ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-770/2013 от 06.12.2013 Валдайского районного суда (Новгородская область)

Дело №

Решение                                          Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                 <адрес>

<адрес> в составе: председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Толстовой Е.Ю., с участием заместителя прокурора <адрес> Виноградовой Т.В., представителя ответчика Жатчанова В.В., представителей третьих лиц - ФИО4, ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению МЧС России по <адрес>, об обязании выполнить определенные действия,

                                                                   установил:

        Прокурор <адрес> района обратился в суд с исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по <адрес> об обязании совершить определенные действия, в обоснование иска указывая следующее.

       Прокуратурой <адрес> района в деятельности ответчика проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности.         

       Пунктами 1, 5 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» в качестве основных принципов противодействия терроризму отнесены, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

       Мерами, обеспечивающими безопасность граждан, соблюдение их прав и свобод является, в том числе, государственная охрана объектов, представляющих особое значение для сохранения государственного строя.

      Федеральный закон от 27 мая 1996 года №57-ФЗ «О государственной охране» определяет предназначение государственной охраны, основные принципы и содержание деятельности по осуществлению государственной охраны, полномочия и функции органов государственной охраны, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

       В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1996 года №57-ФЗ «О государственной охране» в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

       На основании пункта 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 марта 1992 года № 2488-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» Правительству РФ поручено разработать и утвердить перечень объектов, подлежащих государственной охране.

         В целях реализации указанной нормы постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 утверждён перечень объектов, подлежащих государственной охране, включающий в себя здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации.

        По результатам проверки, проведённой прокуратурой района установлено, что государственная охрана помещения Отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес>м Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> не производится.

       В здании Отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес>м трудовые функции осуществляют государственные служащие. Ежедневно должностные лица принимают в указанном помещении население по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела. В силу выполняемых исполнительно-распорядительных функций в здании храниться большой объем документов, включая персональные данные граждан.

        Таким образом, Отдел надзорной деятельности по <адрес> и <адрес>м относится к числу органов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, и является объектом, представляющим особый интерес у лиц, готовящих преступления и правонарушения и входит в перечень объектов, подлежащих государственной охране, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587.

         Отсутствие государственной охраны помещения Отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес>м препятствует оперативному контролю за состоянием противодиверсионной защищенности объекта, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, сохранности муниципального имущества, большого массива общественно значимых документов.          

         Поэтому, на основании ст. 45 ГПК РФ, ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать ответчика обеспечить государственную охрану указанного помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

           В судебном заседании заместитель прокурора Виноградова Т.В. исковые требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.        

        Представитель ответчика - Жатчанов В.В. в судебном заседании иск не признал, пояснив следующее.

        Здание пожарной части в <адрес> не принадлежит ни на праве собственности, ни на праве оперативного управления Главному управлению МЧС России по <адрес>. Все здание принадлежит на праве оперативного управления ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>». Отдел надзорной деятельности по <адрес> и <адрес>м УНД Главного управления МЧС России по <адрес> располагается в указанном здании в соответствии с Соглашением между МЧС России и Администрацией <адрес> области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасении людей на водных объектах, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2011 года № 752-р.

      В соответствии с частью 2 статьи 2 указанного Соглашения реализацию передаваемых Администрацией области полномочий на территории <адрес> от имени МЧС России осуществляет Главное управлении МЧС России по <адрес>, в соответствии с частью 3 статьи 2 Администрация области передает в управление Главного управления МЧС России по <адрес> силы и средства государственных учреждений <адрес> и обеспечивает материально-техническими средствами осуществление части полномочий, передаваемых МЧС России. Одним из таких учреждений согласно распоряжению Администрации <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ № 365-рг «О мерах по реализации Соглашения» является ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>». В связи с тем, что Главному управлению МЧС России по <адрес> на основании указанных выше документов переданы силы и средства ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>» и Главное управление вправе ими распоряжаться, руководством было принято решение о размещении отдела надзорной
деятельности по <адрес> и <адрес>м УНД Главного управления
в составе одного сотрудника в помещении занимаемом 18-ПЧ 6-го отряда ГОКУ
«Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>».

    В исковом заявлении прокурор <адрес> ссылается на статью 5 Федерального закона от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране», в которой определено кто осуществляет государственную охрану. Однако прокурором были проигнорированы остальные статьи указного закона, которые раскрывают понятия государственной охраны и объекты, подлежащие государственной охране.

     В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»: государственная охрана - деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, объекты государственной охраны - лица, подлежащие государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом; охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения, находящиеся в оперативном управлении органов государственной охраны, а также земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании органов государственной охраны; здания, строения, сооружения, земельные участки и водные объекты, предоставленные в пользование органам государственной охраны.

      К охраняемым объектам указанный закон относит: здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти, прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.

      Таким образом, по мнению представителя ответчика, Главное управление МЧС России по <адрес> законом не отнесено ни к объектам государственной охраны, ни к охраняемым объектам, ни к органам государственной охраны.

      В Постановлении Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 "Вопросы
частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», указан перечень объектов, подлежащих государственной охране, Главного управления МЧС России по <адрес> в данном перечне нет, так как Главное управление в соответствии Положением, утвержденным приказом МЧС России от 06 августа 2004 года № 372 не является федеральным органом исполнительной власти.

      Более того, норма, указанная в пункте 1 Постановления Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 говорит о том, что в перечень объектов, подлежащих государственной охране, входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, однако в нарушение статьи 54 ГПК РФ истец не представил документов, подтверждающих, что здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит Главному управлению МЧС России по <адрес>.

       В соответствии с пунктом 1.1 Устава государственного областного казенного учреждения "Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности <адрес>" учреждение не является федеральным органом исполнительной власти.

      Таким образом, нет ни одного законодательного или нормативного правового акта обязывающего Главное управление МЧС России по <адрес> обеспечивать государственную охрану помещения, занимаемого отделом надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам.

       Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

      Главное управление МЧС России по <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным приказом МЧС РФ от 06 августа 2004 года № 372 осуществляет в пределах своей компетенции в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов.

      В соответствии с совместным приказом МВД России, Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, ФСО России от 09 августа 2007 года № 704дсп/ 31 3дсп/ 426дсп/ 160дсп/404дсц /381дсп в Главном управлении МЧС России по <адрес> издан приказ от 09 апреля 2012 года № 120 «Об организации деятельности по противодействию терроризму в Главном управлении МЧС России по <адрес>», которым утвержден Порядок организации деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> и подчиненных подразделений по противодействию терроризму. Охрана объектов, в том числе и 18-й пожарной части 6-го отряда противопожарной службы <адрес>, осуществляется в соответствии с вышеназванным Порядком. В пожарной части, имеются соответствующие приказ, инструкции, план размещения, охраны и обороны объектов инфраструктуры. В соответствии с которыми осуществляется охрана территории части, обходы (наружный и внутренний), при необходимости усиливается пропускной режим, осуществляется самостоятельное взаимодействие с ОВД <адрес>.

       Помещение которое занимает отдел надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам находится в 18 пожарной части 6-го отряда противопожарной службы <адрес>, которая в соответствии с Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны" входит в состав гарнизона пожарной охраны (п. 1.2 порядка), в котором организуется гарнизонная и караульная служба. Более того, в соответствии с пунктом 1.4. Порядка, период несения караульной службы личным составом караула (дежурной смены) включает в себя их участие в тушении пожаров и проведении АССР, осуществление повседневной деятельности путем непрерывного дежурства в течение установленного рабочего дня (суток). Согласно п. 4.1 указанного Порядка караульная служба осуществляется личным составом караулов (дежурных смен) подразделений посредством посменного несения дежурства.

       Согласно п. 4.3, 4.4 Порядка основными задачами караульной службы является, в том числе, и обеспечение охраны помещений и территории подразделения, личный состав караула (дежурной смены) при осуществлении своей деятельности обязан обеспечивать сохранность имущества подразделения. В соответствии с п. 6.17 Порядка диспетчер пункта связи пожарной части при осуществлении своей деятельности обязан не допускать в помещения подразделения посторонних лиц. В указанном приказе МЧС России установлен порядок допуска в служебные помещения подразделения.

      Таким образом, представитель ответчика полагает, что помещение которое занимает Отдел НД по <адрес> и <адрес>м находится под надлежащей охраной, куда исключено бесконтрольное попадание посторонних лиц.

      Кроме того, требования прокурора носят не конкретный, общий характер то есть ответчику придется угадывать, что именно необходимо сделать.

      Представитель третьего лица на стороне истца - Леонов Е.М. поддержал исковые требования прокурора в полном объеме.

      Представитель третьего лица на стороне ответчика - Государственное областное казенное учреждение «Управление защиты населения от чрезвычайных ситуаций и по обеспечению пожарной безопасности <адрес>» (далее ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>») Колесов Е.А., не возражал против удовлетворения исковых требований.

       Представитель департамента имущественных отношений и государственных закупок <адрес> (ранее Комитет по управлению государственным имуществом области) - Пшеницина О.В., будучи надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, в заявлении просила рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя департамента. Полагает, что иск не подлежит удовлетворению так как здание пожарной части в <адрес> является

собственностью <адрес> и в соответствии с приказом Комитета по управлению государственным имуществом области от ДД.ММ.ГГГГ № «О закреплении имущества» передано в оперативное управление ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>». Договорами о предоставлении каких-либо помещений в указанном выше здании в пользование отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по <адрес> департамент не располагает, согласия на передачу в пользование третьим лицам помещений в здании, здания ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>» не испрашивало.

        Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд находит исковое заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению.

       В соответствии с пунктами 1 и 5 ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму названы, в том числе, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а также системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

       Мерами, обеспечивающими безопасность граждан, соблюдение их прав и свобод является, в том числе, государственная охрана объектов, представляющих особое значение для сохранения государственного строя.       

Согласно ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1996 года №57-ФЗ «О государственной охране», государственную охрану осуществляют органы государственной охраны. В обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защиты охраняемых объектов в пределах своих полномочий участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации и внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации и иные государственные органы обеспечения безопасности.

         Конституция Российской Федерации относит к перечню вопросов, относящихся к компетенции Правительства РФ в числе прочего, осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а так же осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п.п. «е», «ж» ч. 1 ст. 114).

        В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

        Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 года № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» с последующими изменениями, утвержден «Перечень объектов, подлежащих государственной охране», согласно пункту 1 которого здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, относятся к объектам, подлежащим государственной охране.

      Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) в соответствии с п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

        Главное управление МЧС России по <адрес> в соответствии с Положением, утвержденным приказом МЧС РФ от 06 августа 2004 года № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» осуществляет в пределах своей компетенции в установленном порядке меры по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности на объектах, подведомственных МЧС России, а также ликвидацию последствий террористических актов.

       На основании п. 4 указанного Положения, Главное управление МЧС России по <адрес> входит в систему МЧС России и подчиняется Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

        Как следует из п. 1.1, 1.2, 1.3 «Положения об отделе надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>», отдел надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес> предназначен для организации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации осуществления деятельности по проверке соблюдения органами местного самоуправления, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также должностными лицами требований пожарной безопасности, требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

        Отдел является органом государственного пожарного надзора, структурно входящим в управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>, органом дознания государственной противопожарной службы на территории <адрес> и <адрес> районов.        

        Таким образом, Главное управление МЧС России по <адрес> области и его структурное подразделение - отдел надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам относиться к числу органов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности и безопасности государства и населения, и является объектом, представляющим особый интерес у лиц, готовящих преступления и правонарушения, следовательно, подлежит государственной охране.

      Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права Управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

ГОКУ «Управление ЗНЧС и ПБ <адрес>» имеет право оперативного управления на здание пожарной части, расположенное по адресу: <адрес>.

     В указанном здании размещена 18 пожарная часть 6 отряда противопожарной службы <адрес>. В одном кабинете здания располагается и осуществляет свою деятельность отдел надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>.

    Отдел НД по <адрес> и <адрес>м располагается по вышеназванному адресу в соответствии с Соглашением между МЧС России и <адрес> о передачи друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденным распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 752-р.

     Охрана здания 6 отряда 18 пожарной части осуществляется гарнизонной и караульной службой повседневно, путем непрерывного дежурства в течение установленного рабочего дня, суток, посредством посменного несения дежурства. В обязанность караула входит охрана здания, контроль доступа граждан, что, по мнению представителя ответчика, является достаточным для их надлежащей охраны.

     С учетом положений ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1996 года №57-ФЗ «О государственной охране», доводы представителя ответчика не заслуживают внимания, поскольку государственную охрану осуществляют только федеральные органы государственной охраны.

         Таким образом, судом установлено, что в настоящее время вышеназванное помещение, где размещен и осуществляет свою деятельность Отдел НД по <адрес> и <адрес> районам УНД ГУ МЧС России по <адрес> вопреки требованиям закона не обеспечено государственной охраной, следовательно, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

     На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

       Исковое заявление прокурора <адрес> удовлетворить.

        Обязать Главное управление МЧС России по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить государственную охрану помещения, занимаемого отделом надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>.

      Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам <адрес> областного суда в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через <адрес> районный суд <адрес>.

       Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированным решением суда с ДД.ММ.ГГГГ.

         Судья            С.Н. Кузьмина

                         Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.