Дело № 2-770/2022
УИД 55RS0007-01-2022-000258-03
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2022 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Эннс Т.Н., при секретаре судебного заседания Чередниченко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.С.В. к КУ Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Истец В.С.В. обратился в суд с названным иском к КУ Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" о предоставлении жилого помещения, указывая, что относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. В обоснование иска указал, что является ребенком сиротой с 2007 года, ему назначен опекун В.Г.Г. Истец включен в список детей сирот оставшихся без попечения родителей в 2012 году. В настоящее время своего жилья не имеет.
Просит обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма, взыскать уплаченную государственную пошлину в размере 300 рублей (л.д. 6).
В период рассмотрения дела судом представлено уточненное исковое заявление, в котором истец просит обязать Министерство имущественных отношений предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору специализированного найма жилого помещения.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле привлечены: в порядке статьи 40 ГПК РФ – Министерство имущественных отношений Омской области, в порядке статьи 43 ГПК РФ – Министерство образования Омской области, Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
В судебное заседание истец не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении дела (л.д. 34).
Представитель истца В.Г.Г., действующая на основании доверенности (л.д.70-71) поддержала исковые требования с учетом уточнений в полном объеме, просила обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить истцу жилое помещение специализированного жилищного фонда. Дополнила, что истец с 2007 года остался без попечения родителей, находился под опекой. На данный момент истцу 24 года, до 18 лет истец проживал с опекуном. Своего жилья истец в настоящее время не имеет. Дом, в котором зарегистрирован истец, принадлежал его бабушке, после ее смерти, наследство никто не принимал, дом находится в аварийном состоянии. Просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Омской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили, не ходатайствовал об отложении дела (л.д. 36).
В представленном отзыве представитель ответчика П.А.Ю. указала, что права истца не нарушены, истец включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Установленным порядком предусмотрено предоставление жилых помещений по списку. Предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Просила отказать в удовлетворении иска (л.д. 38-41).
Представитель ответчика КУ Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В своем отзыве на исковые требования просил рассмотреть дело в его отсутствие, в котором также указал, что предоставление жилого помещения без учета списка нарушает права и законные интересы лиц, состоящих в списке ранее. Предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется в пределах, доведённых до учреждения бюджетных ассигнований. В этой связи считает, что требования истца не подлежат удовлетворению (л.д. 43-45).
Третьи лица: Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области, Министерство образования Омской области участия не принимали, извещены надлежащим образом, не просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 25, л.д. 69).
Суд, с учетом осведомленности ответчика о существе спора, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что В.С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Мать истца А.Н.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лишена родительских прав на основании решения <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Отец В.В.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ, согласно свидетельству о смерти <данные изъяты>№ (л.д. 10).
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном В.С.В. назначена В.Г.Г. (л.д. 12-13).
Распоряжением Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ№, истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (л.д. 14-15).
В настоящее время истец зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 32).
Согласно сведениям ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, истцу принадлежит общедолевая собственность, доля в праве 5/42 на земельный участок (№), находящийся по адресу: <адрес>; общедолевая собственность, доля в праве 1/219 на земельный участок (№ ), находящийся по адресу: <адрес>, межпоселенческая территория (л.д. 29-31).
По сведениям департамента жилищной политики Администрации г. Омска с 19.10.2006 года и по настоящее время договоры найма, купли-продажи, мены, аренды жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования г. Омска с В.С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения не заключались. На учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в муниципальном образовании городской округ г. Омск Омской области В.С.В. не состоит. С заявлением о принятии на учет истец не обращался (л.д. 34-35, л.д. 66-67).
Не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.
Оценив доводы иска, суд учитывает следующее.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Положениями ст. 8 названного закона установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По информации Министерства образования Омской области по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец числится в списке под номером № (л.д. 49).
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что истец по состоянию на дату рассмотрения настоящего спора в суде жилого помещения в собственности или на ином вещном праве не имеет, соответствующее право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не реализовано, а также учитывая утвержденный Правительством Омской области от 19.12.2012 № 284-п (в редакции постановления Правительства Омской области от 21.07.2021 № 293-п) Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, суд полагает, что заявленные В.С.В. исковые требования подлежат удовлетворению.
Оценивая доводы стороны ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
При этом пункт 2 указывает, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 14.2) обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями; 14.3) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Постановлением Правительства Омской области от 07.07.2021 № 279-п в вышеуказанное Постановление внесены изменения.
Согласно п. 2 Порядка (в актуальной редакции) уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком является Министерство имущественных отношений Омской области (далее - Министерство имущества). Обеспечение реализации полномочий Министерства имущества по приобретению жилых помещений по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком осуществляется казенным учреждением Омской области «Центр учета и содержания собственности Омской области» (далее - уполномоченное учреждение).
Кроме того, в соответствии с п. 8 Порядка именно на Министерство имущественных отношений возложены полномочия по включению в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке приобретенных жилых помещений после получения соответствующего письма от Министерства строительства или уполномоченного учреждения (КУ «ЦУС»).
Также следует отметить, что согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством РФ.
Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
При этом, бюджетные ассигнования, предусмотренные в соответствии с бюджетной росписью на 2021 год и на плановый период 2022-2024 годов, первоначально поступают в Министерство имущественных отношений Омской области, а затем распределяются КУ «ЦУС» для целей реализации Государственной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами Омской области, в которую включена подпрограмма «Обеспечение жильем отдельных категорий граждан», которая, в свою очередь, включает обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.
Таким образом, КУ «ЦУС» переданы не все функции по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями. Контроль за исполнением переданной части функций КУ «ЦУС» в любом случае остался у Министерства имущественных отношений Омской области. Именно Министерство имущественных отношений и указано в качестве уполномоченного органа исполнительной власти Омской области по обеспечению жилыми помещениями по договорам купли-продажи для предоставления детям-сиротам, а также по предоставлению жилых помещений детям-сиротам в соответствии с настоящим Порядком.
В связи с изложенным доводы Министерства имущественных отношений Омской области о том, что реализация полномочий Министерства по приобретению жилых помещений, а также по предоставлению жилых помещений обеспечивается КУ «ЦУС» и в связи с этим учреждение является надлежащим ответчиком по данному делу, суд находит неубедительными.
Предусмотренные Положением функции Казенного учреждения Омской области "Центр учета и содержания собственности Омской области" являются лишь обеспечением реализации полномочий Министерства имущественных отношений Омской области, за которым сохраняется законная обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. По аналогичным мотивам не принимаются во внимание доводы ответчика о том, что ответчиком по заявленным исковым требованиям должно являться Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области.
Согласно п. 3.1 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области при приобретении новых жилых помещений путем строительства, участия в долевом строительстве многоквартирных домов, инвестирования в строительство многоквартирных домов, осуществляемого в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 24 апреля 2014 года N 79-п "Об отдельных вопросах реализации капитальных вложений в объекты собственности Омской области", в целях реализации настоящего Порядка является Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области (далее - Министерство строительства).
Обязанность же по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот сохраняется за Министерством имущественных отношений Омской области.
Таким образом, с учетом п. 2,п.8 Порядка обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам следует возложить на уполномоченный орган, которым является Министерство имущественных отношений Омской области.
Уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим формирование и ведение списка детей-сирот, является Министерство образования Омской области, которое ежегодно не позднее 15 января текущего года направляет в уполномоченное учреждение сведения о детях-сиротах, состоящих в списке, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года по каждому муниципальному району Омской области и муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области в отдельности (далее - муниципальные образования) (п. 3).
Учитывая нереализованное право истца на получение жилого помещения, а также учитывая, что предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, а в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 № 284-п уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Омской области, суд полагает, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу по договору найма специализированного жилого помещения следует возложить на Министерство имущественных отношений Омской области, которое является надлежащим ответчиком по делу.
Ссылка ответчика на то, что установленным Порядком предусмотрено предоставление жилых помещений детям-сиротам по списку, предоставление без учета списка нарушает права и законные лиц, состоящих в списке ранее, судом во внимание не принимается.
Не смотря на определенные нормативным порядком сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда, право истца в досудебном порядке реализовано не было. При этом нахождение последнего на жилищном учете и обеспечение истца до обращения в суд жилым помещением специализированного жилищного фонда каким-либо сроком ограничено не было. Соответственно, проявив необходимую степень разумности, Омская область в лице соответствующих органов исполнительной власти имела возможность обеспечить истца жилым помещением, заблаговременно предприняв необходимые меры, в том числе посредством соответствующего бюджетного планирования с учетом количества очередников. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Поскольку истец состоит на учете лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, с 29.12.2012, но до настоящего времени обязательство по обеспечению истца жилым помещением надлежащим образом не исполняется на протяжении длительного периода времени, обращение В.С.В. в суд с настоящим исковым заявлением не может быть расценено в качестве злоупотребления правом, влекущим нарушение прав иных лиц, также состоящих в списке лиц, стоящих на жилищном учете, ранее.
Иных доводов, заслуживающих внимания и имеющих правовое значение, стороной ответчика не приведено, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Иных доказательств, кроме исследованных, суду не представлено, судом не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. По правилам ч. 5 ст. 98 ГПК РФ, резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.
При подаче искового заявления истцом уплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей согласно чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Министерство имущественных отношений Омской области предоставить В.С.В.ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Омской области в пользу В.С.В. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Эннс
Решение суда в окончательной форме принято: 09 марта 2022 года