Дело № 2-769/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
11 июня 2019 года Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Поповой Е.Н.
при секретаре Мельничук А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Северск гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Северный Ветер» о защите прав потребителя,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Северный Ветер» (далее – ООО «Северный Ветер») о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 руб.
В обоснование указала, что сторонами заключено два договора воздушной перевозки посредством приобретения за счет собственных средств авиабилетов на имя ФИО1 и ее несовершеннолетнего ребенка С. на рейс № ** по маршруту Томск- Симферополь, дата и время вылета - 11.06.2018 в 11 час. 10 мин., дата и время прилета 11.06.2018 в 13 час. 00 мин. Согласно приобретенным авиабилетам продолжительность полета составляла 05 час. 50 мин. В соответствии с п. 95, 98 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 горячее питание предоставляется пассажирам при продолжительности полета воздушного судна свыше трех часов и далее каждые четыре часа - в дневное время и каждые шесть часов - в ночное время. Питание и горячие напитки могут не предоставляться пассажирам воздушных судов на борту воздушного судна, если указанное условие установлено правилами перевозчика и пассажир информирован об условиях обслуживания на борту воздушного судна до заключения договора воздушной перевозки пассажира. По размещенной на официальном сайте перевозчика информации пассажирам в полете предлагаются прохладительные напитки, а также при продолжительности полета свыше 05 час. 30 мин. питание, рацион которого зависит от летнего времени и класса обслуживания. Из чего следовало, что перевозчиком будет предоставлено горячее питание во время полета. Перед началом полета 11.06.2018 на борту самолета до пассажиров была доведена информация о том, что продолжительность полета составит 05 час. 20 мин. вместо заявленной в авиабилетах - 05 час. 50 мин. В питании было отказано со ссылкой на то, что продолжительность полета менее 05 час. 30 мин. Ответчик не довел до нее (истца) информацию об изменении продолжительности полета, чем нарушил ее права потребителя и лишил ее возможности приобретения питания для своего несовершеннолетнего ребенка. Указанными действиями ответчика нарушены права потребителя, в связи с чем был причинен моральный вред, который истец оценивает в 100000 руб.
Истец, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик ООО «Северный Ветер», надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, не сообщил суду о причинах неявки.
Представитель ответчика ФИО2 (доверенность № ** от 08.04.2019) в письменных возражениях полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что в момент бронирования билетов на сайте ООО «Северный Ветер» или уполномоченным агентом до пассажира (заказчика) доводится информация о выбранном тарифе, классе тарифа, условиях возврата стоимости билета и условиях воздушных перевозок путем ознакомления с тарифами авиакомпании и Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа ООО «Северный Ветер». Дополнительно с указанной информацией можно ознакомиться на официальном сайте авиакомпании, которая размещена в публичном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет» или получить консультацию в контактном центре по телефону, указанном на сайте, или по электронной почте. Кроме того, сайт ООО «Северный Ветер» оснащен сервисом «Мой билет», позволяющий пассажиру получить информацию, по какому тарифу им приобретен авиабилет и условиями его применения. Информация о стандартах питания на рейсах авиакомпании ООО «Северный Ветер» размещена на официальном сайте авиакомпании, которая размещена в публичном доступе в информационно-коммуникационной сети «Интернет». В данном разделе также предусмотрена возможность выбора специального питания. Пассажиры могут получить консультацию по вопросу питания на борту самолета в информационном центре по телефону или электронной почте. В связи с введением с 10.04.2018 изменений в стандарт бортового питания рейсов ООО «Северный Ветер» при длительности полета менее 05 час. 31 мин. пассажирам экономического класса обслуживания на борту воздушного судна предоставляются только прохладительные напитки. 11.06.2018 рейс по маршруту Томск-Симферополь был осуществлен ООО «Авиакомпания «Икар». Продолжительность полета составила 05 час. 07 мин. Истец не была лишена возможности отказаться от воздушной перевозки, однако воспользовалась услугами компании. Требования о компенсации морального вреда ничем не подтверждены.
Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Согласно пункту 3 этой же стать, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В силу ст. 784 ГК РФ перевозка пассажиров осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии с п. 1 и 2 ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Как следует из п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами, а также договором воздушной перевозки пассажира.
Согласно ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
Пунктом 7 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» предусмотрено, что перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза. Условия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза содержатся в Воздушном кодексе Российской Федерации, правилах перевозчика, условиях применения тарифа и перевозочном документе.
Согласно п. 44 названных правил к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ.
В соответствии с п. 74 указанных правил в случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Под исполнителем понимается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, обеспечивающую возможность правильного выбора. По отдельным видам услуг перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4 ст. 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» при причинении вреда имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации об услуге потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона; при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией об услуге, необходимо исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.
В силу абз. 4 п.1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать в том числе полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
При этом, пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Согласно ч.2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ООО «Северный Ветер» 04.05.2018 заключено два договора воздушной перевозки пассажиров ФИО1 и ее несовершеннолетнего ребенка С., **.**.**** года рождения, которые удостоверены авиабилетами на рейс ** по маршруту Томск-Симферополь. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела свидетельством о рождении ** № ** от **.**.**** (л.д. 7), маршрутными квитанциями электронного билета № ** и № ** от 04.05.2018 (л.д. 9, 10), электронными многоцелевыми документами (квитанциями) от 04.05.2018 (л.д. 11, 12) и не оспаривается ответчиком.
В маршрутных квитанциях электронного билета авиаперевозчиком представлена следующая информация: дата и время отправления – 11.06.2008 в 11.00 час., дата и время прибытия - 11.06.2018 в 13.00 час., продолжительность полета 5 час. 50 мин. В нижней части маршрутной квитанции размещено объявление следующего содержания: пассажирам в полете предлагаются прохладительные напитки, а также при продолжительности полета более 05 час. 30 мин. может быть предложено питание, рацион которого зависит от летнего времени и класса обслуживания.
Вместе с тем как следует из объяснений истца, продолжительность полета вместо заявленных 05 час. 50 час. составила 05 час. 07 мин. На борту самолета после посадки пассажирам сообщили о том, что продолжительность полета составит 05 час. 20 мин.
Указанные объяснения истца стороной ответчика не опровергнуты. В письменном отзыве от 16.05.2019 представитель ответчика указала, что продолжительность полета указанного рейса составила 05 час. 07 мин.
Однако до заключения договора ответчик не довел до сведения потребителя информацию об изменении продолжительности полета, информация, указанная в маршрутной квитанции электронного билета, не соответствовала фактическому времени полета и прибытия в пункт назначения.
Доводы ответчика о том, что на борту самолета истцу сообщили о том, что продолжительность полета составит менее заявленной в билетах и истец не была лишена возможности отказаться от договора, не могут свидетельствовать об отсутствии нарушений прав потребителя, поскольку такая информация должна быть доведена до потребителя до момента заключения договора, а условие о продолжительности полета и времени прибытия является составной частью договора перевозки, и, следовательно, носит обязательный для перевозчика характер.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что права истца, как потребителя, были нарушены ответчиком.
Как следует из письма № ** от 20.09.2018, претензионная комиссия авиакомпании ООО «Северный Ветер» рассмотрено обращение ФИО1 и сообщено, что ООО «Северный Ветер» свои обязательства перед пассажирами выполнило и оснований для компенсации морального вреда не усматривает.
В соответствии со статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Согласно разъяснений, данных в п. 2 постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Поскольку факт нарушения прав истца как потребителя установлен судом, имеются основания и для взыскания денежной компенсации морального вреда.
Довод ответчика о том, что требования о компенсации морального вреда ничем не подтверждены, суд не принимает во внимание, поскольку он основан на ошибочном толковании закона. Исходя из положений ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» сам факт нарушения прав потребителей является достаточным основанием для выплаты ему денежной компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из всех обстоятельств дела, характера и степени нравственных страданий, а также того обстоятельства, что несовершеннолетний ребенок истца в связи с предоставлением ответчиком недостоверной информации о продолжительности полета был лишен возможности получить питание на протяжении всего полета, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.
В соответствии с п.6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Из п.46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 следует, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Учитывая принятое по существу спора решение, а также то, что ответчик добровольно не удовлетворил законное требование истца, сумма штрафа, подлежащая взысканию с ответчика в пользу ФИО1, составит 2500 руб. (5000 *50%).
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области подлежит государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северный Ветер» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., штраф – 2500 руб.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северный Ветер» в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 300 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н.Попова
УИД 70RS0009-01-2019-001309-07