г. г.Ефремов Тульской области
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего Алексеевой Л.Н.,
при секретаре Садыковой Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-769/2018 по иску государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного преступлением,
установил:
представитель ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности ФИО3 обратилась в суд с иском к ФИО4 о возмещении вреда, причиненного преступлением.
В основание заявленного требования ФИО3 указала, что ФИО4, зарегистрированный по месту жительства с 24.04.2012 по адресу: <адрес>, в населенном пункте зоны с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, 30.11.2012 обращался с заявлением и пакетом документов за назначением на сына ФИО5 ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до 3-х лет как лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком и не подлежащее обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч.1 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 №1244-1). Пособие назначено и выплачено перечислением на счет ответчика за период с 16.11.2012 по 16.11.2015 в общей сумме 280809,76 рублей. С 17.11.2015 выплата прекращена, в связи с достижением ребенком трехлетнего возраста. При подаче заявления ответчик был предупрежден об ответственности за достоверность предоставляемых сведений и документов, о чем лично расписывался в заявлении о назначении выплат. Указанные меры социальной поддержки назначались, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон № 1244-1), постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 №439 «О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - постановление №907). <адрес> включена в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582, действовавший до 20.10.2015, и постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074. Полученные ответчиком, в соответствии с Законом №1244-1, меры социальной поддержки, предоставляются гражданам, постоянно проживающим на территориях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона №1244-1, с п/п. б) п.3 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением №439, пособие по уходу в двойном размере назначается и выплачивается гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению указанных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Порядок финансового обеспечения расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, предусмотрен постановлением №439. В соответствии с п.9 указанного постановления для граждан, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию, финансирование ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ; в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год, а в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Приговором Советского районного суда г.Тулы от 04.06.2018, вступившим в законную силу 15.06.2018, по уголовному делу №1-53/2018 по обвинению ФИО4 в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ, установлено, что за период с 24.04.2012 ответчик с детьми в населенном пункте зоны с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, по адресу: <адрес>, не проживали (фиктивная регистрация), соответственно, ответчик ФИО4 незаконно получил из федерального бюджета меры социальной поддержки: ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (на сына ФИО2) за период с 16.11.2012 по 16.11.2015 в общей сумме 280809,76 рублей. Данным преступлением государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» причинен материальный ущерб в сумме 280809,76 рублей. Копии документов, подтверждающих обращение ответчика к истцу за назначением выплат и сведения о выплаченных суммах, находятся в материалах уголовного дела.
На основании вышеизложенного, просит суд: взыскать с ФИО1, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес> в доход федерального бюджета в пользу государственного учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» материальный ущерб, причиненный преступлением в размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех за период с 16.11.2012 по 16.11.2015 в общей сумме 280809,76 рублей.
Представитель истца - ГУ ТО УСЗН Тульской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленное требование по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО4 в судебном заседании исковые требования признал.
Выяснив позицию сторон по иску, учитывая признание иска ответчиком, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п.8 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие названного Закона, относятся, в частности, граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1, гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 названного Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 ч.1 ст.18 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1.
На основании п.7 ч.1 ст.18, ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 года №1244-1 гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 названного Закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет.
Пунктом 1 Правил выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением №907 от 31.12.2004 года, установлено, что право на ежемесячную денежную компенсацию на проживание имеют граждане, постоянно проживающие на территориях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона №1244-1, с подп. «б» п.3 Правил выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденных постановлением №439 от 16.07.2005, пособие по уходу в двойном размере назначается и выплачивается гражданам постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению указанных мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Порядок финансового обеспечения расходов, связанных с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 №439 «О Правилах предоставления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии с п.9 указанного Постановления Правительства РФ от 16.07.2005 №439, для граждан, фактически осуществляющих уход за ребенком и не подлежащих обязательному социальному страхованию, финансирование ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет осуществляется за счет средств федерального бюджета, перечисляемых в бюджет Фонда социального страхования РФ; в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год, а в период ухода за ребенком в возрасте от полутора до трех лет - за счет средств федерального бюджета в пределах средств, предусмотренных Федеральной службе по труду и занятости в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
В судебном заседании было установлено и не оспаривалось ответчиком следующее.
<адрес> была включена в действовавший до 20.10.2015 Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Кроме того, <адрес> включена в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Ответчик ФИО1, дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, место рождения - <адрес>, зарегистрирован с 24.04.2012 по адресу: <адрес>, в населенном пункте зоны с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, 30.11.2012 обращался к истцу с заявлением и пакетом документов за назначением на сына ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в том числе, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до 3-х лет как лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком и не подлежащее обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ч.1 ст.19 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1). Пособие назначено и выплачено перечислением на счет ответчика за период с 16.11.2012 по 16.11.2015 в общей сумме 280809,76 рублей. С 17.11.2015 выплата прекращена, в связи с достижением ребенком трехлетнего возраста. При подаче заявления ответчик был предупрежден об ответственности за достоверность предоставляемых сведений и документов, о чем лично расписывался в заявлении о назначении выплат. Указанные меры социальной поддержки назначались, в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС», постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 №439 «О Правилах выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Полученные Ответчиком в соответствии с Законом № 1244-1 меры социальной поддержки, предоставляются гражданам, постоянно проживающим на территориях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приговором Советского районного суда г.Тулы от 04.06.2018, вступившим в законную силу 15.06.2018, ФИО1 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ. В судебном заседании установлено, что ФИО4 своими умышленными преступными действиями за период с 16.11.2012 по 16.11.2015 причинил ГУ ТО УСЗН Тульской области материальный ущерб на общую сумму 280809 рублей 76 копеек, незаконно получив из федерального бюджета меры социальной поддержки: ежемесячное денежное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет на сына ФИО14 в общей сумме 280809 рублей 76 копеек.
В силу положений ч.1, 2 ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч.1 и 3 ст.173 ГПК РФ, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству ответчик ФИО4 в письменной форме суду представил заявление, которым в полном объеме признал заявленные ГУ ТО УСЗН Тульской области к нему требования о возмещении вреда, причиненного преступлением.
Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ответчику ФИО4 судом были разъяснены, после чего ответчик подтвердил свое заявление о признании иска.
Анализируя вышеизложенные доказательства, учитывая признание иска ответчиком, которое не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, что в силу ч.1 ст.39, ч.3 ст.173 ГПК РФ, является основанием для принятия судом решения об удовлетворении заявленных истцом требований, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В соответствие с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, в частности, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу прямого указания закона, подлежат взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст.333.41 НК РФ.
В судебном заседании ФИО4 ходатайствовал о снижении размера взыскиваемой госпошлины по вышеуказанному иску, в связи с тяжелым материальным положением. В обоснование заявленного требования указал, что у него на иждивении находятся двое несовершеннолетних детей и не работающая супруга, его заработная плата составляет 13000 рублей.
Принимая во внимание ходатайство ответчика ФИО4 о снижении размера взыскиваемой госпошлины, учитывая, что истец - ГУ ТО УСЗН Тульской области, на основании определения судьи от 03.07.2018, освобожден от уплаты государственной пошлины, суд считает необходимым уменьшить размер государственной пошлины, подлежащий уплате в доход бюджета муниципального образования город Ефремов Тульской области, до 100 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое требование государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» к ФИО1 о возмещении вреда, причиненного преступлением, удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 (дата рождения - ДД.ММ.ГГГГ, место рождения - <адрес>, зарегистрирован с 24.04.2012 по адресу: <адрес>) в доход федерального бюджета в пользу государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» материальный ущерб, причиненный преступлением в размере ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех за период с 16.11.2012 по 16.11.2015 в общей сумме 280809 рублей 76 копеек.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования город Ефремов Тульской области государственную пошлину в размере 100 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25.07.2018.
Председательствующий