ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-771/18 от 24.09.2018 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

КОПИЯДело 2-771/2018

66RS0044-01-2018-000829-64

Решение

именем Российской Федерации

24 сентября 2018 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Карапетян Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Первоуральска Свердловской области Елисеева А.Н.,

представителей ответчика Общества с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» ФИО1 и ФИО2,

при секретаре судебного заседания Фаттаховой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Первоуральска Свердловской области в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» о признании деятельности по хранению отходов производства потребления на земельном участке противоправной,

установил:

в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, отходов производства и потребления, санитарно-эпидемиологического и земельного законодательства прокуратурой города установлено, что на земельном участке с кадастровым номером размещаются отходы производства и потребления. Указанный участок на основании договора купли-продажи прав долгосрочной аренды от 10.11.2015 принадлежит Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис». Переход права в установленном порядке зарегистрирован органами Росреестра. На указанном земельном участке расположены здания и сооружения, линейные объекты инженерной инфраструктуры, а также отходы в виде бытового и крупногабаритного мусора, как длительного хранения, так и недавно завезенные. Факт размещения и хранения отходов непосредственно на указанном земельном участке подтверждается рапортом старшего помощника прокурора, заключением и справкой специалистов, принимавших участие в обследовании земельного участка 13.12.2017 в присутствии представителей законного владельца земельного участка.

Согласно рапорту старшего помощника прокурора города Первоуральска А.Д. Мягкова от 09.01.2018 в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды установлено, что на земельном участке с кадастровым номером размещаются отходы производства и потребления. Согласно Правилам землепользования и застройки территорий городского округа Первоуральск, утвержденным решением Первоуральской городской Думы от 26.08.2010 , земельный участок с кадастровым номером находится в территориальной зоне П-1 «Производственная зона 1 класса». Из письма Администрации городского округа Первоуральск от 15.12.2017 следует, что в соответствии с Генеральным планом г.Первоуральска земельный участок относиться к территориям свалок и мусороперерабатывающих предприятий. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорный земельный участок относится к категории «земли поселений» с видом разрешенного использования под промышленную площадку завода. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 , для объектов размещения отходов, хранения таких отходов предусмотрен вид разрешенного использования как «специальная деятельность».

Проведенным 13.12.2017 обследованием указанного земельного участка установлено фактическое размещение отходов производства и потребления, их складирование непосредственно на самом земельном участке, а также длительное (более 11 месяцев) их хранение. Длительность хранения и размещения отходов подтверждается информацией ООО «ТБО Экосервис» и конкурсного управляющего ПМУП «Завод по переработке твердых бытовых отходов».

В нарушении п.3.7. ООО «ТБО Экосервис» допустило складирование отходов на площадке без искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, также по периметру площадки отсутствует обваловка.

Заместителем главного государственного инспектора городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель ФИО14 13.12.2017 в отношении ООО «ТБО Экосервис» составлено заключение. Как указано в заключении (л.д.44-46), на земельном участке с кадастровым номером расположены здания, принадлежащие на праве общей долевой собственности: Свердловской области в размере и Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» в размере . Кроме зданий, сведения о которых содержаться в ЕГРН, на участке находится полуразрушенный ангар. В производственном корпусе на момент проверки какая-либо деятельность не велась, также отсутствовала и деятельность на территории площадки. Однако, согласно пояснениям……., на данной площадке из хранящихся там отходов выбираются пластик и стекло для их последующей переработки. Также заключены договоры с магазинами на вывоз отходов, которые также идут на разбор для последующей переработки.

Участок по периметру огорожен бетонным забором, территория указанного участка занята хранящимися отходами. Также на территории находятся металлические контейнеры, большие мешки с пластиком, кучи мусора пластиковых ящиков, что отражено на фототаблице. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаем, предусмотренных частями 2 и 3 ст.8.8. КоАП РФ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8. КоПА РФ. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, утвержденными Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.2010, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: Свердловская область, город Первоуральск находится в зоне П-1 «производственная зона 1 класса» и в силу статьи 77 Правил для данной зоны вид разрешенного использования «специальная деятельность» с кодом строки 12.2, предусматривающей размещение объектов, размещение отходов, захоронения, хранения, обезвреживание таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировки бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки) не предусмотрен.

При проведении выездной проверки выявлено ненадлежащее использование земельного участка, не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью и разрешенным использованием земельного участка, а именно для осуществления деятельности по размещению отходов, что является нарушением требований ст.42 Земельного кодекса, за что предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст.8.8 КоАП РФ.

Выявленные в деятельности ООО «ТБО Экосервис» нарушения земельного природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства дают основания считать такую деятельность противоправной.

Прокурор г. Первоуральска Свердловской области ссылаясь на нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требования СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», на основании ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц, к ООО «ТБО Экосервис» с требованиями о признании противоправной деятельности по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером , в целях устранения выявленных нарушений, возложить обязанность в срок до 31.12.2018: представить в Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу документы, необходимые для включения земельного участка с кадастровым номером в государственный реестр объектов размещения отходов, привести в соответствие с действующим земельным и градостроительным законодательством вид разрешенного использования земельного участка, площадку для временного складирования отходов оборудовать искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, провести мероприятия по защите от воздействия атмосферных осадков и ветров поверхность хранящихся навалом отходов, оборудовать периметр площадки обваловкой.

Определением судьи от 09.02.2018 исковое заявление принято к производству.

К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Администрация городского округа Первоуральск, Первоуральска городская Дума и Департамент Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу.

В ходе рассмотрения спора по существу от прокурора г. Первоуральска поступило заявление о частичном отказе от иска. Прокурор просит признать деятельность ООО «ТБО Экосервис» по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной. В остальной части просил принять отказ от иска и прекратить производство по делу.

Суд принял отказ истца от заявленных требований и прекратил производство по делу по иску прокурора г. Первоуральска Свердловской области в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» о возложении обязанности в срок до 31.12.2018: представить в Департамент Росприроднадзора по УрФО документы, необходимые для включения земельного участка с кадастровым номером в Государственный реестр объектов размещения отходов, привести в соответствие с действующим земельным и градостроительным законодательством вид разрешенного использования земельного участка, площадку для временного складирования отходов оборудовать искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием, провести мероприятия по защите от воздействия атмосферных осадков и ветров поверхность хранящихся навалом отходов, оборудовать периметр площадки обваловкой, в связи с отказом истца от заявленных требований.

Истец настаивает на заявленных требованиях и просит признать деятельность ООО «ТБО Экосервис» по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной.

В обоснование доводов старший помощник прокурора г. Первоуральска Елисеев А.Н. указал, что поводом к обращению прокурора в суд с исковым заявлением послужило нарушение ООО ТБО «Экосервис» требований природоохранного законодательства, выявленных в ходе обследования территории земельного участка, проведенного 13.12.2017 прокуратурой г.Первоуральска с участием специалистов Роспотребнадзора и Росреестра.

Признание судом деятельности ООО «ТБО «Экосервис» в сфере обращения с отходами производства и потребления, в частности по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной, необходимо для реализации прокурором полного спектра мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение допущенных ООО «ТБО «Экосервис» нарушений, устранение их негативных последствий, защиту прав и законных интересов городского округа Первоуральск и его жителей. В частности, установлено использование земельного участка, предназначенного для производственной деятельности, для складирования и длительного хранения отходов производства и потребления, то есть не по целевому назначению. Принимаемые предприятием ООО «ТБО «Экосервис» к утилизации отходы хранятся навалом, непосредственно на земле, без укрытия, площадка для временного складирования твердых бытовых отходов не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность хранящихся навалом отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадки отсутствует обваловка. В ходе проведенного обследования, на территории земельного участка установлено наличие, хранящихся свыше 11 месячного срока, отходов производства и потребления как размещенных непосредственно ООО «ТБО «Экосервис» после 10.11.2015, так и ранее образовавшихся на участке, в том числе в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО». Не смотря на доводы ответчика - ООО «ТБО Экосервис» о том, что на земельном участке в течение длительного срока - свыше 11 месяцев, хранятся отходы, образовавшиеся в процессе производственной деятельности предыдущего пользователя земельным участком - ПМУП «Завод «ТБО», а отходы завезенные ООО «ТБО «Экосервис» своевременно перерабатываются и вывозятся до истечения указанного срока, материалами проверки, проведенной прокуратурой г.Первоуральска и представленными в суд доказательствами, находит полное подтверждение факт противоправного хранения ООО «ТБО «Экосервис» на земельном участке с кадастровым номером отходов производства и потребления свыше 11 месяцев. Так согласно ст.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Статья 226 ГК РФ устанавливает основания возникновения права собственности в отношении брошенного имущества. Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает землепользователя соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Положения ст.42 Земельного кодекса возлагают на землепользователя обязанность соблюдения и требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в случае осуществления деятельности, связанной с обращением с отходами. Ранее, на территории земельного участка с кадастровым номером деятельность в сфере обращения с отходами осуществлялась муниципальным предприятием ПМУП «Завод «ТБО». В настоящее время, данное предприятие прекратило свою деятельность в сфере обращения с отходами и с 2015 по 2017 годы, до полной ликвидации, не заявляло о намерении как-либо использовать размещенные на территории земельного участка отходы, вывезти их с территории или передать (продать) иным лицам. Указанные обстоятельства объясняются тем, что согласно информации, полученной от директора ООО «ТБО «Экосервис» ФИО7 и конкурсного управляющего ПМУП «Завод «ТБО» ФИО6, накопленные на земельном участке отходы производства и потребления собственностью ПМУП «Завод «ТБО» не являлись в соответствии с положениями договоров, заключенных ПМУП «Завод «ТБО» с юридическими лицами, передавшими отходы производства и потребления исключительно на утилизацию, без перехода права собственности. На период деятельности ПМУП «Завод «ТБО» все принятые на утилизацию отходы, согласно заключенным договорам, являлись собственность контрагентов, и не являлись брошенным имуществом, соответственно исполнение договорных обязательств - утилизация принятых отходов, не породило у ПМУП «Завод «ТБО» возникновения права собственности на них. После прекращения ПМУП «Завод «ТБО» деятельности в сфере обращения с отходами и перехода права пользования земельным участком к ООО «ТБО «Экосервис», не являющемуся правопреемником ПМУП «Завод «ТБО», не отвечающему по его обязательствам, и осуществляющему свою хозяйственную деятельность на основании договоров, самостоятельно заключенных от своего имени, без сохранения договорных отношений, возникших с участием ПМУП «Завод «ТБО», до настоящего времени ни одна из организаций, передавших отходы для переработки и утилизации ПМУП «Завод «ТБО» о своих правах на отходы не заявляла, вернуть их в свое владение и пользование полностью или частично не пыталась, на территории земельного участка отходы в зависимости от даты и источника поступления не разграничены, хранятся навалом, образуя единую имущественную массу. Администрация городского округа Первоуральск, являвшаяся учредителем ПМУП «Завод «ТБО», право собственности в отношении отходов, оставшихся на земельном участке после прекращения деятельности муниципального предприятия не приобрела, так как не приступала к их использованию и переработке. Принимая доводы ответчика - ООО «ТБО «Экосервис» о том, что на земельном участке с кадастровым номером в течение длительного периода времени - свыше 11 месяцев хранятся отходы, не принадлежащие ООО «ТБО «Экосервис», истец отметил, что в соответствии с положениями ст.236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Совершение собственником действий по устранению от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие- либо права на него влечет прекращение его права собственности на это имущество, что отражено в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2017)», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017. Учитывая, что организации, передавшие отходы ПМУП «Завод «ТБО» для утилизации полностью устранились от последующей реализации прав владения, пользования и распоряжения указанными отходами производства и потребления, никак не заявили новому арендатору земельного участка о намерении сохранить свои права на переданные ранее ПМУП «Завод «ТБО» отходы, непосредственно ПМУП «Завод «ТБО» право собственности на отходы не приобрело, у Администрации городского округа Первоуральск право на указанное имущество не возникло и не могло возникнуть, отходы, образовавшиеся на территории земельного участка с кадастровым номером в период деятельности ПМУП «Завод «ТБО» на момент начала деятельности на указанном участке ООО «ТБО «Экосервис» являлись брошенными. ООО «ТБО «Экосервис» приняв по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером , о наличии на территории чужого имущества, которое оно не желает принимать и которое препятствовало бы использованию земельного участка и осуществлению деятельности не заявило, и использовало земельный участок по своему усмотрению без каких-либо замечаний в адрес арендодателя - Администрации городского округа Первоуральск вплоть до 14.09.2018, то есть до периода, когда в рамках рассмотрения гражданского дела по иску прокурора в судебном заседании стали подробно выясняться вопросы приобретения ООО «ТБО «Экосервис» прав на отходы, расположенные на территории земельного участка. Не замечать до обращения прокурора в суд значительную (по утверждению ответчика) массу отходов производства и потребления, образовавшуюся на земельном участке в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО», ООО «ТБО «Экосервис» не могло, а соответственно намеренно допускало нахождение отходов производства и потребления, накопленных ранее, на земельном участке, в целях извлечения полезных свойств. На основании положений ст.226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 данной статьи. Согласно пункту 2 статьи 226 ГК РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Как следует из информации (Исх. от 19.12.2017) представленной в адрес прокуратуры г.Первоуральска директором ООО «ТБО «Экосервис» ФИО7, исследованной в судебном заседании, накопление отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке кадастровый номер , расположенного на окраине <...> м южнее автомобильного моста через реку Чусовая, в районе ул.Калинина, произошло в результате деятельности ПМУП «Завод ТБО». По сведениям, предоставленным ПМУП «Завод «ТБО», право собственности на ТБО и КГО, расположенных на земельном участке, принадлежит собственникам отходов и регулируется в соответствии со ст.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1996г. «Об отходах производства и потребления». Согласно договорным отношениям между ПМУП «Завод «ТБО» и юридическими лицами, ТБО и КГО приняты на утилизацию без перехода прав собственности. В настоящее время (исходя из содержания документа на 19.12.2017) на территории предприятия ими (исходя из содержания документа - ООО «ТБО «Экосервис») проводятся работы по извлечению вторичного сырья из данных отходов и их доведение до пятого класса опасности в целях формирования рекультивационных масс. ООО «ТБО «Экосервис» приступило - к выборке из отходов вторичного сырья, для последующего формирования рекультивационных масс. С момента подготовки данной информации (19.12.2017) и предоставления ее в прокуратуру г.Первоуральска и до настоящего времени ФИО7 об ошибочности или неточности представленных сведений не заявлял. Иные обстоятельства о деятельности ООО «ТБО «Экосервис» в отношении отходов производства и потребления, складированных на территории земельного участка с кадастровым номером до 10.11.2015г., то есть до возникновения прав на земельный участок у ООО «ТБО «Экосервис», не установлены.

Заявление представителей ответчика о том, что информация, представленная директором ООО «ТБО «Экосервис» ФИО3 о проведении работы по извлечению вторичного сырья из отходов, образовавшихся на территории земельного участка в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО», и их доведение до пятого класса опасности в целях формирования рекультивационных масс, является ошибочной, не соответствует действительности, в настоящее время направлено сокрытие противоправного характера деятельности ООО «ТБО «Экосервис». Проведение работ по извлечению вторичного сырья из складированных на территории земельного участка ТБО и КГО и их доведение до пятого класса опасности в целях формирования рекультивационных масс в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» свидетельствует об осуществлении ООО «ТБО «Экосервис» их использования в своей коммерческой деятельности, и согласно ч.2 ст.226 ГК РФ позволяет утверждать, что ООО «ТБО «Экосервис» указанными действиями обратило все находящиеся на территории земельного участка с кадастровым номером отходы, как единую имущественную массу, территориально не разделенную и территорией земельного участка, в том числе появившиеся на нем и до 10.11.2015г., в свою собственность. Ни до подачи прокурором искового заявления в суд о признании деятельности ООО «ТБО «Экосервис» по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной, ни в процессе рассмотрения дела, ООО «ТБО «Экосервис» отходы, расположенные на земельном участке и образовавшиеся в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО» не обособило, не выделило, до 14.09.2018 от прав на них в порядке, предусмотренном ст.236 ГК РФ не отказывалось. Только 14.09.2018, создавая видимость непринятия отходов в свою собственность и соответственно об отсутствии нарушений при их хранении, ООО «ТБО «Экосервис» направило в адрес Администрации городского округа Первоуральск обращение, в котором заявляет, что отходы, образовавшиеся в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО» препятствуют использованию земельного участка. О том, что указанные отходы ООО «ТБО «Экосервис» фактически приняты в собственность как брошенные, предприятие приступило к обращению с ними, ООО «ТБО «Экосервис» в своем обращении скрыло, что свидетельствует о недобросовестном характере деятельности организации. Более того, ООО «ТБО «Экосервис» использует всю территорию земельного участка с кадастровым номером в своей противоправной деятельности, в том числе, размещая вновь ввозимые отходы навалом, поверх образовавшихся ранее (в период деятельности ПМУП «Завод «ТБО»), исключая любую возможность реализации прав прежних собственников на ранее образовавшиеся отходы. Таким образом, очевидно, ООО «ТБО «Экосервис» полностью использует всю территорию земельного участка, и находящееся на нем имущество, не исключая ранее образовавшиеся отходы, в своей деятельности по обращению с отходами, а обращение от 14.09.2018 г. в Администрацию городского округа с обращением о якобы имеющем место нарушении прав арендатора земельного участка, является фиктивным, направлено на сокрытие допущенных нарушений. Доводы представителей ООО «ТБО «Экосервис» о том, что предприятием из отходов, образовавшихся на земельном участке в процессе деятельности ПМУП «Завод «ТБО» всего лишь выбрано вторичное сырье в незначительном объеме, на которое возможно и возникло право собственности, а остальное имущество - отходы производства и потребления, расположенные на арендуемом земельном участке, ООО «ТБО «Экосервис» не принадлежало и не принадлежит, а соответственно и хранение указанных отходов организация не осуществляет, противоречит положениям действующего законодательства. Выборка вторичного сырья из складированных на территории отходов производства и потребления, независимо от объема и результативности (полученной прибыли) является деятельностью в сфере обращения с отходами - обработка отходов (предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку) (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Указанная деятельность подлежит лицензированию, осуществляется в месте, специально определенном для указанной деятельности. В данном случае таким местом выступает территория земельного участка с кадастровым номером , на которой ООО «ТБО «Экосервис», в соответствии с условиями лицензии, осуществляет деятельность в сфере обращения с отходами. Отходы производства и потребления, находящиеся на территории земельного участка обособлены территориально территорией участка, не разграничены по видам и группам. Помимо выборки вторичного сырья, ООО «ТБО «Экосервис» территорию заполненную ранее образовавшимися отходами использует по своему усмотрению для размещения вновь ввозимых отходов, размещая их навалом, поверх образованных ранее. Соответственно, деятельность ООО «ТБО «Экосервис» в отношении ранее образовавшихся отходов, должна расцениваться как их обработка, то есть обращение, причем в отношении всей массы, расположенной на территории земельного участка. В сложившейся ситуации после навала ООО «ТБО «Экосервис» вновь ввезенных отходов производства поверх образовавшихся ранее, невозможно уже отграничить одни отходы от других, разделить их по датам поступления и по контрагентам, передавшим их на утилизацию. Приняв земельный участок в аренду с находящимся на нем обременением в виде отходов производства и потребления, не заявив об отказе в принятии их в собственность и не обособив от отходов, перерабатываемых в процессе собственной деятельности, приступив к обработке ранее образовавшихся отходов и навалу на ранее образовавшиеся отходы вновь ввезенных, ООО «ТБО «Экосервис» само их обезличило, придав вид и статус единой массы. Соответственно обработка части единой массы отходов, влечет признание за ООО «ТБО «Экосервис» права собственности на всю массу, то есть на все отходы производства и потребления, находящиеся на земельном участке, не зависимо от периода их образования.

Противоправная деятельность ООО «ТБО «Экосервис» в сфере обращения с отходами уже привела к негативным последствиям в виде возникновения чрезвычайной ситуации, обусловленной угрозой распространения огня на жилой сектор п.Магнитка в результате загорания полигона завода ТБО. ООО «ТБО «Экосервис», используя складированные на земельном участке отходы производства и потребления для получения прибыли, отрицая при этом очевидный факт наличия обязанностей по исполнению требований федерального законодательства в сфере обращения с отходами, допустило нарушение условий хранения отходов производства и потребления - хранило на земельном участке, не предназначенном для указанных целей, с нарушением требований СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», не обеспечило надлежащую охрану территории, и как следствие - возникновение пожара. Кроме того, нарушение условий размещения отходов производства и потребления, в том числе химических веществ, их длительное хранение непосредственно на почве, вне специальных хранилищ, на землях населенного пункта, повлекло угрозу причинения существенного вреда здоровью человека и окружающей среде, и данные действия содержат признаки уголовно наказуемого деяния, предусмотренного ст.247 ч.1 УК РФ - нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов. При указанных обстоятельствах деятельность ООО «ТБО «Экосервис» в сфере обращения с отходами производства и потребления, в частности по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером нельзя считать добросовестной и законной.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования о признании деятельности ООО «ТБО «Экосервис» по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке противоправной, не признает в полном объеме. Считаем, что в ходе рассмотрения дела доводы истца не нашли своего подтверждения. В соответствии с лицензией, техническим регламентом, заключенными договорами, ООО «ТБО Экосервис» деятельность по обработке отходов, поступающих от перевозчика, извлекает вторичное сырье для реализации, а оставшиеся отходы возвращает перевозчику, для размещения последним отходов на полигонах. Вторичное сырье упаковывается, формируется в партии для реализации и хранится на складе вторсырья. Ответчиком предоставлены суду документы, подтверждающие данные обстоятельства, которые не оспаривались прокурором и приобщены к материалам дела. Документально подтверждено, что ООО «ТБО Экосервис» принимает определенное количество отходов, извлекает из них полезное сырье, которое остается на территории завода для продажи, а оставшиеся отходы возвращает перевозчику. Накопление отходов не производится и истцом данный факт не опровергнут. Просит учесть, что фактически деятельность ответчиком осуществляется с ноября 2017 года, то есть в течение девяти месяцев, а не 11 -ти, как заявлено в исковых требованиях. Данный факт также подтверждается и пояснениями представителя Департамента Росприроднадзора, который пояснил, что ООО «ТБО «Экосервис» за 2015 и 2016г.г. отчеты не предоставлены, поскольку в 2015г. и в 2016г. ответчик деятельность на данном участке не осуществлял. Согласно имеющейся отчетности 2-ТП за 2017 год ответчиком принимались отходы в объеме 1600 тн. от офисных помещений, которые затем переданы сторонней организации для захоронения на полигоне. На территории земельного участка находится площадка для компостирования, где не отсортированная часть отходов может храниться в течение 6 месяцев. На указанный продукт разработан технологический регламент, который также приобщен к материалам дела. Данная площадка соответствует санитарным требованиям, предъявляемым к местам временного складирования отходов. Данный факт подтверждается документами периода строительства муниципального завода ТБО: Заключением Управления по Свердловской области Главгосэкспертизы России от 05.08.2005., разрешением на ввод в эксплуатацию от 15.10.2007, актом приемки законченного строительством объекта от 20.06.2007, актом государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 25.11.2005, а также Актом проверки Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу -л от 15.07.2016, Актом обследования от 23.05.2016, проведенного Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области», согласно которому накопление отходов, образующихся от деятельности ООО «ТБО «Экосервис» осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»; Экспертным заключением Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» от 27.11.2017 , согласно которому требования, установленные в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для ООО «ТБО «Экосервис» соответствует требованиям СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест; ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»; ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»; ГН 2.1.6.1983-05 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест. Дополнения и изменения N 2 к ГН 2.1.6.1338-03», и иными актами проверок надзорных органов, приобщенными к материалам дела. На той части земельного участка, на которой не имеется навалов старых отходов, образованных предыдущим предприятием ПМУП «Завод по переработке ТБО», и которая по факту используется ООО «ТБО Экосервис», разрешено временно складировать отходы, поскольку данная территории соответствует санитарным требованиям для площадок временного складирования. Истцом не оспаривается факт того, что отходы, расположенные на земельном участке, в объеме 39000 тонн образованы в период деятельности предыдущего предприятия ПМУП «Завод по переработке ТБО», на это было указано в исковом заявлении, в рапорте по результатам проведенной проверки в декабре 2017г. Не оспаривался данный факт и в судебном заседании. Специалист ФИО9 пояснил также, что объем отходов, который он увидел, возможно накопить «не за одно десятилетие». Объем старых отходов также подтверждается техническим отчетом, приобщенным к материалам дела. Старые отходы не перемешаны со свежими отходами, обрабатываемыми ответчиком. С доводами истца о том, что невозможно разграничить старые и новые отходы ни по объему, ни по территории, ответчик не согласен. Им (ответчиком) представлены документы, подтверждающие факт того, что отходы можно разграничить как по территориальному признаку так и по объему. Объем обрабатываемых отходов подтверждается справками ООО «ТБО «Экосервис» о принятых, обработанных и переданных для размещения на полигонах отходах, фактически с показателем 0. Истцом не представлено и нашло своего подтверждения то обстоятельство, что свежие отходы складируются поверх старых отходов, поскольку ни в одном из актов осмотра территории это не отражено. Опрошенные в судебном заседании свидетели и специалисты на данное обстоятельство не указывали. К показаниям специалиста ФИО9 - эколога, участвовавшего в проведении осмотра территории 28.08.2018 просит отнестись критически, поскольку в справке, приобщенной к материалам дела, им изложены данные о возрасте и запахе отходов, высоте навалов и прочие выводы, которые сделаны без проведения специальных замеров и исследований. Допрошенный в судебном заседании ФИО9 пояснил, что «на глаз» возраст отхода определить он не может. При себе у него не было специальных приборов, все замеры им производились только визуально. Соответственно, все цифры, объемы и выводы в справке не являются достоверными. О том, что возраст отходов невозможно определить без специальных исследований подтвердил и представитель Росприроднадзора. Также ФИО9 и истец, в подтверждение того, что свежие отходы складируются поверх старых отходов, утверждали, что свежие отходы обнаружены на территории, обозначенной в плане эколога цифрой (7), несмотря на то, что на данном участке никто из участников осмотра не был. Выводы истца противоречат пояснениям самого ФИО9, который в судебном заседании пояснял, что на территории земельного участка навалы отходов высотой более 3, а местами больше 5 метров «вообще везде». Просит в исковых требованиях о признании деятельности ООО «ТБО «Экосервис» по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке противоправной отказать.

Представитель ответчика ФИО4 действующая на основании ордера, доводы истца считает необоснованными. Для установления субъекта ответственности необходимо обратиться к ст.3.1 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса» в редакции от 18.12.2006, где прямо указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю, собственности поселений городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. На этой территории есть объекты, которые находились в собственности долевой муниципалитета и Свердловской области. Исходя из этой нормы закона можно сделать вывод, что право собственности на земельный участок тоже долевая. Ст. 42 Земельного кодекса РФ звучит совсем не так как говорит истец. Предприятие ООО «ТБО «Экосервис», созданное в 2015 году, не может отвечать за мусор, накопленный с 2005 года. Сам факт накопления отходов на оспариваемом земельном участке с 2005 года до момента создания ООО ТБО «Экосервис» истцом не оспаривается. Росприроднадзор занял позицию истца, указывая, что право собственности на отходы у ООО «ТБО «Экосервис» возникло в силу ст.226 ГК РФ. Для того чтобы понять возникло право собственности и у кого оно возникло, следует обратиться к содержанию ст. 226 ГК РФ, которая дословно гласит, что движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными. Может ли вещь считаться брошенной. Собственником участка в их случае являются в долях муниципалитет и область. Можно понять ситуацию, когда взяли и на «мусорку» выбросили вещи и отказались от права собственности. Здесь совсем иная ситуация. Здесь собственник на своем участке продолжает хранить какие-то вещи, брошенные другими предприятиями, отказом от собственности здесь считать нельзя. В данной ситуации вступает презумпция главной вещи, принадлежность, из которого следует, что главная вещь это земля, а все, что находится на ней это принадлежность. Каких-либо действий об отказе от права собственности от администрации ГО Первоуральска не поступало. Отходы они не вывозили, а продолжали хранить. Ответственность администрации существует в данном случае в силу закона за то, чтобы что-то делать с мусором содержится в ст.8 ФЗ №89 «Об отходах производства», где прямо указано, что полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору, в том числе раздельному транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, хранению твердых коммунальных отходов на территории соответствующих районах. То есть собственник земельного участка обязан заботиться о своем имуществе, отказываться от него никто не имеет право в силу данного закона и в силу закона «Об общих принципах местного самоуправления», то есть это ответственность администрации ГО Первоуральска, чтобы что-то сделать с этими отходами. Они посчитали нужным продолжать хранить на участке эти отходы. Никаких действий по отказу от права собственности не предпринималось, никаких писем и договоров по передаче ООО ТБО «Экосервис» о передаче мусора, как движимых вещей не заключалось. Считает, что субъект ответственности за хранение это собственник земельного участка, являющего по совместительству учредителем МУП, а в силу закона ГО Первоуральск имеет автоматическое право собственности на имущество соответственно как орган местного самоуправления и силу ст.8 ФЗ №89. Получается хранение это деятельность, которую на сегодня осуществляет не ООО ТБО «Экосервис», а ГО Первоуральск, располагая с 2005 года и храня это имущество на своей территории. ООО ТБО «Экосервис» субъектом ответственности не может быть в связи с тем, что у этого имущества есть другой хранитель в силу закона. Относительно доказательств по заключению эколога можно сказать, что достоверным и установленным является только место расположения отходов, то что можно видеть визуально. Как специалистом, им там ничего не замерялось, информационные данные являются недостоверными. Доводы его не могут быть использованы как доказательство в части объемов. Просит в удовлетворении требований прокурора отказать, считает деятельность предприятия законной, в деле нет доказательств, подтверждающих хранение отходов ответчика свыше 11 месяцев.

Представитель третьего лица администрации городского округа Первоуральск ФИО5 по заявленным исковым требованиям Прокурора города Первоуральска о признании деятельности ООО «ТБО «Экосервис» по хранению отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером противоправной пояснила, что ООО «ТБО «Экосервис» владеет земельным участком с кадастровым номером на праве аренды, на основании договора от 10.11.2015. Согласно статье 4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Согласно части 2 статьи 226 Гражданского кодекса РФ лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность. На земельном участке размещены и хранятся бытовые отходы, что не оспаривается ответчиком, но право собственности ответчиком на них не признается. Однако, пользуясь на законном основании земельным участком, ООО «ТБО Экосервис» допускает хранение отходов потребления на земельном участке. В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ ответчик, как землепользователь, обязан соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Следовательно, ООО «ТБО Экосервис» обязан соблюдать требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» как при производственной деятельности, так при использовании занимаемого земельного участка. При этом, вопреки доводам ртветчика, Администрация городского округа Первоуральск не являлась собственником коммунальных отходов на территории бывшего МУП «Завод ТБО». Согласно части 1 статьи 18 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Оставшееся после завершения процедуры конкурсного производства имущество, в том числе твердые коммунальные отходы Администрации городского округа не передавалось. Администрация право собственности на это имущество никогда не имела и акта передачи имущества тоже нет. Что касается приема передачи земельного участка считаю, что это не обоснованные доводы в собственность обратно этот участок не возвращался, были переданы без передачи в муниципальную собственность, без наличия обременения и арендаторов. По договору аренды была обязанность передачи конкурсному управляющему, имущества происходила в рамках конкурсного производства. Всем имуществом распоряжается конкурсный управляющий, предприятие обанкротилось, имущество обратно в администрацию не передавалось. права аренды. В 2005 году находился во владении юридических лиц, так и на сегодняшний день на

Представитель третьего лица Первоуральской городской Думы ФИО8 суду пояснил, что рассмотрение заявленных требований оставляет на усмотрение суда. В соответствии с Уставом п.п.46 п.1 ст.31, в котором указано, что полномочия по подготовке проекта внесения изменений в Правила землепользования находятся в исключительных полномочиях администрации. На сегодняшний день в материалах дела имеется заявление ответчика о внесении изменений. На сегодняшний день в Городскую Думу о разрешении изменений в Правила землепользования не внесены. Не проведены первичные слушания, не обозначено будут ли проведены изменения в Правила землепользования.

Представитель третьего лица Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу старший государственный инспектор ФИО10 суду пояснил, что готовясь к процессу, пришлось поднять всю разрешительную документацию. Есть ряд непонятных моментов, в частности, была изучена отчетная документация, которая должна направляться в органы Росприроднадзора ежегодно. Речь идет о статистической отчетности по отходам. Во первых, отчет сдан только в прошлом году за 2017 год. За 2015,2016 годы отчеты не сдавались. Исходя из той информации, что участок используется предприятием с 2015 года, непонятно почему нет отчетности за предыдущие 2015,2016 годы. Исходя из той информации, которая есть в отчете за 2017 г., предприятие приняло или образовало у себя только один отход, информации о каких-либо других отходах в отчете отсутствует. Имеются в виду те отходы, которые поступали от сторонних организаций. ООО «ТБО Экосервис» в соответствии со своей лицензии осуществляет обработку, обезвреживание отходов. Информации о принятых, обработанных, обезвреженных, накопленных отходах в отчете нет. Речь идет об отходах от мусора офисных помещений и организаций неотсортированных крупногабаритных. Отходы образовались в течение всего года в объеме 1 600 кг, это отходы 4 класса, отход передан в сторонние организации для дальнейшего захоронения. Если отчет не представлен в установленный срок, то предусмотрена административная ответственность юридического лица. Ввиду большого объема отчетов, Департамент не может все проанализировать. Информация прослеживается по количеству сданных отчетов. Если предыдущее юридическое лицо оставило отходы, то в данном случае необходимо принимать их по факту. ООО «ТБО «Экосервис» фактически вступил в обращение с отходами, соответственно, в данном случае устанавливается факт обращения с отходами. Заключив договор купли-продажи, у ООО «ТБО «Экосервис», когда они начали с этими отходами работать, появились обязанности.

В материалах дела имеется пояснительная записка директора ООО «ТБО «Экосервис», из содержания которой судом установлено что, они осуществляли переработку отходов, которые находятся на земельном участке, то есть извлекали из них вторичное сырье. Эта объяснительная записка была представлена в декабре 2017 года. Обращаясь к содержанию ч.2 ст.226 ГК РФ можно сказать, что юридическое лицо, в пользовании которого находится земельный участок, где размещены отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие о приобретении права собственности. Как только ООО « ТБО «Экосервис» начало работу с отходами у них возникло право собственности на эти отходы в полном объеме и, соответственно, появились обязанности.

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу ст. 3 данного Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, возмещение вреда окружающей среде, запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Положениями ст. 4 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно ст. 51 вышеназванного Федерального закона, п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов в почву запрещается.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

При этом, положениями ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов (ст. 12 указанного Закона).

Из материалов дела следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 114 000 кв.м., находящийся в пользовании ответчика ООО «ТБО «Экосервис», на которой имеется промышленная площадка завода, не является полигоном твердых бытовых отходов. В перечень объектов размещения промышленных и твердых бытовых отходов, расположенных на территории Свердловской области, зарегистрированных в Государственном реестре объектов размещения отходов, указанный объект, в отношении которого прокурором заявлен иск, не включен.

Предметом судебного разбирательства является требование прокурора г. Первоуральска Свердловской области, действующего в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО «Экосервис» о признании деятельности предприятия по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной. Иных требований истцом не заявлено. Как указал прокурор, это необходимо для реализации прокурором полного спектра мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение допущенных ООО «ТБО «Экосервис» нарушений, устранение их негативных последствий, защиту прав и законных интересов городского округа Первоуральск и его жителей.

Согласно договору аренды земельного участка от 23.11.2005 -М между МУГИСО, именуемым далее арендатор, и Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Завод по переработке твердых бытовых отходов» был заключен договор аренды земельного участка площадью 114 000 кв.м. расположенного по адресу: город Первоуральск, на участке имеется промышленная зона, кадастровый номер земельного участка (пункт 1.2.), категория земель – земли поселений (пункт 1.3.). Участок предоставлен с целевым использованием под промышленную площадку завода. Срок аренды и обязательства по договору устанавливаются на срок с 01.01.2005 по 01.01.2054. (п.п.1.4, 1.5.). Разделом 2 определены права и обязанности сторон (л.д.63-71)

10.11.2015 между Первоуральским муниципальным унитарным предприятием «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (продавец) и Обществом с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» (покупатель) был заключен договор купли-продажи прав долгосрочной аренды земельного участка (л.д.72-74)

Земельный участок в соответствии с п.3.1. передан продавцом покупателю по акту приема-передачи, подписанному полномочными представителями сторон (л.д.75)

Согласно ответу ООО «ТБО Экосервис» накопление отходов производства и потребления, расположенных на земельном участке на окраине города Первоуральска 1740м. южнее автомобильного моста через реку Чусовая в районе улицы Калинина кадастровый номер произошло в результате деятельности ПМУП «Завод ТБО».

По сведениям, предоставленным ПМУП «Завод ТБО», право собственности на ТБО и КГО, расположенные на земельном участке, принадлежит собственникам отходов и регулируется в соответствии со ст.ФЗ № 89-ФЗ от 24.06.1996 «Об отходах производства и потребления».

Согласно договорным отношениям между ПМУП «Завод ТБО» и юридическими лицами, ТБО и КГО приняты на утилизацию без перехода права собственности (л.д.42)

Специалист ФИО14 заместитель главного государственного инспектора городского округа Первоуральск, Шалинского городского округа, городского округа Староуткинск, Новоуральского городского округа Свердловской области по использованию и охране земель, суду пояснила: 13.12.2017 совместно с прокуратурой г.Первоуральска проведена выездная проверка в отношении ООО «ТБО «Экосервис» при использовании земельного участка. Согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования – под промышленную площадку завода площадью 114000 кв.м., переданный в аренду сроком на 49 лет Земельный участок используется ООО «ТБО «Экосервис» на основании договора купли-продажи прав долгосрочной аренды и дополнительным соглашением к нему на период с 19.01.2016 по 01.01.2054. На указанном земельном участке расположены здания по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве общей долевой собственности. В ходе выездной проверки установлено, что кроме зданий, сведения которые содержатся в ЕГРН, на участке находятся полуразрушенный ангар. В производственном корпусе на момент проверки какая-либо деятельность не велась, также отсутствовала и деятельность на территории площадки, однако согласно пояснениям на данной площадке из хранящихся там отходов, выбираются пластик и стекло для их последующей переработки. Также заключены договоры на вывоз отходов, которые также идут на разбор с последующей переработки. Участок по периметру огорожен бетонным забором. Территория указанного участка занята хранящимися отходами. Также на территории находятся металлические контейнеры. Большие мешки с пластиком, кучи мусора, пластиковых ящиков. В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории городского округа Первоуральск, утвержденными Решением Первоуральской городской Думы от 26.08.2010, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне П-1 «Производственная зона 1 класса». В силу ст.77 Правил для данной зоны вид разрешенного использования «специальная деятельность» с кодом строки 12.2, предусматривающий размещение объектов размещения отходов, захоронения, хранения. Обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонной по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки) не предусмотрен. При проведении выездной проверки выявлено ненадлежащее использование земельного участка с кадастровым номером , не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием земельного участка, а именно, для осуществления деятельности по размещению отходов, что является нарушением требований ст.42 Земельного кодекса РФ, за что ч.1 ст.8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. После проведении проверки ею была составлена фототаблица и схематический чертеж земельного участка. Схематический чертеж фиксирует общие границы земельного участка, 3.12.2017 при проведении проверки было очень холодно, снег. Но несмотря на это, отходы были видны, что отражено на представленной к заключению фототаблице. Какую площадь земельного участка занимают отходы, она не определяла, Во время проверки какой- либо деятельности в производственном корпусе не велось. Людей она не видела. Если бы проверка проводилась ими, то был бы составлен протокол об административном правонарушении.

Свидетель ФИО11 М,В. суду пояснила, что к заводу ТБО она отношения не имеет. Она практикующий эколог. Ее пригласил ответчик для помощи в получении лицензии, она подготовила документы. В это же время у ответчика прокуратурой г. Первоуральска проводилась проверка. Ее попросили присутствовать от имени ООО «ТБО «Экосервис». Она сопровождала представителя прокуратура. Были еще представитель Роспотребнадзора, главный инженер ТБО «Экосервис». Все это проходило зимой 2017 года, когда лежал снег. Площадка, о которой идет речь, расположена по пути в г.Ревду, площадка находится слева, там же находится задание, где происходит сортировка мусора. За многие годы работы ПМУП «ТБО» на земельном участке были накоплены отходы, что было предъявлено надзорным органам. На этом мусоре уже растет трава, были видны колеи от машин. За территорией следят сотрудники ООО «ТБО «Экосервис». Было показано, что отходы были накоплены заводом МУП ТБО. В декабре 2017 года ООО ТБО «Экосервис» пробно были приняты отходы от магазинов промышленных товаров, которые в большинстве состоят из вторичного сырья, полиэтилен, картон. Накопления от вторсырья были помещены в связки для последующей транспортировки. Были вывезены на специальный полигон для размещения отходов. Транспортировались отходы ООО «Экотехпромом», договор был заключен только с ними. На тот момент завезенные отходы занимали значительные площади. По отчету, составленному на 19.01.2016, может пояснить, что в нем отражается наличие отходов на начало отчетного периода, в последнем столбце указывается итоговое наличие отходов. Отчеты принимаются в установленные сроки. На территории накоплены отходы если говорить о кубических метрах 156861, это должно занять площадь 156 000 кв.м. Это достаточно много и долго копилось. Все произошло по той причине, что у ПМУП «Завод ТБО» не было технической возможности на переработку такого количества мусора. Линия по переработке была не доработана, в ручную сортировать мусор это долго. Кроме того, у ТБО прав складировать отходы не имелось, была лицензия на переработку. ПМУП «Завод ТБО» должно было вывозить мусор на полигон. Складирование, такого термина нет. Есть понятие накопления до 11 месяцев, хранение предполагает накопления более 11 месяцев.

В ходе рассмотрения данного гражданского дела прокуратурой с участием специалиста был совершен выход на земельный участок, в связи с чем в качестве специалиста по делу допрошен ФИО9, работающий ООО «Инженерно-проектный центр», который пояснил, что 28.08.2018 участвовал в осмотре земельного участка под кадастровым номером на конце «8», был привлечен в качестве специалиста. При осмотре земельного участка были представители прокуратуры и предприятия. При осмотре были обнаружены промышленные отходы: металлолом, проволока, банки краски, покрышки, шпалы. Он осмотрел практически всю часть участка, которую можно было пройти. При этом часть участка пройти невозможно. Если смотреть по карте, которая отмечена в справке - это северная часть, северо-восточная часть, восточная граница земельного участка, юго-восточная. С восточной стороны были навалы промышленных отходов. На восточных границах земельного участка были отходы серого цвета, похожие на сыпучий песок, белый с резким запахом, что это, определить не представляется возможным. По консистенции отходы напоминают шлак. На юго-восточной части земельного участка были твердые коммунальные отходы, продукты питания. Визуально видно, что отходы заведены в разное время. Некоторые отходы были более 3 лет, были свежие отходы, датированные 2018 годом. Это были пищевые отходы – йогурты в упаковке. Часть отходов находится за пределами территории земельного участка. Они могли быть выведены с территории завода, так как попасть туда можно только с территории завода. Вся территория огорожена, есть бетонные блоки. Также на территории были видны следы от автомашин, следы были довольно свежие. Для того, чтобы определить морфологию отходов необходимо в любом случае проведение экспертизы. Состав отходов, их срок хранения, может определить только лабораторным способом. Визуально всё это ориентировочно. Для определения объема отходов проводится топосъемка, смотрится, на какой площади размещены отходы. Такие объемы отходов за год или за два завезти невозможно, для этого необходимо значительно больше времени.

Поводом к обращению прокурора в суд с исковым заявлением, как указал истец, послужило нарушение ООО ТБО «Экосервис» требований природоохранного законодательства, в том числе положений Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», требований СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»,

По информации Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу от 22.12.2017 (л.д.78-79), направленной прокурору города Первоуральска советнику юстиции ФИО15 : согласно реестру выданных лицензий на деятельность по обращению с отходами I-IV наосов опасности Департамента у предприятия ПМУП «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (ИНН ) отсутствует (отсутствовала) лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности.

Департаментом юридическому лицу ООО «ТБО «Экосервис» (ИНН ) предоставлена лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-1V классов опасности от 26.07.2016 серии в части сбора, транспортирования отходов I-IV классов опасности, обработки отходов IV класса отходов, обезвреживания отходов 1II-IV классов опасности.

Согласно материалам лицензионного дела ООО «ТБО «Экосервис», по договору купли-продажи долгосрочной аренды земельного участка от 10.11.2015 ООО «ТБО «Экосервис» покупает право аренды земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером у ПМУП «Завод по переработке твердых бытовых отходов». Также по договору купли-продажи от 19.10.2015 ООО «ТБО «Экосервис» покупает у ПМУП «Завод по переработке твердых бытовых отходов» недвижимое и движимое имущество, оборудование, включая, в том числе, земельный участок площадью 114000 кв. м. с кадастровым номером . Здания, имущество, оборудование и установки, расположенные на данном земельном участке используются ООО «ТБО «Экосервис» для осуществления вышеуказанных разрешенных лицензируемых видов деятельности.

Согласно информации представленной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. вышеуказанный земельный участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов. В Департамент с заявлениями о внесении земельного участка в государственный реестр объектов размещения отходов не обращались.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает иск в рамках заявленных требований.

Прокурор г. Первоуральска, действующий в интересах городского округа Первоуральск и неопределенного круга лиц, просит признать деятельность ООО «ТБО Экосервис» по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной относительно всей массы отходов, находящихся на данном участке.

В соответствии со ст. ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Поэтому, согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 18 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в процессе хозяйственной и иной деятельности образуются отходы производства и потребления, подлежащие сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов.

Из материалов дела следует, что земельный участок, находящийся в пользовании ответчика ООО «ТБО «Экосервис», площадью 114 000 кв. м., на которой имеется промышленная площадка завода (<адрес>) не является полигоном твердых бытовых отходов. В перечень объектов размещения промышленных и твердых бытовых отходов, расположенных на территории Свердловской области, зарегистрированных в Государственном реестре объектов размещения отходов, указанный объект не включен.

В ходе судебного заседания установлено, что в соответствии с лицензией от 26.07.2016 ООО «»ТБО «Экосервис» вправе осуществлять такие виды деятельности как: сбор отходов I-IV классов опасности; транспортирование отходов I-IV классов опасности; обезвреживание отходов III-IV классов опасности; обработку отхода IV класса опасности; утилизацию отхода IV класса опасности. Деятельность по хранению и захоронению отходов лицензией не предусмотрена.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на наличие, хранящихся свыше 11 месячного срока, отходов производства и потребления как размещенных непосредственно ООО «ТБО «Экосервис» после 10.11.2015, так и ранее образовавшихся на участке, в том числе в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО», не разграничивая ее ни территориально, ни в объеме (площади.)

Суд не может согласиться с данными доводами истца о противоправности ООО «ТБО «Экосервис» относительно, хранящихся свыше 11 месячного срока, отходов производства и потребления образовавшихся на участке, в результате деятельности ПМУП «Завод «ТБО» по тому основанию, что каких либо достоверных доказательств суду не представлено.

В обоснование требований в данной части истец ссылается на письмо ООО «ТБО «Экосервис» от 19.12.2017 , направленное директором ООО «ТБО «Экосервис» в прокуратуру ( л.д. 217 т. 1), где указана на то, что ответчиком «проводятся работы по извлечению вторичного сырья из данных отходов и их доведение до пятого класса опасности в целях формирования рекультивационных масс…», в связи с чем на основании ст. 226 ГК РФ ответчик обратил все находящиеся на земельном участке с кадастровым номером отходы, в том числе и появившиеся до 10.11.2015, в свою собственность, в связи с чем, у него появиль обязанности, которые им (ответчиком) не исполняются.

В соответствии с п. 1 ст. 226 Гражданского кодекса Российской Федерации движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи.

2. Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.

Данная статья делит все брошенные вещи на две категории. Первую составляют малоценные вещи (стоимость которых явно ниже указанной в статье суммы), а также вещи, входящие в список, содержащийся в п. 2 данной статьи. Стоимость этих вещей может превосходить названную цифру. В список включены лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и, наконец, другие отходы. Этот список является исчерпывающим. Вещи, принадлежащие к данной категории, может приобрести только лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь. Данная статья регулирует порядок (возможность) приобретения данной вещи, но ни что иное.

Прокурором города Первоуральска также не представлено относимых и достоверных доказательств, подтверждающих, что ответчик ООО «ТБО «Экосервис» использует всю территорию земельного участка с кадастровым номером в своей противоправной деятельности, размещая вновь ввозимые отходы навалом, поверх образовавшихся ранее (в период деятельности ПМУП «Завод «ТБО»), ссылаясь в своих требованиях на обнаруженные во время выхода на место отходы, датированные 2018 годом. Данное доказательство нельзя признать допустимым, так как на момент вынесения решения суда отходы, датированные на этикетках 2018 г. (9 месяцев), нельзя признать хранившимися свыше 11 месяцев.

Ссылка истца на то, что длительность хранения и размещения отходов подтверждается информацией ответчика ООО «ТБО «Экосервис» не соответствует действительности. Ответчиком ООО «ТБО «Экосервис» прокуратуре г. Первоуральска, а также в материалы дела предоставлена информация о видах деятельности предприятия, в части обработки отходов на технологическом комплексе линии сортировки твердых коммунальных отходов, деятельности по утилизации отходов путем компостирования не отсортированной части отходов, в которых о информация о сроках хранения отходов более 11 месяцев отсутствует.

Исследовав все представленные доказательства в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Первоуральска Свердловской области к Обществу с ограниченной ответственностью «ТБО Экосервис» о признании деятельности по хранению отходов производства и потребления свыше 11 месяцев на земельном участке с кадастровым номером противоправной оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись Е.В. Карапетян

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>