Дело № 2-7708/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Курганский городской суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Рябовой Ю.В.,
при секретаре Масловой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 г. в г. Кургане гражданское дело № 45RS0026-01-2020-006223-40 по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к ООО «УК «Феникс» о защите прав потребителя,
установил:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 обратились в суд с иском к ООО «УК «Феникс» о защите прав потребителя.
В обоснование иска указывали, что они являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома 17 июля 2019 г. было принято решение о смене формы управления многоквартирным домом с ТСЖ «Надежда» на ООО «УК «Феникс». С 1 августа 2019 г. многоквартирный <адрес> в <адрес> включен в реестр лицензий ООО «УК «Феникс». Однако, как указывают истцы, ответчик в нарушение требований закона уклонился от принятия на себя обязанностей исполнителя коммунальных услуг для нужд потребителей – собственников помещений, не заключил договоры на поставку коммунальных услуг для нужд потребителей с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, а также с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Такие договоры ранее были заключены между ТСЖ «Надежда» и ресурсоснабжающими организациями. При изменении способа управлении многоквартирным домом и выборе управляющей организации собственники помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> не принимали решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. В договоре управления многоквартирным жилым домом №б по <адрес> в <адрес>, заключенным между собственниками жилых помещений и ООО «УК «Феникс», отсутствуют положения об условиях исполнения ответчиком обязанностей по предоставлению коммунальных услуг для нужд собственников. Отсутствует также и решение общего собрания собственников о заключении прямых договоров с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Истцы просили суд возложить на ООО «УК «Феникс» обязанность заключить в соответствии с нормами действующего законодательства договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями: АО «Водный Союз», АО «ЭК «Восток», ПАО «Курганская генерирующая компания», а также с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город» для нужд собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес>Б по <адрес> в <адрес>.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО9 на исковых требованиях настаивала. Дополнительно пояснила, что бездействие ответчика нарушает права собственников. Договоры на предоставление коммунальных услуг между ТСЖ «Надежда» и ресурсоснабжающими организациями не расторгнуты. У ресурсоснабжающих организаций отсутствует информация о должниках коммунальных услуг, о размере их задолженности. Такую информацию ТСЖ «Надежда» не передало ни в ООО «УК «Феникс», ни в ресурсоснабжающие организации. В результате, ресурсоснабжающие организации предъявляют в суд требования о взыскании долгов к собственникам, у которых такие долги отсутствуют.
Представитель ответчика ООО «УК «Феникс» - ФИО10, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась. Дополнительно пояснила, что с даты выбора управляющей организации по управлению многоквартирным домом оплата коммунальных услуг для нужд собственников производится собственниками непосредственно в ресурсоснабжающие организации на основания прямых договоров. Ответчик заключил договоры с ресурсоснабжающими организациями на поставку коммунальных услуг для нужд содержания общедомового имущества. Такой порядок собственники одобрили своим решением внеочередного собрания, проведенного в форме очного голосования ДД.ММ.ГГГГ Прямые договоры с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город» заключены в силу закона. Ответчик неоднократно обращался в ТСЖ «Надежда» с требованием передать всю имеющуюся информацию по дому, документацию, однако руководство ТСЖ на контакт не идет. Просили в удовлетворении иска отказать.
Третье лицо ФИО11 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, дополнительно пояснил, что он является собственником нежилого помещения в спорном доме, поэтому между ним и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором заключены отдельные договоры на поставку коммунальных услуг, на вывоз твердых бытовых отходов.
Третье лицо ФИО12 в судебном заседании выразил согласие с заявленными исковыми требованиями, указывал, что оплату за коммунальные услуги производил надлежащим образом, задолженности не имел. Полагал, что ответчик необоснованно выставляет счета на оплату коммунальных услуг, поскольку между ним и ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных услуг для нужд собственников не заключены.
Третье лицо ФИО13 (ранее до смены фамилии в связи с регистрацией брака – ФИО14) О.Д. в судебном заседании разрешение спора оставила на усмотрение суда.
Третье лицо ФИО15 (ранее до смены фамилии в связи с регистрацией брака – ФИО16) Н.П. в судебном заседании с иском не согласилась, полагала, что заключение прямых договоров между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями наиболее соответствует интересам собственников.
Третье лицо ФИО17 в судебном заседании против удовлетворения иска возражал, доводы ответчика поддержал.
Представитель третьего лица ГБУ «Курганская областная специализированная инфекционная больница» по доверенности ФИО18 против удовлетворения иска возражала.
Представители третьих лиц АО «Энергосбытовая компания «Восток», АО «Водный Союз», ПАО «Курганская генерирующая компания», ООО «Газпром межрегионгаз Курган», ООО «Чистый город», ТСЖ «Надежда» в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Ранее представитель третьего лица ООО «Газпром межрегионгаз Курган» в письменном отзыве указал, что форма заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> не выбрана. ООО «УК «Феникс» в ООО «Газпром межрегионгаз Курган» за заключением общедомового договора поставки природного газа не обращалась. С жильцами заключены индивидуальные (прямые) договоры поставки природного газа.
Иные третьи лица, собственники помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явились, извещались судом, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо ФИО19 в представленном письменном отзыве выразил несогласие с требованиями истцов.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
17 июля 2019 г. общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, было принято решение о смене способа управления многоквартирным домом с ТСЖ «Надежда» на управляющую организацию ООО «УК «Феникс».
На основании решения Государственной жилищной инспекции Курганской области от 29 июля 2019 г. № 210-л многоквартирный <адрес> в <адрес> с 1 августа 2019 г. был включен в Реестр лицензий на управление многоквартирными домами ООО «УК «Феникс».
Между собственниками помещений жилого <адрес> в <адрес> и ООО «УК «Феникс» заключен договор управления многоквартирным домом.
Судом установлено, что ответчиком ООО «УК «Феникс» в отношении жилого <адрес> в <адрес> заключены с ресурсоснабжающими организациями АО «ЭК «Восток», АО «Водный Союз», ПАО «Курганская генерирующая компания» договоры на поставку коммунальных услуг горячего, холодного водоснабжения, электроэнергии для нужд содержания общедомового имущества.
Поставка коммунальных услуг для нужд собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> с 1 августа 2019 г. осуществляется ресорсоснабжающими организациями на основании фактически заключенных прямых договоров с собственниками, счета на оплату данных услуг выставляются данными организациями путем включения их в единый платёжный документ индивидуально каждому собственнику. Аналогичным образом осуществляется поставка услуг регионального оператора по вывозу твердых коммунальных отходов с выставлением отдельного счета на оплату каждому собственнику. На имя каждого собственника в ресурсосанбжающих организациях, у регионального оператора открыты отдельные лицевые счета на оплату.
Как поясняли лица, участвующие в деле, ранее до смены способа управления исполнителем коммунальных услуг, услуг по вывозу твердых коммунальных отходов для нужд собственников помещений многоквартирного дома являлось товарищество собственников жилья на основании заключенных им договоров с ресурсоснабжающими организациями и организациями по вывозу твердых отходов. Оплата производилась собственниками за данные услуги в ТСЖ на основании выставленных платежных документов. ТСЖ, в свою очередь, перечисляло денежные средства ресурсоснабжающим организациям и организациям по вывозу твердых отходов за поставленные ресурсы.
Обращаясь в суд, истцы ссылались на то, что собственники помещений многоквартирного дома не принимали решение об изменении ранее установленного порядка оказания коммунальных услуг, услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, поэтому в силу положений действующего жилищного законодательства сохраняется ранее установленный порядок, и, соответственно, ООО «УК «Феникс» является исполнителем данных услуг и обязано заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на поставку таких услуг для нужд собственников.
В соответствии с ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Согласно п. 7.5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, по общему правилу оплата коммунальных услуг вносится собственниками в управляющую организацию. Внесение собственниками платы непосредственно ресурсоснабжающим организациям и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами может осуществляется, согласно ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо при наличии соответствующего об этом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме; либо в случае прекращения ранее заключенных договоров на оказание услуг между ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором и товариществом собственников жилья вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора от исполнения договора по причине наличия у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору (ч. 2 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации); либо, если ранее такой порядок предоставления коммунальных услуг был определён собственниками и о его сохранении они приняли решение общим собранием при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Проанализировав представленные суду доказательства в контексте приведенных норм жилищного законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд полагает обоснованными доводы стороны истца о том, что ответчик ООО «УК «Феникс», осуществляя управление многоквартирным домом №б по <адрес> в <адрес>, является исполнителем коммунальных услуг, услуг по вывозу твердых коммунальных отходов для нужд собственников помещений в многоквартирном доме, на нем лежит обязанность по заключению с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором соответствующих договоров на поставку коммунальных услуг, в том числе для нужд собственников. Такой же порядок был ранее определен собственниками при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья «Надежда», и данный порядок при изменении способа управления многоквартирным домом 17 июля 2019 г. и выборе управляющей организации ООО «УК «Феникс» собственниками не изменялся.
Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истцов у суда не имеется, ввиду следующего.
Согласно п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее - Правила), управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, в силу п. 14 Правил предоставление управляющей организацией коммунальных услуг потребителям не может осуществляться без заключения соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно подп. «б» п. 17 Правил, в случае отсутствия договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией.
Таким образом, в отсутствие договора между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией к предоставлению коммунальной услуги приступает ресурсоснабжающая организация, которая и становится исполнителем коммунальной услуги.
Аналогичным образом регламентирован порядок предоставления региональным оператором услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам помещений в многоквартирном доме (п. 148 (4), 148 (8), подп. «б» п. 148 (11) раздела XV (I) Правил). Новая система обращения с твердыми бытовыми отходами с участием регионального оператора ООО «Чистый город» на территории Курганской области действует с 1 января 2020 г. До этого времени услуга по сбору и вывозу мусора входила в состав содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
В соответствии с абзацем вторым пункта 6 Правил № 354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) настоящих Правил (п. 7 Правил № 354).
Поскольку между ответчиком и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором отсутствовали договоры на оказание коммунальных услуг, услуг по вывозу твердых коммунальных отходов для нужд собственников, ответчик плату за указанные услуги собственникам, в том числе истцам, в период с 1 августа 2019 г. не начислял и не взимал, соответствующие договоры между ресурсоснабжающими организациями и товариществом собственников жилья «Надежда» расторгнуты в силу закона, то данные услуги собственникам с 1 августа 2019 г. фактически предоставляются непосредственно ресурсоснабжающими организациями, а региональным оператором с 1 января 2020 г., ими начисляется и взимается соответствующая плата с собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, то есть между собственниками и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором сложились правоотношения по прямым договорам поставки коммунальных услуг.
В период рассмотрения дела судом, собственниками помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> было проведено внеочередное собрание, по результатам которого 26 октября 2020 г. принято решение об утверждении порядка оплаты коммунальных услуг за поставку холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения путем заключения прямых договоров собственниками помещений в многоквартирном доме с ресурсонабжающими организациями.
Таким образом, поскольку решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> в <адрес> в установленном законом порядке (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации) закреплен фактически сложившийся с 1 августа 2019 г. порядок предоставления коммунальных услуг собственникам помещений данного дома, то оснований для удовлетворения требований истцов и возложения на ответчика обязанности заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями: АО «Водный Союз», АО «ЭК «Восток», ПАО «Курганская генерирующая компания» для нужд собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес>Б по <адрес> в <адрес> у суда не имеется. Решение общего собрания в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Что касается требований истцов об обязании ООО «УК «Феникс» заключить с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами – ООО «Чистый город» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд собственников, то в данном случае, суд полагает, что разрешение данного вопроса также должно быть отнесено к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома, а не суда.
На основании положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор обязан заключить договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердыми коммунальными отходами с момента начала осуществления своей деятельности на основании пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ.
Судом установлено, что договор по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с положениями п. 148 (4), 148 (8) Правил № 354 между ООО «УК «Феникс» и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город» не заключен, такой договор в силу приведенных выше нормативно-правовых норм фактически заключен между ООО «Чистый город» и каждым собственником. ООО «Чистый город» осуществляет данную коммунальную услугу, производит начисления и взимает с собственников плату за данные услуги на основании платежных документов, выставляемых каждому собственнику индивидуально.
В отсутствие выраженного в установленном законом порядке волеизъявления собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> (решения общего собрания) об изменении фактически сложившегося порядка предоставления региональным оператором коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам данного дома, суд не усматривает оснований для возложения на ООО «УК «Феникс» обязанности заключить с ООО «Чистый город» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для нужд собственников, поскольку это повлечет расторжение прямых договоров, заключенных собственниками.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов.
Вопреки доводам стороны истцов, ранее заключенные между ТСЖ «Надежда» и ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных услуг для нужд собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> расторгнуты с 1 августа 2019 г., о чем также указано в ответе АО «ЭК «Восток» от 27 июля 2020 г. № И-В-КГН-2020-151037 на обращение ФИО1
С указанной даты ресурсоснабжающие организации не производят начисления за коммунальные услуги и не выставляют счета на оплату товариществу собственников жилья «Надежда». Взыскание с ТСЖ «Надежда» в пользу ресурсоснабжающих организаций задолженности осуществляется в судебном порядке по обязательствам и долгам, которые возникли у ТСЖ до 1 августа 2019 г.
Само по себе заключение между ООО «УК «Феникс» и ресурсоснабжающими организациями договоров на поставку коммунальных услуг для нужд собственников не повлечет перевода долговых обязательств, имеющихся у ТСЖ «Надежда» по состоянию на 1 августа 2019 г., на вновь избранную управляющую компанию ООО «УК «Феникс».
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 к ООО «УК «Феникс» о возложении обязанности заключить договоры на поставку коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями АО «Водный Союз», АО «ЭК «Восток», ПАО «Курганская генерирующая компания», с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Чистый город» для нужд собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Курганский городской суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Рябова
Мотивированное решение суда изготовлено 31 декабря 2020 г.