ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-76/19 от 11.10.2019 Ульяновского гарнизонного военного суда (Ульяновская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 октября 2019 года город Ульяновск

Ульяновский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Буданова К.М., при секретаре судебного заседания Байрамовой Т.Э., с участием представителя истца войсковой части – ФИО2, ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-76/2019 по исковому заявлению войсковой части к военнослужащему указанной воинской части <данные изъяты> ФИО3 ФИО1 о взыскании причиненного им материального ущерба,

установил:

в исковом заявлении врио юрисконсульта войсковой части указала, что инспектором-ревизором 2 отдела (проверок) Межрегионального управления Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) (далее – Контрольно-финансовая инспекция) в ходе встречной проверки войсковой части 59292 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено незаконное списание масел и горючего. В результате проведенного в войсковой части 59292 административного расследования установлено, что из-за ненадлежащего исполнения должностных обязанностей Б-вым, в период прохождения им службы в указанной воинской части, причинен материальный ущерб на общую сумму 1 004 985 рублей 91 копейка.

В связи с изложенным, врио юрисконсульта войсковой части после увеличения размера исковых требований, просит суд взыскать с ФИО3 в пользу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» причиненный им материальный ущерб в размере 1 004 985 рублей 91 копейка.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Ответчик ФИО3, командир войсковой части , начальник федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее – Управление финансового обеспечения), начальник Контрольно-финансовой инспекции, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыли. ФИО3, представитель Управления финансового обеспечения ФИО4 и представитель Контрольно-финансовой инспекции ФИО5 просили рассмотреть дело без их участия.

В предыдущих судебных заседаниях ответчик ФИО3 иск не признал и пояснил, что командование воинской части ему не доводило нормы расхода масел и горючего, а военную технику, на которую эти нормы не предусмотрены, он использовал по приказу командира воинской части, руководствуясь технической документацией и разъяснениями начальника службы горючего и смазочных материалов. Заместитель командира воинской части по вооружению и начальник службы горючего и смазочных материалов проверяли заявки на выделение масел в его подразделение, а также составленные им расшифровки на правильность составления и каких-либо претензий по нормам расхода горючего и масел у них никогда не было. Кроме того, списание материальных запасов производилось комиссией, которая проверяла примененные им нормы расхода, а со дня обнаружения ущерба ДД.ММ.ГГГГ прошло более трех лет, поэтому он не подлежит привлечению к материальной ответственности.

Согласно письменным объяснениям начальника Контрольно-финансовой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, право определять нормы расхода материальных средств, в том числе горючего и смазочных материалов, в Вооруженных Силах Российской Федерации предоставлено только Министру обороны Российской Федерации. Вместе с тем, Б-вым неправомерно принимались нормы расхода на АБ-8-Т/400 в количестве 7,2-7,3 литра в час, на АД-16У-Т/400 (АД-16У-Т/400-1В) в количестве 6,4-6,9 литра в час и на ЭД-2*30-Т/400 в количестве 10-12,8 литров в час. Если учитывать, что рабочие листы агрегата и 493/д, а также и 491д являются дубликатами и подлежат исключению из общих расчетов, то это повлечет снижение суммы ущерба, причиненного списанием сверх установленных норм на 4548 рублей 25 копеек и рост суммы ущерба, причиненного списанием без наличия первичных учетных документов, на сумму 43148 рублей. При проведении сезонного технического обслуживания 16 автомобилей Камаз-5350 и Камаз-43114, указанных в расшифровке к акту от ДД.ММ.ГГГГ, разрешалось израсходовать масла гидравлического не более чем 4,8 килограмма, а поэтому, учитывая списание масла МГЕ-10А в количестве 0,5 килограмма, необоснованно списано 12 килограмм масла АУп. При списании дизельного топлива на образцы ЭД2*30-Т/400 и АД16У-Т/400-1В за июнь 2013 года, а также за февраль-июнь 2014 года, количество моторного масла М-4з/14-Д, разрешенного к списанию на угар по норме, составило 48 килограмм, поэтому 127 килограмм данного масла списано необоснованно. В связи с тем, что для технического обслуживания прицепов ЧМЗАП не предусмотрено расходование масла моторного М-4з/14-Д и масла трансмиссионного ТСп-15К, за период с марта по июнь 2014 года незаконно списано по 5 килограмм указанных масел. Из исследованных рабочих листов агрегатов, путевых листов, актов о списании материальных запасов и расшифровок к ним за период с августа 2013 года по июнь 2016 года в подразделении «РЦ» выявлено неподтвержденное первичной учетной документацией списание автомобильного бензина в количестве 67 килограмм на сумму 1481 рубль 37 копеек. Кроме того, стоимость масел и бензина определена ревизором по данным бухгалтерского учета войсковой части 59292, а цена на дизельное топливо по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Самарской области.

Как следует из письменных объяснений начальника Контрольно-финансовой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, выявленный ущерб по ЭД2*30-Т/400 , исходя из фактически установленных на нем двигателей, подлежит уменьшению и составляет 24190 рублей 25 копеек, а по ЭД2*30-Т-400/М-2 № КГ5124ССМО увеличению на 517 695 рублей 50 копеек, так как данный образец не должен был эксплуатироваться из-за отсутствия на него норм расхода горючего и смазочных материалов.

Заслушав объяснения сторон, допросив свидетеля, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с выписками из приказов командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> ФИО3 проходил военную службу в войсковой части на должности начальника радиоцентра узла связи (полевого) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту встречной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в войсковой части инспектором-ревизором Контрольно-финансовой инспекции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при проверке актов на списание горючего, масел, смазок и специальных жидкостей в подразделении ФИО3 выявлено незаконное списание следующих материальных средств: автомобильный бензин в количестве 46 килограмм на сумму 1017 рублей 6 копеек; дизельное топливо в количестве 24 519 килограмм на сумму 986 889 рублей 75 копеек; АУп в количестве 12 килограмм на сумму 640 рублей 68 копеек; М-4з/14-Д в количестве 146 килограмм на сумму 14 833 рубля 60 копеек; ТСп-15К в количестве 5 килограмм на сумму 123 рубля 45 копеек и автомобильный бензин в количестве 67 килограмм на сумму 1481 рубль 37 копеек, а всего на общую сумму 1 004 985 рублей 91 копейка.

Аналогичные выводы, но с установлением виновности ФИО3 в незаконном списании материальных средств, приведены в заключении заместителя командира войсковой части <данные изъяты> ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и приказе командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ, изданном по итогам проведенного административного расследования. При этом в заключении указано, что данное нарушение произошло вследствие применения командирами подразделений приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ без изменений и дополнений, которые им не доводились.

Рассматривая требования о взыскании с ФИО3 причиненного материального ущерба незаконным списанием автомобильного бензина в количестве 46 килограмм на сумму 1017 рублей 6 копеек и дизельного топлива в количестве 24 519 килограмм на сумму 986 889 рублей 75 копеек, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 6 Инструкции по нормированию и применению горючего, масел, смазок и специальных жидкостей на вооружении и военной технике армии и флота, приложение № 3 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1992 года № 65, списание горючего и смазочных материалов производится по фактическому расходу, но не свыше установленных норм. Выдача горючего и смазочных материалов для техники, не имеющей постоянных или временных норм, запрещается.

Как показал в судебном заседании свидетель Полковский, начальник службы горючего и смазочных материалов войсковой части , военнослужащие должны руководствоваться нормами расхода масел и горючего, предусмотренными приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 июля 1992 года № 65, а также дополнительными нормами, устанавливаемыми на новые образцы военной техники. Если на технику не предусмотрены нормы расхода масел и горючего, то должна направляться заявка в Министерство обороны Российской Федерации для установления таких норм. Использовать такую технику можно только определенный период до установления норм расхода, а если нормы расхода не будут установлены, ее эксплуатация прекращается.

В соответствии с пунктом 2.5 нормы 38 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, норма расхода горючего на АБ-8-Т/400 составляла 7 литров автомобильного бензина в час, а на АД-16-Т/400-А1Р (АЗР) (двигатель рабочего оборудования – 4ч-9,5/10) 5,9 литров дизельного топлива в час. При этом норма расхода горючего на АД-16-Т400-1ВП (двигатель рабочего оборудования – 4ч-10,5/12 (Д-144-23)), согласно пункту 4 раздела «Инженерная техника» бюллетеня 2008 года , составляла также 5,9 литров дизельного топлива в час.

Пунктом 29 сборника норм расхода ГСМ при использовании ВВТ 2012 года, норма расхода горючего на ЭД2*30Т400 1 РАМ (двигатель рабочего оборудования – Д-65АП) установлена 7,2 литра дизельного топлива в час.

Согласно формуляру на эксплуатируемом в подразделении ФИО3 ЭД2*30-Т/400 № ИДИД установлен двигатель Д-65АП, а из ответа командира войсковой части 59292 от ДД.ММ.ГГГГ, приложенных к нему дубликатов формуляров и фотографий табличек, следует, что на используемых в том же подразделении ЭД2*30-Т/400 установлены двигатели 8ч-9,5-10, а на ЭД2*30-Т/400 № КГ5124ССМО двигатели <адрес>Т.

В связи с этим, норма расхода горючего на ЭД-2*30-Т/400 составляла 11,1 литра дизельного топлива в час, как это указано в пункте 2.1 нормы 38 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, а ЭД2*30-Т/400 № ИДИД не должна была эксплуатироваться из-за отсутствия на нее в Министерстве обороны Российской Федерации постоянных или временных норм расхода горючего и масел.

На основании изложенного, исследовав акты о списании материальных запасов за период с июня 2013 года по сентябрь 2015 года, приложенные к ним расшифровки, рабочие листы агрегатов, а также карточки счета 105.00 Управления финансового обеспечения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено, что Б-вым необоснованно подготовлено к списанию и списано комиссией 46 килограмм автомобильного бензина и 17 419 килограмм дизельного топлива. При этом судом учтено уменьшение размера выявленного ущерба на ЭД2*30-Т/400 , приведенное в письменных объяснениях начальника Контрольно-финансовой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, а по ЭД2*30-Т/400 № ИДИД размер незаконного списания определен исходя из количества излишне списанных килограммов дизельного топлива, указанных в исковых требованиях.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности на день обнаружения ущерба. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемые воинским частям, определяются уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с ответами представителя Управления финансового обеспечения от 20 сентября, 7 и 8 октября 2019 года, по состоянию на июль 2016 года цена числящегося за войсковой частью одного килограмма бензина составляла 22 рубля 11 копеек, дизельного топлива «Л» – 23 рубля 9 копеек, дизельного топлива «А» – 26 рублей 71 копейка, дизельного топлива «З» – 30 рублей 55 копеек и дизельного топлива «Евро-5» – 34 рубля 66 копеек.

Определяя стоимость необоснованно списанных 46 килограммов бензина в размере 1017 рублей 6 копеек и 17 419 килограммов дизельного топлива в размере 494 343 рубля 88 копеек, суд учитывает цену того вида дизельного топлива, который списан Управлением финансового обеспечения по актам воинской части, а в тех случаях, когда по актам списано несколько видов дизельного топлива, цену наиболее дешевого из них, поскольку из представленных доказательств невозможно достоверно установить, какой вид дизельного топлива использовал ФИО3.

Применение в указанном случае стоимости дизельного топлива по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики Самарской области, суд считает необоснованным, поскольку в ней указана цена дизельного топлива без разделения на его виды.

Рассматривая требования о взыскании с ФИО3 причиненного материального ущерба незаконным списанием АУп в количестве 12 килограмм на сумму 640 рублей 68 копеек, М-4з/14-Д в количестве 146 килограмм на сумму 14 833 рубля 60 копеек, ТСп-15К в количестве 5 килограмм на сумму 123 рубля 45 копеек, суд учитывает следующее.

Из представленных актов о списании материальных запасов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, приложенных к ним расшифровок, а также рабочих листов агрегатов, следует, что при проведении сезонного технического обслуживания 16 автомобилей Камаз-5350 и Камаз-43114 за октябрь 2014 года списано 16 килограмм специальной жидкости АУп. При использовании ЭД2*30-Т/400 и АД16У-Т/400-1В списано масла моторного М-4з/14-Д за июнь 2013 года 67 килограмм, за февраль 2014 года 63 килограмма и за март-июнь 2014 года 45 килограмм. При проведении сезонного технического обслуживания прицепов (полуприцепов) ЧМЗАП за март-июнь 2014 года списано 5 килограмм масла моторного М-4з/14-Д и 5 килограмм масла трансмиссионного ТСп-15К.

Вместе с тем, приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено расходование специальной жидкости АУп при проведении сезонного технического обслуживания автомобилей Камаз-5350 и Камаз-43114. Если учитывать установленные пунктом 1.12 нормы 34 данного приказа нормы расхода на сезонное техническое обслуживание масла трансмиссионного марки «Р» и специальной жидкости МГЕ-10А, для которых АУп является дублирующей маркой, то ФИО3 можно было израсходовать специальную жидкость АУп в количестве, не превышающем 0,3 килограмма на каждую единицу техники.

Также в соответствии с Методическими рекомендациями по химмотологии , введенными в действие ДД.ММ.ГГГГ совместными указаниями начальника Центрального управления ракетного топлива и горючего Министерства обороны Российской Федерации и начальников других центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, для дизельных двигателей на электротехнических средствах, к которым относятся ЭД2*30-Т/400 и АД16У-Т/400-1В, норма расхода масел на пополнение потерь от угара составляла 1,1 % от расхода горючего.

Кроме того, пунктами 4.15 и 4.16 нормы 34 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено расходование масла моторного М-4з/14-Д и масла трансмиссионного ТСп-15К на проведение сезонного технического обслуживания прицепов (полуприцепов) ЧМЗАП.

Как следует из ответа представителя Управления финансового обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, цена числящейся за войсковой частью специальной жидкости АУп на момент обнаружение ущерба в июле 2016 года составляла 53 рубля 39 копеек за килограмм, масла М-4з/14-<адрес> рубль 60 копеек за килограмм и масла трансмиссионного ТСп-15К 25 рублей 1 копейка за килограмм.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Б-вым необоснованно подготовлено к списанию и списано комиссией при проведении сезонного технического обслуживания автомобилей Камаз-5350 и Камаз-43114 за октябрь 2014 года 12 килограмм специальной жидкости АУп, при использовании ЭД2*30-Т/400 и АД16У-Т/400-1В 51 килограмм масла моторного М-4з/14-Д за июнь 2013 года, 51 килограмм за февраль 2014 года, 22 килограмма за март-июнь 2014 года, с учетом списания дизельного топлива по установленным нормам расхода, а при проведении сезонного технического обслуживания прицепов (полуприцепов) ЧМЗАП за март-июнь 2014 года 5 килограмм масла моторного М-4з/14-Д и 5 килограмм масла трансмиссионного ТСп-15К, на общую сумму 13 870 рублей 53 копейки. При этом судом учтено уменьшение количества незаконно списанного дизельного топлива на ЭД2*30-Т/400 , приведенное в письменных объяснениях начальника Контрольно-финансовой инспекции от ДД.ММ.ГГГГ, не представление доказательств незаконного списания Б-вым масла моторного М-4з/14-Д в количестве 14 килограмм на сумму 1422 рубля 40 копеек, а стоимость масла трансмиссионного ТСп-15К определена в размере заявленных исковых требований.

Что касается требований о взыскании с ФИО3 необоснованно списанного автомобильного бензина в количестве 67 килограмм на сумму 1481 рубль 37 копеек, то суд находит их не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств причинения данного ущерба, а именно всех рабочих листов агрегатов, путевых листов и актов списания с расшифровками за период с августа 2013 года по июнь 2016 года в подразделении «РЦ», необходимых для установления неподтвержденного расхода списанного горючего.

С учетом изложенного, в судебном заседании установлено, что в результате необоснованно подготовленных к списанию Б-вым и списанных комиссией воинской части масел и горючего войсковой части причинен ущерб на общую сумму 509 231 рубль 47 копеек.

Как указано в статье 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения, привлекается, в том числе, к материальной ответственности в соответствии с федеральными законами.

Согласно статьям 3 и 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб, а в полном размере ущерба – в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.

В соответствии со статьями 144, 145 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495 (далее – Устав), командир роты в мирное и военное время отвечает, помимо прочего, за состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, за ведение ротного хозяйства и обязан: знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения, военной техники и другого военного имущества роты, организовывать своевременное получение, правильную эксплуатацию и ремонт вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; проверять не реже одного раза в месяц их наличие, состояние и учет; всегда точно знать наличие, состояние вооружения, военной техники и другого военного имущества роты; сличать один раз в месяц данные ротного учета материальных средств с учетными данными полка; руководить ротным хозяйством.

Согласно статьям 242, 268 и 269 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 июня 2014 года № 333, должностные лица соединения (воинской части), в том числе командир роты, осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом и обязаны: знать и доводить до подчиненных требования нормативных правовых актов по вопросам войскового (корабельного) хозяйства, руководствоваться ими в своей деятельности; организовывать хранение, сбережение и освежение запасов материальных ценностей, принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей; организовывать контроль и устранение выявленных недостатков; организовывать ведение учета имущества.

Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Руководстве по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2012 года № 2222.

Таким образом, ФИО3, в период исполнения обязанностей начальника радиоцентра узла связи (полевого), обязан был организовать хранение, сбережение горючего и смазочных материалов, принимать меры по предотвращению утрат материальных ценностей. Однако не сделал этого, что привело к незаконному списанию материальных ценностей.

Вместе с тем, суд учитывает, что списанием горючего и смазочных материалов, как и проверкой расшифровок об их расходе, занимался заместитель командира воинской части по вооружению и специально созданная в воинской части комиссия, которые ежемесячно проверяли наличие материальных средств выданных в подразделение ФИО3 и устанавливали их фактическое расходование.

Кроме того, в силу статей 112-114, 127 Устава, начальник службы горючего и смазочных материалов обязан: контролировать расход горючего и смазочных материалов и проводить мероприятия по их правильному использованию и экономному расходованию в подразделениях полка; организовывать правильную эксплуатацию и ремонт технических средств службы, работу по приему, хранению и выдаче подразделениям горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств, а также работу пунктов заправки, обеспечивая при этом выполнение требований безопасности; проверять не реже одного раза в месяц наличие и качество горючего, специальных жидкостей в подразделениях и на складах полка, а также наличие и состояние технических средств службы.

Как указано в пункте 5 статьи 6 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» размер возмещаемого ущерба, причиненного по вине нескольких военнослужащих, определяется для каждого из них с учетом степени вины и вида материальной ответственности. Однако командованием войсковой части , при проведении административного расследования, не дана оценка действиям заместителя командира воинской части по вооружению, начальника службы горючего и смазочных материалов, а также членов комиссии.

В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких данных, когда часть исковых требований не подтверждена доказательствами, списанием горючего и смазочных материалов занималась специально созданная в воинской части комиссия, которая ежемесячно проверяла наличие материальных средств выданных в подразделение ФИО3 и устанавливала их фактическое расходование, а в заключении по материалам административного расследования не определен круг лиц, виновных в утрате имущества и индивидуальной вине каждого из них, суд приходит к выводу, что исковое заявление войсковой части к ФИО3 о взыскании причиненного им материального ущерба подлежит частичному удовлетворению в размере 47 946 рублей 60 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований войсковой части суд полагает необходимым отказать.

Доводы ФИО3 о том, что со дня обнаружения ущерба ДД.ММ.ГГГГ прошло более трех лет, а поэтому он не подлежит привлечению к материальной ответственности, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.

В суде установлено, что актом встречной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности службы горючего войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ выявлен лишь факт незаконного списания масел и горючего в подразделении ФИО3, а не виновное в этом лицо. При этом инспектором-ревизором командованию воинской части предложено по факту выявленных нарушений провести административное расследование.

По результатам проведенного административного расследования ДД.ММ.ГГГГ установлена вина ФИО3 в причинении ущерба вследствие ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, а командир воинской части, согласно имеющейся в заключении резолюции, был ознакомлен с ним ДД.ММ.ГГГГ.

О том, что днем обнаружения ущерба следует считать день, когда командиру воинской части, а в соответствующих случаях вышестоящим в порядке подчиненности органам военного управления и воинским должностным лицам стало известно о наличии материального ущерба, причиненного конкретным военнослужащим, разъяснено в пункте 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих».

Таким образом, течение трехлетнего срока со дня обнаружения ущерба следует исчислять не только со дня, когда командир воинской части узнал о факте причинения ущерба, но и со дня установления лица, причинившего такой ущерб, а поэтому срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», не пропущен.

Доводы ФИО3 о том, что ему не доводились нормы расхода масел и горючего, а военную технику, на которую эти нормы не предусмотрены, он использовал по приказу командира воинской части, руководствуясь технической документацией, суд находит несостоятельными, поскольку в войсковой части 59292 имелся приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, который ФИО3 обязан был изучить, а в случае отсутствия в нем необходимых норм, должен был обратиться к командованию воинской части с рапортом об установлении норм расхода на находящуюся в его подразделении технику или о невозможности ее использования. Однако таких рапортов Б-вым представлено не было, как и доказательств того, что командир воинской части, обладая информацией о существовании такой техники, заставлял ФИО3 ее использовать.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации, статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец по гражданскому делу освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в данном случае в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в размере 1 638 рублей 40 копеек.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, военный суд,

решил:

исковое заявление войсковой части к военнослужащему указанной воинской части <данные изъяты> ФИО3 ФИО1 о взыскании причиненного им материального ущерба, удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО3 ФИО1 в пользу федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» 47 946 (сорок семь тысяч девятьсот сорок шесть) рублей 60 (шестьдесят) копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований в размере 957 039 рублей 31 копейка войсковой части отказать.

Взыскать с ФИО3 ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» судебные расходы в размере 1 638 (одна тысяча шестьсот тридцать восемь) рублей 40 (сорок) копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Ульяновский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 16 октября 2019 года.

Председательствующий (подпись) К.М. Буданов