ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-76/15 от 09.07.2015 Кедровского городского суда (Томская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Кедровский городской суд Томской области в составе

председательствующего судьи Ситникова К.Ю.,

с участием истца - помощника прокурора г. Кедрового Целищева К.И.,

при секретаре Черновой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кедрового в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» о возложении обязанности организовать мероприятия по очистке мест загрязнения леса (городских лесов), земель сельскохозяйственного назначения и берега реки Чузик от бытовых отходов, уборе остатков срубленного подроста деревьев,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кедрового Томской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском к Администрации муниципального образования «Город Кедровый», ссылаясь на то, что неисполнение должностными лицами администрации г. Кедрового требований земельного и лесного контроля, природоохранного законодательства, бездействие в части эксплуатации санкционированных объектов размещения бытовых отходов согласно требованиям действующего законодательства, не принятия мер по ликвидации несанкционированных свалок бытовых отходов и очистке городских лесов, водных объектов, понуждению юридических лиц (граждан) к уборе лесов от мусора (результатов хозяйственной деятельности) не гарантирует санитарно-эпидемиологическую и противопожарную безопасность населения, что может повлечь к неблагоприятным последствиям, в связи с возникновением и распространением заболеваний среди людей и животных, возникновением и распространением пожаров (в пожароопасный период года) вблизи населенных пунктов, загрязнению водных объектов, уничтожению материальных ценностей принадлежащих гражданам и муниципальному образованию.

В обоснование исковых требований прокурор в исковом заявлении указывает, что прокуратурой города Кедрового ДД.ММ.ГГГГпроведена проверка соблюдения органом местного самоуправления требований федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, законодательства регулирующего сбор и утилизацию бытовых отходов, природоохранного законодательства в границах городского округа «Город Кедровый».

При проведении проверки лесов и земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе санкционированного объекта бытовых отходов поселка Останино муниципального образования «Город Кедровый» установлены места массового загрязнения бытовыми отходами (легкими фракциями мусора) лесов граничащих с землями сельскохозяйственного назначения (координаты N 57°35,154I, Е 079°28,328') в результате потоков ветра мусор захламляет (загрязняет) указанные участки земли в нарушение требований ст. 12, 42, 72 ЗК РФ, ст.55 ЛК, 9 Правил пожарной безопасности в лесах, п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона №101-ФЗ, п.3 и 5 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ. В нарушение требований ч.1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ, п.5.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 не осуществляется регулярная очистка территории муниципального образования возле объекта размещения отходов в п.Останино от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В нарушение требований ст. 42 ЗК РФ, ст.55 ЛК, 9 Правил пожарной безопасности в лесах, п.3.9. СанПиН 2.1.7.1038-01 на территории объекта размещения отходов в п.Останино траншейная схема складирования ТБО не применяется, что приводит в результате порывов ветра к загрязнению бытовыми отходами (легкими фракциями мусора) лесов граничащих с объектом и земель сельскохозяйственного назначения.

При проведении проверки земель сельскохозяйственного назначения граничащих с объектом размещения отходов в поселке Лушниково установлены места массового загрязнения бытовыми отходами (легкими фракциями мусора) земель сельскохозяйственного назначения вдоль дороги при подъезде к объекту (координаты N 57°33,49l', Е 079°25,595'), а также возле самого объекта (координаты N 57°33,536, Е 079°25,407'), в результате потоков ветра мусор захламляет (загрязняет) указанные участки земли в нарушение требований ст. 12, 42, 72 ЗК РФ, п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона №101-ФЗ, п.3 и 5 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ. В нарушение требований ч.1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ, п.5.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 не осуществляется регулярная очистка территории муниципального образования возле объекта размещения отходов в п.Лушниково от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В нарушение требований ст. 42 ЗК РФ, п.3.9. СанПиН 2.1.7.1038-01 на территории объекта размещения отходов в п.Лушниково траншейная схема складирования ТБО не применяется, что приводит в результате порывов ветра к загрязнению бытовыми отходами (легкими фракциями мусора) граничащие с объектом земли сельскохозяйственного назначения.

При проведении проверки лесов и земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе санкционированного объекта бытовых отходов поселка Калининск установлены места массового загрязнения бытовыми отходами (легкими фракциями мусора) лесов граничащих с землями сельскохозяйственного назначения (координаты N 57°35,048I, Е 079°23,926!) в результате потоков ветра мусор захламляет (загрязняет) указанные участки земли в нарушение требований ст. 12, 42, 72 ЗК РФ, ст.55 ЛК, 9 Правил пожарной безопасности в лесах, п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона №101-ФЗ, п.3 и 5 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ. В нарушение требований ч.1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ, п.5.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 не осуществляется регулярная очистка территории муниципального образования возле объекта размещения отходов в п.Калининск от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В нарушение требований ст. 42 ЗК РФ, ст.55 ЛК, 9 Правил пожарной безопасности в лесах, п.3.9. СанПиН 2.1.7.1038-01 на территории объекта размещения отходов в п.Калининск траншейная схема складирования ТБО не применяется, что приводит в результате порывов ветра к загрязнению бытовыми отходами (легкими фракциями мусора) лесов граничащих с объектом и земель сельскохозяйственного назначения.

Нарушения соблюдения требований природоохранного законодательства выявлено в границах города Кедрового. При осуществлении ремонтных работ труб подачи холодного и горячего водоснабжения к зданию банно-прачечного комбината ООО «Северная Тепловая Компания» (арендатора объектов жилищно-коммунального хозяйства являющихся муниципальной собственностью) не были приняты меры с 2014 года по уборке территории граничащей к хвойным городским лесам от срубленного подроста деревьев на участке более 50 метров (от точки отчета координаты N 57°33,833I, Е 079°33,9211 до точки отчета с координатами N 57°33,853I, Е 079°34,024' ), в нарушение ст.51, 55 ЛК РФ, п.35 Правила пожарной безопасности в лесах.

На берегу русла реки Чузик в районе гаражного массива, расположенного по направлению к комплексу водозаборных сооружений на территории водоохраной зоны русла реки в лесу (лиственные породы) на склоне берега реки обнаружено место несанкционированного складирования бытовых отходов на расстоянии 30 метров (от точки отчета координаты N 57°34,147I, Е 079°33,1391 до точки отчета с координатами N 57°34,165I, Е 079оЗЗ,157'), что является нарушением требований ст.63, пп.2 n.15 ст.65 ВК РФ.

Полагая, что не очистка участков земли от бытового мусора нарушает интересы неопределенного круга лиц по обеспечению рационального и неистощительного использования земли, охрану, защиту и воспроизводство, а также право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, право осуществлять при использовании земли выращивание и заготовку сельскохозяйственных культур, выгул сельскохозяйственных животных, прокурор просит возложить на ответчика обязанность в течение 10 суток со дня вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по очистке мест загрязнения леса (городских лесов), земель сельскохозяйственного назначения и берега реки Чузик от бытовых отходов, уборе остатков срубленного подроста деревьев.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации муниципального образования «Город Кедровый» -и.о. мэра г. Кедрового Алексеева И.Н. в судебное заседание не явилась, представив письменное заявление о признании требований прокурора в полном объеме и рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации.

Выслушав помощника прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду.

Главным природным ресурсом и главным компонентом, основной составляющей окружающей природной среды является земля. Согласно ст.9 Конституции земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Одним из неотчуждаемых прав человека является право каждого на благополучную окружающую среду (ст. 42 Конституции).

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции).

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности является целью охраны земель.

Согласно п. 2, 4 ч.1 ст. 13 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.

Статьей 42 ЗК РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков возложена обязанность по соблюдению при использовании земельных участков требований санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий, выполнять требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

В соответствии с ч.1 и 2 ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также от вредных организмов.

Согласно ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется санитарно-оздоровительные мероприятия (очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).

В соответствии с п.п. «е» п.39 и п. 44 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. №414 (далее - Правила санитарной безопасности в лесах) установлено, что при использовании лесов запрещается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Пунктом 9 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), установлен запрет засорения леса бытовыми отходами, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.

В соответствии с п.35 Правил пожарной безопасности в лесах, при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.

Статьей 63 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), предусмотрено принятие мер по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных в водоохранных зонах в соответствии с лесным законодательством.

Согласно пп.2 п. 15 ст.65 ВК РФ размещение отходов производства и потребления в границах водоохранных зон запрещается.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Федеральный закон №101-ФЗ) закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения. Частью 6 ст.1 ЗК РФ определен принцип сохранения особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закона №89-ФЗ) объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с пунктами 3 и 5 ст. 12 Федерального закона №89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ, определено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с требованиями пп.24 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3), ч.2 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 8, 11, 26 и 38 п.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа; осуществление муниципального лесного контроля.

Пунктом 3.9. Санитарных правил «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01», утвержденных постановлением Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 30.05.2001 №16 (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01) предусмотрена для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 твердых бытовых отходов (далее -ТБО) в год, траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.

Согласно п.5.6. СанПиН 2.1.7.1038-01 один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.

Из материалов дела согласно Акту прокурорской проверки следует, что прокуратурой города Кедрового ДД.ММ.ГГГГпроведена проверка соблюдения органом местного самоуправления требований федерального законодательства в отношении земель сельскохозяйственного назначения, законодательства регулирующего сбор и утилизацию бытовых отходов, природоохранного законодательства в границах городского округа «Город Кедровый». В процессе проверки выявлены места массового загрязнения лесов и земель сельскохозяйственного назначения бытовыми отходами. В Акте указано конкретное расположение мест массового загрязнения, что приведено в тексте искового заявления .

Изложенная в Акте информация подтверждается фототаблицей от ДД.ММ.ГГГГг., оформленной в соответствии с требованиями закона .

С учетом признания иска представителем ответчика суд приходит к выводу о бездействии Администрации города Кедрового по исполнению обязанности выполнения требований выше приведенных норм Конституции Российской Федерации, Земельного и Лесного кодексов Российской Федерации по исполнению обязанности, предусмотренной нормативными правовыми актами по очистке мест загрязнения леса, земель сельскохозяйственного назначения от бытовых отходов.

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Кедрового в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Кедровый» о возложении обязанности организовать мероприятия по очистке мест загрязнения леса (городских лесов), земель сельскохозяйственного назначения и берега реки Чузик от бытовых отходов, уборе остатков срубленного подроста деревьев удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Кедровый» в течение 10 суток со дня вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по очистке мест загрязнения леса (городских лесов), земель сельскохозяйственного назначения и берега реки Чузик от бытовых отходов, уборе остатков срубленного подроста деревьев, имеющих координаты:

а) несанкционированное складирование бытовых отходов на территории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе санкционированного объекта бытовых отходов поселка Останино муниципального образования «Город Кедровый» (координаты N 57°35,154I, Е 079°28,328');

б) несанкционированное складирование бытовых отходов на территории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных вдоль дороги при подъезде к объекту в районе санкционированного объекта бытовых отходов поселка Лушниково муниципального образования «Город Кедровый» (координаты N 57°33,49l', Е 079°25,595');

в) несанкционированное складирование бытовых отходов на территории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в районе санкционированного объекта бытовых отходов поселка Калининск муниципального образования «Город Кедровый» (координаты N 57°35,048I, Е 079°23,92б');

г) складированные фрагменты срубленного подроста деревьев на участке более 50 метров вдоль труб подачи холодного и горячего водоснабжения к зданию банно- прачечного комбината (от точки отчета координаты N 57°33,8331, Е 079°33,921' до точки отчета с координатами N 57°33,8531, Е 079°34,0241);

д) несанкционированное складирование бытовых отходов вдоль склона берега русла реки Чузик на расстоянии 30 метров в районе гаражного массива расположенного возле комплекса водозаборных сооружений (водоохраной зоны) (от точки отчета координаты N 57°34,147I, Е 079°33,139 до точки отчета с координатами N 57°34,165I, Е 079°33,157').

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Кедровский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья