ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-769/2021 от 17.08.2021 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец 17 августа 2021 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пеговой Ю.А., при секретаре судебного заседания Униковой А.А., с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов в специальный страховой стаж,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов в специальный страховой стаж.

В обосновании своих исковых требований ФИО1 указал, что 11.02.2020 года он обратился в Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) ее - Ответчик) с письменным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением комиссии от 21.02.2020 года №648 в назначении досрочной страховой пенсии по старости ему было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По мнению ответчика его специальный стаж составляет 20 лет 8 месяцев 12 дней, что менее требуемого. В специальный стаж ответчиком не был включен период моей работы с 19.07.2004 по 31.12.2008 года, из них: с 19.07.2004 по 01.10.2004 в качестве командира отделения 152 пожарной части по охране р.п. Сокольское, которая являлась обособленным подразделением Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской пасти и с 01.10.2004 по 31.12.2008 в качестве начальника караула 152 пожарной части по охране р.п. Сокольское, которая до 31.12.2004г. являлась обособленным подразделением Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области, а с 01.01.2005 - обособленным подразделением Главного Управления МЧС России по Нижегородской области.

По мнению ответчика, работники пожарной службы субъектов РФ права на досрочную пенсию не имеют. С данными выводами ответчика истец не согласен по следующим причинам.

Из записей в трудовой книжке следует, что приказом о переводе №123 от 06.01.2000 года он переведен командиром отделения УГПС ГУВД Нижегородской области, с последующими реорганизациями юридического лица. Затем, с 01.10.2004 года, приказом о переводе №11 от 27.09.2004 года был переведен на должность начальника караула 152 пожарной части Главного управления по делам ГО и ЧС Сокольского района главного управления делам ГО и ЧС Нижегородской области (приказ ГУ ГО ЧС Нижегородской области от 19.07.2004г. № 372), с последующими реорганизациями юридического лица. В указанной должности он проработал до 31.12.2008 год

Из справки, уточняющей особый характер работы и условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе № 201 от 25.12.19г. за подписью начальника ФГКУ «20 отряд ФПС по Нижегородской области», следует, что он работает в 152 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения «20 отряд федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» в производствах и должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Стаж работы дающий право на льготное пенсионное обеспечение, составляет на 25.12.2019г.- 25 лет 01 месяц 22 дня.

Так Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2001 года №1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с 01.01.2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В соответствии с приказом МЧС России от 02.07.2003 года №336 «О мерах по реализации Примерного положения об органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органе местного самоуправления», директивой МЧС России от 24.09.2003 года №31-23-21 УГПС МЧС России по Нижегородской области реорганизовано в ГУ по делам ГО и ЧС Нижегородской области с 01.10.2003 года. 19.07.2004 года пожарная часть 152 по охране р.п. Сокольское передана в подчинение Управления по делам ГО и ЧС Сокольского района Нижегородской области (приказ №372 от 19.07.2004 года).

На основании приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года №487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005 года реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. В связи с ликвидацией Управления по делам ГО и ЧС Сокольского района главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области 152-ПЧ по охране р.п. Сокольское передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области с 01.01.2005 года (приказ ГУ ГО №657 от 17.12.2004). 152-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Сокольского района с 01 января 2009 года прекратила производственную деятельность (Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области от 31.12.2008г. №675).

С 2009 года была создана 152 пожарная часть федеральной противопожарной службы по охране р.п. Сокольское и Сокольского района «Центр управления силами федеральной противопожарной службы Нижегородской области» Главного управления МЧС России по Нижегородской области (ГУ «ЦУСФПС по Нижегородской области от 11.01.2009 №1).

При этом, Нижегородская область, являющаяся субъектом Российской Федерации, не создавала противопожарную службу субъекта Российской Федерации, а передала полномочия по решению задач ГО и ЧС и пожарной безопасности на территории субъекта территориальному МЧС России – Главному управлению МЧС России по Нижегородской области. Таким образом, 152 пожарная часть, в которой работал истец в спорный период, относилась к структуре федеральной противопожарной службы вследствие чего, спорный период его работы подлежит включению специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Сведений о том, что Комитет гражданской защиты пожарной безопасности Нижегородской области создавался в указанном субъекте, кроме того что ПЧ 152 имела к нему отношение не имеется. То что ПЧ 152 финансировалась за счет бюджета Нижегородской области правового значения для разрешения данного спора не имеет. Деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы обусловлена особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с высокой степенью загруженности, а также сложности интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварий спасательных работ.

На основании изложенного, ФИО1 просит признать решение территориального органа ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) от 21.02.2020 года № 648 незаконным; обязать ответчика в его стаж, дающий право на досрочную пенсию по пункту 18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-Фз «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года период работы с 19.07.2004 года по 31.12.2008 года в должностях командира отделения ПЧ и начальника караула ПЧ.

В ходе рассмотрения данного дела истец ФИО1 в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования увеличил, и окончательно просит признать незаконными решения территориального органа ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) от 21.02.2020 года № 648 и от 06.04.2021 №1182 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; обязать ответчика зачесть в специальный стаж истца период работы с 01.10.2003 года по 31.12.2008 года в должностях командира отделения ПЧ (код 23450) и начальника караула ПЧ (код 24549).

В ходе рассмотрения данного дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: 08.04.2021 года ГУ МЧС России по Нижегородской области, 10.06.2021 года ПСЧ № 152 ФГКУ «20 ОФПС по Нижегородской области», 27.07.2021 года ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов в специальный страховой стаж, поддержал, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердил, поддержал доводы, изложенные в возражениях на отзыв ответчика, из которого следует, что полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности были разграничены только в области финансирования служб пожарной безопасности регионов. Финансирование за счет средств бюджета не может служить основанием для отказа в назначении ему досрочной страховой пенсии, поскольку он работал на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти. Из имеющихся документов следует, что в спорный период он осуществлял трудовую деятельность в должности и в учреждениях, предусмотренными вышеуказанными Списками, следовательно, имеются основания для включения оспариваемых периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Также согласно справке, уточняющей особый характер работы и условия труда № 201 от 25.12.19г. истец работает в 152 пожарно-спасательной части федеральной противопожарной службы федерального государственного казенного учреждения «20 отряд федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» в производствах и должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы МЧС России, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», утвержденным постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года № 437 для назначения пенсии на льготных условиях и в льготных размерах. Трудовые и функциональные обязанности истца в оспариваемый период не менялись и соответствовали требованиям должности командира отделения ПЧ (код 23450) и начальника караула ПЧ (код 24549) Государственной противопожарной службы, указанной в Списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Работа осуществлялась в тяжелых условиях труда. Подчиненность федеральной службе МЧС сохранялась на протяжении всего оспариваемого периода. Считает, что спорный период трудовой деятельности подлежит включению в его страховой стаж.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, включении периодов в специальный страховой стаж, не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, из которого следует, что 11.02.2020 года ФИО1 обратился в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Федеральный закон от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусматривает, что в систему Государственной противопожарной службы входят Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 5). В соответствии с ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. С введением данного нормативного акта Нижегородская область, являющаяся субъектом РФ, для выполнения своих полномочий в области пожарной безопасности должна была создать противопожарную службу субъекта РФ. Однако, поскольку на территории субъекта на тот момент уже существовала достаточная численность Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительство Нижегородской области заключите Соглашение с МЧС России о передаче части своих полномочий по решению задач в области ГО, ЧС и пожарной безопасности территориальному органу МЧС России - Главному управлению МЧС России по Нижегородской области. Выполнение Главным управлением МЧС России по Нижегородской области полномочий субъекта в области пожарной безопасности должно было финансироваться за счет средств субъекта. С 01.01.2005г. в соответствии с ФЗ от 22.08.2004г. № 122-ФЗ Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области разделилось на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданском защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, который также относился к противопожарной службе субъекта.

Действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено. Работа ФИО1 проходила в следующих должностях: с 03.11.1994 по 06.01.2000гт. - пожарный, с 07.01.2000 по 01.10.2004гт. - командир отделения пожарной части, с 02.10.2004 по настоящее время - начальник караула пожарной части. Данные должности предусмотрены Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 № 437. Однако отказ во включении в специальный стаж оспариваемых периодов связан с ведомственной подчиненностью 152 пожарной части и ее финансированием. Однозначный вывод о том, что 152 пожарная часть входит в федеральную структуру Государственной противопожарной службы, можно только по периоду начиная с 01 января 2009 года, когда она была передана в подчинение Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Следовательно, период работы истца с 19.07.2004 по 31.12.2008 года не может быть включен в специальный стаж, так как отсутствуют достоверные данные об организационно - правовом статусе 152 пожарной части, а также отсутствуют полные данные об источнике ее финансирования по 31.12.2008г.

Стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ о 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», на дату обращения в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) составил 20 лет 8 месяцев 12 дней. Следовательно, права на досрочную страховую пенсию по старости ФИО1 не имеет, о чем было принято решение Управления ПФР от 21.02.2020г. №648.

17.02.2021г. в ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) из ГУ - ОПФР по Нижегородской области поступило письмо с проведении тематической проверки выплатных дел лиц, являющихся получателями страховой пенсии по старости, а также лиц, претендующих на получение пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

По результатам проведенной ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) дополнительной проверки материалов пенсионного дела ФИО1 истцу было направлено уведомление от 07.04.2021г. № 12-08/132 об исключении дополнительных периодов трудовой деятельности истца из стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Согласно решению ГУ - УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) от 06.04.2021г. № 1182 в подсчет специального стажа для определения права на страховую пенсию не может быть включен период работы ФИО1 с 01.10.2003 года по 31.12.2008гг., так как на основании Директивы МЧС РФ от 24.09.2003 г № 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01.10.2003 г. реорганизовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области, учредителем которого являлось Правительство Нижегородской области. Таким образом, с 01 октября 2003 года 152 пожарная часть, в которой работал ФИО1 входила в состав противопожарной службы субъекта. Действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено. Пересчитанный стаж работы ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.18 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», на дату обращения в ГУ-УПФР по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) составил 19 лет 10 месяцев 24 дня. Следовательно, права на досрочную страховую пенсию по старости истец не имеет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора ГУ МЧС России по Нижегородской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в материалы дела представлено заявление о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителя и отзыв на иск, из которого следует, что Главное управление МЧС России по Нижегородской области было образовано 23.11.2005 года путем разделения Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области и является правопреемником Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области. Главное управление МЧС России по Нижегородской области на основании приказов МЧС России от 06.08.2004 года № 372, от 27.03.2020 № 217 является органом специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту РФ, и следовательно входит в состав федеральной противопожарной службы. На основании изложенного, подразделения Главного управления по делам ГОЧС Нижегородской области, а впоследствии Главного управления МЧС России по Нижегородской области входили в состав МЧС России и являлись подразделениями федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы. Таким образом, по мнению Главного управления МЧС России по Нижегородской области, работа в 152-ПЧ Главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (Главного управления МЧС России по Нижегородской области) в период с 19.07.2004 года по 31.12.2008 года в должности, предусмотренной Списком, дает право на досрочную страховую пенсию по старости на основании пп. 18 п.1 ст.30 Федерального закона от 26.12.2013 года № 400-ФЗ.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ПСЧ № 152 ФГКУ «20 ОФПС по Нижегородской области», ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области в судебное заседание не явились. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд не поступало.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Нижегородской области, ПСЧ № 152 ФГКУ «20 ОФПС по Нижегородской области», ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области.

Изучив доводы сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 работал с 03.11.1994 года по 06.01.2000 года в качестве пожарного, с 07.01.2000 года по 01.10.2004 года в качестве командира отделения пожарной части, с 02.10.2004 года по настоящее время в качестве начальника караула пожарной части 152 по охране р.п.Сокольское, что подтверждается трудовой книжкой на имя ФИО1

11.02.2020 года ФИО1 обратился в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях».

Решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области № 648 от 21.02.2020 года истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 ч. 1 п. 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно вышеуказанного решения специальный стаж ФИО1 для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на дату обращения составляет 20 лет 8 месяцев 12 дней. Период работы с 19.07.2004 года по 31.12.2008 года подлежит исключению из подсчета специального стажа, поскольку действующим пенсионным законодательством включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы в противопожарной службе субъекта РФ не предусмотрено. С 01.01.2005 года в соответствии с Законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области подразделялось на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, который относился к противопожарной службе субъекта РФ. С 01.04.2007 года подразделения Комитета в связи с его ликвидацией переведены в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. Данные об источнике финансирования 152 ПЧ и о ее организационно-правовом статусе за указанный период отсутствуют.

Впоследствии решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) № 1182 от 06.04.2021 года из специального стажа истца исключен период с 01.10.2003 года по 18.07.2004 года, специальный стаж ФИО1 для определения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на дату обращения составил 19 лет 10 месяцев 24 дня.

Согласно данного решения, на основании Директивы МЧС РФ от 24.09.2003 года № 31-23-21 Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01.10.2003 года реорганизовано в Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области, учредителем которого являлось Правительство Нижегородской области, что означает, что с 01.10.2003 года 152-ПЧ, в которой работал ФИО1 входила в состав противопожарной службы субъекта РФ. В период с 01.10.2003 года по 31.12.2008 года финансирование 152 пожарной части осуществлялось за счет бюджета Нижегородской области, поэтому оснований для учета периода с 01.10.2003 года по 31.12.2008 года в специальный стаж не имеется. ФИО1 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа – 25 лет.

Оспаривая отказ о включении в специальный стаж периодов работы с 01.10.2003 года по 31.12.2008 года, истец указал на то, что должности, на которых он работал в указанное время относятся к должностям Государственной противопожарной службы федерального органа исполнительной власти, обеспечение пенсионных прав не должно ставится в зависимость от источника финансирования организации – работодателя.

С указанными доводами суд не соглашается в силу следующего.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Данная норма, закрепляя право работников государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по утверждению перечня оперативных должностей государственной противопожарной службы.

Это полномочие корреспондирует другим предписаниям Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), устанавливающим структуру государственной противопожарной службы.

Так, в силу частей 2, 4 и 5 статьи 5 данного Федерального закона противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, применяется Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 (далее - Список от 18 июня 2002 г. N 437).

Согласно Списку от 18 июня 2002 г. N 437 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются командиры отделения и начальники караула пожарной части.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 18.06.2002г. №437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с нормами Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что в систему Государственной противопожарной службы входят Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5).

Деятельность федеральной противопожарной службы регулируется Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года №385 "О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы".

Противопожарная служба субъектов РФ осуществляет свою деятельность на основании Постановления Правительства РФ от 12 февраля 2001 года №103 "О территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". В соответствии с ч. 1 указанного Постановления договор о создании территориальных подразделений Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее именуются - территориальные подразделения), финансируемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, заключает федеральный орган управления Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу с 01 января 2005 года. В соответствии с указанными изменениями Государственная противопожарная служба стала подразделяться на федеральную противопожарную и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной противопожарной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 года №385, федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

На федеральную противопожарную службу в лице Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994г. №69-ФЗ (ст. 16), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента РФ от 11.07.2004г. №868 (п. 8), и Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2005г. №385 (п. 6), возлагаются профилактика, тушение пожаров и аварийно-спасательных работ на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, объектах федеральной собственности, особо ценных объектах культурного наследия населения народов РФ, при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях.

Противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Как следует из приведенных норм права, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации данной нормой не установлено.

Таким образом, досрочная страховая пенсия по старости работникам противопожарной службы субъектов Российской Федерации не может быть назначена в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с указанными изменениями произошло разделение Главное Управление ГОЧС Нижегородской области на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

В соответствии с п. 1.4 Положения о Комитете гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 01 ноября 2004 года №238, комитет подчиняется Правительству Нижегородской области. В соответствии с п. 1.5 указанного Положения федеральный орган, уполномоченный решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляет только методическое руководство Комитетом. При этом п. 1.8 Положения установлено, что финансирование деятельности Комитета осуществляется за счет средств областного бюджета.

Таким образом, Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01.01.2005 было преобразовано в Главное управление (ГУ) МЧС России по Нижегородской области. В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в структуре Главное управление (ГУ) МЧС России по Нижегородской был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, который являлся органом исполнительной власти субъекта РФ. Часть подразделений ГПС вошла в состав федеральной противопожарной службы и находилась в ведении Главного управления МЧС России по Нижегородской области. Другая часть подразделений ГПС была передана в подчинение Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 02 марта 1998 года.

Приказом МВД РФ от 15.04.1994 года № 213, 52 профессиональная пожарная часть УГПС УВД Ивановской области реорганизована в 152 пожарную часть УГПС УВД Нижегородской области.

Указом Президента РФ от 09 ноября 2001 года №1309 Государственная противопожарная служба МВД РФ преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС РФ с 01 января 2002 года.

В соответствии с Директивой Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 29 декабря 2003 года №31-36-21, Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01 октября 2003 года реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области. 152-ПЧ по охране р.п. Сокольское передана в подчинение управления по делам ГО и ЧС Сокольского района главного управления по делам ГО и ЧС Нижегородской области (Приказ ГУ ГО ЧС Нижегородской области от 19.07.2004 года № 372).

На основании Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 октября 2004 года №487 Главное Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области с 01 января 2005 года реорганизовано в Главное Управление МЧС России по Нижегородской области.

На основании приказа Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области от 17 декабря 2004 года №657 с 01 января 2005 года 152-ПЧ по охране р.п. Сокольское передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области.

152-ПЧ главного управления МЧС России по Нижегородской области по охране Сокольского района с 01 января 2009 года прекратила деятельность (Приказ ГУ МЧС России по Нижегородской области от 31.12.2008 года № 675). Создана с 01 января 2009 года 152 пожарная часть федеральной противопожарной службы по охране рабочего поселка Сокольское и Сокольского района Государственного учреждения «Центр управления силами федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» Главного управления МЧС России по Нижегородской области (ГУ «ЦУС ФПС по Нижегородской области от 11.01.2009 № 1).

На основании приказа Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 16 ноября 2009 года №622, 152 пожарная часть федеральной противопожарной службы по Нижегородской области с 01 января 2010 года передана в подчинение ГУ «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы по Нижегородской области.

На основании приказа Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 31.01.2011 года № 42, 152 пожарная часть федеральной противопожарной службы ГУ «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы по Нижегородской области» с 01 апреля 2011 года подчинена 15 отряду федеральной противопожарной службы ГУ «Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы по Нижегородской области».

На основании приказа Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 28 декабря 2011 года №780 15 отряд федеральной противопожарной службы Государственного учреждения "Центр обеспечения деятельности федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" переименован в Федеральное государственное казенное учреждение "15 отряд федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" с 01 января 2012 года.

На основании приказа Главного управления МЧС России по Нижегородской области от 19 января 2016 года №21 штатное расписание федерального государственного казенного учреждения "15 отряд федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" утратило силу. Подразделения федеральной противопожарной службы (53 пожарная часть, 66 пожарная часть, 117 пожарная часть, 152 пожарная часть) переданы в подчинение федерального государственного казенного учреждения "20 отряд федеральной противопожарной службы по Нижегородской области" с 01 апреля 2016 года.

Как это следует из материалов дела, в спорный период работы истца с 01.10.2003 года по 31.12.2008 года, ФИО1 осуществлял свою трудовую деятельность с 01.10.2003г. в 152 пожарной части по охране р.п. Сокольское Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области, с 01.01.2005г. в 152 пожарной части Главного управления МЧС по Нижегородской области.

Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Нижегородской области с 01.10.2003 года реорганизовано в Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области, учредителем которого являлось Правительство Нижегородской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 07.04.2021 года, что свидетельствует о принадлежности должности истца к противопожарной службе субъекта РФ.

Как следует из Указа губернатора Нижегородской области № 60 от 22 октября 2003 года «Об утверждении Положения о главном управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области», Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области является органом специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и функционирует при Правительстве Нижегородской области в целях реализации на территории Нижегородской области единой государственной политики в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности.

С 01.01.2005 года в соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004 года Главное управление по делам ГО и ЧС Нижегородской области разделилось на Главное управление МЧС России по Нижегородской области и Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. ФИО1 с 01.01.2005г. осуществлял свою трудовую деятельность в 152 пожарной части Главного управления МЧС по Нижегородской области, которое также относилось к противопожарной службе субъекта.

Согласно штанного расписания 152 пожарной части 2 разряда по охране р.п. Сокольское Управления ГО и ЧС Сокольского района Нижегородской области, утвержденного приказом начальника ГУ ГОЧС по Нижегородской области от 19.07.2004г. № 372, имеющегося в материалах выплатного пенсионного дела истца, источником финансирования по должностям командира отделения и начальника караула является ГПС м/б (С), т.е. бюджет области.

Согласно штанного расписания 152 пожарной части 2 разряда по охране р.п. Сокольское Сокольского района Нижегородской области главного управления МЧС России по Нижегородской области, утвержденного приказом начальника ГУ ГО ЧС по Нижегородской области от 19.12.2004г. № 657, имеющегося в материалах выплатного пенсионного дела истца, источником финансирования по должности начальника караула является ГПС м/б (С), т.е. бюджет области.

Принимая во внимание, что в период работы истца с 01.10.2003 года по 31.12.2008 года, являлся сотрудником противопожарной службы субъекта, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о включении указанного периода работы в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости, поскольку сотрудники противопожарной службы субъектов Российской Федерации, каковым в оспариваемый период являлся ФИО1 не обладают правом на досрочную пенсию, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в данной части.

Отнесение категорий граждан, имеющих право на досрочное назначение пенсии, условия ее назначения, входит в компетенцию законодателя, в свою очередь суд такими полномочиями не обладает. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29.09.2011г. №1172-О-О, а также с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2008г. «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года».

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.02.2009г. №552-О-О, деятельность сотрудников федеральной противопожарной службы имеет существенные отличия от деятельности сотрудников противопожарных служб субъектов Российской Федерации, которые обусловлены особыми условиями осуществления возложенных на них профессиональных обязанностей, сопряженными с более высокой степенью загруженности, а также сложности и интенсивности труда в процессе организации и осуществления тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ по сравнению с подобными работами на объектах регионального значения.

Поскольку специальный стаж работы истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" составляет менее 25 лет, оснований для назначения досрочной страховой пенсии ФИО1 по указанному основанию, не имеется. Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № 648 от 21.02.2020 года и № 1182 от 06.04.2021 года, следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании незаконными решений об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости * от *** и * от ***, о возложении обязанности включить ФИО1 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с *** по *** в должностях командира отделения пожарной части и начальника караула пожарной части, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Ю.А.Пегова

Мотивированное решение составлено 24 августа 2021 года

Судья Городецкого городского суда Ю.А.Пегова