ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-770/17 от 19.12.2017 Ташлинского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Ташла 19 декабря 2017 года

Ташлинский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Поротько Е.Г.,

при секретаре Бурак Н.Н.,

с участием представителя истца Кулемина А.А. – Жукова А.М., действующего на основании ордера адвоката,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кулемина Андрея Александровича к муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании незаконным приказа об отказе в постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет и признать право на получение данной компенсации,

УСТАНОВИЛ:

В Ташлинский районный суд Оренбургской области обратился Кулемин А.А. с вышеназванными исковыми заявлениями, в обоснование которого указала, что он является педагогическим работником, проживающим в сельской местности и имеет право на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С целью получения такой компенсации по месту своей работы ... он подал руководителю соответствующее заявление и документы для постановки на персонифицированный учет. Документы были представлены руководителю в орган, осуществляющий управление в сфере образования. Однако ответчиком было принято решение об отказе в постановке его на такой учет ввиду предоставления не полного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 г. № 178-п.

Поскольку полагает отказ незаконным, просил признать за ним право на получение компенсации понесенных им расходов на отопление, освещение и оплату за наем жилого помещения по <адрес>, признать незаконными действия муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области, возложить на ответчика обязанность поставить его на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

Истец Кулемин А.А. в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца адвокат Жуков А.М. требования Кулемина А.А. поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.

Представитель МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, в направленном в суд отзыве возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы отзыва на исковые заявления.

Представитель Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив отзыв в котором возражали против удовлетворения заявленных требований.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Кулемин А.А. трудоустроен в ... что подтверждается копией трудовой книжки.

Кулемин А.А. проживает по <адрес> на основании договора найма жилого помещения от <дата>.

Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области ... от <дата> отказано в постановке Кулемина А.А. на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в связи с предоставлением не полного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 г. № 178-п. Указано, что учитывая, что в качестве правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение, представлен договор найма жилого помещения от <дата>, что Кулемин А.А. с <дата> зарегистрирован по месту жительства в квартире, в которой он с <дата> снимает по договору найма помещение, что в качестве наймодателя в договоре указана А.М. – мать заявителя, проживающая с сыном и ведущая совместное с ним хозяйство, что в соответствии с пунктом 3 Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопление и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса РФ, представление документа не соответствующего требованиям Порядка, имеющего признаки формального договора, приравнивается к его отсутствию.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.

В рамках проводимой государством политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности, частью которой является предоставление отдельным категориям граждан жилищно-коммунальных льгот, законодателем было предусмотрено право на предоставление бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением для работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа квалифицированных работников просвещения (педагогических работников) (статья 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)". При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в части 8 статьи 47 действующего с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского тина), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет регламентированы Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1834/378-1V-ОЗ «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».

Согласно статье 1 названного Закона компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со статьей 2 Закона (в ред. Закона Оренбургской области от 28.12.2016 N 219/55-VI-ОЗ) размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется исходя из следующих условий:

- тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения;

- размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником;

- объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления);

- объема потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.

При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер компенсации определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения.

Во исполнение положений Закона Оренбургской области № 1834/378-1V-ОЗ разработан Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 № 178-п, который определяет механизм выплаты такой компенсации.

Согласно п.3 указанного Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 Жилищного кодекса РФ.

В силу п.5 Порядка персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию (далее - персонифицированный учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования.

Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет придти к выводу о том, что федеральный законодатель, имея своей целью создать условия для притока квалифицированных кадров в сельской местности, вместо натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, с учетом изменения экономической ситуации установил иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при этом не определил это право с основанием проживания педагогических работников в жилых помещениях (на праве собственности, по договору социального найма либо по договору коммерческого найма).

Субъектам РФ предоставлено право на законодательном уровне закрепить только размер, порядок и условия выплаты такой компенсации.

Отсутствие у истца на праве собственности жилого помещения в сельской местности, где он работает по трудовому договору, исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего предоставление педагогическим работникам денежной компенсации, не должно ставить его в неравное, худшее положение с педагогическими работниками, имеющими на праве собственности жилое помещение, и получающими соответствующую компенсацию на оплату жилья, освещения и отопления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 671 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

В силу пункта 1 статьи 674 Гражданского кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения заключается в письменной форме.

Заключенный договор найма жилого помещения между наймодателем А.М. и нанимателем Кулеминым А.А. соответствует указанным положениям. В установленном законом порядке данный договор не признавался недействительным.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что истец Кулемин А.А. вправе претендовать на получение компенсации на оплату жилья, отопления и освещения, поскольку проживает в жилом помещении по договору коммерческого найма, заключенному с физическим лицом.

Суд считает, что истцом предоставлен полный пакет документов для постановки на персонифицированный учет, поскольку указанное подтверждается материалами дела.

В соответствии с пп. 6, 8 Порядка компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденным Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 № 178-п, для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации (далее - образовательная организация):

а) заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода работы в образовательной организации;

б) копию паспорта;

в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи;

г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации;

д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших на пенсию, и копию пенсионного удостоверения;

е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации, для зачисления суммы компенсации.

Руководитель образовательной организации формирует список педагогических работников, подавших документы, указанные в пункте 6 настоящего Порядка (далее - список), заверяет его подписью и печатью образовательной организации и в течение 10 дней со дня поступления документов от педагогических работников направляет список и поступившие документы в орган местного самоуправления муниципального образования Оренбургской области, осуществляющий управление в сфере образования.

Как установлено из описи личного дела и документов в нем для постановки на персонифицированный учет педагогического работника, пользующегося правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, представленного руководителем ... согласно утвержденному перечню Кулеминым А.А. представлен полный пакет документов, в том числе правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение – договор найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права.

Неполучение истцом льготы на компенсацию оплаты жилья, отопления и освещения по другому основанию подтверждено справкой филиала ГКУ «Центр социальной поддержки населения» в Ташлинском районе.

В своем заявлении Кулемин А.А. оспаривает законность действий МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области, выразившегося в отказе в постановке на персонифицированный учет педагогического работника, пользующегося правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Проанализировав в системном единстве приведенные законоположения, суд приходит к выводу о том, что изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение. При этом субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять меры и объем социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в их ведении. Действующее законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.

Таким образом, требования Кулемина А.А. о наличии у него права, как педагогического работника, проживающего в сельской местности, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, а действия МУ УО, связанные с вынесением отказа в постановки указанных лиц на персонифицированный учет, являются не законными.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кулемина Андрея Александровича удовлетворить.

Признать за Кулеминым Андреем Александровичем право, как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения.

Признать незаконными приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области ... от <дата> об отказе в постановке Кулемина Андрея Александровича на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложить на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанность поставить Кулемина Андрея Александровича на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ташлинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного текста решения суда.

Мотивированный текст решения суда составлен 22 декабря 2017 года.

Судья Е.Г.Поротько