Костромской районный суд Костромской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Костромской районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-77/2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 25 января 2010 года
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
при секретаре Толстиковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области. Свои требования обосновывая тем, что ею, как участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленный для сельскохозяйственного производства, по адресу: , из данного земельного участка были выделены для целей создания крестьянского (фермерского) хозяйства и поставлены на государственный кадастровый учет в Территориальном отделе № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером № площадью кв.м., находящийся примерно в м по направлению на юго-восток от ориентира , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ; земельный участок с кадастровым номером № площадью кв.м., находящийся примерно в м по направлению на северо-запад от ориентира , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: . Однако в процессе постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков Территориальным отделом № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по в сведениях государственного кадастра недвижимости были допущены технические ошибки, в результате чего в строку 9 («Разрешенное использование») кадастровых паспортов указанных земельных участков был внесен следующий вид разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства», в то время как в опубликованных ею в газете сообщениях о выделе земельных участков содержалось иное разрешенное использование: «для, создания крестьянского (фермерского) хозяйства».Обнаружив допущенные органом, осуществляющим кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, ошибки в кадастровых паспортах земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Территориальный отдел № с соответствующими заявлениями. По результатам рассмотрения ее заявлений об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости, Территориальным отделом № были приняты Решения об отклонении признания технической ошибки от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с отсутствием оснований для признания технических ошибок, поскольку, по мнению данного органа, в соответствии с пунктом 3 статьи 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки. Считает, что указанные решения не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, и создают препятствия к осуществлению ее права на выдел земельных участков в счет своей земельной доли для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Поскольку Территориальный отдел № в качестве основания для принятия решений об отклонении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости сослался на пункт 3 ст.11.2 ЗК РФ. Однако, как следует из текста данного пункта (в редакции ФЗ от 30.12.2008 года № 311-ФЗ, содержащиеся в нем положения применяются, если иное не установлено федеральными законами. Иное же установлено ст.13 ФЗ от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском)хозяйстве», а также ст.13 ФЗ от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Так, в соответствии с п.1 ст.13 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли для создания или расширения крестьянского (фермерского) хозяйства. Аналогично указано в п.1 ст.13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Применительно к случаям выдела земельного участка в счет земельной доли для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского хозяйства) указание в документах о выделе (в ее случае - это соответствующая публикация в газет ) цели использования земельных участков является основанием для образования таких земельных участков и внесения уполномоченным органом в государственный кадастр недвижимости соответствующего этим целям вида разрешенного использования. Что не противоречит пункту 3 ст.11.2 ЗК РФ, а также соответствует ст. 78 ЗК РФ, установившей виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения (для граждан - это, в том числе, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества.
Исходя из чего, выбор ею вида разрешенного использования земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, в рамках установленных законом является ее правом, которому в свою очередь корреспондирует обязанность иных лиц (в данном случае это Территориальный отдел №) не препятствовать его реализации. Просит признать незаконным Решение Территориального отдела № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по от ДД.ММ.ГГГГ № об отклонении признания технической ошибки. Признать незаконным Решение Территориального отдела № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по от ДД.ММ.ГГГГ № об отклонении признания технической ошибки. Обязать Территориальный отдел № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исправить технические ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о вышеуказанных земельных участках путем внесения в сведения государственного кадастра недвижимости о данных земельных участках разрешенного использования земельного участка: «для создания крестьянского (фермерского) хозяйства».
Заявитель ФИО1 в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, свои требования поддерживает в полном объеме, о чем в деле имеется заявление.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования, подтвердив обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнив, что заявитель является сособственником вышеуказанного земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование (назначение) - сельскохозяйственное производство. Право собственности заявителя никто не оспаривает, возражение по вопросу выдела части земельного участка из общего земельного участка, установление его границ на местности ивозможности использовать его для создания крестьянско-фермерского хозяйства также никем не заявлено. Участок сформирован в установленном законом порядке и поставлен на кадастровый учет. Заявитель считает, что припостановке на кадастровый учет произошла ошибка, так как в своем заявлении о постановке на кадастровый учет заявитель указал разрешенное использование - для создания крестьянско-фермерского хозяйства, а в кадастровом паспорте указано - для сельскохозяйственного производства.
Согласно ч.2 ст.7 ЗК РФ «Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи (в том числе и земли сельскохозяйственного назначения), используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования».
В соответствии со ст.78 ЗК РФ «Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество». Учитывая изложенное, основным видом разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения является сельскохозяйственное производство, которое в силу закона предполагает, возможность осуществлять его в форме разрешенного использования создания крестьянско-фермерского хозяйства, что является дополнительным и равнозначным, в случае если землепользователем является гражданин.
Также, согласно требований ст.37 ГК РФ «Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами».
Согласно ч. З ст. 11.2 ЗК РФ «Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами». В данном случае ст.78 ЗК РФ.
Заинтересованным лицом, ошибочно был указан вид разрешенного использования земельного участка в государственном кадастре недвижимости, так как в заявлении о постановке на кадастровый учет указан законный и действительный вид разрешенного использования. Указанная ошибка исправляется в порядке ст.28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Для исправления ошибки заявителем было направлено соответствующее уведомление, форму которого предоставило заинтересованное лицо. Отказ в удовлетворении заявления об исправлении технической ошибки послужил основанием для обращения в суд.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области - по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований ФИО1 Пояснив, что в соответствии с п.3 ст.11.2 ЗК РФ Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 года №35, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если указанный акт не принят в отношении образуемого в счет земельной доли земельного участка, в государственном кадастре недвижимости в отношении такого образуемого земельного участка необходимо указывать вид разрешенного использования преобразуемого (исходного) земельного участка. В соответствии с ч.2 ст.28 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке. В данном случае технической ошибки нет, так как изначально был правильно указан вид разрешенного использования. Они так и указали в кадастровых паспортах. Гражданин должен обратиться в органы местного самоуправления для смены вида разрешенного землепользования. А они уже, на основании акта органа местного самоуправления вносят изменения в кадастр. Гражданин в своем заявлении о постановке на кадастровый учет не указывает вид разрешенного землепользования. Для постановки на кадастровый учет гражданин предоставляет межевой план, заявление и правоустанавливающие документы, этот перечень предусмотрен ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Рассмотрев заявление, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст.28 ФЗ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки. Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению в срок не более чем пять рабочих дней со дня ее обнаружения органом кадастрового учета, поступления в орган кадастрового учета такого заявления или указанного решения суда. Орган кадастрового учета в случае поступления такого заявления обязан проверить содержащуюся в нем информацию и устранить соответствующую техническую ошибку или не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного настоящей частью срока, принять решение об отклонении такого заявления с обоснованием причин отклонения, направив данное решение посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении обратившемуся с таким заявлением лицу по указанному в заявлении почтовому адресу. Данное решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Проверив доводы заявительницы и ее представителя о допущенной ошибке, судом установлено:
ФИО1, как участнику долевой собственности, на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ на праве общей долевой собственности принадлежит земельного участка, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенной использование (назначение): для сельскохозяйственного производства (сельскохозяйственные угодья), общей площадью кв.м., адрес объекта:
Желая в соответствии с Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» произвести реальный выдел земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ в газете № ФИО1 было опубликовано сообщение о выделе трех земельных участков общей площадью ориентировочно га с указанием ихместорасположения с разрешенным использованием: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Территориальный отдел № Управления Роснедвижимости по с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости: земельных участков, приложив к заявлению опубликованное ею сообщение в газете о выделе земельных участков с разрешенным использованием: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были выданы разрешения об учете объектов недвижимости на основании представленных документов.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадью кв.м с кадастровым номером № с местоположением: участок находится примерно в м по направлению на северо-запад от ориентира , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: , разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
Также, согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ площадью кв.м с кадастровым номером № с местоположением: участок находится примерно в по направлению на северо-запад от ориентира , расположенного за пределами участка, адрес ориентира: , разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства.
ДД.ММ.ГГГГ, будучи несогласной с видом разрешенного землепользования, указанном в сведениях государственного кадастра недвижимости, ФИО1 обратилась в Территориальный отдел № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по с заявлениями об исправлении технических ошибок в сведениях государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в связи с тем, что в строку разрешенное использование кадастровых паспортов указанных земельных участков был внесен вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, в то время как в опубликованных ею сообщениях о выделе земельных участков содержалось иное разрешенное использование: для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Решениями Территориального отдела № Управления Роснедвижимости по № и № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в связи с отсутствием оснований для признания технических ошибок было отказано в признании технических ошибок, поскольку в соответствии с п.3 ст.11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение разрешенное использование земельных участков, из которых при выделе образуются земельные участки.
Состав земель в Российской Федерации устанавливает статья 7 Земельного Кодекса, согласно которой:
1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Причем абзац 2 п.2 ст.7 ЗК РФ носит отсылочный характер к статьям 35 о видах и составе территориальных зон и 37 Градостроительного Кодекса РФ, предусматривающей виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, такие как основные, условно разрешенные и вспомогательные, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным.
Из чего уже видно, что абзац 2 п.21 ст.7 ЗК, на который ссылается представитель заявительницы в обоснование предъявленных требований, не может рассматриваться сам по себе, как дающий исключительное право, землепользователю определять разрешенное землепользование. Причем, как указывалось выше, в данном абзаце законодатель, имея ввиду не столько целевое использование земельных участков, ссылается, в первую очередь на виды разрешенного землепользования, предусмотренные ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ: основные, условно разрешенные и вспомогательные. Причем также согласно ст.35 Градостроительного Кодекса РФ вкупе с зонированием территорий.
А потому рассматривать абзац 2 п.21 ст.7 ЗК РФ, как предусматривающий гражданину самому определять и решать целевое использование земель нельзя и доводы в данной части необоснованны.
Далее, действительно согласно ст.13 Федерального Закона от 11.06.2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» - Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для создания или расширения фермерского хозяйства. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 настоящего Федерального закона.
Данные положения закона никем не оспариваются. Право на выдел земельного участка ФИО1 реализовано, реальный выдел как таковой произошел и существенного нарушения прав ФИО1, желающей заниматься фермерским хозяйством, при указании целевого использования земель, как для сельскохозяйственного производства, суд не усматривает.
Что также не противоречит ст. 78 ЗК РФ, согласно которой - Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей: гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Далее, вместе с тем в соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
При этом в Законе отсутствуют специальные нормы, регулирующие установление или изменение разрешенного использования земельных участков, образуемых в счет земельных долей.
В связи с чем в данном случае применяются правила, установленные Земельным кодексом РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Как указывалось выше, согласно п.2 ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий.
Общий порядок проведения зонирования территорий установлен Градостроительным кодексом РФ.
Согласно п.1 ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.
Градостроительный регламент, его установление регулируются ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, согласно ч.6 которой, градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с ч.7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Согласно п.3 ст.11.2 ЗК РФ - Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Чем, обоснованно и руководствовалось Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области, соответственно правильно поставив на государственный кадастровый учет указанные земельные участки с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства. А потому ошибок при постановке на учет допущено не было, и отказ в устранении «ошибки» обоснован.
Кроме того, положения ст. 78 ЗК РФ о том, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество и п.1 ст.13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» о том, что участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, никак нельзя рассматривать в отрыве от всего действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения. Кроме того, данные нормы и не предусматривают исключительное право гражданина или выделяющегося сособственника определять целевое использование и разрешенное землепользование.
Между тем, ст.4 ФЗ от 07.07.2003 года №112 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» и ст.11 ФЗ от 11.06.2003 года №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрено использование для целей создания личного подсобного хозяйства личного крестьянского (фермерского) хозяйства земельных участков, имеющих различный правовой режим (земельных участков с правом возведения на них объектов капитального строительства и земельных участков для производства сельскохозяйственной продукции).
В связи с чем, также, вид разрешенного использования земельного участка, образуемого в результате выдела счет земельной доли, не может быть определен лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел.
И сведения о видах разрешенного использования земельных участков должны вносится в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или орган местного самоуправления. Если указанный акт не принят в отношении образуемого в счет земельной доли земельного участка, в государственном кадастре недвижимости в отношении такого образуемого земельного участка необходимо указывать вид разрешенного использования преобразуемого (исходного) земельного участка.
Что и указало в сообщении Минэкономразвития России, направленном в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о необходимости указывать вид разрешенного использования преобразуемого (исходного) земельного участка.
По мнению Минэкономразвития России, вид разрешенного использования земельного участка, образуемого в результате выдела счет земельной доли, не может быть определен лицом, по инициативе которого осуществляется такой выдел. Возможные виды использования земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, определены п.1 ст.13, а также п.1 ст.4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Однако, учитывая положения ч.7 ст. Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного используемого в счет земельной доли земельного участка должен определяться уполномоченным органом.
Согласно п.70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20.02.2008 года №35, сведения о видах разрешенного использования земельных участков вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Если указанный акт не принят в отношении образуемого в счет земельной доли земельного участка, в государственном кадастре недвижимости в отношении такого образуемого земельного участка необходимо указывать вид разрешенного использования преобразуемого (исходного) земельного участка.
Права ФИО1, желающей заниматься фермерским хозяйством не ущемляются. Право за обращением в уполномоченные органы для изменения, уточнения разрешенного землепользования и принятия соответствующего акта за нею сохраняется.
Данным порядком она не воспользовалась. Никакого акта не принималось в отношении образуемых ею в счет земельной доли земельных участков, и в государственном кадастре недвижимости в отношении вновь образуемых земельных участков законно и обоснованно указано с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, ошибки не допущено.
В связи с чем требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
А потому, на основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании решений Территориального отдела № Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № и № об отклонении признания технической ошибки отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Костромской областной суд через районный суд.
Судья: Добровольская Т.В.