ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-771/19 от 21.10.2019 Усманского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-771/2019г. копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 октября 2019 года город Усмань Липецкой области

Усманский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего Пироговой М.В.

с участием помощника судьи Бурковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности подать заявку на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду,

УСТАНОВИЛ:

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского муниципального района Липецкой области, указав, что прокуратурой в рамках проверки материалов дела об административном правонарушении было выявлено нарушение ответчиком обязательных требований природоохранного законодательства. При осуществлении образовательной деятельности ответчик эксплуатирует котельную, оснащенную газовыми котлами <данные изъяты>. Выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух производится через дымовую трубу котельной, что оказывает негативное воздействие на окружающую среду. По информации Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области ответчик до настоящего времени не произвел постановку на государственный учет эксплуатируемых объектов негативного воздействия на окружающую среду. Невыполнение ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В этой связи, Липецкий межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать ответчика обеспечить постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в региональный реестр объектов негативного воздействия, путем подачи заявки на постановку на учет в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области.

Липецкий межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, представив в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области в судебное заседание не явился, о причинах неявки в суд не сообщил.

На основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ) установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пункту 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Форма заявкиФорма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).

Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта (п.4 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).

Форма заявки утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 23 декабря 2015 г. N 554 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в том числе, относятся, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.

В силу части 3 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 г.) юридические лица, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Из материалов дела следует, что Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского муниципального района Липецкой области осуществляет образовательную деятельность в рамках дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования по адресу: <...>.

При осуществлении образовательной деятельности Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского муниципального района Липецкой области эксплуатирует котельную, оснащенную газовыми котлами <данные изъяты> - в количестве 4-х штук, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферный воздух продуктов сгорания. Котлы приобретены и установлены в 2010 году.

Кроме того, на балансе указанного общеобразовательного учреждения числятся 3 единицы транспортных средств – автобус <данные изъяты>, которые также оказывают негативное воздействие на окружающую среду в виде выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ от передвижного источника.

Заявка на постановку указанных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет ответчиком в уполномоченный орган не подана.

Указанные обстоятельства подтверждаются информацией МБОУ СОШ с. Сторожевое, инвентарными карточками учета транспортных средств, постановлением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица МБОУ СОШ с. Сторожевое к административной ответственности по ст.8.46 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доказательств, свидетельствующих о том, что ответчик устранил выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения действующего законодательства, суду не представлено.

Поскольку в данном случае невозможно индивидуализировать (определить) круг лиц, права которых могут быть нарушены, то следует вести речь о нарушении прав неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить, поскольку непостановка ответчиком объектов негативного воздействия на окружающую среду на государственный учет создает угрозу бесконтрольного негативного воздействия на окружающую среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и санитарно-эпидемиологическое благополучие, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку иск удовлетворен, с ответчика подлежит взысканию в бюджет Усманского муниципального района Липецкой области государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 103, 194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить:

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского муниципального района Липецкой области в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу устранить нарушение законодательства об охране окружающей среды путем подачи в Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области заявки о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Сторожевое Усманского муниципального района Липецкой области государственную пошлину в доход бюджета Усманского муниципального района Липецкой области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи жалобы через Усманский районный суд.

Председательствующий: <данные изъяты> М.В. Пирогова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>