Решение
Именем Российской Федерации
08 ноября 2018 года а. Адыге-Хабль, КЧР
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Найманова К.К.,
при секретаре судебного заседания Эскиндаровой З.М.,
с участием:
представителя истца- помощника <данные изъяты> межрайонного прокурора Аслануковой Р.Р.,
представителя ответчика - администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> об обязании администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> предусмотреть в бюджете района средства на мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений района,
установил:
<данные изъяты> межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> об обязании администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> предусмотреть в бюджете района средства на мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений района. В обоснование иска указал, что прокуратурой была проведена проверка полноты и эффективности действующих программ на территории <данные изъяты> муниципальных районов, в части антитеррористической защищенности образовательных учреждений.
Постановлением главы администрации <данные изъяты> муниципального района от <данные изъяты>__№__ утверждена муниципальная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории <данные изъяты> муниципального района на 2016-2020 годы».
Указанной программой мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений, не предусмотрены.
На реализацию указанных мероприятий необходимые средства, подтвержденные соответствующими финансовыми расчетами и документами, в расходую часть бюджета на 2018 год не включены.
Таким образом, отделом образования администрации <данные изъяты> муниципального района и администрацией <данные изъяты> муниципального района мер, направленных на включение в местный бюджет средств на антитеррористическую защищенность объектов образования, находящихся на балансе администрации района, не принималось.
Отделом образования администрации <данные изъяты> муниципального района главному распорядителю бюджетных средств района, а именно главе <данные изъяты> муниципального района, заявки о включении в бюджет средств, необходимых на антитеррористическую защищенность объектов образования не направлялись. На основании изложенного просит:
1. Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете района средства на мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений района.
В судебном заседании помощник <данные изъяты> межрайонного прокурора Асланукова Р.Р. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> муниципального района ФИО1 иск признал полностью, в удовлетворении заявленных требований не возражал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч.3 ст.173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с п.15 Постановления Правительства РФ от 07.10.2017 №1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки РФ и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» в отношении каждого объекта (территории) в соответствии с актом его обследования и категорирования должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения террористических актов, а также прогнозного объема расходов на выполнение соответствующих мероприятий и источников финансирования определяется перечень мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории).
На основании п.п.4,5 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35- ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений:
- обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;
- направляют предложения по вопросам участия в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и закона.
Согласно п.3 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 31.12.20015 №683, Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества по созданию благоприятных внутренних и внешних условий для реализации национальных интересов и стратегических национальных приоритетов РФ.
На основании п.5 ст.5 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» субъектами профилактики правонарушений являются, в том числе органы местного самоуправления.
Согласно ст.4 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется на основе следующих принципов: 1) приоритет прав и законных интересов человека и гражданина при осуществлении профилактики правонарушений; 2) законность; 3) обеспечение системности и единства подходов при осуществлении профилактики правонарушений; 4) открытость, непрерывность, последовательность, своевременность, объективность, достаточность и научная обоснованность принимаемых мер профилактики правонарушений; 5) компетентность при осуществлении профилактики правонарушений; 6) ответственность субъектов профилактики правонарушений и их должностных лиц за обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина.
На основании п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.03.2018 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», одним из вопросов местного значения муниципального района является участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» профилактика правонарушений осуществляется по следующим основным направлениям: в том числе защита личности, общества и государства от противоправных посягательств; предупреждение правонарушений; противодействие терроризму и экстремистской деятельности.
Реализация основных направлений профилактики правонарушений осуществляется посредством выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений; использования видов профилактики правонарушений и форм профилактического воздействия, установленных настоящим Федеральным законом; проведение мониторинга в сфере профилактики правонарушений; применения иных мер, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Согласно ст.ст. 4,5 Федерального закона от 29.12.20012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании изложенного, а также исходя из совокупности предусмотренных федеральным законодательством норм, регулирующих вопросы участия органов местного самоуправления в профилактике терроризма, экстремизма, эффективная работа на данном направлении органов местного самоуправления возможна лишь при наличии правового
обеспечения, в том числе, соответствующих муниципальных программ, обеспеченных достаточным финансированием.
<данные изъяты> межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка полноты и эффективности действующих программ на территории <данные изъяты> муниципального района, в части антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой было установлено, что постановлением администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ__№__ утверждена муниципальная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма на территории <данные изъяты> муниципального района на 2016-2020 годы».
Указанной программой мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений, не предусмотрены.
На реализацию указанных мероприятий необходимые средства, подтвержденные соответствующими финансовыми расчетами и документами, в расходую часть бюджета на 2018 год не включены.
Вместе с тем, была проведена работа по сбору и обработке информации на потребности по устранению нарушений антитеррористической защищенности объектов образования.
Направлено письмо в Министерство образования <данные изъяты> о необходимости финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности объектов образования на общую сумму <данные изъяты> тыс. рублей.
Таким образом, отделом образования администрации <данные изъяты> муниципального района и администрацией <данные изъяты> муниципального района меры, направленные на включение в местный бюджет средств на антитеррористическую защищенность объектов образования, находящихся на балансе администрации района, не принималось.
Отделом образования района главному распорядителю бюджетных средств района, а именно главе района, заявки о включении в бюджет средств, необходимых на антитеррористическую защищенность объектов образования не направлялись.
Указанные обстоятельства ведут к нарушению основных принципов противодействия терроризму, экстремизму, закрепленных федеральным законодательством.
Согласно Уставам образовательных учреждений района, учредителем и собственником имущества учреждений образования является муниципальный район.
Невыполнение администрацией <данные изъяты> муниципального района программных мероприятий в рамках профилактики противодействия терроризму и экстремизму нарушают права и свободы неопределенного круга лиц на защиту от террористической и экстремистской деятельности.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных <данные изъяты> межрайонным прокурором требований и считает необходимым обязать ответчика принять меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений требований законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования <данные изъяты> межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> об обязании администрации <данные изъяты> муниципального района <данные изъяты> предусмотреть в бюджете района средства на мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений района удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу предусмотреть в бюджете района средства на мероприятия, направленные на антитеррористическую защищенность образовательных учреждений района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца с подачей жалобы через Адыге-Хабльский районный суд.
Судья Адыге-Хабльского районного суда
Карачаево-Черкесской Республики Найманов К.К.