ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-7716/17 от 17.11.2017 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-7716/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2017 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Мусеевой Е.С.,

представителей истца Юдиной Е.А. (до объявления перерыва в судебном заседании), Шенцевой О.В. (после перерыва в судебном заседании),

ответчика Кулдошевой Н.А. (до объявления перерыва в судебном заседании),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Кулдошевой Н.А. о взыскании неосновательного обогащения, процентов,

у с т а н о в и л :

Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара») обратилось в суд с иском к Кулдошевой Н.А. о взыскании суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с ** ** ** в размере 89 941 рубль 56 коп. в качестве неосновательного обогащения; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** в размере 6899 рублей 36 коп.

Впоследствии ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» увеличило исковые требования, просило взыскать с Кулдошевой Н.А. сумму излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с ** ** ** в размере 103 637 рублей 17 коп. в качестве неосновательного обогащения; процентов за пользование чужими денежными средствами за период с ** ** ** в размере 7949 рублей 95 коп.

В обоснование иска указано, что Кулдошева Н.А. является получателем субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг с ** ** **, однако, впоследствии был выявлен факт представления Корякиным И.В. заведомо недостоверной информации о своих доходах, что является основанием для возврата необоснованно полученной субсидии за периоды с ** ** ** В частности, указано, что указано на несоответствие представленных ответчиком сведений о своих доходах за периоды ** ** ** сведениям, представленным в ИФНС России по г.Сыктывкару. Также указано на то, что Кулдошевой Н.А. был скрыт факт ее регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в период с ** ** ** сведений о доходах, полученных от предпринимательской деятельности не представляла.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ИФНС России по г.Сыктывкару.

В судебном заседании представитель ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» на иске настаивала.

Кулдошева Н.А., участвовавшая в судебном заседании до объявления судом 13.11.2017 перерыва в судебном заседании, с иском не согласилась.

Исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что Кулдошева Н.А. с ** ** ** сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ...

В соответствии с положениями ст. 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

При этом порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).

Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется уполномоченными Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Коми государственные учреждения Республики Коми – центры по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения. Таким учреждением, действующим на территории г.Сыктывкара, является истец.

С ** ** ** Кулдошева Н.А. являлась получателем субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу положений п. 8 Правил для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением, в том числе документов, подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. При этом для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

При этом согласно п. 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

В соответствии с п. 14 Правил ответственность за достоверность представленных сведений и документов несет заявитель. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.

Согласно п. 20 Правил размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее – региональные стандарты).

В силу п. 32 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии (далее – расчетный период).

Пунктом 34 Правил предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором ст. 5 и статьях 6-12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом, в том числе: видов доходов, указанных в п. 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, за исключением денежных эквивалентов полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в том числе льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых гражданам в виде скидок в оплате. Указанное изъятие применяется также в отношении одиноко проживающих граждан.

В силу п. 1 указанного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе: все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка; доходы от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества (земельных участков, домов, квартир, дач, гаражей); доходы от занятий предпринимательской деятельностью.

Согласно п. 36 Правил, если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Пунктом 60 Правил предусмотрено, что предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа, в том числе при условии: изменения размера доходов получателя субсидии и (или) членов его семьи, приходящихся на расчетный период (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии); представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера, либо невыполнения требований, предусмотренных п. 48 данных Правил, в течение одного месяца с даты уведомления получателя субсидии о приостановлении предоставления субсидии (при отсутствии уважительной причины ее образования).

Письмом от ** ** ** истец обратился в ИФНС России по г. Сыктывкару за предоставлением информации о соответствии представленных ответчиком сведений о своих доходах сведениям, имеющимся в распоряжении налогового органа.

Письмом от ** ** ** ИФНС России по г. Сыктывкару уведомила истца о несоответствии таких сведений за ** ** **

Всего за периоды с ** ** ** Кулдошевой Н.А. были выплачены субсидии на общую сумму ...

Суммы субсидий в размере .... были начислены за ** ** ** и выплачены фактический после истечения спорного периода.

Требования истца основаны на неправомерном получении ответчиком субсидий за периоды с ** ** **. При этом истцом заявлено о взыскании с ответчика сумм излишне выплаченных субсидий за период с ** ** **. Требований о взыскании сумм, выплаченных в ** ** **, суду не заявлено.

В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Законных оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда не имеется, в связи с чем решение суда в части взыскания сумм излишне выплаченных субсидий постановлено по требованиям о взыскании сумм, начисленных и выплаченных за периоды с ** ** **

К заявлению от ** ** ** Кулдошевой Н.А. была приложена справка о ее доходах как физического лица (форма № 2-НДФЛ), выданная ИП ... О.А., согласно которой Кулдошевой Н.А. в период с ** ** ** был получен доход на общую сумму ... (по ... ежемесячно).

При этом ИП ... О.А. в ИФНС России по г. Сыктывкару были представлены сведения, согласно которым доход Кулдошевой Н.А. за указанный период составил .... В частности, доход за ** ** **, согласно представленным в налоговый орган сведениям, составил ..., то есть на ... меньше, чем Кулдошевой Н.А. было сообщено истцу при обращении ** ** ** за предоставление субсидий.

Кулдошева Н.А. пояснила, что, вероятно, ИП ... О.А. была допущена ошибка при выдаче ей справки, которая была предъявлена истцу для получения субсидии, в налоговый орган при этом по окончании года были представлены достоверные сведения.

Также в ** ** ** Кулдошева Н.А. был получен доход в размере ... от администрации МО ГО «Сыктывкар» в качестве материальной помощи (код дохода 2760 – материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту).

Указанный доход в силу абзаца 5 пп. ж) п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, и пп. а) п.34 Правил подлежит учету при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии.Документов, подтверждающих получение данного дохода, ответчик истцу не представляла, в своем заявлении данных доход не декларировала.

Сведения о данном доходе имели значения для определения размера субсидии, при этом данных доход не мог повлечь утрату ответчиком самого права на получение субсидии.

Согласно представленному истцом расчету, произведенному с учетом достоверных сведений о доходах ответчика, суммы излишне выплаченных субсидий за период с ** ** ** составила .... При этом всего за указанный период ответчику были выплачены субсидии на сумму ...

Таким образом, сумма субсидий, полученных за период с ** ** **, в размере .... была выплачена ответчику излишне и к настоящему времени не возвращена.

С учетом изложенного, имеются законные основания для взыскания с Кулдошевой Н.А. суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период ** ** ** в размере ... При этом оснований для взыскания с ответчика оставшихся сумм субсидий за указанный период не имеется.

К заявлению от ** ** ** Кулдошевой Н.А. была приложена справка о ее доходах, за период с ** ** **, выданная ГУ РК «...», согласно которой общий доход ответчика за указанный период составил ...

В налоговый орган ГУ РК «...» были представлены сведения о доходах Кулдошевой Н.А. за ** ** **, согласно которым общая сумма ее доходов за период с ** ** ** составила также ...

Согласно материалам дела расхождения были связаны с периодами, на которые были отнесены работодателем те или иные доходы. Общая сумма дохода при этом не изменялась.

Данное обстоятельство не имело существенного значение для предоставления Кулдошевой Н.А. субсидии за период с ** ** ** или определения (изменения) ее размера.

Однако, в период с ** ** ** Кулдошева Н.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем истцу ею сообщено не было.

В период ** ** ** ИП Кулдошева Н.А. применяла специальный налоговый режим – единый налог на вмененный доход, избрав который ответчик взяла на себя обязанность данный налог, при котором налоговая база исчисляется из величины вмененного дохода, рассчитываемой как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности. При этом размер фактически полученного за налоговый период (квартал) дохода не влияет на размер такого налога.

Обратившись за применением в отношении нее такого специального налогового режима с целью использования предоставляемых им преимуществ, Кулдошева Н.А. согласилась с тем, что размер полученного ею как индивидуальным предпринимателем дохода будет определяться по правилам главы 26.3 Налогового кодекса РФ, а не исходя из фактически полученного дохода.

В нарушение требований пп. д) п. 8 Правил Кулдошевой Н.А. не были представлены для подтверждения ее доходов как индивидуального предпринимателя документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

С учетом изложенного, доводы Кулдошевой Н.А. о том, что фактически ею доходы в задекларированном размере получены не были, правового значения в рассматриваемом споре не имеет.

** ** ** ИП Кулдошевой Н.А. была передана в ИФНС России по г.Сыктывкару единая (упрощенная) налоговая декларация (включающая налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности), согласно которой величина вмененного дохода (за период действия специального налогового режима – единый налог на вмененный доход, то есть ** ** **) определена в размере ...

Кроме того, ** ** ** Кулдошевой Н.А. была передана в ИФНС России по г.Сыктывкару налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ** ** **, согласно которой Кулдошевой Н.А. был получен в ** ** ** доход от продажи квартиры в размере .... Указанный доход в силу абзаца 2 пп. е) п. 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 № 512, и пп. а) п.34 Правил подлежит учету при исчислении совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии.

Документов, подтверждающих получение данного дохода (от продажи недвижимости), ответчик истцу не представляла, в своем заявлении данных доход не декларировала. Сведения о данном доходе, исходя из его размера, влекли утрату ответчиком самого права на получение субсидии за период с ** ** **

Всего за указанный период Кулдошевой Н.А. было выплачено субсидий на общую сумму ...

Таким образом, сумма субсидий, полученных за период с ** ** **, в размере .... была выплачена ответчику излишне и к настоящему времени не возвращена.

С учетом изложенного, имеются законные основания для взыскания с Кулдошевой Н.А. суммы излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период ** ** ** в размере ...

К заявлению от ** ** ** Кулдошевой Н.А. была приложена справка о ее доходах, за период с ** ** **, выданная ГУ РК ...», согласно которой общий доход ответчика за указанный период составил ....

Сведений о доходах за указанный период в качестве индивидуального предпринимателя Кулдошевой Н.А. истцу представлено не было.

Всего за период с ** ** ** Кулдошевой Н.А. было выплачено субсидий на общую сумму ...

При этом согласно налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, переданным ИП Кулдошевой Н.А. в ИФНС России по г. Сыктывкару ** ** **, ее вмененный доход за первый квартал ** ** ** составил ..., за второй квартал ** ** ** – также ...

Согласно произведенному истцом расчету с учетом дохода, полученного от предпринимательской деятельности за период с ** ** **, Кулдошевой Н.А. не имела права на получение субсидий в период с ** ** **. За ** ** ** ответчик имела права на получение субсидии в размере ...

Доказательств, опровергающих расчеты истца, суду не представлено.

Таким образом, сумма субсидий, полученных за период с ** ** **, в размере ... была выплачена ответчику излишне и к настоящему времени не возвращена.

К заявлению от ** ** ** Кулдошевой Н.А. была приложена справка о ее доходах, за период с ** ** **, выданная ГУ РК «...», согласно которой общий доход ответчика за указанный период составил ...

Сведений о доходах за указанный период в качестве индивидуального предпринимателя Кулдошевой Н.А. истцу представлено не было.

Всего за период с ... (последний месяц спорного периода) ** ** ** Кулдошевой Н.А. было выплачено субсидий на общую сумму ...

При этом согласно налоговым декларациям по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, переданным ИП Кулдошевой Н.А. в ИФНС России по г. Сыктывкару ** ** **, ее вмененный доход за третий квартал ** ** ** составил ..., за четвертый квартал ** ** **...

Согласно произведенному истцом расчету с учетом дохода, полученного от предпринимательской деятельности за период с ** ** **, Кулдошевой Н.А. имела права на получение субсидий в период с ** ** ** в размере ...

Доказательств, опровергающих расчеты истца, суду не представлено.

Таким образом, сумма субсидий, полученных за период с ** ** **, в размере ...) была выплачена ответчику излишне и к настоящему времени не возвращена.

Также материалами дела подтверждается факт излишней выплаты Кулдошевой Н.А. субсидий за ** ** ** на суммы .... и ...., соответственно.

Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом в силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с положениями ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения указанных требований, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

Кулдошевой Н.А., злоупотребив предоставленным ей законом правом на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предоставила в ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» недостоверные сведения о своих доходах, что повлекло необоснованную выплату ей субсидий за период с ** ** ** на общую сумму ...

В силу п. 61 Правил возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, при наличии условий, указанных в подпунктах «а» - «в» п. 60 Правил, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата – по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмом от ** ** ** истец потребовал от Кулдошевой Н.А. возвратить излишне выплаченные суммы субсидии в размере ...

Впоследствии письмом от ** ** ** истец, уточнив сумму излишне выплаченных субсидий, потребовал от Кулдошевой Н.А. возвратить ...

Требования о возврате денежных средств Кулдошева Н.А. не исполнила.

В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Необоснованно выплаченные ответчику субсидии за период с ** ** ** на общую сумму .... являются неосновательным обогащением Кулдошевой Н.А. и подлежат взысканию с нее.

Законных оснований для взыскания с Кулодошевой Н.А. иных сумм субсидий, выплаченных за период с ** ** **, не имеется. Иск ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» в части взыскания денежных средств в размере ...., в виде излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с ** ** **, удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Кулдошевой Н.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Кулдошевой Н.А. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с ** ** ** в размере 57 822 рубля 67 коп. в качестве неосновательного обогащения.

В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Кулдошевой Н.А. о взыскании сумму излишне выплаченной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за счет средств республиканского бюджета Республики Коми за период с ** ** ** в размере 45 814 рублей 50 коп. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Д.А. Паншин