Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Город Саянск 01 ноября 2023 года
Дело 2-770/2023
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего федерального судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Соколовой А.Р., с участием помощника Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гречаник Ю.А., представителей ответчика АО «Саянскхимпласт» Бальчуговой Н.Г., Сергеевой Г.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Братского межрайонного природоохранного прокурора к Акционерному обществу «Саянскхимпласт» о присуждении к исполнению обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
установил:
Братский межрайонный природоохранный прокурор Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры, с учетом уточнений заявленных требований, обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, в котором просил присудить к исполнению обязанности АО «Саянскхимпласт» (ОГРН 1023 801910560, юридический адрес: 666301, <адрес изъят>) в срок до ДД.ММ.ГГГГ согласовать деятельность, оказывающую воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания объекта первой категории рыбохозяйственного значения <адрес изъят>.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа состояния законности в сфере исполнения природоохранного законодательства в 2021 году выявлено неисполнение АО «Саянскхимпласт» требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
Основным видом деятельности организации, в соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах (код по ОКВЭД 20.16). Одним из дополнительных видов деятельности является производство прочих основных неорганических химических веществ (код по ОКВЭД 20.13).
Решением Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о предоставлении водного объекта в пользование от 03.10.2018 № 38-16.0101006-Р-РСВХ-С-2018-03910/00, АО «Саянскхимпласт» предоставлен водный объект - река Ока, в целях сброса сточных вод в реку Ока, на расстоянии от устья водотока до места водопользования 78,0 км, в географических координатах 54°13"43.29" с.ш.102° 03"35.98" в.д., расстояние от береговой линии водного объекта до места выпуска - 186,36 м, уровень места сброса от поверхности воды в меженный период -2,4 м., место сброса сточных вод находится в районе села Баргадай.
АО «Саянскхимпласт» при осуществлении деятельности по производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах сбрасывает загрязняющие вещества в водный объект первой категории рыбохозяйственного значения - реку Ока в отсутствие заключения о согласовании деятельности в Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства (далее - АБТУР), что подтверждается письмом от 13.08.2020 №ИС-3288, а также предостережением АБТУР от 20.02.2021 объявленным АО «Саянскхимпласт» о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны водных биологических ресурсов.
АО «Саянскхимпласт» с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области заключен договор водопользования от 20.12.2011 №38-16.01.01.006-Р-ДЗВО-С-2011-00736100, по которому ответчик осуществляет водопользование (забор и изъятие) водных ресурсов из поверхностного водного объекта реки Ока (код водохозяйственного участка 16.01.01.006, географические координаты 54°09"50.9" с.ш. 102° 04"39.92" в.д.).
18.11.2021 природоохранной прокуратурой в адрес АО «Саянскхимпласт» внесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства в части оформления заключения о согласовании деятельности в территориальном органе Росрыболовства. По результатам рассмотрения указанного представления требования Братского межрайонного природоохранного прокурора АО «Саянскхимпласт» отклонены.
Вместе с тем, прокуратурой установлено, что ранее АО «Саянскхимпласт» обращалось в АБТУР с заявкой от 01.04.2021 №46/2328 о согласовании осуществляемой деятельности, программой работ и оценкой воздействия на водные биологические ресурсы (разработчик ООО «ГидроБиоКонсалтинг» 2018), по результатам рассмотрения которой было отказано в согласовании осуществляемой деятельности (от 30.04.2021 № ИС-1918).
При обращении в АБТУР с указанной выше заявкой для получения согласования АО «Саянскхимпласт» направляло оценку воздействия на водные биологические ресурсы, выполненную ООО «ГидроБиоКонсалтинг» в 2018 году. В соответствии с проведенной оценкой воздействия сброса сточных вод в р.Ока, негативное воздействие на состояние водных биологических ресурсов водного объекта и среды их обитания АО «Саянскхимпласт» не оказывает, в связи с чем разработка мероприятий, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды в 2019, 2020, 2021 г.г., не требуется.
Вместе с тем, согласно отчету об определении влияния сточных вод ОАО «Саянскхимпласт» на биоресурсы водного объекта р.Ока, выполненному ООО «ГидроБиоКонсалтинг» в 2013 году о размере ежегодного вреда, причиняемого водным биологическим ресурсам, расчетные ежегодные потери рыбной продукции от снижения биомассы организмов зообентоса составляют 592 кг. При этом, с 2013 года технология производства предприятия не изменилась, в том числе, по очистке сточных вод АО «Саянскхимпласт», и осуществляется в соответствии с техническим проектом (Сибирское отделение Союзводоканалпроект, 1973), но расчетные ежегодные потери рыбной продукции от снижения биомассы организмов зообентоса изменились с 592 кг до нуля, в связи с чем, необходимость в проведении компенсационных мероприятий ответчиком не усматривается.
Росрыболовством, на основании представленных водопользователем документов, оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам "б" - "ж" пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2013 №380.
Рассматриваемая процедура принятия решения о согласовании деятельности хозяйствующих субъектов осуществляется Росрыболовством (его территориальными органами) вне зависимости от наличия права пользования поверхностными водными объектами.
Таким образом, АО «Саянскхимпласт», осуществляя деятельность по производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах, при которой используется водный объект первой категории рыбохозяйственного значения для целей сброса сточных вод, с органами Росрыболовства согласование на такую деятельность не имеет, компенсационные мероприятия в целях восполнения ущерба водным биоресурсам и среде не проводит.
Отсутствие согласования деятельности АО «Саянскхимпласт» с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и оценки ущерба водным биологическим ресурсам не позволяет установить размер вреда, причиненный в результате такой деятельности водному объекту или его отсутствие, провести компенсационные мероприятия по восстановлению водных биологических ресурсов, при необходимости, что нарушает законные права и интересы неопределенного круга лиц, Российской Федерации на защиту водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Заключения ЦУРЭН «Главрыбвод» 1978-1979 годов «Зиминский химзавод» подтверждают согласование строительства предприятия Зиминский химзавод, однако, деятельность АО «Саянскхимпласт» носит длящийся характер, и не может регулироваться лишь законодательством 1978-1979 годов, и должна соответствовать современным требованиям. Договор водопользования заключался АО «Саянскхимпласт» в 2011 году, после введения в действие редакции ст.50 Федерального закона от 20.10.2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Ответчик АО «Саянскхимпласт» сбрасывает загрязняющие вещества (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмы в водный объект первой категории рыбохозяйственного значения - реку Ока, не согласовав данную деятельность с территориальным органом Росрыболовства и не решив вопрос о необходимости компенсации причиненного вреда при его наличии.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости приведения Ответчиком деятельности в соответствие с действующим природоохранным законодательством.
В судебном заседании помощник Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры Гречаник Ю.А. поддержала заявленные требования в уточненном варианте по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснила, что ответчиком с Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области заключен договор водопользования, по которому осуществляется забор водных ресурсов из реки Ока. Однако, помимо согласования водопользования, по законодательству должно быть согласование хозяйственной деятельности с Росрыболовством.
Таким образом, должно быть два согласования: на сброс и забор воды и на хозяйственную деятельность. Эти две процедуры осуществляются отдельно и не заменяют друг друга. При согласовании хозяйственной деятельности также осуществляется расчёт ущерба, причиненного данной деятельностью водным биоресурсам, и определяются мероприятия по восстановлению водных биоресурсов. Согласования выдаются на любые временные периоды. Сроки согласования определяются индивидуально по каждому предприятию, в зависимости от его деятельности. В случае каких-либо изменений в законодательстве или на предприятии, необходимо оформить новое согласование и произвести новый расчет ущерба биоресурсам.
Под хозяйственной деятельностью имеется в виду любая деятельность в отношении водного объекта и прилегающей водоохраной зоны. Вся деятельность, способствующая причинению вреда водному объекту.
У ответчика согласована деятельность только по сбросу воды.
Согласование сброса сточных вод истец не оспаривает, оно имеется. Однако, хозяйственная деятельность ответчиком не согласована, ответчик не разграничивает понятия хозяйственной деятельности и деятельности по сбросу воды.
Ответчику необходимо согласовать хозяйственную деятельность, осуществляемую на территории акватории водных объектов и причиняющую вред водным биоресурсам. Если вреда окружающей среде не приносится, то ответчик не производит компенсационные мероприятия, но получить согласование на хозяйственную деятельность в акватории водного объекта и на суше, он обязан. Если у ответчика отсутствует связь с водным объектом, то согласования не надо, но у ответчика имеются сточные трубы.
В связи с отсутствием согласования хозяйственной деятельности Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству было вынесено постановление в отношении АО «Саянскхимпласт» о назначении административного наказания в виде штрафа. Данное постановление обжаловалось, но апелляционной инстанцией 21.06.2022 постановление оставлено в силе.
На стадии проектирования и пуска в эксплуатацию согласована деятельность предприятия Зиминский химический завод, АО «Саянскхимпласт» не является правопреемником данного завода и им не согласовано осуществление хозяйственной деятельности. Заключение ЦУРЭН 1978-1979 года нельзя признать состоятельными. Деятельность предприятия должна соответствовать требованиям современного законодательства.
АО «Саянскхимпласт» обращался для оценки воздействия на водные биологические ресурсы, в ООО «ГидроБиоКонсалтинг» в 2023 году. В соответствии с проведенной оценкой, АО «Саянскхимпласт» не оказывает негативное воздействие на состояние водных биологических ресурсов водного объекта и среды их обитания, в связи с чем, разработка мероприятий, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды не требуется. Однако, данная оценка является приложением к заявке в Росрыболовство, который утверждает данный отчет. Отчет, представленный ответчиком, не проверялся, следовательно, нельзя сделать вывод, что деятельность ответчика не влияет на природную среду.
У ответчика было время для подготовки верной документации и получения согласования, однако этой возможностью ответчик не воспользовался.
Представители ответчика АО «Саянскхимпласт» Сергеева Г.Г., действующая на основании доверенности, выданной генеральным директором АО «Саянскхимпласт» Н.В.Мельником с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ; Бальчугова Н.Г., действующая на основании доверенности, выданной генеральным директором АО «Саянскхимпласт» Н.В.Мельником, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ, исковые требования не признали, представили письменный отзыв на иск, в котором просили в удовлетворении требований прокурора отказать.
Из письменного отзыва на уточненное исковое заявление следует, что оценка воздействия сброса сточных вод предприятия на водные ресурсы и среду их обитания 1978-1979 г.г., подтверждается:
-письмом №10-932/14 от 21 июля 1978 года Управления водных проблем и водопользования Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР о согласовании первого пускового комплекса производства каустической соды производительностью ПО тыс. т/год, жидкого хлора производительностью 95 тыс. т/год и очистные сооружений мощностью 34,0 тыс. м3/сутки;
-Актом приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством пускового комплекса производства каустической соды и хлора на Зиминском химическом заводе (1 очередь) 31.12.1979; Акт приемки подписан начальником Зиминской ТГХЛ Байкальского бассейнового управления по регулированию и использования и охране водных ресурсов Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР Смирновым В.В., согласно которому, СМР выполнены в соответствии с проектом и нормативными правовыми требованиями;
-Актом рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством производства винилхлорида на Зиминском химическом заводе от 30.12.1982, подписанным начальником отдела по регулированию, использованию и охране водных ресурсов Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР Шипиловой З.С., в котором имеется заключение по охране окружающей среды и Перечень документов, из которого следует, что комиссии предоставлялось разрешение на специальное водопользование;
-Актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством производства каустической соды мощностью 35 тыс. тн. В год и жидкого хлора мощностью 31,88 тыс тн. в год, сооружаемого на базе комплексного импортного оборудования 31.12.1982, подписанного начальником Зиминской территориальной гидрохимической лаборатории Байкальского бассейнового управления Минводхоза РСФСР Михайловым В.И., из которого следует, что мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные проектом выполнены;
-Характеристикой мероприятий по охране окружающей среды приведена в приложении №б к акту, к которому приобщен Перечень документов, в том числе разрешение на специальное водопользование;
-Актом рабочей приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством производства поливинилхлорида на Зиминском химическом заводе от 31.10.1983, подписанным начальником отдела Байкальского бассейнового управления по регулированию и использования и охране водных ресурсов Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР Шипиловой З.С., содержащим информацию о том, что мероприятия по охране окружающей среды, предусмотренные проектом выполнены, с приложением Перечня документов, в том числе, разрешения на специальное водопользование;
Актом Государственной приемочной комиссией, о приемке в эксплуатацию законченного строительством комплекса производства каустической соды, мощностью 110 тыс. т./год и жидкого хлора мощностью 97,5 тыс. т/год, подписанным начальником Зиминской ТГХЛ Байкальского бассейнового управления по регулированию и использования и охране водных ресурсов Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР Смирновым В. В., согласно которому, СМР выполнены в соответствии с проектом и нормативными правовыми требованиями, а также разрешение на специальное водопользование.
29 августа 1980 года Управлением водных проблем и водопользования Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР было выдано разрешение № Рос-129/Бай на специальное водопользование по ТЭО перспективного развития Зиминского химзавода без окончания срока действия.
В разрешении №Рос-129/Бай дана характеристика производственной деятельности (объем выпускаемой продукции, численность работающих, мощность, площадь орошаемых, осушаемых земель и др.), указан перспективный состав и мощности Зиминского химзавода (сода каустическая и хлор ртутная 220/195 (1986г.); диафрагменная 260/240 (1986) 650/600 (1991); мембранная 240/220; винилхлорид 540(1986) 810(1991); Поливинилхлорид 500 (1986) 750 (1991); Кабельный пластикат 80 (1986) 80 (1991), всего 13 наименований.
10 июня 1980 года Управлением водных проблем и водопользования Минводхоза РСФСР выдано разрешение №РОС-79/Бай на специальное водопользование по I очереди строительства Зиминского химзавода.
21 мая 1981 года письмом №10-735/16 внесены изменения в условия водопользования Зиминского химического завода по разрешению на специальное водопользование №Рос-129/Бай от 29.08.1980, выданное Минводхозом РСФСР, в части включения в водоотведение хозбытовых сточных вод Зиминского химзавода, навозосодержащих сточных вод Зиминского свинокомплекса.
С момента пуска в эксплуатацию Зиминского химического завода по настоящее время предприятием принимаются меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, соответствующие современным требованиям.
В 1981, 1982, 1984 годах утверждаются Планы организационно-технических мероприятий, которые согласуются с начальником Зиминской территориальной гидрохимической лаборатории Байкальского бассейнового управления Минводхоза РСФСР.
Акционерное общество «Саянскхимпласт» во исполнение статьи 39 Водного кодекса РФ (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 № 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», приказа МПР России от 06.02.2013 № 30 «Об утверждении форм и порядка предоставления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водного объекта и водопользователями», приказа Минприроды России от 08.07.2009 № 205 «Об утверждении порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества» разработало и согласовало водоохранные мероприятия:
- План мероприятий по снижению сброса загрязняющих веществ со сточными водами ОАО «Саянскхимпласт» (выпуск № 1) на 2009 - 2013 гг., утв. Министром природных ресурсов и экологии Иркутской области 27.01.2009;
- Программу мероприятий ОАО «Саянскхимпласт» по рациональному использованию водных ресурсов, снижению сброса загрязняющих веществ со сточными водами, охране водного объекта, сохранению водных биологических ресурсов, среды их обитания, предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций и ЧС на водном объекте - р. Ока на 2011-2014 гг., согласованную с руководителем ТОВР по Иркутской области;
- Программу мероприятий ОАО «Саянскхимпласт» по рациональному использованию водных ресурсов, снижению сброса загрязняющих веществ со сточными водами, охране водного объекта, сохранению водных биологических ресурсов, среды их обитания, предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций и ЧС на водном объекте - р. Ока на 2015-2018 гг., согласованную с руководителем ТОВР по Иркутской области;
- Программу мероприятий ОАО «Саянскхимпласт» по рациональному использованию водных ресурсов, снижению сброса загрязняющих веществ со сточными водами, охране водного объекта, сохранению водных биологических ресурсов, среды их обитания, предупреждению и ликвидации аварийных ситуаций и ЧС на водном объекте - р. Ока на 2018-2020 гг., согласованная Министром природных ресурсов и экологии по Иркутской области;
- Информацию (сведения) о планируемых АО «Саянскхимпласт» водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации на 2021, 2022, 2023 годы. (Решение о предоставлении водного объекта в пользование № 38-16.01.01.ООб-Р-РСВХ-С-2018-03910/00 от 03.10.2018), согласованную Министром природных ресурсов и экологии Иркутской области;
- направление сведений, полученных в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод АО «Саянскхимпласт» на выпуске в р.Ока в Тулунский межрайонный отдел контроля, надзора и рыбоохраны АБТУР.
В соответствии с условиями водопользования, установленными в Решении о предоставлении водного объекта в пользование №38-16.01.01.ООб-Р-РСВХ-С-2011-00737/00 от 20.12.2011 ОАО «Саянскхимпласт» выполнило оценку воздействия сброса сточных вод на водные биоресурсы, далее (Оценка). В письме Ангаро-Байкальского территориального управления от 03.10.2013 №12-32/532 рыбоохраны отмечено, что отчет подготовлен на основании современной нормативной базы, по содержанию и сделанным выводам соответствует поставленным задачам, условие водопользования выполнено.
Следуя рекомендациям Отчета по проведению исследований через 5 лет, в 2018 году ООО «Гидробиокс» выполнена оценка воздействия сброса сточных вод АО «Саяискхимпласт» в реку Ока на водные биоресурсы и среду их обитания.
Проведенные исследования не показали негативного воздействия на количественные показатели зообентоса и зоопланктона начиная с 350-метрового створа и ниже по течению реки Ока, от места сброса сточных вод АО «Саянскхимпласт». В выводах и рекомендациях отражено, что сброс очищенных сточных вод АО «Саянскхимпласт» осуществляется в рамках действующего природоохранного законодательства и не оказывает воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания.
Из системного толкования нормативных правовых актов следует, что при отсутствии воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, подтвержденные Отчетами по оценке воздействия сброса сточных вод АО «Саянскхимпласт» в реку Ока на водные биоресурсы и среду их обитания, выполненными ООО «Гидробиокс», у АО «Саянскхимпласт» отсутствует обязанность по согласованию с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальным органом) согласовать деятельность, оказывающую воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
Письмом, направленным в адрес АО «Саянскхимпласт» от 23.06.2021 № У02-2038 Федеральное агентство по рыболовству сообщило, что Росрыболовство и его территориальные органы согласовывают осуществление запланированной деятельности до ее осуществления. Если деятельность по забору воды из водных объектов рыбохозяйственного значения и сбросу сточных вод в такие водные объекты ранее согласовывалась с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на период согласования деятельности, то необходимость пересогласования такой деятельности с Росрыболовством или его территориальными органами отсутствует. Вместе с тем, субъект хозяйственной деятельности в таком случае должен иметь документы, подтверждающие согласование деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с действующим на том момент законодательством и выполнение мероприятий, направленных на сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе условий согласования такой деятельности.
Документом, подтверждающим согласование деятельности, является Разрешение от 29 августа 1980 года № Рос-129/Бай выданное Управлением водных проблем и водопользования Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР на специальное водопользование по ТЭО перспективного развития Зиминского химзавода без окончания срока действия.
В соответствии с ч.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.
Согласно ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.
Комплексное экологическое разрешение выдается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти после рассмотрения заявки на получение комплексного экологического разрешения на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе, линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Комплексное экологическое разрешение выдается 28 октября 2022 года Федеральной службой по надзору в сфере природопользования предприятию выдано комплексное экологическое разрешение (КЭР) №3, которое содержит установленные нормативы допустимого сброса сточных вод в р.Ока.
В соответствии с Правилами рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения изменений в них, утв. постановлением Правительства от 13.02.2019 № 143 комплексное экологическое разрешение (КЭР) для АО «Саянскхимпласт» прошло согласование в Ангаро-Байкальском территориальном Управлении Росрыболовства.
При подготовке расчетов нормативов допустимого сброса (НДС) в составе КЭР были проанализированы данные о фактическом качестве очищенных сточных вод, сбрасываемых АО «Саянскхимпласт» в р. Ока за период 2015-2021 г.г.; превышений предельно-допустимых концентраций (ПДК), установленных приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 №552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения», не выявлено.
Оценка воздействия сброса сточных вод АО «Саянскхимпласт» в реку Ока на водные биоресурсы и среду их обитания содержится в комплексном экологическом разрешении (КЭР) и сведениях, полученных в результате учета качества сточных вод и (или) дренажных вод за 2022 год.
Данные документы подтверждают установленный АО «Саянскхимпласт» норматив качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения. Таким образом, отсутствуют правовые основания для согласования деятельности, оказывающей воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
Дополнение к заключению №30-11-09/1982 от 14 сентября 1978 г. по техпроекту производства поливинилхлорида для Зиминского химзавода было адресовано предприятию п/я В-2414 г. Москва, в котором указано о необходимости при проектировании дать обоснование ПДК на вещества, на которые не установлены рыбохозяйственные ПДК, в том числе, на метилцеллюлозу.
В настоящее время в приказе Министерства сельского хозяйства РФ от 13.12.2016 № 552 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе, нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» в таблице 2 «Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения» показатель метилцеллюлоза отсутствует, предельно допустимые концентрации для метилцеллюлозы не установлены. Таким образом, в связи с отсутствием нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения показателя метилцеллюлоза, водопользователи самостоятельно не могут дать обоснование ПДК.
Согласно Решениям на водопользование, Разрешениям на сброс загрязняющих веществ в водный объект, выданных инспектирующими органами для АО «Саянскхимпласт», показатель «метилцеллюлоза» отсутствует в перечне загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водоем.
20 декабря 2000 года акционерное общество открытого типа «Саянскхимпром» получило лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) ИРК 00023 БРЭЗХ, выданную Ангаро-Байкальским бассейновым водным управлением. Целевое назначение водопользования: забор воды для промышленных нужд, сброс сточных вод. Срок действия лицензии три года, до 19 декабря 2003. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются следующие документы: условия пользования водными объектами; карта-схема земельного отвода ОАО «Саянскхимпром» с хозяйственными объектами, точками контроля и водоохранной зоной р. Оки; лимиты водопользования на текущий год; -разрешение на сброс сточных вод на текущий период; расчет норм ПДС по р. Оке и план мероприятий по их достижению, утвержденные и согласованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальные нормы водопотребления, водоотведения, безвозвратного потребления и потерь, утвержденные и согласованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно условиям водопользования поверхностными водами предприятием водопользователем является: открытое акционерное общество «Саянскхимпром» с дочерними и зависимыми обществами с правами юридических лиц: ОАО «Саянскхимпласт», ЗАО «Химсода», ЗАО «Химтранс».
ОАО «Саянскхимпром» в октябре 1998 г. учредило дочернее общество ОАО «Саянскхимпласт» со 100-процентным вкладом в уставном капитале. В качестве вклада в уставный капитал созданного общества были переданы основные фонды производств ВХ и ПВХ, газового производства и производства товаров народного потребления. Таким образом, с момента государственной регистрации, ОАО «Саянскхимпласт» стал собственником указанных основных средств. Персонал, ранее занятый на перечисленных производствах, сохранил трудовые отношения с ОАО «Саянскхимпром». ОАО «Саянскхимпласт» не имел трудовых ресурсов, за исключением нескольких работников, относящихся к аппарату управления обществом.
Между ОАО «Саянскхимпласт» и ОАО «Саянскхимпром» был заключен договор подряда, в соответствии с которым, весь цикл производства химической продукции осуществляет своими силами ОАО «Саянскхимпром», выступающий подрядчиком. В свою очередь ОАО «Саянскхимпласт», как заказчик, предоставлял необходимое для этого оборудование и оплачивал выполненные работы.
Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступившим в действие с сентября 1998 г., получение лицензии собственником оборудования, не осуществляющим своими силами определенный вид деятельности, действующим законодательством не предусматривался.
После обращения ОАО «Саянскхимпласт» в государственную водную службу Комитета природных ресурсов по Иркутской области 26.02.2002 письмом № 114 Комитета природных ресурсов по Иркутской области был установлен для ОАО «Саянскхимпласт» лимит свежей воды и сброса сточных вод на 2002 год.
27 июня 2002 года Ангаро-Байкальское бассейновое водное управление выдало ОАО «Саянскхимпласт» лицензию на водопользование (поверхностные водные объекты) ИРК 00060 БРЭЗХ со сроком действия на пять лет, до 26 июня 2007 года. Целевое назначение водопользования: забор воды для промышленных нужд, сброс сточных вод. Количество и качество сбрасываемых сточных вод в пределах лимита водоотведения и в соответствии с Разрешением на сброс загрязняющих веществ в водоем.
Неотъемлемыми составными частями лицензии являются следующие документы: условия пользования водными объектами; карта-схема земельного отвода ОАО «Саянскхимпром» с хозяйственными объектами, точками контроля и водоохранной зоной р. Оки; лимиты водопользования на текущий год; разрешение на сброс сточных вод на текущий период; расчет норм ПДС по р. Оке и план мероприятий по их достижению, утвержденные и согласованные в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальные нормы водопотребления, водоотведения, безвозвратного потребления и потерь, утвержденные и согласованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно условиям водопользования поверхностными водами предприятием водопользователем является: открытое акционерное общество «Саянскхимпласт» с дочерними и зависимыми обществами с правами юридических лиц: ОАО «Саянскхимппром», ЗАО «Химсода», ЗАО «Химтранс».
Данная лицензия согласована с Госкомприроды по Иркутской области № 245 от 06.05.2000, Центром Госсанэпиднадзора г. Саянск № 687 от 23.12.1999, Инспекцией рыбоохраны по Иркутской области № 176 от 03.06.2000.
Из статьи 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» следует, что при осуществлении определенного перечня деятельности обязательно должны "применяться" меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Ответчик с момента пуска в эксплуатацию очистных сооружений реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, кроме той, которая ранее была согласована, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства не производил.
Деятельность АО «Саянскхимпласт» в настоящий момент не оказывает воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания объекта первой категории рыбохозяйственного значения реку Ока.
На основании изложенного, представители ответчика просили в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель Бальчугова Н.Г. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные представителем ответчика Сергеевой Г.Г. и дополнительно пояснила, что представленные документы подтверждают, что у АО «Саянскхимпласт» имеются согласования на все деятельности предприятия и каждый раз при осуществлении новой деятельности ответчик готовит проектную документацию и получает согласование. Считает, что хозяйственная деятельность, о согласовании которой указал истец, относится к иной планируемой деятельности. Но ответчик никакой иной деятельности не планирует.
После пуска предприятия в эксплуатацию никаких технических изменений не произошло. Вся хозяйственная деятельность на тот момент согласована, сроков действия этого согласования не установлено. Другой деятельности, подлежащей согласованию, предприятием не осуществляется. В результате основной деятельности предприятия в воды р.Ока сбрасываются сточные воды, которые могут принести вред водным ресурсам, и эта деятельность уже согласована. Когда ответчик запланирует какую-либо деятельность в водоохраной зоне, тогда и обратится за отдельным согласованием.
Представитель третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Собенина А.А., действующая на основании доверенности № Д-12, выданной руководителем управления Р.В.Гармаевым, с объемом полномочий, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила отзыв на уточненное исковое заявление.
Из отзыва следует, что требования прокурора к АО «Саянскхимпласт» со ссылкой на ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
По мнению представителя, деятельность ответчика, оказывающая воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания объекта первой категории рыбохозяйственного значения р. Ока должна согласовываться с Управлением. По информации отдела регулирования рыболовства, аквакультуры и согласования Управления Ответчик ранее обращался с заявкой от 01.04.2021 №46/2328 о согласовании осуществляемой деятельности. По результатам рассмотрения заявки, письмом Управления №ИС-1918 от 30.04.2021 было отказано, в связи с несоответствием требований природоохранного законодательства, «Методики исчисления размера вреда, причинённого водным биоресурсам», утвержденной приказом Росрыболовства от 06 мая 2020 года №238. До настоящего времени Ответчик повторно с заявкой не обращался.
В отзыве на исковое заявление и возражения ответчика представитель А.А. Собенина указала, что с выводами ответчика в части того, что Росрыболовство и его территориальные органы согласовывают осуществление запланированной деятельности до ее осуществления, согласится нельзя, поскольку, если субъектом осуществляется деятельность по сбросу сточных вод в водные объекты, он должен иметь документы, подтверждающие согласование деятельности с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с действующим на тот момент законодательством и выполнение мероприятий, направленных на сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе, условий согласования такой деятельности. Согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства деятельности действует в течение срока, указанного субъектом хозяйственной деятельности в заявке о согласовании деятельности. Сведения о сроке осуществления согласованной, деятельности содержится в решении федерального органа исполнительной власти в области рыболовства о согласовании такой деятельности.
Ранее в судебном заседании представитель третьего лица Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Собенина А.А., поясняла, что для получения согласования необходимо представить к заявке ОВОЗ (оценка воздействия на биоресурсы), которая проектируется специализированной организацией; заключение научной организации, в котором прописывается рыбохозяйственный раздел. Заключение согласования хозяйственной деятельности после проверки всех представленных документов выдается в течение 30 дней. Срок действия согласования может быть разным, устанавливается Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Третье лицо Территориальный отдел контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания, представителя в судебное заседание не направил.
Суд, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 1 и 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.
В силу ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов субъектов Российской Федерации.
Статьей 11 ГК РФ предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст.22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из иных отношений (природоохранных отношений).
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Праву каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), корреспондирует обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающих воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основании следующих принципов: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; сохранение биологического разнообразия.
В соответствии со ст. 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Статьей 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания (часть 1).
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2).
Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации (часть 3).
Согласно п. 18 Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. № 997 при отборе воды из водоемов и водотоков должны предусматриваться меры по предотвращению гибели водных и околоводных животных (выбор места водозабора, тип рыбозащитных устройств, возможный объем воды и другие), согласованные со специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использованию объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» любая деятельность, влекущая за собой изменения среды обитания объектов животного мира и ухудшения условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Согласно ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным Кодексом и другими федеральными законами.
На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе сброса сточных вод (ч. 3 ст. 11 ВК РФ).
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. № 384 «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания» утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
В силу подпункта «б» пункта 3 указанных Правил территориальные органы Федерального агентства по рыболовству осуществляют согласование внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в случае внедрения указанных процессов и осуществления иной деятельности на территории одного субъекта Российской Федерации.
Пункт 4 Правил определяет, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству (его территориальные органы) заявку о согласовании, в которой указывают сведения: а) о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения; фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица (индивидуального предпринимателя); б) о документации, прилагаемой к заявке.
29 апреля 2013 года Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о мерах по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания N 380, в п. 2 которого закреплены меры по сохранению биоресурсов и среды их обитания (далее Положение № 380).
Пунктом 4 Положения №380 установлено, что при архитектурно-строительном проектировании, а также планировании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают предусмотренную подпунктом "б" пункта 2 настоящего Положения оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, требования к материалам которой устанавливаются в соответствии с ч. 3 ст. 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
При установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе, индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения (пункт 5 Положения № 380).
Анализ данных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что субъекты хозяйственной деятельности, независимо от организационно-правовых форм собственности, до начала осуществления хозяйственной или иной деятельности в пределах водоохраной и рыбоохранной зоны водного объекта в целях предотвращения или снижения воздействия такой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания, обязаны согласовать свою деятельность с территориальным органом Росрыболовства. На территории Иркутской области данное согласование осуществляет Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Перед согласованием указанной деятельности хозяйствующий субъект должен провести оценку воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, которую Положение №380 относит к числу мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания (подп. «б» п. 2 Положения).
Судом установлено, что Акционерное общество «Саянскхимпласт», согласно выписке ЕГРЮЛ, является юридическим лицом, созданным в 1998 году, основным видом деятельности которого является производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах (код по ОКВЭД 20.16). Хозяйственная деятельность ведется обществом на объекте, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, поставленном АО «Саянскхимпласт» по заявке №2848903 на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, подлежащего федеральному государственному экологическому надзору, присвоен код объекта 25-0138-001164-П, I категория негативного воздействия на окружающую среду, категория риска значительная (3), свидетельство о постановке на государственный учет объекта НВОС № 2848903 от 20.12.2016.
Ангаро-Байкальским бассейновым водным управлением АООТ «Саянскхимпром» были выданы лицензии на водопользование от 20.12.2000 и 27.06.2002, 22.12.2006, срок действия последней лицензии до 21.12.2011.
20 декабря 2011 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области и ОАО «Саянскхимпласт» заключен договор водопользования от 20.12.2011 №38-16.01.01.006-Р-ДЗВО-С-2011-00736100, предметом которого является предоставление Обществу в пользование р. Ока. Целью водопользования определено: забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов реки Ока (код водохозяйственного участка 16.01.01.006, географические координаты 54°09"50.9" с.ш. 102° 04"39.92" в.д.). Виды водопользования - совместное водопользование; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов, при условии возврата воды в водные объекты.
03 октября 2018 года Министерством природных ресурсов и экологии Иркутской области принято решение о предоставлении водного объекта р. Ока в пользование АО «Саянскхимпласт» в целях сброса сточных вод в реку Ока. Вид использования - совместное водопользование; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов, при условии возврата воды в водные объекты. Срок водопользования установлен с 04 декабря 2018 г. до 04 декабря 2028 г.
Ранее деятельность Зиминского химического завода была согласована заключением ЦУРЭН Главрыбвода по техпроекту пускового комплекса производства хлора и соды каустической на Зиминском химзаводе от 15 сентября 1978 г., дополнением к заключению № 30-11-09/1982 от 14 сентября 1978 г. по техпроекту производства поливинилхлорида для Зиминского химзавода от 6 апреля 1979 г. № 30-11-09/720.
Актом приемочной рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством производства поливинилхлорида на Зиминском химическом заводе от 31.10.1983 принят в эксплуатацию пусковой комплекс производства поливинилхлорида. В составе производства предусмотрена специальная установка, предназначенная для очистки загрязненных примесями органических веществ сточных вод, их сбросом на биологические очистные сооружения. Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР от 14.05.1980, 25.05.1981 выданы разрешения на специальное водопользование по ТЭО перспективного развития Зиминского химзавода.
Документов о результатах исследований по определению влияния метилцеллюлозы на водные объекты до ввода в эксплуатацию производства поливинилхлорида, заключения по техпроекту производства поливинилхлорида суду не представлено. Имеется лишь дополнение к заключению по техпроекту от 6 апреля 1979 года № 30-11-09/720 по техпроекту производства поливинилхлорида для Зиминского химзавода о том, что ЦУРЭН считает возможным согласовать проект по производства поливинилхлорида, который должен быть согласован до ввода в эксплуатацию производства поливинилхлорида, дополнительных документов ответчиком не предоставлено.
Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках анализа состояния законности в сфере исполнения природоохранного законодательства в 2021 году выявлено неисполнение АО «Саянскхимпласт» требований законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Прокуратурой установлено, что АО «Саянскхимпласт» при осуществлении деятельности по производству пластмасс и синтетических смол в первичных формах, при которой используется водный объект первой категории рыбохозяйственного значения для целей сброса сточных вод, сбрасывает загрязняющие вещества в водный объект - реку Ока в отсутствие заключения о согласовании деятельности в Ангаро-Байкальском территориальном управлении Росрыболовства (далее - АБТУР).
Прокурор в судебном заседании, не отрицая, что у ответчика согласована деятельность по сбросу воды, указала, что хозяйственная деятельность ответчиком с Росрыболовством не согласована.
Ответчик полагает, что хозяйственная деятельность согласовывается предприятием лишь в определенных случаях (проектировании, строительстве, реконструкции и т.д.). Деятельностью, которую осуществляет АО «Саянскхимпласт» в процессе производства пластмасс и синтетических смол в первичных формах и которая оказывает воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания объекта первой категории рыбохозяйственного значения р.Ока является деятельность по сбросу сточных вод в р.Ока, на которую у ответчика имеется согласование, иных видов деятельности они не ведут, строительство и реконструкцию не производят. Акт ввода в эксплуатацию производства поливинилхлорида был подписан, в том числе, начальником отдела по регулированию использования и охране вод Байкальского бассейнового Управления по регулированию использования и охране вод Минводхоза РСФСР, что свидетельствует о согласовании деятельности по сбросу сточных вод.
Судом установлено, что договор водопользования заключался ответчиком в 2011 году, после введения в действие новой редакции ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», действие которой распространяется на любую деятельность, оказывающую влияние на водные биоресурсы и среду их обитания, а не только при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов.
Из решения Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области о предоставлении водного объекта в пользование от 2018 г. следует, что водопользователь АО «Саянскхимпласт» обязан постоянно при использовании объектов обеспечивать соблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) согласовывается деятельность, осуществляемая не только в акватории водного объекта, но и на суше, в случае проведения работ в пределах водоохранной и рыбоохранной зон, а также за их пределами, если по результатам оценки воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания, обязательность проведения которой предусмотрена статьей 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», установлено, что такая деятельность может на них воздействовать.
На основании представленных документов указанным выше федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами) оценивается соответствие планируемых мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания подпунктам «б» - «ж» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. № 380, их достаточность, а также определяется возможность проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, или необходимость проведения мероприятий по устранению последствий негативного воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания, предусмотренных подпунктом «з» пункта 2 этого положения.
Таким образом, суд пришел к выводу, что законом предусмотрена обязательность проведения согласования с Федеральным агентством по рыболовству (его территориальными органами) деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, при этом ст. 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» не устанавливает каких-либо изъятий из данного правила.
Выданные Зиминскому химическому заводу и АООТ «Саянскхимпром» разрешения и согласования не соответствуют современным требованиям и не освобождают ответчика от согласования хозяйственной деятельности с Росрыболовством.
Деятельность ответчика АО «Саянскхимпласт», носящая длящийся характер, не может регулироваться лишь законодательством 1978-1979 годов и должна соответствовать современным требованиям.
Территориальным отделом контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства в отношении АО «Саянскхимпласт» было возбуждено дело об административном правонарушении за неисполнение требований ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», ответчик признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.48 КоАП РФ и вынесено постановление о назначении административного наказания от 1 февраля 2021 г. №18 в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Указанное постановление было обжаловано ответчиком, решением Саянского городского суда Иркутской области от 21 апреля 2022 г. постановление заместителя начальника Территориального отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Иркутской области Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства Собенина Д.А. № 18 от 1 февраля 2022 г. о назначении административного наказания, вынесенное в отношении АО «Саянскхимпласт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.48 КоАП РФ, оставлено без изменения, а жалоба генерального директора АО «Саянскхимпласт» - без удовлетворения, что также подтверждает ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по исполнению требований ст.50 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Ранее АО «Саянскхимпласт» принимало меры к совершению действий, указанных прокурором в иске. Так, АО «Саянскхимпласт» обращалось в АБТУР с заявкой от 1 апреля 2021 г. №46/2328 о согласовании осуществляемой деятельности, программой работ и оценкой воздействия на водные биологические ресурсы (разработчик ООО «ГидроБиоКонсалтинг» 2018 г.), по результатам рассмотрения которой природопользователю было отказано в согласовании осуществляемой деятельности (заключение от 30 апреля 2021 г. № ИС-1918), в связи с применением недействующей Методики исчисления вреда, причиненного водным биологическим ресурсам при подготовке оценки воздействия.
На основании изложенного, исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика являются иным толкование закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.
В удовлетворении ходатайства представителей ответчика о прекращении производства по делу судом отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора Байкальской межрегиональной природоохранной прокуратуры к Акционерному обществу «Саянскхимпласт» о присуждении к исполнению обязанности удовлетворить.
Присудить к исполнению обязанности Акционерному обществу «Саянскхимпласт» в срок до 01 июня 2024 согласовать деятельность, оказывающую воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания объекта первой категории рыбохозяйственного значения р. Ока с Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству.
Решение в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Саянский городской суд Иркутской области.
Судья: Е.Н. Гущина
Мотивированное решение изготовлено 7 ноября 2023 года.
Судья: Е.Н. Гущина