ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-76/14 от 31.01.2014 Киренского районного суда (Иркутская область)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 г. Киренск ДД.ММ.ГГГГ

 Киренский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Седых Д.А., при секретаре Тетериной Е.Г., с участием заявителя Мищенко В.Н., должностного лица, чьи действия и бездействие оспариваются, а также представителя заинтересованного лица прокуратуры Киренского района Иркутской области, Бортникова И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-76/14 по заявлению Мищенко Виктора Николаевича о признании незаконными решений, действий и бездействия должностных лиц прокуратуры Киренского района Иркутской области, обязании устранить допущенные нарушения,

 УСТАНОВИЛ:

 Заявление мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ из прокуратуры Киренского района в Думу Киренского муниципального образования поступили представление об устранении нарушений законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ и протест на решение Думы Киренского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского МО» № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно протесту и представлению Дума Киренского муниципального образования незаконно создала аппарат Думы и утвердила Положение о нем, а также незаконно установила должность в аппарате Думы - консультант-юрисконсульт, замещаемую им (Мищенко В.Н.) с ДД.ММ.ГГГГ. Протест и представление депутатами Думы удовлетворены в заседании Думы от ДД.ММ.ГГГГ. Указанные протест и представление об устранении нарушений законодательства нарушили его трудовые права и причинят в будущем ущерб Киренскому муниципальному образованию, поскольку отмена решения об образовании аппарата Думы и утверждении Положения о нем влечет через 2 месяца его увольнение в связи с сокращением штата Думы и выплату муниципальным образованием пособия по увольнению в связи с сокращением численности или штата в течение 6 месяцев. Без учета платежей в социальные фонды Киренское муниципальное образование обязано будет понести неоправданные расходы в сумме 255282 руб. согласно штатному расписанию аппарата Думы. Указанные протест и представление незаконны, поскольку не основаны на законе, внесены необоснованно, с превышением полномочий прокурора, определенных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», являются вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность органа местного самоуправления. Мотивация незаконности создания аппарата Думы отсутствием в Уставе Киренского муниципального образования указания об аппарате Думы не основана на законе, поскольку в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и процедура отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации; 10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования. Иные вопросы организации местного самоуправления регулируются уставом в случаях указания об этом в федеральных законах и законах субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Закон, обязывающий муниципальное образование включать в устав положения о структурных подразделениях органов местного самоуправления отсутствует. Аппарат Думы является ее структурным подразделением, обеспечивающим административно-хозяйственную деятельность Думы, собственной компетенцией по решению вопросов местного значения не обладает, следовательно, органом местного самоуправления не является, и положения о нем как об органе местного самоуправления составляющем структуру органов, также не подлежат включению в устав. В соответствии со ст. 43 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Дума Киренского муниципального образования законно и обоснованно приняла решение об образовании Аппарата Думы и утверждении положения о нем, поскольку это решение является решением по вопросам организации деятельности представительного органа местного самоуправления. Основанием для опротестования решения представительного органа является его противоречие Конституции Российской Федерации, Федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, при этом, субъективное мнение заместителя прокурора о нарушении законодательства, таковым основанием не является. Исходя из приведенных правовых норм, явствует превышение полномочий и незаконность действий заместителя прокурора Киренского района Толмачевой Т.М., а также необоснованность и незаконность ее протеста. Заместитель прокурора Т.М. Толмачева кроме протеста, внесла представление об устранении нарушений законодательства, также незаконно, необоснованно, как и протест и с превышением полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку представление является вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность представительного органа местного самоуправления. О незаконности представления об устранении нарушения законодательства при создании Аппарата Думы мотивация аналогичная мотивации незаконности протеста, а в части введения должности консультанта-юрисконсульта представление необоснованно и незаконно, поскольку субъективное мнение Т.М. Толмачевой сформировалось в результате неправильного толкования положений закона и применения закона, не подлежащего применению в спорном правоотношении. Закон Иркутской области от 15 октября 2007г. № 89-03 «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» определяет, что реестр должностей муниципальной службы в Иркутской области представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований Иркутской области, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Иркутской области. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, аппарата избирательной комиссии муниципального образования Иркутской области используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром, с учетом положений статьи 3 указанного Закона. Допускается конкретизация наименования должности муниципальной службы с учетом специализации деятельности муниципального служащего. Допускается двойное наименование должности муниципальной службы в случае, если: 1) заместитель руководителя органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области является руководителем структурного подразделения этого органа; 2) заместитель руководителя структурного подразделения органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области является руководителем подразделения в структурном подразделении этого органа; 3) лицо, замещающее должность муниципальной службы, является главным бухгалтером или его заместителем; 4) на лицо, замещающее должность муниципальной службы, возлагается исполнение контрольных и надзорных функций с указанием в наименовании должности сферы деятельности; 5) законами Иркутской области, нормативными правовыми актами Губернатора Иркутской области, Правительства Иркутской области предусмотрено наименование должности муниципальной службы в сочетании с наименованием другой должности муниципальной службы, включенной в Реестр. 6. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 3 закона денежное содержание, квалификационные требования к должности муниципальной службы и другие условия прохождения муниципальной службы определяются по первому наименованию должности муниципальной службы. Анализ правовых норм показывает, что должность, указанная в реестре может конкретизироваться с учетом специализации деятельности муниципального служащего (юрисконсульт, архитектор и т.д.), а двойным наименование должности будет в случае указания в наименовании должности - двух наименований должностей, включенных в реестр (заместитель главы администрации - начальник отдела, заместитель главы администрации - руководитель аппарата, руководитель аппарата - начальник отдела и т.д.). Должность консультанта-юрисконсульта введена законно, в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы, введена муниципальным правовым актом - Положением об аппарате, должность консультант конкретизирована в соответствии с юридической специализаций деятельности - юрисконсульт, должность юрисконсульт в Реестре должностей муниципальной службы отсутствует, следовательно двойное наименование в смысле частей 2 и 3 статьи 3 вышеуказанного закона Иркутской области не имеет места. Отсутствие в записи в трудовой книжке конкретизации должности по юридической специальности нарушает его трудовые права, поскольку в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции, утвержденной Постановлением Минтруда РФ от 10 октября 2003г. № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек», в графе 3 раздела «Сведения о работе» трудовой книжки в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии). Под этим заголовком в графе 1 ставится порядковый номер вносимой записи, в графе 2 указывается дата приема на работу. В графе 3 делается запись о принятии или назначении в структурное подразделение организации с указанием его конкретного наименования (если условие о работе в конкретном структурном подразделении включено в трудовой договор в качестве существенного), наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации, а в графу 4 заносятся дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому работник принят на работу. Записи о наименовании должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации производятся, как правило, в соответствии со штатным расписанием организации. В случае если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименования этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, предусмотренным соответствующими квалификационными справочниками. В соответствии с законом о статусе судей, он имеет право на пожизненное денежное содержание, при этом, учитывается стаж юридической службы, и, следовательно, наименование должности должно соответствовать справочнику должностей руководителей и специалистов. Нарушения законодательства депутаты Думы не допустили.

 С учетом уточнений заявитель просил признать протест заместителя прокурора Киренского района Т.М. Толмачевой № 812ж13 от ДД.ММ.ГГГГ на решение Думы Киренского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об аппарате Думы» необоснованным и не соответствующим действующему законодательству, Уставу Киренского муниципального образования, нарушающим права гражданина РФ Мищенко В.Н. и Киренского муниципального образования, причиняющим ущерб Киренскому муниципальному образованию; признать представление заместителя прокурора Киренского района Т.М. Толмачевой об устранении нарушений законодательства № от 21.10.2013, необоснованным, не соответствующим действующему законодательству, Уставу Киренского муниципального образования, нарушающим права гражданина РФ Мищенко В.Н., Киренского муниципального образования, причиняющим ущерб Киренскому муниципальному образованию, и в силу этого не подлежащим исполнению; признать действия заместителя прокурора Киренского района Т.М. Толмачевой по внесению в Думу Киренского муниципального образования необоснованных и не соответствующих законодательству и Уставу Киренского муниципального образования протеста и представления об устранении нарушений законодательства незаконными, нарушающими права гражданина РФ Мищенко В.Н. и Киренского муниципального образования; восстановить пропущенный по уважительной причине срок обжалования действий прокурора Киренского района Бортникова И.В., поскольку о его участии в заседании Думы Киренского муниципального образования он узнал ДД.ММ.ГГГГ, подаче дополнительного заявления о незаконности его действий препятствовал отказ судьи Седых в приеме аналогичного, первоначального заявления в отношении заместителя прокурора Т.М. Толмачевой, о принятии заявления к производству ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ; признать действия прокурора Киренского района по поддержанию необоснованного и не соответствующего действующему законодательству и Уставу Киренского муниципального образования протеста и представления об устранении нарушений законодательства заместителя прокурора Т.М. Толмачевой, при рассмотрении их депутатами Думы Киренского муниципального образования, бездействие по принятию мер недопущения необоснованного вмешательства заместителя прокурора Толмачевой Т.М. в деятельность органа местного самоуправления незаконными, нарушающими права гражданина РФ Мищенко В.Н. и Киренского муниципального образования; обязать прокурора Иркутской области устранить допущенное заместителем прокурора Толмачевой Т.М., прокурором Киренского района И.В. Бортниковым нарушение законодательства, прав гражданина РФ Мищенко В.Н. и Киренского муниципального образования в полном объеме, путем отзыва из Думы Киренского муниципального образования представления об устранении нарушений законодательства № от 21.10.2013., протеста на решение Думы Киренского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского МО» № 812ж13 от 21.10.2013.

 В судебном заседании заявитель Мищенко В.Н. свои требования поддержал по указанным в нем основаниям и доводам.

 Должностное лицо, чьи действия и бездействие обжалуются, а также представитель заинтересованного лица прокуратуры Киренского района Иркутской области, Бортников И.В. в письменных возражениях и устных пояснениях в судебном заседании указал, что 27.10.2013г. заместитель прокурора Киренского района, действуя в рамках ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказа о распределении обязанностей, в ходе проведения проверки по жалобе № 812ж-13 по заявлению Л** выявила нарушение действующего законодательства в решении Думы Киренского МО № от 26.07.2013г. «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского муниципального образовании», в связи с чем в рамках своих полномочий, руководствуясь ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», внесла протест и представление на незаконное решение Думы. Основанием внесение протеста на решение Думы Киренского МО № от 26.07.2013г. явилось то, что согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законами нормативно-правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Пункт 1.1 главы 1 Положения Аппарата Думы Киренского МО является постоянно действующим органом, не наделенный правами юридического лица, осуществляющий организационное, документационное, правовое и аналитическое обеспечение деятельности депутатов Думы Киренского МО. Указанное положение вступило в противоречие с действующим Уставом Киренского МО ст. 31, 32, 33, 36, 37 и ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». С учетом указанных норм закона Дума Киренского МО не имела законных оснований образовать постоянно действующий орган - Аппарат Думы и утвердить положение об аппарате Думы Киренского МО. Согласно ст. 31 Полномочия Думы Киренского МО в соответствии с Федеральным законом в исключительной компетенции Думы Киренского МО находятся: принятие Устава Киренского МО и внесение в него изменений и дополнений; принятие Регламента Думы Киренского МО и определение в нем порядка организации и деятельности Думы Киренского МО с учетом положений настоящего Устава. Дума Киренского МО также осуществляет иные полномочия, определенные федеральными законами, Уставом области, законами области и настоящим Уставом. Согласно ст. 32 Устава организация работы Думы Киренского МО определяется Регламентом Думы Киренского МО в соответствии с законодательством и настоящим Уставом. Согласно ст. 33 для организации деятельности Думы Киренского МО, обеспечения осуществления своих представительных, контрольных и иных функций и полномочий Дума Киренского МО создает из состава депутатов органы Думы Киренского МО. Органами Думы Киренского МО являются постоянные и временные комиссии, временные рабочие группы. Постоянные комиссии являются основными органами Думы Киренского МО. Обязательным является образование постоянных комиссий, осуществляющих подготовку к рассмотрению Думой Киренского МО вопросов по вопросам законности, прав человека, Регламента, мандатам и депутатской этике. Перечень вопросов, подготовку которых осуществляют органы Думы Киренского МО, перечень, порядок формирования, структура, и организация работы органов Думы Киренского МО определяются Регламентом Думы Киренского МО.

 С учетом приведенной нормы Устава Органами Думы являются постоянные и временные комитеты и комиссии, временные рабочие группы. Иные органы Думы, в том числе аппарат Думы Уставом и Регламентом Думы не предусмотрен, а соответственно создание данного органа является незаконным.

 Кроме того, согласно ст. 19 Регламента работы Думы Киренского МО, утвержденного Решением Думы Киренского МО 24.06.2001г. № организационно-техническое, информационное обеспечение деятельности Думы осуществляется администрацией Киренского МО.

 В соответствии со ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Устав муниципального образования является актов высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие на всей территории муниципального образования. Ст. 35 указанного закона п. 11 определяет, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствие с ними уставами муниципальных образований.

 На основании изложенного действия заместителя прокурора Толмачевой Т.М. по внесению протеста на указанное решение Думы законно и обоснованно, более того Дума Киренского МО удовлетворила внесенный протест. Решение Думы в установленный законом срок никто не обжаловал. Действия заместителя прокурора Толмачевой Т.М. по направлению оспариваемого представления являются законными и обоснованными по вышеизложенным доводам. Кроме того, согласно решению Думы от 24.04.2012г. «О внесении изменений в реестр муниципальных должностей Киренского МО» дума решила утвердить муниципальную должность-консультант, указанное решение соотносится с п. 2 ст. 6 ФЗ «О муниципальной службе в РФ», в связи с чем введение должности консультант-юрист ничем не обоснованно и является незаконным. В действиях заместителя прокурора района Толмачевой Т.М. и в действиях прокурора района отсутствуют нарушения закона и приказов Генерального прокурора.

 Должностное лицо, чьи решения и действия обжалуются, Толмачева Т.М. в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено без ее участия.

 Заинтересованное лицо Дума Киренского муниципального образования своего представителя в судебное заседание не направило, каких-либо доводов не представило, ходатайств не заявило, дело рассмотрено без участия представителя Думы Киренского муниципального образования.

 Пропущенный срок обжалования действий и бездействия прокурора Киренского района Бортникова И.В. подлежит восстановлению как пропущенный по уважительной причине, поэтому требования заявителя подлежат рассмотрению по существу и в данной части.

 В ходе разбирательства дела судом установлены следующие обстоятельства.

 ДД.ММ.ГГГГг. Дума Киренского муниципального образования приняла решение № «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского муниципального образования».

 Согласно указанному Положению об аппарате Думы Киренского муниципального образования аппарат Думы является постоянно действующим органом, не наделенным правами юридического лица, осуществляющим организационное, документационное, правовое и аналитическое обеспечение деятельности депутатов Думы Киренского муниципального образования (ст. 1.1.). Положение об аппарате Думы утверждается решением Думы Киренского муниципального образования (ст. 1.7.). В состав аппарата Думы входят консультант-юристконсульт и иные специалисты в соответствии с Реестром муниципальных должностей Иркутской области (ст. 3.1.).

 ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Киренского района Иркутской области Толмачевой Т.М. в Думу Киренского муниципального образования внесены представление об устранении нарушений законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ и протест на решение Думы Киренского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского МО» № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым Дума Киренского муниципального образования незаконно создала аппарат Думы и утвердила Положение о нем, а также незаконно установила должность в аппарате Думы - консультант-юрисконсульт.

 В указанном представлении прокурор требует безотлагательно рассмотреть представление и устранить нарушения законодательства, в протесте – рассмотреть протест, отменить решение Думы № от 26.07.2013г.

 ДД.ММ.ГГГГг. Дума Киренского муниципального образования приняла решение № об отмене решения Думы Киренского муниципального образования № от 26.07.2013г. «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского муниципального образования»

 Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались и подтверждаются следующими исследованными письменными доказательствами: решением Дума Киренского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского муниципального образования»; представлением об устранении нарушений законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ; протест на решение Думы Киренского МО № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об аппарате Думы Киренского МО» № от ДД.ММ.ГГГГ; решением Дума Киренского муниципального образования приняла № от ДД.ММ.ГГГГг. об отмене решения Думы Киренского муниципального образования № от 26.07.2013г.

 При разрешении данного дела суд руководствовался следующими законами.

 Статьей 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления.

 Согласно ст. 7 указанного Закона прокурор субъекта Российской Федерации, города, района, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления соответствующего и нижестоящего уровней. Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

 В силу ст. 23 Закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

 В соответствии со ст. 24 Закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

 Согласно п. 4 ч. 1 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ № 131-ФЗ) Уставом муниципального образования должна определяться структура и порядок формирования органов местного самоуправления.

 Статьей 34 ФЗ № 131-ФЗ предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1). Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (ч. 3).

 Согласно ст. 35 ФЗ № 131-ФЗ представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

 В силу ч. 4 ст. 7 ФЗ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено следующее.

 Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ст. 6).

 Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций (ст. 7).

 Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими (ст. 10).

 Законом Иркутской области № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области» утвержден Реестр должностей муниципальной службы в Иркутской области (приложение 1).

 В соответствии с ч. 1 ст. 1 указанного Закона Иркутской области реестр должностей муниципальной службы в Иркутской области представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований Иркутской области, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

 Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Иркутской области (далее - Реестр). При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления муниципального образования Иркутской области, аппарата избирательной комиссии муниципального образования Иркутской области используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные Реестром (далее - должности муниципальной службы), с учетом положений статьи 3 настоящего Закона (ст. 2 Закона Иркутской области № 89-оз).

 Допускается конкретизация наименования должности муниципальной службы с учетом специализации деятельности муниципального служащего (ст. 3).

 Исследовав представленные доказательства и оценив их по своему внутреннему убеждению с учетом относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд считает, что заявление Мищенко В.Н. об оспаривании действий и решений должностных лиц удовлетворению не подлежит, т.к. оспариваемые заявителем действия и решения являются законными.

 Так, судом установлено, что оспариваемые протест и представление внесены уполномоченным на то лицом – заместителем прокурора Киренского района Толмачевой Т.М. по результатом выявленных при осуществлении надзора за исполнением законов органами местного самоуправления нарушений. Представление и протест поддержаны в Думе Киренского муниципального образования при их рассмотрении прокурором Киренского района Бортниковым И.В.

 Основанием для внесения оспариваемых документов прокурорского реагирования послужили выявленные нарушения законов, допущенные Думой Киренского муниципального образования при создании аппарата Думы, которые выражаются в следующем.

 Уставом Киренского муниципального образования установлено:

 Дума Киренского муниципального образования состоит из 15 депутатов (ст. 31).

 Для организации деятельности Думы, обеспечения осуществления своих представительных, контрольных и иных функций и полномочий Дума создает из состава депутатов органы Думы. Органами Думы являются постоянные и временные комитеты и комиссии, временные рабочие группы (ст. 33).

 В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ в исключительной компетенции Думы находятся определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления (п. 8 ч. 1 ст. 36).

 К полномочиям Думы также относятся следующие полномочия по вопросам внутренней организации своей деятельности: принятие Регламента Думы и определение в нем порядка организации и деятельности Думы с учетом положений настоящего Устава (подп. а п. 3 ч. 2 ст. 33).

 Аппарат Думы, созданный решением Думы Киренского МО № от 26.07.2013г., фактически являлся органом Думы, что противоречит Уставу Киренского муниципального образования о том, что органами Думы являются комитеты, комиссии, рабочие группы, состоящие из депутатов.

 По вопросам внутренней организации своей деятельности Дума правомочна принять Регламент Думы и определить в нем порядка организации и деятельности Думы.

 Регламентом работы Думы Киренского МО, утвержденного решением Думы Киренского МО от 24.06.2011г. № 25, возможность и порядок создания аппарата Думы не предусмотрена. Более того, председатель Думы Киренского МО в письме № от 31.01.2014г. сообщил, что указанный Регламент Думы не вступил в законную силу, поскольку, являясь нормативно-правовым актом муниципального образования, подписан председателем Думы, а не главой Киренского МО. Иной регламент работы Думы не принят.

 Уставом Киренского МО предусмотрено, что нормативные правовые акты вступают в силу со дня их подписания главой Киренского МО, если действующим законодательством, настоящим Уставом или в самом решении не предусмотрен иной срок (ч. 6 ст. 50 Устава Киренского МО).

 Муниципальная должность консультант-юристконсульт не предусмотрена ни Реестром должностей муниципальной службы в Иркутской области, утвержденном Законом Иркутской области № 89-оз «О Реестре должностей муниципальной службы в Иркутской области и соотношении должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Иркутской области», ни Перечнем должностей муниципальной службы органов местного самоуправления Киренского муниципального образования, утвержденного постановлением администрации Киренского городского поселения № 143-Р от 07.11.2007г.

 Поскольку создание аппарата Думы Киренского МО 26.07.2013г. являлось незаконным, введение муниципальной должности консультант-юристконсульт аппарата Думы Киренского МО также является незаконным.

 Свидетель К** показал, что причиной внесения протеста и представления является обращение Л**, их целью – устранение юриста. На его вопрос о том, работал бы аппарат Думы, если бы не обращение Л**, Толмачева Т.М. ответила: «Да». Думе нужен юрист. При принятии решения о создании аппарата Думы присутствовал помощник прокурора Саватеев И.А.

 Показания данного свидетеля на выводы суда не влияют, поскольку не относятся к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению по рассматриваемому делу.

 Таким образом, судом установлено, что в соответствии с Уставом Киренского МО к полномочиям Думы Киренского МО, в частности, относятся полномочия по вопросам внутренней организации своей деятельности, принятие Регламента Думы и определение в нем порядка организации и деятельности Думы с учетом положений Устава. Организация работы Думы определяется Регламентом Думы. Для организации деятельности Думы, обеспечения осуществления своих функций и полномочий Дума создает из состава депутатов органы Думы, которыми являются комитеты, комиссии, рабочие группы. Дума состоит из 15 депутатов. Ни Устав Киренского МО, ни Регламент Думы, ни иной муниципальный правовой акт не предусматривает возможность и порядок создания аппарата Думы и введение муниципальной должности консультант-юристконсульт.

 Поэтому создание 26.07.2013г. аппарата Думы и введение должности муниципальной службы консультант-юристконсульт противоречат действующему законодательству.

 Требования прокурора об устранении нарушений закона не является вмешательством органов прокуратуры в деятельность органов местного самоуправления, поскольку такие требования предъявляются в рамках закона и в целях исполнения предусмотренных законом полномочий и обязанностей прокурора. Целью данных документов прокурорского реагирования является устранение нарушений закона в деятельности органов местного самоуправления, что входит в предмет прокурорского надзора.

 Действия по внесению протеста и представления в орган, уполномоченный их рассмотреть, поддержание заявленных требований должностными лицами прокуратуры вытекают из предоставленных данным лицам ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий.

 Поэтому обжалуемые решения и действия являются законными, в связи с чем заявление Мищенко В.Н. о признании незаконными решений, действий и бездействия должностных лиц прокуратуры Киренского района Иркутской области, обязании устранить допущенные нарушения удовлетворению не подлежит.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 Отказать в удовлетворении заявления Мищенко В.Н. о признании незаконными решений, действий и бездействия должностных лиц прокуратуры Киренского района Иркутской области, обязании устранить допущенные нарушения.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Киренский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Председательствующий

 *

 *

 *

 *

 *.