ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-769/2022 от 16.05.2022 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-769/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16.05.2022 г.

Сальский городской суд Ростовской области

в составе:

Председательствующего судьи Федяковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.

с участием помощника Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Кулиненко А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кавказского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ИП Юрченко В.А. о запрете эксплуатации воздушного судна

УСТАНОВИЛ:

Кавказский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ИП Юрченко В.А. о запрете эксплуатации воздушного судна, указывая на то, что Кавказской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры совместно с сотрудником отделения УФСБ России по Краснодарскому краю в <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и противодействии терроризму в деятельности ИП Юрченко В.А. в ходе которой установлено: дата Юрченко В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРИП . В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя является оказание услуг по аренде грузовых воздушных судов с экипажем.

В соответствие со свидетельством о государственной регистрации права на воздушное судно серии , на праве собственности Юрченко В.А. принадлежит <данные изъяты> права на воздушное судно - самолета Ан-2, серийного номера

В силу свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна от 14.01.2014, воздушному судну серийного номера присвоена государственный и регистрационный знак

31.03.2021 примерно в 07 час. 15 мин. в районе <адрес> осуществлен взлет воздушного судна под управлениеv пилота Х.Ю.П.

Согласно отобранным объяснениям, указанное воздушное судно осуществило взлет в отсутствие сертификата эксплуатанта и сертификат летной годности.

Кроме того, согласно полученной информации, уведомление о вылетах в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не направлялось.

Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации, в соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

В соответствии с п. 124- 125 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 , в воздушном пространстве класса G устанавливается уведомительный порядок использования воздушного пространства. Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно-информационного обслуживания и аварийного оповещения. При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.

В ходе проверки установлено, что 31.03.2022, при проведении полетов уведомление о вылетах от пилота Х.Ю.П. в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не поступало.

В нарушение установленных требований Х.Ю.П. на основании незаконного допуска ИП Юрченко В.А. использовал воздушное пространство без уведомления соответствующего органа, не имея аэронавигационной и метеорологической информации на момент полета.

Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 67 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) на борту гражданского воздушного судна, в том числе должна находиться документация, в том числе сертификат (свидетельство) эксплуатанта и сертификат летной годности.

Из п. 1.1 ст. 33 ВК РФ следует, что пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 ВК РФ, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

Вопреки вышеуказанным требованиям действующего воздушного законодательства Юрченко В.А. 31.03.2022 в месте базирования воздушного судна, в отсутствие сертификата летной годности принято решение о допуске указанного воздушного судна к полетам.

Также в ходе проверки установлено, что местом посадки воздушного судна являлось <адрес>.

Согласно уведомления воздушное пространство <адрес> закрыто, совершение полетов в закрытой зоне создают потенциальную опасность с учетом геополитической обстановки.

Руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд запретить индивидуальному предпринимателю Юрченко В.А. эксплуатировать воздушное судно Ан-2 с бортовым номером , для выполнения полетов до получения сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам) и сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Представитель истца по доверенности помощник Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры Кулиненко А.С. требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик ИП Юрченко В.А., в зал судебного заседания не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается судебной распиской, (л.д.65), в материалы дела приобщено заявление с просьбой о суд рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен (л.д.66), применительно положения ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ обязательной сертификации органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральными авиационными правилами, подлежат гражданские воздушные суда.

В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В силу ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных пп. 1 - 4 п. 2 ст. 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения (ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства, а также в силу положений данной нормы со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Согласно ст. 17 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Кавказской транспортной прокуратурой во исполнение поручения Южной транспортной прокуратуры совместно с сотрудником отделения УФСБ России по Краснодарскому краю в <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и противодействии терроризму в деятельности ИП Юрченко В.А.

02.03.2010 Юрченко В.А. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, присвоен ОГРИП . В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, одним из видов деятельности индивидуального предпринимателя является оказание услуг по аренде грузовых воздушных судов с экипажем. (л.д.9-10)

В соответствие со свидетельством о государственной регистрации права на воздушное судно серии АА , на праве собственности Юрченко В.А. принадлежит <данные изъяты> права на воздушное судно - самолета Ан-2, серийного номера (л.д.

В силу свидетельства о государственной регистрации гражданского воздушного судна от 14.01.2014, воздушному судну серийного номера 1Г23017 присвоена государственный и регистрационный знак (л.д.20)

В ходе проверки установлено, что 31.03.2021 примерно в 07 час. 15 мин. в районе <адрес> осуществлен взлет воздушного судна под управлением пилота Х.Ю.П., при этом уведомление о вылетах в ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Аэронавигации Юга» не направлялось.

В нарушение установленных требований Х.Ю.П. на основании незаконного допуска ИП Юрченко В.А. использовал воздушное пространство без уведомления соответствующего органа, не имея аэронавигационной и метеорологической информации на момент полета.

Согласно отобранным объяснениям, указанное воздушное судно осуществило взлет в отсутствие сертификата эксплуатанта и сертификат летной годности.

Кроме того, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 67 Воздушного кодекса Российской Федерации на борту гражданского воздушного судна, в том числе должна находиться документация, в том числе сертификат (свидетельство) эксплуатанта и сертификат летной годности.

Из п. 1.1 ст. 33 ВК РФ следует, что пилотируемые гражданские воздушные суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 ВК РФ, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельств о государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Воздушного кодекса Российской Федерации к полету допускается воздушное судно, имеющее государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки.

В соответствии с п. 1 ст. 67 ВК РФ свидетельство о государственной регистрации является судовым документом, выдается эксплуатанту воздушного судна для последующего хранения его на борту, и не является документом, удостоверяющим право юридического или физического лица на воздушное судно.

Вопреки вышеуказанным требованиям действующего воздушного законодательства Юрченко В.А. 31.03.2022 в месте базирования воздушного судна, в отсутствие сертификата летной годности принято решение о допуске указанного воздушного судна к полетам.

Также в ходе проверки установлено, что местом посадки воздушного судна являлось <адрес>.

Согласно уведомления воздушное пространство Ростовской области закрыто, совершение полетов в закрытой зоне создают потенциальную опасность с учетом геополитической обстановки.

Эксплуатация воздушного судна Ан-2 с бортовыми номерами в отсутствие сертификатов летной годности (удостоверения о годности к полетам не возможна, в связи с чем, передача воздушного судна Юрченко В.А. иным лицам может затруднить исполнение решения суда.

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеназванными нормативными положениями, исходит из того, что принадлежащее ответчику воздушное судно АН-2, является пилотированным воздушным судном, использование которого в воздушном пространстве осуществляется на основании выданного разрешения и плана полетов с установлением временного и местного режима, а также кратковременных ограничений воздушного пространства, и поскольку ответчиком использование воздушного судна АН -2, осуществлялось в нарушение требований действующего воздушного законодательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований в отношении конкретного принадлежащего ответчику воздушного судна АН -2.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав, одним из которых является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу указанных норм права, положения, установленные п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав.

Учитывая вышеизложенное, следует признать незаконными действия ИП Юрченко В.А., выразившиеся в неисполнении требований Воздушного кодекса РФ и Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 г. : эксплуатации воздушного судна – самолета АН-2 , следует запретить ИП Юрченко В.А. эксплуатировать воздушное судно Ан-2 с бортовым номером , для выполнения полетов до получения сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам) и сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Запретить ИП Юрченко В.А. ИП Юрченко В.А. эксплуатировать воздушное судно Ан-2 с бортовым номером , для выполнения полетов до получения сертификата летной годности (удостоверение о годности к полетам) и сертификата (свидетельства) эксплуатанта.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий - подпись

Мотивированное решение составлено 18.05.2022 г.