ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-770/2016 от 01.07.2016 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

№ 2-770/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июля 2016года ст.Казанская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Демьяновой И.Б.,

при секретаре Мацегоровой С.Ю.,

рассмотрев в помещении постоянного судебного присутствия в ст.Казанской Верхнедонского района Ростовской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхнедонского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Подставкину В.А. и третьему лицу Управлению государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Ростовской области (в лице главного государственного инженера – инспектора Гостехнадзора Верхнедонского района Елисеева Н.В.) о понуждении прекратить эксплуатацию транспортных средств до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии их выбросов техническим нормативам,

УСТАНОВИЛ:

В Шолоховский районный суд Ростовской области обратился прокурор Верхнедонского района Ростовской области в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц к Подставкину В.А. и третьему лицу Управлению государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Ростовской области (в лице главного государственного инженера – инспектора Гостехнадзора Верхнедонского района Елисеева Н.В.) о понуждении прекратить эксплуатацию транспортных средств до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии их выбросов техническим нормативам, сославшись на следующие обстоятельства.

Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха на территории Верхнедонского района. Проведенной проверкой установлено, что в соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999года № 96-ФЗ транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст.17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» принято постановление Правительства РФ от 06.02.2002г. № 83 «О проведении регулярных проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Пунктом 1 данного постановления установлена обязанность проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации, начиная с 2003г. Согласно п.2 постановления проверки тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин осуществляется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного осмотра этих видов техники.

Единые требования к проведению технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утверждены постановлением Правительства РФ от 13.11.2013г. № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием». Подпунктом «б» пункта 5 Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.11.2013г. № 1013, установлена периодичность прохождения технического осмотра – «ежегодно».

Как установлено в ходе проведенной проверки, Подставкин В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающий по <адрес>, владеет на праве собственности трактором Т-16М, регистрационный знак

На протяжении более полутора лет данное транспортное средство эксплуатируется ответчиком без прохождения обязательного технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.

В соответствии с п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г., запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством РФ порядке государственный технический осмотр. Дальнейшая эксплуатация ответчиком транспортного средства не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе и на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую среду обитания. При этом такое транспортное средство, которое не допущено гостех.инспектором к эксплуатации может создавать аварийные ситуации на дорогах, в пределах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

На основании ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Данный иск прокуратурой района предъявлен в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, которые могут быть нарушены последствиями эксплуатации транспортного средства ответчиком, оказывающим вредное воздействие в результате выбросов в окружающую среду. При выявленном нарушении природоохранного законодательства со стороны ответчика и отсутствия должного реагирования, могут остаться незащищенными интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, прокурор просит суд обязать Подставина В.А.,ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего по <адрес>, владеющего на праве собственности трактором Т-16М, регистрационный знак , прекратить эксплуатацию транспортного средства, до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данным транспортным средством, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, техническим нормативам выбросов. ( л.д.2-4).

Ответчик Подставкин В.А.представил в суд письменный отзыв, из которого следует, что указанный в иске трактор в настоящее время не эксплуатируется, до прохождения в надлежащем порядке технического осмотра. Исковые требования прокурора признает, просит о рассмотрении дела без его участия. (л.д.15).

На основании изложенного суд считает, что ответчик надлежаще извещен о месте и времени судебного разбирательства по последнему известному месту жительства. В соответствии со ст.167 ч.5 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия ответчика.

Представитель третьего лица – Управления государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Ростовской области (в лице главного государственного инженера – инспектора Гостехнадзора Верхнедонского района Елисеева Н.В.) просит о рассмотрении дела без его участия. Представив письменное пояснение, из которого следует, что неиспользование трактора не является основанием для отказа исковых требований. Так, согласно ГОСТ 24866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» использование (функционирование, межсменные и внутрисменные перерывы, технологическое обслуживание, подготовка к работе, предэксплуатационная обкатка и наладка) и техническая эксплуатация (ремонт, техническое обслуживание, хранение и транспортирование) в совокупности представляют собой эксплуатацию. ( л.д.22).

Выслушав и изучив мнение сторон, исследовав материалы данного гражданского дела и соответствующие нормативные акты, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 Федерального закона « Об охране атмосферного воздуха» от 04 мая 1999года № 96-ФЗ транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В целях реализации ст. 17 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» принято Постановление Правительства РФ от 06.02.2002года № 83 « О проведении регулярных проверок транспортных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух». Пунктом 1 данного Постановления установлена обязанность проводить регулярные проверки на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух автотранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин, маневровых, магистральных тепловозов, воздушных судов гражданской авиации, начиная с 2003г. Согласно п. 2 Постановления, проверки тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин осуществляются органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации при осуществлении надзора за техническим состоянием и во время государственного технического осмотра этих видов техники.

Единые требования к проведению государственного технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, находящихся в эксплуатации на территории РФ, утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013г. № 1013 «О техническом осмотре самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием». Подпунктом «б» пункта 5 Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.11.2013г. № 1013, установлена периодичность прохождения технического осмотра – «ежегодно».

Как установлено в ходе проведенной проверки, Подставкин В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающий по <адрес>, владеет на праве собственности трактором Т-16М, регистрационный знак

На протяжении более полутора лет данное транспортное средство эксплуатируется ответчиком без прохождения обязательного технического осмотра в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ.

В соответствии с п.11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993г., запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших в установленном Правительством РФ порядке государственный технический осмотр. Дальнейшая эксплуатация ответчиком транспортного средства не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе и на соответствие выбросов, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую среду обитания. При этом такое транспортное средство, которое не допущено гостех.инспектором к эксплуатации может создавать аварийные ситуации на дорогах, в пределах населенных пунктов.

Дальнейшая эксплуатация ответчиком транспортного средства, не прошедшего государственный технический осмотр, в том числе и на соответствие их выбросов, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, техническим нормативам выбросов, может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, атмосферный воздух, а также нарушает права граждан на благоприятную среду обитания. Кроме того, транспортные средства не допущенные гостехинспектором к эксплуатации, могут создавать аварийные ситуации на дорогах, в том числе в пределах населенных пунктов.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002года № 7-ФЗ, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 30 марта 1999года № 52-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По представленным третьим лицом суду данным – владелец трактора Т-16М, рег.знак 0358 РИ 61 последний раз предоставлял трактор на ежегодный технический осмотр в 2006г. ( л.д. 19).

Как следует из материалов, представленных суду и объяснения Главного государственного инженера-инспектора Гостехндзора Верхнедонского района Елисеева Н.В. (л.д.6-8), а также Приложения в виде таблицы Перечня техники, зарегистрированной в ИГТН Верхнедонского района и не предоставленной на ГТО на протяжении более полутора лет. Так, согласно данных сведений за Подставкиным В.А., проживающим по <адрес> на праве собственности трактор Т-16М, регистрационный знак (л.д.9, 20).

Оценивая все обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ГОСТ 24866-83 «Эксплуатация техники. Термины и определения» использование (функционирование, межсменные и внутрисменные перерывы, технологическое обслуживание, подготовка к работе, предэксплуатационная обкатка и наладка) и техническая эксплуатация (ремонт, техническое обслуживание, хранение и транспортирование) в совокупности представляют собой эксплуатацию.

В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Верхнедонского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Подставкину В.А. и третьему лицу Управлению государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники администрации Ростовской области (в лице главного государственного инженера – инспектора Гостехнадзора Верхнедонского района Елисеева Н.В.) о понуждении прекратить эксплуатацию транспортных средств до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии их выбросов техническим нормативам - удовлетворить.

Обязать Подставкина В.А.ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживающего по <адрес>, имеющего на праве собственности трактор Т-16М, регистрационный знак . <адрес>, прекратить эксплуатацию указанного транспортного средства до прохождения технического осмотра и получения положительного заключения о соответствии выбросов данным транспортным средством, которые оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, техническим нормативам выбросов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в месячный срок со дня провозглашения решения.

Судья подпись