ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-771/1/2014Г от 18.07.2014 Жуковского районного суда (Калужская область)

 Дело № 2-771/1/2014 г.

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 Жуковский районный суд Калужской области

 в составе председательствующего судьи Сизовой О.В.,

 с участием ст. помощника прокурора Жуковского района Харикова С.С., истицы Тришиной А.Ф., представителя ответчика по доверенности Василенко Н.А.,

 при секретаре Парчумян К.Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Жуков в зале суда

 18 июля 2014 года

 гражданское дело по иску Прокурора Жуковского района Калужской области в интересах Тришиной А. Ф. к Отделу социальной защиты населения Жуковского района, Администрации МР «Жуковский район» о признании членом семьи, признании права на предоставление мер социальной поддержки,

 У С Т А Н О В И Л:

 23.06.2014 года Прокурор Жуковского района Калужской области в интересах Тришиной А.Ф. обратился в суд с иском к Отделу социальной защиты населения Жуковского района, Администрации МР «Жуковский район» о признании членом семьи и признании права на предоставление мер социальной поддержки, указывая, что в прокуратуру Жуковского района обратилась Тришина А.Ф. по вопросу отказа отдела социальной защиты населения Жуковского района в предоставлении ей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калужской области от 30.12.2004 года №13-ОЗ. В обращении Тришина А.Ф. ссылается на то, что ее свекровь Тришина Н.И. являлась членом ее семьи, вела с ней общее хозяйство и с 1985 года проживала вместе с ней в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на праве собственности. До момента смерти Тришина Н.И. пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом №13-ОЗ. На момент смерти Тришиной Н.И. она являлась пенсионером, единственным источником ее доходов является пенсия. После смерти Тришиной Н.И., умершей ДД.ММ.ГГГГ года, в предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калужской области от 30.12.2004 года №13-ОЗ, ей отказано. Отказ считает незаконным. Просит признать Тришину А.Ф. членом семьи Тришиной Н.И., признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных законом Калужской области от 30.12.2004 года №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию».

     В судебном заседании ст.помощник прокурора Жуковского района Хариков С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные исковому заявлению. Дополнительно суду пояснил, что при проведении проверки было установлено, что Тришина А.Ф. в соответствии со ст.31 ч.1 ЖК РФ являлась членом семьи Тришиной Н.И., вела с ней общее хозяйство. Тришина Н.И., как педагогический работник, находящийся на пенсии и члены ее семьи, в том числе истица, до смерти Тришиной Н.И. 03.08.2010 года пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Калужской области от 30.12.2004 года №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». Тришина А.Ф. на момент смерти Тришиной Н.И. являлась пенсионером, единственным источником ее доходов является пенсия в связи с чем, в соответствии со ст.3 Закона №13-ОЗ за ней должны быть сохранены меры социальной поддержки, поскольку на момент смерти Тришиной Н.И. она пользовалась мерами социальной поддержки, после смерти Тришиной Н.И. получает пенсию, являющуюся для нее единственным источником доходов.

     Истица Тришина А.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, дала объяснения, аналогичные исковому заявлению. Дополнительно суду пояснила, что Тришина Н.И. является ее свекровью, в 1985 года она вселила ее в принадлежащую ей на праве собственности квартиру №6, <адрес>, принадлежащую ей на праве собственности. С тех пор они проживали вместе, вели общее хозяйство, заботились друг о друге, совместно питались, несли общие расходы. До момента смерти Тришиной Н.И. как педагогическому работнику, находящемуся на пенсии, и ей как члену семьи Тришиной Н.И. предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением, предусмотренные Законом Калужской области от 30.12.2004 года №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию». Кроме того, ей как инвалиду второй группы и ветерану труда ОСЗН Жуковского района выплачивалась компенсация расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги, а Управлением пенсионного фонда РФ ей выплачивается ежемесячная денежная выплата с момента установления инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>92 коп. После смерти Тришиной Н.И. ответчиком в сохранении мер социальной поддержки ей отказано. С заявлением в ОСЗН Жуковского района о переводе ее на иную, менее полную льготу по оплате жилья она не обращалась, это сделано по инициативе ответчика. Отказ в предоставлении ей мер социальной поддержки считает незаконным, так как на момент смерти Тришиной Н.И. она пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренной Законом Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию», как член семьи Тришиной Н.И., пенсия является единственным источником ее доходов.

     Представитель ответчика - Отдела социальной защиты населения Жуковского района по доверенности Василенко Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Тришина Н.И., как педагог, проработавший в образовательном учреждении в сельской местности более 10 лет и находящийся на пенсии пользовалась мерами социальной поддержки- получала компенсацию расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением в период с 01.01.2010 года по день смерти 03 августа 2010 года в соответствии со ст.3 Закона Калужской области от 30.12.2001 года №13-ОЗ. Тришина Н.И. собственником квартиры не являлась, решения суда о признании Тришиной А.Ф. членом семьи Тришиной Н.И. не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» для признания гражданина малоимущим и оказания им в связи с этим государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, в том числе и денежные эквиваленты полученных льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления. Действительно, Тришина А.Ф. на момент смерти Тришиной Н.И. была пенсионером, однако пенсия не единственный ее источник средств к существованию, так как она является, инвалидом второй группы, ветераном труда и ей в связи с этим предоставляются меры социальной поддержки. Кроме пенсии ОСЗН Жуковского района с 01.01.2010 года выплачивает Тришиной А.Ф. компенсацию расходов по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Законом Калужской области от 30.12.2004 года №12-ОЗ «О мерах социальной поддержки ветеранов труда и лиц, проработавших в тылу в период с 22.06.1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Кроме того, Управлением ПФР по Жуковскому району Тришиной А.Ф. выплачивается ежемесячная денежная выплата с момента установления инвалидности второй группы, т.е. с 14.09.2006 года по настоящее время в сумме <данные изъяты> 92 копеек, а также компенсация в сумме <данные изъяты>, включаемая в состав пенсии, выплачиваемая трудоспособному лицу за уход за лицом, нуждающемся в постороннем уходе. Поскольку оснований для предоставления истице мер социальной поддержки как члену семьи умершего педагогического работника не имеется, просит в иске отказать.

 Представитель ответчика - Администрации МР «Жуковский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика - Администрации МР «Жуковский район».

     Выслушав ст.помощника прокурора Жуковского района, истицу, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

     Судом установлено, что Тришина Н.И. как педагогический работник, проработавший в образовательном учреждении в сельской местности более 10 лет и находящийся на пенсии, а также члены ее семьи, в том числе невестка- Тришина А.Ф. до дня смерти Тришиной Н.И. - 03.08.2010 года пользовались мерами социальной поддержки, предусмотренными законом Калужской области от 30.12.2004 года №13-ОЗ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

 Согласно ч.1,2.3 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

 Судом установлено, что с 1985 года Тришина А.Ф. являлась членом семьи своей свекрови Тришиной Н.И. Они вместе проживали в <адрес>, принадлежащей на праве собственности истице, вели общее хозяйство, имели общие доходы и расходы, заботились друг о друге, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года, пояснениями истицы, допрошенных судом свидетелей.

 Из пояснений свидетелей Митиной А.Я. и Копнина А.В., данным ими в судебном заседании, следует, что Тришина А.Ф. являлась членом семьи Тришиной Н.И., ухаживала за Тришиной Н.И., вела с ней общее хозяйство, они осуществляли покупки на общие денежные средства, вместе питались, несли общие расходы, заботились друг о друге.

 Указанные обстоятельства подтверждаются также справкой Администрации городского поселения город Жуков от ДД.ММ.ГГГГ №1220, из которой следует, что Тришина Н.И. с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ проживала и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Калужская область, <адрес>, вместе с ней проживали невестка Тришина А.Ф. и внук Тришин А.В.

 Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что Тришина А.Ф. являлась членом семьи Тришиной Н.И., поскольку они заботились друг о друге, вели общее хозяйство, несли ответственность друг перед другом, несли общие расходы по содержанию жилого помещения и обустройства быта.

 Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», согласно которому в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Данное право было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года №437, от 24 января 1985 года №85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

 Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. № 5/12-22 утверждено Разъяснение «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», которым распространено вышеуказанное право на педагогических работников дошкольных учреждений.Согласно п.4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.

 Положения указанных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.

 Федеральным законом от 22.08.2004 года № 122-ФЗ были внесены изменения в п.5 ст.55 Федерального закона «Об образовании». В соответствии с указанными изменениями за педагогическими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), признано право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

 Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений, равно как и нетрудоспособных членов их семей. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года N 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

 Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Тришина Н.И., а также члены ее семьи, в том числе истица, на основании Закона Калужской области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» №13-ОЗ от 30.12.2004 г. получали меры социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

     Из преамбулы указанного Закона следует, что настоящий Закон устанавливает меры социальной поддержки специалистов в организациях, финансируемых из областного или местного бюджетов, работающих в сельской местности Калужской области, и проживающих совместно с ними членов их семей, а также указанных специалистов и специалистов ведомственных организаций, вышедших на пенсию, и проживающих совместно с ними членов их семей.

     Из ст.1 данного Закона следует, что к категории специалистов, работающих в сельской местности, на которых распространяются меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, относятся: педагогические работники.

     Статьей 2 Закона предусмотрено, что специалисты, работающие в сельской местности, указанные в статье 1 настоящего Закона, и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки: компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за жилое помещение; компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за отопление и электроснабжение.

 В соответствии со ст. 3 ч.1 Закона специалисты, указанные в статье 1 настоящего Закона, вышедшие на пенсию, а также специалисты ведомственных организаций, вышедшие на пенсию до 2005 года, которые проработали в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) не менее 10 лет, и проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на меры социальной поддержки: компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за жилое помещение; компенсацию расходов в размере 100 процентов от платы за отопление и электроснабжение.

     Пункт 3 статьи 3 вышеуказанного Закона предусматривает, что специалисты, вышедшие на пенсию, проработавшие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках) Калужской области не менее 10 лет, имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, при условии, что на момент выхода на пенсию они относились к категории специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона.

 Пунктом 4 статьи 3 закона предусмотрено, что меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, сохраняются за членами семей умершего пенсионера из числа специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования.

 Поскольку правовые акты бывшего СССР, в силу которых Тришина А.Ф. вправе пользоваться льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, сохраняют свою силу, она, являясь членом семьи умершего педагогического работника, имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «Об образовании» и Законом Калужской области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» №13-ОЗ от 30.12.2004 года в виде компенсации расходов на бесплатную квартиру с отоплением и освещением.

 Ссылка представителя ответчика на то, что пенсия Тришиной А.Ф. не является для нее единственным источником существования, поскольку она получает выплаты как ветеран труда, инвалид второй группы, а также от Управления Пенсионного Фонда РФ по Жуковскому району получает ежемесячную денежную выплату как инвалид второй группы, а также компенсацию в сумме <данные изъяты>, включаемую в состав пенсии, выплачиваемую трудоспособному лицу за уход за лицом, нуждающемся в постороннем уходе, не основана на законе. Тришина А.Ф. после смерти Тришиной Н.И., членом семьи которой являлась, с заявлением о переводе ее на иную, менее полную льготу по оплате жилья, в ОСЗН Жуковского района не обращалась, указанный перевод произведен по инициативе самого ответчика.

 Несостоятельными являются доводы представителя ответчика о том, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512 (ред. от 01.12.2007) «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» для признания гражданина малоимущим и оказания ему в связи с этим государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, в том числе и денежные эквиваленты полученных льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления. Кроме пенсии, Тришина А.Ф. с 01.01.2010 года получает компенсацию расходов по оплате жилья и коммунальных услуг как ветеран труда и инвалид второй группы, кроме того, ей Управлением ПФ РФ выплачивается ежемесячная денежная выплата с момента установления инвалидности- с 14.09.2006 года по настоящее время в сумме <данные изъяты>92 коп., компенсация в сумме <данные изъяты>, включаемая в состав пенсии, выплачиваемая трудоспособному лицу за уход за лицом, нуждающемся в постороннем уходе, в связи с этим ответчик считает, что пенсия не является единственным источником существования истицы, поэтому исковые требования прокурора не основаны на законе.

 Суд считает, что с данными доводами нельзя согласиться, поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Калужской области «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» №13-ОЗ от 30.12.2004 г. предусмотрено, что меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Закона, сохраняются за членами семей умершего пенсионера из числа специалистов, указанных в статье 1 настоящего Закона, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, являющуюся для них единственным источником средств существования.

 Судом установлено, что Тришина Н.И., являвшаяся педагогическим работником сельской местности, вышедшим на пенсию, пользовалась льготой по оплате жилья и коммунальных услуг, такой же льготой, как член семьи педагогического работника, пользовалась и ее невестка- Тришина А.Ф., но с 03 августа 2010 года Тришиной А.Ф. в связи со смертью Тришиной Н.И. отказано в предоставлении данной льготы. Отказ в предоставлении льготы суд считает незаконным, Тришина А.Ф. на момент смерти свекрови пользовалась мерами социальной поддержки, являлась пенсионером, что подтверждается представленным суду пенсионным удостоверением, получаемая ею пенсия, является для нее единственным источником средств существования. То обстоятельство, что она получает выплаты как ветеран труда, инвалид второй группы, а также ежемесячную денежную выплату как инвалид второй группы и компенсацию, включаемую в состав пенсии, не является основанием для лишения ее льгот, предоставленных законом.

 В связи с чем, отказ ОСЗН Жуковского района в предоставлении истице мер социальной поддержки суд считает незаконным, а право Тришиной А.Ф. - подлежащим восстановлению.

     На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Признать Тришину А. Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения членом семьи Тришиной Н. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

 Признать за Тришиной А. Ф. право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Калужской области №13-ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих в сельской местности, а также специалистов, вышедших на пенсию» виде компенсации расходов по оплате за жилое помещение, отопление, электроснабжение как за членом семьи умершего педагогического работника.

 Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд через Жуковский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Судья     Сизова О.В.