РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Югорск 13 февраля 2018 года
Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Хабибулина А.С., с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
при секретаре Бородиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1 к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» о признании решений об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, о прекращении мер социальной поддержки многодетным семьям незаконными, обязании выдать удостоверение и назначить выплату ежемесячного социального пособия, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, а также взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» о признании решений об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, о прекращении мер социальной поддержки многодетным семьям незаконными, обязании выдать удостоверение и назначить выплату ежемесячного социального пособия, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, а также взыскании судебных расходов.
В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи ХМАО – Югры. Основанием для обращения с данным заявлением явилось то, что она мужем были назначены опекунами над двумя несовершеннолетними детьми. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика она получила отказ в выдаче удостоверения, поскольку у опекаемых детей отсутствует регистрация по месту жительства на территории ХМАО – Югры. Полагала, что в соответствии со ст. 3 Закона ХМАО – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре» № 45-оз от 07.07.2004 г., требование иметь постоянную регистрацию на территории ХМАО – Югры относиться к законному представителю, а к детям предъявляется требование проживания совместно с законными представителями. Ею соблюдены все требования закона, все дети проживают совместно с ней. Указала, что ее семья уже была признана многодетной, имела удостоверение многодетной семь № от ДД.ММ.ГГГГ. Также с 2015 года по 2017 год она являлась получателем ежемесячного пособия многодетным семьям и компенсации коммунальных услуг. ДД.ММ.ГГГГ от ответчика получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении выплаты компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и ежемесячного социального пособия многодетным семьям, указывая, что право на получение пособия утрачено. Считала решение о прекращении выплат незаконным. Просила признать её семью многодетной, признать отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ неправомерным, обязать КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» устранить допущенное нарушение её прав и выдать ей удостоверение многодетной семьи, выплатить причитающиеся ей ежемесячные пособия многодетным семьям и компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг за пропущенный период – декабрь 2017 года, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ истец уточнила исковые требования, просила признать её семью многодетной, признать отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи от ДД.ММ.ГГГГ№ и решение от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении мер социальной поддержки многодетным семьям неправомерными, обязать КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» устранить допущенное нарушение её прав и выдать ей удостоверение многодетной семьи, выплатить причитающиеся ей ежемесячные пособия многодетным семьям и компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг за пропущенный период с декабрь 2017 года, а также взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей (л.д. 98).
Истец ФИО1 в судебном заседание требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и уточнениям к нему.
Представитель ответчика ФИО2 требования не признала, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление. Добавила, что отказ семье ФИО1 правомерен, поскольку Законом ХМАО - Югры от 07.07.2004 № 45-оз «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» предусмотрено обязательное условие для назначении данной выплаты - постоянное место жительства на территории субъекта, т.е. наличие постоянной регистрации по месту жительства. Отказ в назначении этой выплаты связан именно с вопросом регистрации опекаемых детей, иных основания для отказа не имеется и, поэтому, если бы дети имели постоянную регистрацию в ХМАО-Югре, ФИО1 назначили бы такую выплату.
В письменных возражениях ответчик указал, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в КУ «Центр социальных выплат» в г. Югорске с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи, приобщив все необходимые документы, в том числе справку о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ, в которой содержится информация о зарегистрированных совместно с заявителем граждан. В справке перечислены постоянно зарегистрированные по адресу: <адрес>, также заявителем представлены свидетельства о регистрации по месту жительства на всех опекаемых детей, зарегистрированных по данному адресу. На основании поступившего обращения ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было выдано удостоверение многодетной семьи ХМАО – Югры потому, что представленными ею документами подтверждалась регистрация опекаемых детей по месту жительства на территории ХМАО – Югры. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Филиал с заявлением о выдаче удостоверения (дубликата) многодетной семьи ХМАО – Югры в связи с принятием под опеку И.В.В. и И.Б.О. По сведениям, полученным из ФМС посредством межведомственного взаимодействия в электронной форме от ДД.ММ.ГГГГ все опекаемые дети не имеют регистрации по месту жительства заявителя – ФИО1 Для установления наличия факта регистрации по месту жительства на территории ХМАО – Югры ДД.ММ.ГГГГ был направлен соответствующий запрос в Управление по вопросам миграции УМВД России по ХМАО – Югре, согласно ответу на который, все опекаемые дети, а именно: Д.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не имеют регистрации по месту жительства на территории ХМАО – Югры. Иные документы, кроме документа, удостоверяющего личность, содержащего указание на гражданство РФ в соответствии с законодательством РФ и сведений, полученных из органов регистрационного учета, для подтверждения факта постоянного проживания на территории ХМАО – Югры, учреждением не могут быть истребованы. На основании полученной информации ФИО1 было отказано в удовлетворении заявления на выдачу удостоверения многодетной семьи ХМАО – Югры. Полагала, что исходя из ст. 3 Закон «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре», ФИО1 утратила статус многодетной семьи ХМАО – Югры, в связи с чем, у ФИО1 также утрачено право получения мер социальной поддержки и пособий, назначаемых многодетным семьям ХМАО – Югры. Ранее выданное удостоверение многодетной семьи ХМАО – Югры у ФИО1 было изъято в связи с тем, что опекаемые дети сняты с регистрационного учета по месту жительства на территории ХМАО – Югры. Истец в своем заявлении не подтвердила факт совместного проживания детей с родителями (законными представителями). Считала, что решение об отказе в выдаче удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ и решение об отказе в назначении компенсации расходов по оплате коммунальных услуг многодетным семьям являются законными (л.д. 38).
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» на территории автономного округа многодетным семьям устанавливаются ежемесячное пособие.
Согласно статьи 2.9 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» многодетным семьям устанавливается ежемесячное пособие в размере 300 рублей на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста 18 лет.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 13.10.2015г. № 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения и предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям" утвержден Порядок выдачи удостоверения и предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям (далее - Порядок).
Выдача удостоверения и предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям осуществляется в соответствии со статьей 3 Закона ХМАО - Югры от 07.07.2004г № 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства" казенным учреждением ХМАО - Югры "Центр социальных выплат" (п. 1 Порядка).
Статья 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» гласит, что многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.
В пункте 2 статьи 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» устанавливаются меры социальной поддержки многодетным семьям, указанным в пункте 1 настоящей статьи:
1) компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива в жилых помещениях с печным отоплением)).
Указанная компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется не более чем на одно жилое помещение (жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату), за исключением случаев владения, пользования и распоряжения многодетной семьей двумя жилыми помещениями.
Согласно п. 2.1 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2008 года № 4-п заявление с приложением документов, указанных в п. 2.1 настоящего порядка, представляются гражданином непосредственно в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, либо направляются почтовым отправлением в Центр социальных выплат по месту жительства, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
В соответствии с п.2.2 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан Центр социальных выплат компенсацию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не предоставляет в случаях, если гражданин обратился в Центр социальных выплат не по месту жительства.
Согласно пп. 4.9 п. 4 Порядка назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты семьям, имеющим детей, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года № 371-п, сведения о факте постоянного проживания на территории ХМАО-Югры предоставляются по запросу Центра социальных выплат органами регистрационного учета в соответствии с законодательством РФ, либо по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство РФ в соответствии с законодательством РФ.
Как следует из постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО1 назначена опекуном над несовершеннолетней Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19).
Согласно постановлению администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, несовершеннолетние Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения переданы в приемную семью ФИО1 (л.д. 24).
Кроме того, она приходится матерью и несовершеннолетнего С.С.С., ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 89).
Из копии удостоверения многодетной семьи №, выданного КУ «Центр социальных выплат Югры» ДД.ММ.ГГГГ, видно, что семья ФИО1 была признана многодетной с составом семьи 5 человек: ФИО1, Д.Т.В., Г.О.М., Г.А.М., С.С.С. (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ постановлению администрации <данные изъяты> от №, ФИО1 и С.С.В. назначены попечителями несовершеннолетнего Д.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 16).
Приказами Министерства социальной политики Свердловской области территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области управления социальной политики Свердловской области по г. Сувероуральску от ДД.ММ.ГГГГ№, №, ФИО1, С.С.В. назначены опекунами несовершеннолетних И.Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 27, 30).
Таким образом, в настоящее время ФИО1, помимо воспитания своего ребенка С.С.С., также является опекуном шестерых несовершеннолетних детей: Д.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи о праве на меры социальной поддержки, просила внести изменения в ранее выданное удостоверение в связи с принятием под опекунство детей: И.Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и И.В.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 58).
Решением КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» филиал в г. Югорске от ДД.ММ.ГГГГ№ в выдаче удостоверения многодетной семьи ХМАО – Югры ФИО1 отказано (л.д. 6).
Основание для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства на территории ХМАО – Югры опекаемых детей: Д.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.Б.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, И.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Однако данный вывод ответчика, суд находит ошибочным.
В силу Закона «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО – Югре», многодетными семьями на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признаются семьи, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе находящихся под опекой (попечительством), проживающих совместно с родителями (родителем), иными законными представителями из числа граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, включенные в региональный регистр получателей мер социальной поддержки.
Паспортом серии №, выданным Отделение УФМС России по ХМАО – Югре в Советском районе ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО1 является гражданином РФ и с ДД.ММ.ГГГГ значится зарегистрированной по месту жительства в г. Советском ХМАО-Югры по адресу: <адрес> (л.д. 13).
По данным Советского МФЦ от ДД.ММ.ГГГГ опекаемые дети с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту пребывания опекуна в <адрес>:
- Д.В.И. - до ДД.ММ.ГГГГ;
- Д.Т.В. – до ДД.ММ.ГГГГ;
- И.Б.О. – до ДД.ММ.ГГГГ;
- Г.О.М. – до ДД.ММ.ГГГГ;
- И.В.В. – до ДД.ММ.ГГГГ;
- Г.А.М. – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110-111).
Факт проживания несовершеннолетних детей: Г.А.М., Г.О.М., Д.Т.В., Д.В.И., С.С.С., И.В.В., И.Б.О. на территории г. Советский подтверждаются представленными в дело справками о посещении (обучении) детей в учебных учреждениях г. Советский (л.д. 112-121).
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ.
В соответствии с абз. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из данных положений Гражданского кодекса РФ и Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства.
Следовательно, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления факта постоянного проживания на основе других сведений, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Таким образом, представленные истцом доказательства указывают, что на момент обращения с заявлением к ответчику о выдаче удостоверения многодетной семьи (ДД.ММ.ГГГГ), несовершеннолетние дети: Д.В.И., Д.Т.В., Г.О.М., Г.А.М., И.Б.О., И.В.В., проживают совместно с истцом.
Часть 2 ст. 68 ГПК РФ предусматривает, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.
В судебном заседании представитель ответчика не оспаривала тот факт, что иных оснований для отказа истцу в выдаче удостоверения многодетной семьи, кроме факта отсутствия у опекаемых детей регистрации по месту жительства, у учреждения не имеется.
В связи с чем, это обстоятельство, суд, принимая во внимание установленный факт постоянного проживания опекаемых детей на территории ХМАО-Югры, приходит к выводу признать решение об отказе ответчика в выдаче удостоверения многодетной семьи неправомерным, иск в части признания семьи ФИО1 многодетной, в выдаче удостоверения многодетной семьи, подлежащим удовлетворить.
Согласно информации, предоставленной МУ ОСЗН администрации Тарасовского района Ростовской области ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ранее зарегистрированная по адресу: <адрес> состояла на учете в МУ ОСЗН администрации Тарасовского района и получала ежемесячное пособие одинокой матери на опекаемых детей Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которое выплачено по ДД.ММ.ГГГГ. Также получала ЕДВ многодетным семьям на С.В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая выплачена по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ выплаты пособий прекращены в связи с изменением места жительства (л.д. 108).
По данным Управления социальной защиты населения администрации Кашарского района Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГД.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учете не состоит и выплаты каких-либо мер социальной поддержки на него не производятся (л.д. 107).
По информации Управления социальной политики г. Североуральска Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 мер социальной поддержки на несовершеннолетних И. не получает (л.д. 109).
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№, в связи с утратой права на получение пособия, ФИО1 начиная с ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата компенсации расходов на оплату коммунальных услуг и ежемесячного пособия многодетным семьям на детей: Д.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Д.Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.О.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Г.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С.С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 7).
Принимая во внимание установленные выше обстоятельства факта постоянного проживания опекаемых детей на территории ХМАО – Югры, истец обладает правом на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Ханты-Мансийского АО - Югры от 07.07.2004 N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в ХМАО - Югре" с момента его прекращения, т.е. с 01 декабря 2017 года..
Таким образом, требования заявителя о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки и обязании выплатить ежемесячное пособие многодетным семьям и компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг с декабря 2017 года, подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика следует взыскать расходы истца по уплате госпошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск ФИО1 удовлетворить.
Признать отказ КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ№ в выдаче удостоверения многодетной семьи ФИО1 неправомерным, признать семью ФИО1 многодетной и выдать ей удостоверение многодетной семьи.
Признать незаконным решение КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» от ДД.ММ.ГГГГ№ о прекращении мер социальной поддержки и обязать КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» выплатить ФИО1 ежемесячное пособие многодетным семьям и компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в полном объеме с декабря 2017 года.
Взыскать с КУ ХМАО – Югры «Центр социальных выплат» в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО – Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья подпись
Верно
Судья А.С. Хабибулин
Секретарь суда А.С. Чуткова