Дело №2-771/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2014 г. г.Нижнекамск
Нижнекамский городской суд РТ в составе: председательствующего судьи Фахрутдинова И.И., при секретаре Сафиуллиной Г.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... в интересах неопределенного круга лиц о прекращении допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна дельталета сбалансированным управлением ФИО1, возложении обязанности по сдаче свидетельства пилота после вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Татарский транспортный прокурор обратился в Нижнекамский городской суд в интересах неопределенного круга лиц о прекращении допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна дельталета сбалансированным управлением ФИО1, возложении обязанности по сдаче свидетельства пилота после вступления решения суда в законную силу.
Из содержания заявления прокурора следует, что татарской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности полетов в Частном образовательном учреждении «...
Частное образовательное учреждение «...» (далее - ...») зарегистрировано ... в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером ....
Деятельность ...» осуществляется на основании лицензии на право ведения образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан ... за номером 3337, а также свидетельства (сертификат) ..., выданного ... Федеральным агентством воздушного транспорта ..., согласно которому ...» соответствует требованиям Воздушного законодательства Российской Федерации и способен осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к свидетельству.
Согласно свидетельству № ..., выданного исполняющим обязанности директора ...» ФИО3, в период с ... по ... ФИО1 прошел обучение по программе «Переподготовка летного состава на сверхлегкие воздушные суда», в том числе прошел наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение.
Указанные дисциплины на основании задания на тренировку ФИО1... пройдены и по ним ... приняты экзамены ФИО4, который оказывает услуги ...» на основании договора от ... № 10/ДП по обучению управления воздушным судном, при этом ФИО4 не включен в состав ТКК Татарского МТУ ..., а также не является членом рабочей группы ТКК Татарского МТУ ВТ ... от ...», которым предоставлено право проверки теоретических знаний и практических навыков.
Таким образом, обучение ФИО1 по программе переподготовки пилотов на сверхлегкие воздушные суда осуществлялось лицом, которое не наделено такими полномочиями, а также не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности сертификата о соответствии требованиям федерального законодательства.
Приказом и.о. начальника Татарского МТУ ВТ ...ФИО5 от ... № 106, утверждено Положение «О Территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского ...», а также утвержден новый состав ТКК (приложение № 2) и председателем ТКК является ФИО6
Пунктом 4.4. Положения «О территориальной квалификационной комиссии и назначении территориальной квалификационной комиссии Татарского МТУ ВТ Росавиации» установлено, что территориальная квалификационная комиссия организовывает проверку представленных на рассмотрение документов и указанных в них сведений.
Согласно п. 5.1. вышеуказанного Положения, председатель территориальной квалификационной комиссии запрашивает необходимые сведения у юридических и физических лиц для проверки подлинности представленных на рассмотрение документов и указанных в них данных.
Кроме того, согласно п. 5.5. вышеуказанного Положения, председатель территориальной квалификационной комиссии принимает окончательное решение по присвоению квалификации, продлению свидетельства, восстановлении на летной работе после отстранения от полетов, представляемых на ТКК авиаспециалистов.
Однако, в нарушение вышеуказанного Положения (п. 4.4., 5.1.) председателем Территориальной квалификационной комиссии ...ФИО6 необходимые сведения для проверки достоверности представленных на рассмотрение комиссии документов и указанных в них сведений не истребованы, фактическая проверка документов и указанных в них сведений не проведена, вследствие чего ... принято решение по присвоению квалификации пилота-любителя (частного пилота) сверхлегкого ВС ГА с выдачей свидетельства ФИО1... допуск к полетам в качестве командира сверхлегкого ВС дельталета с балансирным управлением.
В связи с этим, прокурор просит прекратить допуск ФИО1 к полетам.
В ходе судебного заседания прокурор заявленные требования поддержал.
Заинтересованное лицо ФИО1 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. С учетом мнения участников процесса, дело рассмотрено в его отсутствие. На предыдущем судебном заседании ФИО1 и его представитель с заявлением прокурора не согласились, указав, что прокурором не были представлены доказательства нарушения прав, свобод или законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, ФИО1 как физическое лицо не может нести ответственность за действия, совершенные должностными лицами Территориальной квалификационной комиссии вопреки установленным процедурам. Кроме этого, как указано в свидетельстве пилота сверхлегкого воздушного судна URL ..., право пилота предоставлено решением ВКК и подписано председателем ТКК. Основанием для выдачи указанного свидетельства послужило решение ТКК. Данное решение никем не оспорено.
Как указано в свидетельстве пилота ФИО4..., ему присвоена квалификация «пилота-инструктора» с указанием типа воздушного судна - сверхлегкое воздушное судно с балансирным управлением дельталет, на который обучен ФИО1...» имели право на привлечение ФИО4 к учебной работе.
В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Сертификация авиационных учебных центров» (утв. приказом Федеральной авиационной службы РФ от ... № 23 (далее -ФАП № 23), а именно п. 3.2.4.1 конкретная структура разрабатывается АУЦ самостоятельно с учетом объема и вида выполняемых работ, а также с учетом организационно-правовой формы АУЦ.
Пунктом 4.1 ФАП № 23 летная подготовка осуществляется АУЦ с привлечением необходимого инструкторского состава и воздушных судов эксплуатанта.
Таким образом, воздушное законодательство разрешает привлекать инструкторский состав в не зависимости от вида правоотношений - гражданско-правовые или трудовые, следовательно, ФИО4 правомерно проводил обучение и принимал зачеты по результатам своего обучения.
В связи с этим, ФИО1 просил отказать в удовлетворении заявления.
Представитель межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Росавиации также просил отказать в удовлетворении заявления, указав, в период с ... по ... ФИО1 прошел обучение по программе «Переподготовка летного состава на сверхлегкие ВС», в том числе прошел наземную подготовку, тренажерную подготовку, проверку техники пилотирования и самолетовождения в полном объеме. Это подтверждается зачетно-экзаменационным листом, выданным ФИО1 с указанием дисциплин и результатов сдачи зачетов и экзаменов. Зачеты и экзамены по всем дисциплинам, в том числе, по «Практической аэродинамике», «Руководству по летной эксплуатации», принимались штатными преподавателям ...», которые включены в рабочую группу ТКК Татарского МТУ.
ФИО4 имеет свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна гражданской авиации ..., выданное ... полномочным органом Росавиации, с квалификационной отметкой от ... ...-инструктор». Ранее ФИО4 имел свидетельство пилота сверхлегкого летательного аппарата серия VII №000324, выданное высшей квалификационной комиссии ФАС ... г., с квалификационной отметкой от ... «Дельталеты, Пилот СЛА-Инструктор».
Таким образом, пилот-инструктор ФИО4 имел законное право заниматься теоретическим и практическим обучением пилотов сверхлегких воздушных судов (дельталеты).
Согласно «Временного положения о Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации», утвержденного Председателем ВКК ФИО7... г., пунктом 1.2 определен состав ВКК ГА, в который входят территориальные квалификационные комиссии при Межрегиональных территориальных управлениях воздушного транспорта (ТКК МТУ).
Пунктом 4.6 разрешается при необходимости или отсутствии в составе ВКК ГА (ТКК ГА) специалистов необходимого профиля, ВКК ГА (ТКК ГА) по согласованию с учебными и производственными организациями ГА, привлекают к работе необходимых экспертов для работы в составе ВКК ГА (ТКК ГА)».
Также Приказом №172 от ... «О подготовке к выполнению полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства Российской федерации и порядке замены свидетельств пилотов-любителей и пилотов сверхлегких летательных аппаратов» определено, что проверку знаний и квалификационные проверки в полете авиационного персонала производить силами специалистов ВКК ГА и ТКК ГА с привлечением специалистов соответствующей квалификации сертифицированных АУЦ.
На основании вышеизложенного пилот-инструктор ФИО4 привлекался как специалист необходимого узкого профиля.
Таким образом, по мнению заинтересованного лица, свидетельство пилота сверхлегкого воздушного судна выдано ФИО1 законно, процедуры выдачи свидетельства соблюдены в полном объеме.
Представитель АУЦ «Авиатор» также просил отказать в удовлетворении заявления прокурора, по основаниям, указанным в возражениях ФИО1, представителем межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Росавиации.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации под деятельностью, связанной с повышенной опасностью для окружающих, понимается, в том числе, использование транспортных средств.
В силу положений статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации» (далее ФАП), которые определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей, в том числе, свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна.
В соответствии с п. 2.1. ФАП № 147 следует, что для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота сверхлегкого воздушного судна с массой конструкции более 115 кг необходимо получить свидетельство. Согласно п. 2.8 ФАП № 147 следует, что обладатель свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна должен продемонстрировать знания, в том числе, в областях использования и практического применения параметров взлетных (стартовых), посадочных и других летно-технических характеристик, выполнения полетов в районах с интенсивным движением, а также основ полета применительно к пилоту сверхлегкого воздушного судна.
Согласно пункта 5 «Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.08.2013 N 670 проверка соответствия знаний лица, претендующего на получение свидетельства (далее - кандидат на получение свидетельства), требованиям федеральных авиационных правил (далее - проверка знаний) осуществляется высшей квалификационной комиссией или территориальными квалификационными комиссиями, образованными Федеральным агентством воздушного транспорта.
Проверка знаний осуществляется в форме тестирования.
По результатам проверки знаний оформляется протокол проверки знаний, в котором указывается фамилия, имя и отчество (при наличии) кандидата на получение свидетельства, вид свидетельства, для получения которого проводилась проверка знаний, дата, время, место проведения проверки знаний и информация о результате ее прохождения.
Протокол проверки знаний подписывается председателем квалификационной комиссии и заверяется ее печатью.
Кандидат на получение свидетельства проходит проверку соответствия навыков требованиям, установленным федеральными авиационными правилами (далее - проверка навыков), которая осуществляется по обращению кандидата на получение свидетельства к лицу, имеющему право проверки навыков.
Проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции пилота не может осуществляться лицом, участвовавшим в подготовке (обучении) кандидата на получение свидетельства.
Согласно пункта 8 вышеуказанных правил для получения свидетельства в орган по выдаче свидетельств подается представление образовательной организации или организации, осуществляющей обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, работодателя кандидатов на получение свидетельств (далее - представление) или заявление на выдачу свидетельства кандидата на получение свидетельства.
Судом установлено, что в период с ... по ... ФИО1 прошел обучение по программе «Переподготовка летного состава на сверхлегкие воздушные суда», в том числе прошел наземную подготовку, тренажерную подготовку, технику пилотирования и самолетовождение в АУЦ «Авиатор».
Указанные дисциплины на основании задания на тренировку ФИО1 пройдены ... и по ним ... приняты экзамены ФИО4, который оказывает услуги ЧОУ «...» на основании договора от ... № 10/ДП по обучению управления воздушным судном. Факт принятия ФИО4 экзаменов у ФИО1 подтверждается зачетно-экзаменационным листом и заданием на тренировку. Проверка теоретических и практических навыков ФИО1 по иным дисциплинам, приняты штатными преподавателями ...».
По результатам обучения ФИО1, АУЦ «Авиатор» направил в территориальную квалификационную комиссию Татарское МТУ ВТ Росавиации представление о присвоении квалификации пилота любителя сверхлегкого воздушного судна.
Решением ТКК ... от ... ФИО1 присвоена квалификация пилота-любителя ГА СВС, выдано свидетельство пилота с допуском к полетам в качестве командира ВС дельталета с балансированным управлением.
Согласно листу оценок проверки знаний по специальным дисциплинам на допуск к самостоятельной работе в качестве командира воздушного судна ТКК ..., проверку знаний ФИО1 по специальностям «руководство по летной эксплуатации ВС», «практическая аэродинамика», осуществлял ФИО4, что является нарушением пункта 5 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации». Так, как указано в данных правилах, проверка навыков кандидата на получение свидетельства, позволяющего выполнять функции пилота, не может осуществляться лицом, участвовавшим в подготовке (обучении) кандидата на получение свидетельства.
Кроме этого, как установлено судом, ФИО4, не включен в состав ТКК ..., а также не является членом рабочей группы ТКК Татарского МТУ ВТ ...», которым предоставлено право проверки теоретических знаний и практических навыков, и соответственно правом на проверку знаний кандидатов, в том числе ФИО1, на получение свидетельства не наделен.
Из вышеуказанного следует, что обучение ФИО1 по программе переподготовки пилотов на сверхлегкие воздушные суда осуществлялось лицом, которое не наделено такими полномочиями, а также не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности сертификата о соответствии требованиям федерального законодательства. Кроме этого, проверка знаний ФИО1 в территориальной квалификационной комиссии Татарского ... осуществлялась ФИО4, которые таким правом не наделен. Отсутствие у ФИО4 полномочий по проверке знаний ФИО8, подтверждается приказом руководителя Татарского ... от ... «О назначении территориальной квалификационной комиссии». ФИО4 в указанную комиссию не включен.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что привлечение ФИО4 в процедуру обучения ФИО8 и проверку его знаний ТКК ..., не противоречит пункту 4.6 временного положения «О высшей квалификационной комиссии гражданской авиации» Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ, подлежат отклонению.
Пунктом 4.6 указанного временного положения, предусмотрено, что высшая квалификационная комиссия» ГА по согласованию с учебными и производственными организациями ГА, при необходимости вправе привлекать к работе необходимых экспертов для работы в составе ВКК ГА. Между тем, как установлено судом, ФИО4 экспертом не является. Официально в состав ТКК ... включен не был. Проверка знаний кандидата ФИО8 осуществлена ФИО4 в отсутствие правовых оснований.
При таких обстоятельствах, выдачу ФИО8 свидетельства пилота-любителя и допуск его к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна дельталета сбалансированным управлением нельзя признать законным. Управление ФИО1 источником повышенной опасности без надлежащего обучения и проверки его знаний, создает непосредственную угрозу для окружающих, и является основанием для прекращения его права на допуск к полетам.
При этом, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требования прокурора о возложении на ФИО1 обязанности по сдаче свидетельства пилота после вступления решения суда в законную силу, поскольку прекращение права ФИО1 к полетам влечет аннулирование выданного ему свидетельства, и невозможность его использования. Удовлетворение требований прокурора в указанной части, при уклонении ФИО1 от добровольного исполнения, может повлечь неисполнимость решения суда, что приведет к нарушению одного из основополагающих принципов судопроизводства.
На основании изложенного, и руководствуясь, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Татарского транспортного прокурора удовлетворить частично.
Прекратить право допуска к полетам в качестве командира сверхлегкого воздушного судна дельталета сбалансированным управлением ФИО1, возникшее на основании свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от ... №URL, выданного ....
Разъяснить, что указанное решение является основанием для аннулирования свидетельства пилота сверхлегкого воздушного судна от ... №URL, выданного ....
В удовлетворении требований прокурора о возложении на ФИО1 обязанности по сдаче свидетельства пилота после вступления решения суда в законную силу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 1 месяца в апелляционном порядке через Нижнекамский городской суд.
Судья И.И. Фахрутдинов