ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-769/2015-М-607/15 от 27.04.2015 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-769/2015-М-607/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 апреля 2015 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,

при секретаре Шороховой О.У.,

с участием заявителя Тарасова В. И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Тарасова В. И. о признании незаконными действий Военного комиссариата Хабаровского края, связанные с необеспечением возможности ознакомления с документами и материалами,

установил:

В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Военного комиссариата Хабаровского края, обратился Тарасов В.И., который указывает, что 18 марта 2015 г. он обратился с заявлением в адрес военного комиссариата Хабаровского края, которое вручено адресату 26.03.2015 г. Испрашиваемая заявлением информация из приказа МО РФ № г. «Инструкции по учёту личного состава в Вооружённых Силах РФ», не составляет перечень сведений государственной тайны в военной области. Сходная (аналогичная) норма содержится в пункте 30 Правил ведения и хранения трудовых книжек, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225. Просит суд признать незаконными действия военного комиссариата Хабаровского края связанные с не обеспечением возможности ознакомления с документами и материалами испрашиваемых заявлением от 18.03.2015 г., непосредственно затрагивающими его права и свободы; обязать военный комиссариат Хабаровского края устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод Тарасова В.И, а именно предоставить Тарасову В.И. возможность ознакомления с документами и материалами приказа МО РФ № г., «Инструкции по учёту личного состава в Вооружённых Силах РФ», в части касающихся: способа и порядка отмены записи в послужном списке раздел личного дела 1-й экземпляр об исключении Тарасова В.И. из списков части с 1999 г. в связи с увольнением в запас из ВС РФ из-за незаконного увольнения (исключения из списков личного состава части); способа и порядка засчитывания кадровым органом ВВС и ПВО перерыв в военной службе в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания и для исчисления размера пенсии за выслугу лет в ВС РФ, а также изготовить и выдать Тарасову В.И. в несекретном порядке выписку пунктов приказа МО РФ № г. «Инструкции по учёту личного состава в Вооружённых Силах РФ», подлежащих применению, согласно заявления Тарасова В.И. для представления в суд в качестве письменного доказательства.

До судебного заседания из Военного комиссариата Хабаровского края отзыв на заявление не поступил.

Заявитель Тарасов В.И. в судебном заседании полностью поддержал заявление по изложенным в нем основаниям.

Военный комиссариат Хабаровского края надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания. В судебное заседание от имени Военного комиссариата, но без доверенности, оформленной надлежащим образом, явилась С., которая была допрошена в качестве свидетеля.

С. показала, что работает в отделе военного комиссариата Хабаровского края по Совгаванскому, Ванинскому районам и городу Советская Гавань в должности Она видела, как Тарасов В.И. приходил в отдел и требовал от подчиненной ей сотрудницы ознакомить его с секретным приказом Минобороны РФ №. Она не знает, обращался ли Тарасов письменно. При Тарасове В.И. подчиненный ей сотрудник сама просмотрела ту часть приказа, которую просил Тарасов В.И. и не нашла конкретной информации, которая могла бы быть полезна Тарасову, т.к. там написаны общие фразы. При этом, с данного приказа до настоящего времени не снят гриф секретности, а потому они не имеют право знакомить с этим приказом лиц, которые не имеют соответствующего допуска. Также имеется Приказ №, в котором определен перечень сведений, составляющих гос.тайну и степень секретности конкретных сведений. В разделе этого приказа обозначены сведения по вопросам личного состава, комплектования кадров. По этой причине они не могли ознакомить Тарасова с секретным приказом и не могли выдать выписку из этого приказа.

Судом установлено следующее.

Согласно копии заявления в адрес Военного комиссариата Хабаровского края от 18.03.2015 г., Тарасов В.И. просит обеспечить ему возможность ознакомления со сведениями из приказа МО РФ № в части касающихся:

- способа и порядка отмены записи в послужном списке раздел личного дела 1-й экземпляр об исключении Тарасова В.И. из списков части с 1999 г. в связи с увольнением в запас из ВС РФ из-за незаконного увольнения (исключения из списков личного состава части);

- способа и порядка засчитывания кадровым органом ВВС и ПВО перерыв в военной службе в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно на льготных условиях для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания и для исчисления размера пенсии за выслугу лет в ВС РФ, а также изготовить и выдать Тарасову В.И. в несекретном порядке выписку пунктов приказа МО РФ № г. «Инструкции по учёту личного состава в Вооружённых Силах РФ», подлежащих применению согласно заявления Тарасова В.И. для представления в суд в качестве письменного доказательства. (л.д.6).

Как следует из ответа Военного комиссариата на указанное заявление, Тарасову В.И. разъясняется, что в соответствии со статьей 23Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, период после необоснованного увольнения до дня восстановления на военной службе включается в общую продолжительность военной службы (понятие общей продолжительности военной службы в соответствии со статьей 10 указанного выше Закона определено как период военной службы в календарном исчислении). Восстановление на военной службе необоснованно уволенных с нее военнослужащих осуществляется в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы. Одновременно сообщается, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 2010 № «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» ст.4 «допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме». Согласно Указа президента Российской Федерации от 1995 года № «Об утверждении Перечня сведения относимых к государственной тайне» п. и приказа Министра обороны Российской Федерации 2013 года № «Об утверждении Перечня сведения Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию» п., запрашиваемые сведения являются секретными. Так как Тарасов В.И., согласно п. Постановления Правительства Российской Федерации от 2010 № не имеет права получить их на руки, то это обязан сделать суд, при обращении (л.д.9).

Проанализировав доводы, изложенные в заявлении, изучив представленные документы, исследовав материалы дела в их совокупности, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст.245 ГПК РФ, Суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как следует из существа заявления Тарасова В.И., он просил Военный комиссариат Хабаровского края ознакомить его со сведениями из Приказа №, а также выдать соответствующую выписку из Приказа (в несекретном порядке) для предъявления в суд.

Из полученного ответа следует, что военный комиссариат отказался ознакомить Тарасова В.И. со сведениями из Приказа № и выдавать выписку из него, поскольку у последнего отсутствует допуск к государственной тайне по соответствующей форме.

Согласно ч.2 ст.24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статьи 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне", государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, - санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со статьями 8, 9 вышеуказанного Закона, отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне в соответствии с принципами засекречивания сведений возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти в соответствии с перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Указанные лица несут персональную ответственность за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к государственной тайне.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

В соответствии с пунктом Постановления Правительства РФ от 2010 N "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме.

Согласно пункту вышеуказанного акта, решение о допуске к государственной тайне принимается: в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, - военным комиссаром; в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности; в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Как следует из пункта Постановления Правительства РФ от 2010 N "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне", в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение месяцев не затребованы карточки (форма ), действие допуска прекращается.

Приказ МО РФ N от 2005 года является секретным, то есть данные положения приказа являются секретными и рассылаются в воинские части по особому расчету.

Приказом командира войсковой части Тарасов В.И. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части с 1999 года.

В настоящее время Тарасов В.И. не имеет допуска к государственной тайне по соответствующей форме, а значит не имеет возможности ознакомления с секретным приказом, ни в целом, ни в какой-либо его части.

С учетом изложенного, несмотря на доводы Тарасова В.И. о том, что необходимые ему сведения не составляют государственную тайну, у должностных лиц отсутствовали основания для удовлетворения заявления Тарасова В.И., поскольку гриф "секретно" с приказа МО РФ N от 2005 года до настоящего времени не снят. Должностные лица военного комиссариата самостоятельно не вправе давать оценку степени секретности содержащихся в приказе сведений.

Таким образом, нарушений прав и свобод Тарасова В.И. в результате отказа в удовлетворении его заявления, судом не установлено.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении заявления Тарасова В. И. о признании незаконными действий Военного комиссариата Хабаровского края, связанные с необеспечением возможности ознакомления с документами и материалами из приказа МО РФ № г. «Инструкции по учёту личного состава в Вооружённых Силах РФ», - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы (представления) через суд, принявший решение.

Судья Д.К. Юманов

Решение не вступило в законную силу.