ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-76/20 от 22.01.2019 Тотемского районного суда (Вологодская область)

35RS0022-01-2019-001382-71

Дело № 2-76/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.им. Бабушкина 09 января 2020 года

Тотемский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова В.А.,

при секретаре Долговской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке особого производства гражданское дело по заявлению администрации сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района Вологодской области о признании движимых объектов бесхозяйными,

установил:

Администрация сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района Вологодской области обратилась в суд с заявлением в порядке особого производства о признании в соответствии со ст. 226 ГК РФ бесхозяйными движимых объектов: Обелиск славы героям, памятный знак во все времена погибшим морякам, мемориал Славы павшим героям (включает в себя 7 памятников героям ФИО1 ВОВ: ст. лейтенант ФИО2, подполковник ФИО3, майор ФИО4, капитан ФИО5, гв. сержант ФИО6, капитан ФИО7, полковник ФИО8), памятник неизвестному солдату, мемориальный комплекс погибшим воинам ВОВ, расположенные в <...>, Стелла участникам ВОВ и труженикам тыла в <...>, Стелла участникам ВОВ и труженикам тыла в <...> (далее – объекты).

В обоснование требований указано, что инвентаризационная комиссия, утвержденная распоряжением администрации сельского поселения Бабушкинское от "__"_____20__№..., выявила указанные движимые объекты, которые в реестрах муниципальной собственности сельского поселения Бабушкинское, Бабушкинского муниципального района, в собственности Вологодской области, федеральной собственности не значатся, их собственник неизвестен, указанные объекты находятся на территории сельского поселения Бабушкинское, не относятся к недвижимому имуществу, так как их можно переместить без нарушения целостности. Так как собственник объектов неизвестен, то их можно отнести к бесхозяйным, брошенным вещам, которые расположены на землях сельского поселения Бабушкинское. Администрация сельского поселения Бабушкинское ежегодно затрачивает денежные средства на поддержание внешнего вида данных памятников.

Представитель ответчика администрации сельского поселения Бабушкинское в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания по делу извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении в его отсутствие, заявленные требования просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Бабушкинского муниципального района Вологодской области в суд не явился, извещен надлежаще, возражений не представил.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно статье 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 данной статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Проанализировав приведенные выше нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что объекты, в отношении которых заявлены требования, относятся к движимым вещам и не являются недвижимостью, так как они прочно с землей не связаны, их перемещение возможно без несоразмерного ущерба их назначению. Указанное подтверждается представленными в материалы дела актами комиссионного осмотра от "__"_____20__№..., №..., №..., №... с приложением фотоматериалов, а также актами комиссионного осмотра от "__"_____20__№..., №..., №... в отношении данных объектов.

Из материалов дела следует, что на территории сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района находятся движимые объекты: Обелиск славы героям, памятный знак во все времена погибшим морякам, мемориал Славы павшим героям (включает в себя 7 памятников героям ФИО1 ВОВ: ст.лейтенант ФИО2, подполковник ФИО3, майор ФИО4, капитан ФИО5, гв.сержант ФИО6, капитан ФИО7, полковник ФИО8), памятник неизвестному солдату, мемориальный комплекс погибшим воинам ВОВ, расположенные в <...>, Стелла участникам ВОВ и труженикам тыла в <...>, Стелла участникам ВОВ и труженикам тыла в <...>.

Из ответов, предоставленных на запросы суда, следует, что в реестрах муниципальной собственности сельского поселения Бабушкинское, Бабушкинского муниципального района, в собственности <...>, федеральной собственности не значатся.

Сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, на которых расположены данные объекты, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. Согласно справки администрации сельского поселения Бабушкинское от "__"_____20__№... сведения о правах на данные земельные участки в администрации сельского поселения Бабушкинское также отсутствуют.

Таким образом, из материалов дела следует, что вышеуказанные объекты в настоящее время ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены, администрацией сельского поселения Бабушкинское были приняты необходимые меры для установления собственника данного имущества, однако, они не дали положительного результата. Указанные объекты оставлены собственником, что свидетельствует об отказе от права собственности на движимую вещь.

Иных лиц, оспаривающих права заявителя, не установлено.

Представленными в материалы дела по запросу суда справками Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области от "__"_____20__ удостоверяется, что объекты, в отношении которых заявлены требования, не являются объектами культурного наследия и в перечне Единого государственного реестра объектов культурного наследия не числятся, а также не являются выявленными объектами культурного наследия. Процедура по отнесению данных объектов к объектам культурного наследия (выявленным объектам культурного наследия) до настоящего времени не проводилась и может быть проведена в порядке, установленном статьей 16.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

В соответствии со ст. 9.3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ).

Согласно ст. 48 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Согласно п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 в собственности муниципальных образований (поселений) может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе указанного в п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Исполнительно-распорядительным органом, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, согласно ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, является администрация муниципального образования (поселения).

В соответствии с Законом Вологодской области № 1106-ОЗ от 06 декабря 2004 года «Об установлении границ Бабушкинского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» сельское поселение Бабушкинское (ранее Бабушкинское сельское поселение), наделено статусом сельского поселения с административным центром в селе имени Бабушкина.

В силу части 1 ст. 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Учитывая, что администрация сельского поселения Бабушкинское, являющаяся органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества, вступила во владение вышеуказанными объектами, принимает меры по обеспечению их сохранности, приняла необходимые меры для установления собственника данного имущества, правопритязаний иных лиц на данное имущество не имеется, суд приходит к выводу о том, что заявление о признании движимых вещей бесхозяйными подлежит удовлетворению с передачей их в собственность сельского поселения Бабушкинское как лица, вступившего во владение ими.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 293 ГПК РФ, суд

решил:

Требования администрации сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района Вологодской области удовлетворить.

Признать бесхозяйными движимые объекты: Обелиск славы героям, памятный знак во все времена погибшим морякам, мемориал Славы павшим героям (включает в себя 7 памятников героям ФИО1 ВОВ: ст. лейтенант ФИО2, подполковник ФИО3, майор ФИО4, капитан ФИО5, гв. сержант ФИО6, капитан ФИО7, полковник ФИО8), памятник неизвестному солдату, мемориальный комплекс погибшим воинам ВОВ, расположенные в <...>, Стелла участникам ВОВ и труженикам тыла в <...>, Стелла участникам ВОВ и труженикам тыла в <...>.

Передать указанные бесхозяйные движимые объекты в собственность сельского поселения Бабушкинское Бабушкинского муниципального района Вологодской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Вологодского областного суда в течение месяца с момента принятия его в окончательной форме с подачей жалобы через Тотемский районный суд.

Судья В.А. Кузнецов