Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ село Усть-Тарка Усть-Таркского района
Новосибирской области
Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Полтинниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,
с участием истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,
представителя ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа ФИО1 действующего на основании устава учреждения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области, в защиту неопределенного круга лиц к ответчику Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа об обязании установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, суд,
установил:
прокурор Усть-Таркского района Новосибирской области, в защиту неопределенного круга лиц обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к ответчику Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа об обязании установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, обоснование требований указал, следующее, прокуратурой Усть-Таркского района в <данные изъяты> проведена проверка соблюдения учреждением требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В соответствии с п. 8.1.6 Свода правил СНиП 59.13330.2016 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидом по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ и указанных правил, при входе в здание стационара и поликлинику ответчика не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Отсутствие в здании информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, нарушает права инвалидов по зрению. Круг лиц, которым может быть причинен вред, в данном случае не может быть установлен окончательно и поэтому является неопределённым. Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Прокурор Усть-Таркского района просит суд: обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа при входе в здание школы: <адрес> установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании уточнила требования, в части срока исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Поддержала уточненные требования, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного образовательного учреждения Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа ФИО1 действующий на основании устава учреждения в судебном заседании требования прокурора признает в полном объеме. Просит установить срок исполнения требований прокурора ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на учебный год 2020-2021 год отсутствуют финансовые средства на исполнение требований прокурора.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему: согласно п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
Судом установлено, что требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении регламентированы в "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденных Приказом Минрегиона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №. Пункт 8.1.6 СП 59.13330.2016 регламентирует, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 2 до 4 м от входа. На основных путях движения в соответствии с заданием на проектирование обустраиваются направляющие тактильно-контрастные указатели, шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.
Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Вместе с тем, указание на применение положений части 1 статьи 15 Закона N 181-ФЗ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Закона N 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 и пункту 1.4 СП 59.13330.2016 требования названных документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".
Под "разумным приспособлением" понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от ДД.ММ.ГГГГ, пункт 3.38 СП 59.13330.2016).
Судом из материалов дела установлено, что ответчик Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа ОГРН №, ИНН № КПП № адрес места нахождения: <адрес> является юридическим лицом, что подтверждается Уставом учреждения, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, сведениями ЕГРЮЛ.
Судом установлено, что здание в котором располагается ответчик по адресу: <адрес>, находится в на праве оперативного управления у Муниципального бюджетного образовательного учреждения Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа относится к объектам учреждения образования, данные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРП.
Как следует из материалов дела, прокуратурой района была проведена проверка, которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ и Свода правил, при входе в здание в котором располагается учреждение ответчика не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам образовательной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.
Судом установлено, что до настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиком не устранены.
Граждане, являющиеся инвалидами по зрению, имеют право обращаться к ответчику по вопросам, отнесенным к ведению учреждения в образовательной сфере в соответствии с Уставом учреждения, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об образовании в Российской Федерации". В частности в учреждении ответчика утвержден порядок оказания услуг инвалидам (в том числе инвалидам по зрению), а также оказания им при этом необходимой помощи в МБОУ Усть-Таркская СОШ, что подтверждается представленным ответчиком локальным нормативным актом.
Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчик не представил доказательств тому, что были предприняты, необходимые меры по соблюдению безопасной среды, обеспечения доступности для инвалидов по зрению установлению информационной мнемосхемы (тактильная схема движения), отображающей информацию о помещениях в здании. Непринятие мер нарушает права граждан неопределенного круга лиц, относится к разумному приспособлению здания, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Суд с учетом норм 206 ГПК РФ, а также необходимости принятия ответчиком решений, совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок указанный истцом со дня вступления решения суда в законную силу данный срок, по мнению суда, является разумным.
Поскольку ответчиком не предприняты, необходимые меры по соблюдению безопасной среды, обеспечения доступности для инвалидов по зрению. При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Ответчик не освобожден от уплаты судебных расходов, суд находит подлежащим взысканию государственной пошлины в размере <данные изъяты> п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд,
решил:
заявленные требования истца прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области, в защиту неопределенного круга лиц к ответчику Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа об обязании установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа при входе в здание в Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа, расположенное по адресу: <адрес> установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании для инвалидов по зрению.
Установить Муниципальному бюджетному образовательному учреждению Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения Усть-Таркская средняя общеобразовательная школа ОГРН №, ИНН № КПП № адрес места нахождения: <адрес><адрес> государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда путём подачи жалобы через Татарский районный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Полтинникова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.