РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Узловский городской суд Тульской области в составе
председательствующего Тимофеевой Н.А.,
при секретаре Линник К.С.,
с участием представителя истца старшего помощника Узловского межрайонного прокурора Тульской области Скляровой Н.Б.,
представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2–769/2021 по иску Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район о понуждении совершить действия по передаче объектов недвижимости по концессионным соглашениям,
у с т а н о в и л:
Узловский межрайонный прокурор Тульской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Узловский район с вышеуказанным иском. В обоснование требований указал, что Узловской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Узловский район правил использования объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности. Установлено, что в собственности муниципального образования имеются здания котельных, являющихся объектами теплоснабжения, ввод в эксплуатацию которых осуществлен более 40 лет назад. Администрацией муниципального образования Узловский район указанные в иске объекты теплоснабжения переданы по договорам аренды ООО «РГК-Тула». Однако в нарушение требований действующего законодательства, в частности ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.201 №190-ФЗ «О теплоснабжении», указанные объекты по концессионным соглашениям концессионерам в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» до настоящего времени не переданы.
Просит обязать администрацию муниципального образования Узловский район в срок до 31 мая 2022 года передать право пользования следующими объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованием законодательства о концессионных соглашениях:
нежилое здание (котельная № 33), площадью 257,8 кв.м, расположенное по адресу <...> строение 20а,
нежилое здание (котельная № 32), площадью 1148,9 кв.м, расположенное по адресу <...> дом12а,
нежилое здание (котельная № 22), площадью 636,7 кв.м, расположенное по адресу Тульская обл., Узловский район, пос. Брусянский (квратал4), ул. Горняцкая, д. 27а,
нежилое здание (котельная № 21), площадью 488,3 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 19), площадью 614,1 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 18), площадью 273,3 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 14), площадью 229,5 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 16), площадью 831,7 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 13), площадью 630,8 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 9), площадью 532,2 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 8), площадью 898,8 кв.м, расположенное по адресу Тульская обл., <...>,
нежилое здание (котельная № 2), площадью 173,1 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 20), площадью 455,3 кв.м, расположенное по адресу <...>.
От представителя ответчика администрации муниципального образования Узловский район в суд поступили письменные возражения, в которых считает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указывает, что с января 2019 года между администрацией муниципального образования Узловский район и ООО «РГК-Тула» ведутся переговоры по рассмотрению предложений на заключение концессионных соглашений, актуализации схем теплоснабжения, разграничения имущества на объекты теплоснабжения, в том числе, указанные в иске. Факт не передачи указанных в иске объектов теплоснабжения по концессионных соглашениям не нарушает права потребителей, поскольку все объекты переданы по договорам аренды компетентной организации, которая обеспечивает надлежащую работу этих объектов, а потребителей - теплом и горячей водой. Кроме того, считает, что в силу ст. 209 ГК РФ и ст. 15 Федерального закона от 06.0.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение вопроса о распоряжении муниципальным имуществом отнесено исключительно к полномочиям органов местного самоуправления. Просит в иске отказать в полном объеме.
Представитель истца старший помощник Узловского межрайонного прокурора Тульской области Склярова Н.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Узловский район по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в возражениях на иск, просила в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «Региональная генерирующая компания – Тула» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, возражений не представил.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела, что в собственности муниципального образования Узловский район находятся объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, среди которых имеются следующие объекты:
нежилое здание (котельная № 33), площадью 257,8 кв.м, расположенное по адресу <...> строение 20а, год постройки 1962, право муниципальной собственности зарегистрировано 28.07.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 32), площадью 1148,9 кв.м, расположенное по адресу <...> дом12а, год постройки 1983, право муниципальной собственности зарегистрировано 17.11.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 22), площадью 636,7 кв.м, расположенное по адресу <...>), ул. Горняцкая, д. 27а, год постройки 1984, право муниципальной собственности зарегистрировано 14.08.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 21), площадью 488,3 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1957, право муниципальной собственности зарегистрировано 07.02.2019, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 19), площадью 614,1 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1951, право муниципальной собственности зарегистрировано 29.04.2009, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 18), площадью 273,3 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1967, право муниципальной собственности зарегистрировано 15.08.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 16), площадью 831,7 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1968, право муниципальной собственности зарегистрировано 07.02.2019, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 14), площадью 229,5 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1972, право муниципальной собственности зарегистрировано 01.11.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 13), площадью 630,8 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1972, право муниципальной собственности зарегистрировано 09.07.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 9), площадью 532,2 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1950, право муниципальной собственности зарегистрировано 17.11.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная № 8), площадью 898,8 кв.м, расположенное по адресу Тульская обл., <...>, год постройки 1951, право муниципальной собственности зарегистрировано 09.07.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная №), площадью 113,9 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1959, право муниципальной собственности зарегистрировано 17.01.2008, присвоен кадастровый №,
нежилое здание (котельная №), площадью 455,3 кв.м, расположенное по адресу <...>, год постройки 1954, право муниципальной собственности зарегистрировано 03.04.2007, присвоен кадастровый №.
Указанное обстоятельство подтверждается актами приема-передачи имущества в казну муниципального образования Узловский район, постановлениями о включении имущества в состав муниципальной казны муниципального образования Узловский район, выписками из ЕГРН.
В настоящий момент указанные объекты переданы в пользование хозяйствующим субъектам в целях оказания населению услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению на основании соглашений о передаче имущества, не являющимися концессионными соглашениями, а именно по договорам аренды недвижимого муниципального имущества, заключенным с ООО «РГК-Тула»: от 11.08.2015 №-у, от 30.12.2019 №, от 16.07.2020 №.
По вопросу заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов теплоснабжения по предъявленной частной инициативе ОО «РГК-Тула» 25.01.2019 принято постановление администрации муниципального образования Узловский район № 47 «О возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях». В постановления вносились многочисленные изменения в части срока ведения переговоров и даты заключения концессионных соглашений, последний раз – срок установлен до 31 июля 2021 года.
17.05.2021 в адрес администрации муниципального образования Узловский район от ООО «РГК-Тула» поступили для рассмотрения и согласования уточненные перечни планируемых для включения в концессионные соглашения мероприятия по реконструкции и строительству объектов теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенных на территории Узловского района Тульской области.
Как не отрицалось ответчиком, вопрос о размещении на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (http://torgi.gov.ru/) предложения о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения в целях принятия заявок от третьих лиц о готовности к участию в конкурсе, до настоящего времени не решался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее – объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Федеральным законом № 115-ФЗ предусмотрены случаи заключения концессионного соглашения без проведения торгов. Так, согласно ч. 4.1 ст. 37 указанного Закона о концессии с 01 мая 2015 года допускается заключение концессионного соглашения без проведения торгов по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 статьи 37, в порядке, установленном частями 4.2-4.10 и 4.12 данной статьи.
Статьями 2 и 3 Федерального закона от 07 мая 2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях"» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», который дополнен статьей 28.1, а также в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который дополнен статьей 41.1.
В соответствии с частью 2 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в вышеуказанной редакции осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
Согласно части 2 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в той же редакции осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Из содержания части 3 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», части 3 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» следует, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Учитывая приведенные выше нормы, а также срок ввода в эксплуатацию спорных объектов централизованных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения, суд приходит к выводу о том, что передача прав владения и (или) пользования рассматриваемыми объектами могла быть осуществлена исключительно по концессионным соглашениям.
Достоверно установлено, не оспаривается административным ответчиком, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования Узловский район, то есть с 2008-2019 годов по настоящее время, концессионные соглашения в отношении указанных объектов не заключены.
В силу законодательства о концессионных соглашениях с момента поступления имущества в муниципальную собственность администрация муниципального образования Уловский район была обязана в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.
Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком до настоящего времени не проводились.
Таким образом, анализируя вышеприведенные нормы права и учитывая установленные обстоятельства, суд считает, что учитывая цели института концессионных соглашений, передача объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в ином порядке, чем это предусмотрено законом, само по себе нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, безопасные и благоприятные условия проживания, в связи с чем считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в заявленном объеме.
Доводы ответчика о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе по распоряжению муниципальным имуществом, являются несостоятельными, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться органами местного самоуправления в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.
Определяя срок выполнения указанных в иске мероприятий, суд принимает во внимание дату вынесения настоящего решения, период времени необходимый для вступления решения суда в законную силу, особую социальную значимость услуг, предоставляемых посредством спорных объектов, длительность нарушенного права неопределенного круга лиц, характер, объем и сложность подлежащих выполнению мероприятий, а также стадию подготовки документов для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении групп спорных объектов, и полагает разумным установить срок выполнения мероприятий по передаче в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» права пользования указанными в иске объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Узловский район, до 31 мая 2022 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Узловского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Узловский район о понуждении совершить действия по передаче объектов недвижимости по концессионным соглашениям - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Узловский район Тульской области обеспечить в срок до 31 мая 2022 года передачу в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» права пользования объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения, находящимися в собственности муниципального образования Узловский район, а именно:
нежилое здание (котельная № 33), площадью 257,8 кв.м, расположенное по адресу <...> строение 20а,
нежилое здание (котельная № 32), площадью 1148,9 кв.м, расположенное по адресу <...> дом12а,
нежилое здание (котельная № 22), площадью 636,7 кв.м, расположенное по адресу Тульская обл., Узловский район, пос. Брусянский (квратал4), ул. Горняцкая, д. 27а,
нежилое здание (котельная № 21), площадью 488,3 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 19), площадью 614,1 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 18), площадью 273,3 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 14), площадью 229,5 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 16), площадью 831,7 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 13), площадью 630,8 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 9), площадью 532,2 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 8), площадью 898,8 кв.м, расположенное по адресу Тульская обл., <...>,
нежилое здание (котельная № 2), площадью 113,9 кв.м, расположенное по адресу <...>,
нежилое здание (котельная № 20), площадью 455,3 кв.м, расположенное по адресу <...>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения апелляционного представления в Узловский городской суд Тульской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Тимофеева