ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-770/17 от 13.11.2017 Дальнереченского районного суда (Приморский край)

№2-770/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Дальнереченск 13 ноября 2017 года

Дальнереченский районный суд Приморского края в составе судьи И.В. Покулевской,

С участим представителя истца В.П. Зозуля, ответчицы ФИО1,

при секретаре А.А. Повзун,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента труда и социального развития Приморского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Департамент труда и социального развития Приморского края обратился в суд с иском к ФИО1, указав, что ответчица являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>. Ей была назначена субсидия на периоды с 01.04.2014 года по 30.09.2014 года, с 01.10.2014 года по 31.03.2015 года, с 01.04.2015 года по 30.09.2015 года, с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года, с 01.04.2016 года по 30.09.2016 года, с 01.10.2016 года по 31.03.2017 года.

Истец ссылается, что в заявлениях от 17.03.2014 года, 23.09.2014 года, 18.03.2015 года, 16.09.2015 года, 21.03.2016 года и 22.09.2016 года ответчица подтвердила, что с порядком назначения и выплаты, условиями приостановления, прекращения предоставления субсидии ознакомлена.

14.04.2017 года при обращении ответчицы за субсидией был выявлен факт предоставления недостоверных документов. По сведениям ГУ – УПФ России по Дальнереченскому городскому округу и муниципальному району ФИО1 осуществляет трудовую деятельность.

Истец указывает, что в период с 01.04.2014 года по 31.03.2017 года ФИО1 была необоснованно получена субсидия с учетом начисленной ей заработной платы в сумме 59150 рублей, которую просил взыскать с последней.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 уточнила исковые требования, просила взыскать с ответчицы выплаченную ей субсидию за периоды с 01.04.2015 года по 30.09.2015 года, с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года в размере 13450 рублей 09 копеек.

Ответчица ФИО1 с уточненными исковыми требованиями согласилась, в указанном представителем размере и за уточненный период исковые требования признала.

Свидетели Р. и К. подтвердили, что заявления от имени ФИО1 от 17.03.2014 года, 23.09.2014 года, 21.03.2016 года и 22.09.2016 года были написаны и подписаны не самой ответчицей, а свидетелем К.

Выслушав представителя истца, ответчицу, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 ст. 159 ЖК РФ, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В силу ч. 7 ст. 159 ЖК РФ порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 года №761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

В соответствии с ч. 8 ст. 159 ЖК РФ финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Административному регламенту, утвержденному Приказом департамента труда и социального развития Приморского края от 14.08.2013 года №653 (далее – Административный регламент), предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется специалистами территориальных отделов указанного департамента.

Как следует из п.п. 2, 3 Правил и п.п. 2.1, 2.2 Административного регламента, право на субсидии имеют собственники жилого помещения, в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

От имени заявителей за предоставлением государственной услуги могут обращаться представители, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в силу наделения их заявителями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочиями выступать от их имени при взаимодействии с департаментом, территориальными отделами, КГКУ и отделами КГКУ, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенных на территории Приморского края.

В соответствии с пп. «а» п. 8 Правил и п. 9.1.4 Административного регламента для получения субсидии граждане в частности подают заявление о предоставлении субсидии с приложением копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением.

Пунктом 11 Правил предусмотрено, что уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.Согласно п. 19 Административного регламента специалист территориального отдела, ответственный за принятие решения о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии: проверяет право заявителя на предоставление субсидии на основании документов, имеющихся в социальном паспорте домохозяйства; осуществляет проверку подлинности представленных заявителем (уполномоченным представителем) документов, полноты и достоверности содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации.

В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Из материалов дела следует, что на основании заявлений от 18.03.2015 года (л.д. 16), от 16.09.2015 года (л.д. 21) ФИО1 в периоды с 01.04.2015 года по 30.09.2015 года, с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года распоряжениями (л.д. 17, 22) была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу ее жительства: <адрес>. В перечисленных заявлениях указано, что ответчица ФИО1 является пенсионером, сведений о наличии дохода от трудовой деятельности не указано.

Однако из сведений (л.д. 41), полученных в рамках межведомственного взаимодействия, ответов Союза «Приморская торгово-промышленная палата» (л.д. 44), справок формы 2-НДФЛ за 2013-2016 года следует, что ФИО1 в период с 05.10.1992 года по 31.01.2017 года осуществляла трудовую деятельность и получала доход, о котором ответчицей не было сообщено истцу.

Согласно п. 60, 61 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии, в том числе представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера. Возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 48 Правил получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, предусмотренных пп. "б" п. 60 Правил, то есть об изменении размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период, обязан представить уполномоченному органу документы, подтверждающие такие события.

Как следует из п. 49 Правил, в случае, если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в п. 48 Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в пп. "б" п. 60 Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В судебном заседании установлено, что заявления от 18.03.2015 года (л.д. 16) и от 16.09.2015 года (л.д. 21) написаны и поданы ФИО1 лично. В указанных заявлениях ФИО1 подтвердила, что с порядком назначения и условиями приостановления выплаты субсидии ознакомлена, а также обязалась своевременно сообщить в отдел социальной защиты населения об изменении ее доходов и в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение размера или отмены субсидии, возместить излишне выплаченную сумму субсидии. Данные письменные доказательства сторонами не оспариваются, являются достоверными, допустимыми, а также опровергают доводы ответчицы о том, что она не знала о необходимости предоставления сведений о ее доходах от трудовой деятельности.

Из представленных истцом расчетов, которые суд признает верными, следует, что за периоды с 01.04.2015 года по 30.09.2015 года и с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года ответчице была назначена и выплачена субсидия из расчета получения ею дохода в виде пенсии. О наличии дохода от трудовой деятельности в указанные периоды ФИО1 не сообщала, в связи с чем ее заработная плата не была учтена для расчета размера субсидии.

Согласно представленному перерасчету с учетом полученных ответчицей доходов за период с 01.04.2015 года по 31.03.2016 года переплачена субсидия в общей сумме 13450 рублей 09 копеек, которые подлежат взысканию с ФИО1 в пользу истца.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме, с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 538 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Департамента труда и социального развития Приморского края к ФИО1 о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Департамента труда и социального развития Приморского края необоснованно полученную субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01.04.2015 года по 31.03.2016 года в сумме 13450 рублей 09 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Дальнереченского городского округа государственную пошлину в сумме 538 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда в течение месяца со дня его вынесения через Дальнереченский районный суд Приморского края.

Судья И.В. Покулевская