ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-771/2021-КОПИ от 17.05.2021 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-771/2021 -КОПИЯ-

УИД 03RS0013-01-2021-000723-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 мая 2021 г. г. ФИО2

Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Шахмуратова Р.И.,

при секретаре судебного заседания Ялаловой З.Д.,

с участием истца ФИО1,

представителей ответчика – ФИО5, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ о восстановлении социальных прав,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Нефтекамский городской суд РБ с иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ о восстановлении социальных прав, в котором указывает, что истцом в органы соцзащиты по г. Нефтекамск подавались документы на получение детского пособия. на данное обращение был дан отказ в связи с непредставлением документов на получение или неполучение алиментов. Между тем в УФССП исполнительного производства не имеется. В данный момент ребенку 17 лет, он учится в г. Петропавловск-Камчатский. Считает, что её ребенок имеет право на получение социального пособия, и ей необоснованно отказывают в получении пособия на ребенка.

Просит провести проверку по документам на ФИО1 и ФИО4, защитить права на социальную помощь, на социальную стипендию.

В последующем истцом были представлены уточненные исковые требования, в которых истец указала, что ранее, проживая в г. Москва, ей был выдан судебный приказ по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. В последующем она вернулась в г. Нефтекамск, но ребенка оставила у свекрови, так как здесь не было условий для его проживания. Обратилась в ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ за социальной помощью, принесла все документы, но ей было отказано, так как ею не представлены документы о выплате ей алиментов по содержанию несовершеннолетнего ребенка. Она обращалась в УФССП в г. Волжск и в г. Нефтекамск, но ей сказали об отсутствии исполнительного производства по взысканию алиментов. В связи с тяжелым финансовым положением, ей пришлось взять кредит, который она не в силе выплачивать. Просит передать её задолженность в сумме 36231,52 руб. в службу социальной поддержки населения и назначить её ребенку – ФИО4 социальную стипендию.

В ходе судебного заседания истец ФИО1 заявленные уточненные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме. При этом пояснила, что в настоящее время она проживает в г. Нефтекамск одна, сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время проживает и учится в г. Петропавловск-Камчатский вместе со своим отцом, находится на его обеспечении, точное место регистрации её бывшего супруга и сына она назвать не может, общается с сыном по телефону, судебный приказ о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в её пользу находится у неё на руках, повторно в УФССП для принудительного исполнения не предъявляла. Считает, что ей без каких-либо на то оснований незаконно отказывают в получении социальной помощи на ребенка.

Представители ответчиков ГКУ РЦСПН и филиала ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску – ФИО5, ФИО3 исковые требования истца не признали, указали об отсутствия оснований для предоставления меры социальной поддержки заявителю и взыскания с них кредитных обязательств истца, в связи с чем просили в иске отказать в полном объеме.

Представитель Отдела опеки и попечительства администрации городского округа г. ФИО2, привлеченные по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в суд явился, ими представлено заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.

Привлеченный по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ФИО8 извещался о времени и месте судебного заседания по известным суду адресам, однако конверты вернулись без вручения в связи с истечением срока хранения.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц по делу.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи в Республике Башкортостан установлены Законом Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 г. № 50-З «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан».

В силу пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере оказания адресной социальной помощи относится принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты адресной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с целями, установленными данным Законом.

Категории малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, которым оказывается адресная социальная помощь, определяются Правительством Республики Башкортостан (статья 6 Закона Республики Башкортостан «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан»).

25 января 2008 г. Правительством Республики Башкортостан принято постановление № 9, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан (далее - Положение).

Согласно пункта 2 Положения право на получение социального пособия имеют постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан.

От имени граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, заявителями могут выступать их законные представители или лица, полномочия которых установлены доверенностью (пункт 4 Положения).

В силу пункта 3 названного Положения независящими причинами, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся(-иеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет(-ют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан, являются в том числе – обучение граждан по очной форме обучения в образовательной организации - до окончания обучения, но не более чем до достижения им (ими) возраста 23 лет.

В соответствии с пункта 11 указанного Положения решение вопроса о предоставлении социального пособия осуществляется на основании заявления установленной формы, и следующих документов (сведений):

а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи (законного представителя заявителя, лица, полномочия которого установлены доверенностью);

б) заявлений о согласии членов семьи заявителя либо их законных представителей на обработку их персональных данных (за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);

в) документов (сведений) о лицах, проживающих совместно с заявителем;

г) свидетельства о браке заявителя и членов его семьи (при наличии регистрации брака);

д) трудовых книжек и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, заявителя и проживающих совместно членов его семьи (пп. «д» введен Постановлением Правительства РБ от 30 декабря 2020 г. № 823);

е) справок о доходах заявителя и членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении социального пособия, с указанием доходов помесячно;

ж) документов, подтверждающих регистрацию заявителя и членов его семьи в системе индивидуального (персонифицированного) учета (в ред. Постановления Правительства РБ от 08 апреля 2020 г. № 217);

з) для семей, имеющих детей, - свидетельства о рождении на каждого ребенка, паспорта на каждого ребенка в возрасте от 14 лет, а на детей в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением детей-инвалидов, - справки с места учебы или работы этих детей;

и) для неполных семей - справки(-ок) о рождении, о внесении сведений об отце(-ах) ребенка (детей) в запись акта(-ов) о рождении на основании заявления матери ребенка (детей) (или свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка (детей) с отсутствием записи об отце) установленной формы, выданной(-ых) органом записи актов гражданского состояния, либо свидетельства о расторжении брака, либо свидетельства о смерти одного из родителей, либо решения суда о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или о лишении его родительских прав (об ограничении в родительских правах); свидетельства об установлении отцовства - в случае установления отцовства (если брак не зарегистрирован) (в ред. Постановления Правительства РБ от 30 декабря 2020 г. № 823);к) для инвалидов и детей-инвалидов - документов, подтверждающих факт установления инвалидности, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (в ред. Постановления Правительства РБ от 30 декабря 2020 г. № 823);

л) для граждан, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, - документов (сведений), подтверждающих получение пенсии (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297, от 30 декабря 2020 г. № 823);

м) для беременных женщин при сроке свыше 20 недель - справки государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения о сроке беременности (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);

н) для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80-летнего возраста, - справки управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в районе (городе) о назначении компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином для неработающего трудоспособного лица с указанием срока назначения компенсационной выплаты (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);

о) для граждан, зарегистрированных в центре занятости населения, - справки о нахождении на учете в центре занятости населения с указанием сумм полученного пособия помесячно (введен Постановлением Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);

п) для граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательной организации, - справки с места учебы, подтверждающей факт обучения в образовательной организации по очной форме обучения (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);

н) - о) исключен. - Постановление Правительства РБ от 06 декабря 2017 г. № 573;

р) для законного представителя заявителя - документа, подтверждающего полномочия законного представителя;

с) для лица, полномочия которого установлены доверенностью, - доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством.

На основании пункта 12 Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением на социальное пособие) к документам, подлежащим представлению заявителем, относятся документы, включенные в перечень документов, предусмотренный частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» применительно к документам, указанным в пункте 11 настоящего Положения. Филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН (многофункциональный центр) запрашивает необходимые документы (сведения), находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае, если указанные документы не представлены заявителем (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 декабря 2018 г. № 665).

Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учету подлежат, в том числе алименты, получаемые членами семьи заявителя (подпункт «ж» пункт 1).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 29 августа 2019 г., 22 сентября 2020 г., 26 ноября 2020 г., 16 апреля 2021 г. ФИО1, обращалась через РГАУ МФЦ с заявлением о назначении ежемесячного социального пособия, представив пакет документов, по результатам проверки которых филиалом ГКУ РЦСПН по г. ФИО2 вынесены решения об отказе в назначении меры социальной поддержки на основании несоответствия документов предъявляемым требованиям и отсутствием оснований, а именно:

по обращению от 29 августа 2019 г. – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения не являлся учащимся общеобразовательной организации, отсутствовали сведения об алиментах на ФИО4 за период с мая по июль 2019 г.;

по обращению от ДД.ММ.ГГГГ – не представлены доходы заявителя за апрель 2020 г.;

по обращению от ДД.ММ.ГГГГ – отсутствие сведений об алиментах;

по обращению от ДД.ММ.ГГГГ – среднедушевой доход выше прожиточного минимума.

В ходе судебного заседания установлено, что истец ФИО1 и отец несовершеннолетнего ФИО4ФИО8 совместно не проживают, в связи с чем совместную обязанность по содержанию ребенка не осуществляют, что не оспаривалось сторонами по делу.

На основании судебного приказа от 21 июня 2010 г., выданного мировым судьей судебного участка № 39 района Братеево г. Москвы, с ФИО8 в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 17 июня 2010 г. до совершеннолетия ребенка (л.д. 39).

Из представленного Волжским районным отделом судебных приставов УФССП по Республике Марий Эл исполнительного производства -ИП следует, что на основании вышеуказанного судебного решения 19 августа 2019 г. возбуждено исполнительное производство по взысканию с ФИО8 алиментов на содержание несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу ФИО1

Постановлением от 22 июля 2020 г. исполнительное производство -ИП было окончено по пункту 1 части 1 стать 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства.

Из справки от 20 октября 2020 г., выданной Краевым государственным профессиональным образовательным автономным учреждением «Камчатский политехнический техникум» следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в данном учреждении по специальности «Информационные системы и программирование» на втором курсе за счет бюджета субъекта РФ. Срок обучения 3 года 10 месяцев (с 01 сентября 2019 г. по 30 июня 2023 г.). С 01 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. стипендия не назначалась и не выплачивалась (л.д. 25).

Согласно справки от 21 сентября 2020 г., выданной Нефтекамским ПАТП – филиал ГУП «Башавтотранс», следует, что среднемесячный доход ФИО1 за период с 01 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. составил 12479,56 руб. (л.д. 23).

Из представленного ответчиком Расчета СДД за период с января 2021 г. по март 2021 г. также следует, что доход ФИО1 в среднем в месяц составил 16844,33 руб.

В силу статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

В суде истец подтвердила, что в настоящее время её сын – ФИО4 зарегистрирован в г. Нефтекамске по месту её жительства, но проживает с отцом и находится на его обеспечении. По возможности она также перечисляет сыну денежные средства.

В соответствии с пунктом 17 Положения основаниями для отказа в назначении социального пособия являются:

несоответствие представленных документов условиям, указанным в пункте 2 и 3 настоящего Положения, определяющим право на назначение социального пособия;

несоответствие представленных документов предъявляемым к ним требованиям (разночтения аналогичной информации в разных документах; записи в документах исполнены карандашом; документы содержат подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание; истек срок действия документа; отсутствуют реквизиты документа: номер, дата выдачи, печать, подпись; отсутствие у заявителя права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы; документы, направленные посредством почтового отправления, не заверены в установленном законодательством порядке; отсутствует электронная подпись заявителя в документах, направленных в форме электронных документов);

представление неполного пакета документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения и подлежащих представлению заявителем.

Следовательно, отказ в назначении социального пособия не может быть произвольным.

Отказывая в получении социального пособия, филиал ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску руководствовались вышеуказанными правовыми нормами, так как истцом не были представлены документы по выполнению обязанности по содержанию ребенка обоими родителями. В связи с чем у ответчика отсутствовала возможность рассчитать среднедушевой доход членов семьи для отнесения данной семьи к категории малоимущих.

При этом, в ходе рассмотрения дела, ответчиком повторно проведена проверка о наличии оснований получения ФИО1 социального пособия, где было установлено о превышении прожиточного минимума среднедушевого дохода, что противоречит требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительством Республики Башкортостан № 9 от 25 января 2008 г.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в настоящий момент оснований для назначения ФИО1 меры социальной поддержки в виде ежемесячного социального пособия не имеется, и считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в данной части.

Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязательств по кредитному договору, суд исходит из следующего.

Согласно статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В соответствии со статьями 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу указанных положений обязанность доказать наличие у истца кредитных обязательств по договору займа, исходя из общего правила распределения обязанностей по доказыванию, возлагается на истца.

Кредитный договор, на который ссылается истец в качестве обоснования возникновения у ответчика обязательств по его погашению, суду не представлен.

Кроме того, исполнение кредитного обязательства в соответствии с требованиями закона является обязанностью участвующих в них сторон и не может быть возложено на иных лиц, в них не участвующих.

Таким образом, исковые требования ФИО1 в данной части также удовлетворены быть не могут.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ о восстановлении социальных прав отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке через Нефтекамский городской суд РБ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 г.

Председательствующий Р.И. Шахмуратов

Копия верна.

Судья Р.И. Шахмуратов

Решение09.06.2021