Дело № 2-771/2021 -КОПИЯ-
УИД 03RS0013-01-2021-000723-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 мая 2021 г. г. ФИО2
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шахмуратова Р.И.,
при секретаре судебного заседания Ялаловой З.Д.,
с участием истца ФИО1,
представителей ответчика – ФИО5, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ о восстановлении социальных прав,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Нефтекамский городской суд РБ с иском к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ о восстановлении социальных прав, в котором указывает, что истцом в органы соцзащиты по г. Нефтекамск подавались документы на получение детского пособия. на данное обращение был дан отказ в связи с непредставлением документов на получение или неполучение алиментов. Между тем в УФССП исполнительного производства не имеется. В данный момент ребенку 17 лет, он учится в г. Петропавловск-Камчатский. Считает, что её ребенок имеет право на получение социального пособия, и ей необоснованно отказывают в получении пособия на ребенка.
Просит провести проверку по документам на ФИО1 и ФИО4, защитить права на социальную помощь, на социальную стипендию.
В последующем истцом были представлены уточненные исковые требования, в которых истец указала, что ранее, проживая в г. Москва, ей был выдан судебный приказ по взысканию алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка. В последующем она вернулась в г. Нефтекамск, но ребенка оставила у свекрови, так как здесь не было условий для его проживания. Обратилась в ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ за социальной помощью, принесла все документы, но ей было отказано, так как ею не представлены документы о выплате ей алиментов по содержанию несовершеннолетнего ребенка. Она обращалась в УФССП в г. Волжск и в г. Нефтекамск, но ей сказали об отсутствии исполнительного производства по взысканию алиментов. В связи с тяжелым финансовым положением, ей пришлось взять кредит, который она не в силе выплачивать. Просит передать её задолженность в сумме 36231,52 руб. в службу социальной поддержки населения и назначить её ребенку – ФИО4 социальную стипендию.
В ходе судебного заседания истец ФИО1 заявленные уточненные требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме. При этом пояснила, что в настоящее время она проживает в г. Нефтекамск одна, сын – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время проживает и учится в г. Петропавловск-Камчатский вместе со своим отцом, находится на его обеспечении, точное место регистрации её бывшего супруга и сына она назвать не может, общается с сыном по телефону, судебный приказ о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка в её пользу находится у неё на руках, повторно в УФССП для принудительного исполнения не предъявляла. Считает, что ей без каких-либо на то оснований незаконно отказывают в получении социальной помощи на ребенка.
Представители ответчиков ГКУ РЦСПН и филиала ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску – ФИО5, ФИО3 исковые требования истца не признали, указали об отсутствия оснований для предоставления меры социальной поддержки заявителю и взыскания с них кредитных обязательств истца, в связи с чем просили в иске отказать в полном объеме.
Представитель Отдела опеки и попечительства администрации городского округа г. ФИО2, привлеченные по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в суд явился, ими представлено заявление о рассмотрении дела без участия их представителя.
Привлеченный по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ФИО8 извещался о времени и месте судебного заседания по известным суду адресам, однако конверты вернулись без вручения в связи с истечением срока хранения.
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц по делу.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущей (малоимущим) и имеющей право на получение социальной поддержки считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными данным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).
Правовые и организационные основы оказания адресной социальной помощи в Республике Башкортостан установлены Законом Республики Башкортостан от 4 февраля 2000 г. № 50-З «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан».
В силу пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере оказания адресной социальной помощи относится принятие и реализация законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты адресной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам в соответствии с целями, установленными данным Законом.
Категории малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, которым оказывается адресная социальная помощь, определяются Правительством Республики Башкортостан (статья 6 Закона Республики Башкортостан «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан»).
25 января 2008 г. Правительством Республики Башкортостан принято постановление № 9, пунктом 1 которого утверждено Положение о порядке предоставления социального пособия малоимущим гражданам в Республике Башкортостан (далее - Положение).
Согласно пункта 2 Положения право на получение социального пособия имеют постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан.
От имени граждан, указанных в пункте 2 настоящего Положения, заявителями могут выступать их законные представители или лица, полномочия которых установлены доверенностью (пункт 4 Положения).
В силу пункта 3 названного Положения независящими причинами, по которым заявитель (члены его семьи), не занимающийся(-иеся) трудовой, предпринимательской и (или) иной приносящей доход деятельностью, имеет(-ют) среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан, являются в том числе – обучение граждан по очной форме обучения в образовательной организации - до окончания обучения, но не более чем до достижения им (ими) возраста 23 лет.
В соответствии с пункта 11 указанного Положения решение вопроса о предоставлении социального пособия осуществляется на основании заявления установленной формы, и следующих документов (сведений):
а) паспорта или иного документа, удостоверяющего личность заявителя и членов его семьи (законного представителя заявителя, лица, полномочия которого установлены доверенностью);
б) заявлений о согласии членов семьи заявителя либо их законных представителей на обработку их персональных данных (за исключением лиц, признанных безвестно отсутствующими, и на разыскиваемых лиц, место нахождения которых не установлено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти);
в) документов (сведений) о лицах, проживающих совместно с заявителем;
г) свидетельства о браке заявителя и членов его семьи (при наличии регистрации брака);
д) трудовых книжек и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, заявителя и проживающих совместно членов его семьи (пп. «д» введен Постановлением Правительства РБ от 30 декабря 2020 г. № 823);
е) справок о доходах заявителя и членов его семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о назначении социального пособия, с указанием доходов помесячно;
ж) документов, подтверждающих регистрацию заявителя и членов его семьи в системе индивидуального (персонифицированного) учета (в ред. Постановления Правительства РБ от 08 апреля 2020 г. № 217);
з) для семей, имеющих детей, - свидетельства о рождении на каждого ребенка, паспорта на каждого ребенка в возрасте от 14 лет, а на детей в возрасте от 14 до 18 лет, за исключением детей-инвалидов, - справки с места учебы или работы этих детей;
и) для неполных семей - справки(-ок) о рождении, о внесении сведений об отце(-ах) ребенка (детей) в запись акта(-ов) о рождении на основании заявления матери ребенка (детей) (или свидетельства (свидетельств) о рождении ребенка (детей) с отсутствием записи об отце) установленной формы, выданной(-ых) органом записи актов гражданского состояния, либо свидетельства о расторжении брака, либо свидетельства о смерти одного из родителей, либо решения суда о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или о лишении его родительских прав (об ограничении в родительских правах); свидетельства об установлении отцовства - в случае установления отцовства (если брак не зарегистрирован) (в ред. Постановления Правительства РБ от 30 декабря 2020 г. № 823);к) для инвалидов и детей-инвалидов - документов, подтверждающих факт установления инвалидности, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (в ред. Постановления Правительства РБ от 30 декабря 2020 г. № 823);
л) для граждан, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, - документов (сведений), подтверждающих получение пенсии (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297, от 30 декабря 2020 г. № 823);
м) для беременных женщин при сроке свыше 20 недель - справки государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения о сроке беременности (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);
н) для неработающих трудоспособных лиц, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо престарелым, достигшим 80-летнего возраста, - справки управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан в районе (городе) о назначении компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином для неработающего трудоспособного лица с указанием срока назначения компенсационной выплаты (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);
о) для граждан, зарегистрированных в центре занятости населения, - справки о нахождении на учете в центре занятости населения с указанием сумм полученного пособия помесячно (введен Постановлением Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);
п) для граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательной организации, - справки с места учебы, подтверждающей факт обучения в образовательной организации по очной форме обучения (в ред. Постановления Правительства РБ от 02 июля 2018 г. № 297);
н) - о) исключен. - Постановление Правительства РБ от 06 декабря 2017 г. № 573;
р) для законного представителя заявителя - документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
с) для лица, полномочия которого установлены доверенностью, - доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством.
На основании пункта 12 Положения (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с заявлением на социальное пособие) к документам, подлежащим представлению заявителем, относятся документы, включенные в перечень документов, предусмотренный частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» применительно к документам, указанным в пункте 11 настоящего Положения. Филиал (отдел филиала) ГКУ РЦСПН (многофункциональный центр) запрашивает необходимые документы (сведения), находящиеся в распоряжении у государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в случае, если указанные документы не представлены заявителем (в ред. Постановления Правительства РБ от 29 декабря 2018 г. № 665).
Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи учету подлежат, в том числе алименты, получаемые членами семьи заявителя (подпункт «ж» пункт 1).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела 29 августа 2019 г., 22 сентября 2020 г., 26 ноября 2020 г., 16 апреля 2021 г. ФИО1, обращалась через РГАУ МФЦ с заявлением о назначении ежемесячного социального пособия, представив пакет документов, по результатам проверки которых филиалом ГКУ РЦСПН по г. ФИО2 вынесены решения об отказе в назначении меры социальной поддержки на основании несоответствия документов предъявляемым требованиям и отсутствием оснований, а именно:
по обращению № от 29 августа 2019 г. – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на момент обращения не являлся учащимся общеобразовательной организации, отсутствовали сведения об алиментах на ФИО4 за период с мая по июль 2019 г.;
по обращению № от ДД.ММ.ГГГГ – не представлены доходы заявителя за апрель 2020 г.;
по обращению № от ДД.ММ.ГГГГ – отсутствие сведений об алиментах;
по обращению № от ДД.ММ.ГГГГ – среднедушевой доход выше прожиточного минимума.
В ходе судебного заседания установлено, что истец ФИО1 и отец несовершеннолетнего ФИО4 – ФИО8 совместно не проживают, в связи с чем совместную обязанность по содержанию ребенка не осуществляют, что не оспаривалось сторонами по делу.
На основании судебного приказа № от 21 июня 2010 г., выданного мировым судьей судебного участка № 39 района Братеево г. Москвы, с ФИО8 в пользу ФИО1 взысканы алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере ? части всех видов заработка ежемесячно, начиная с 17 июня 2010 г. до совершеннолетия ребенка (л.д. 39).
Из представленного Волжским районным отделом судебных приставов УФССП по Республике Марий Эл исполнительного производства №-ИП следует, что на основании вышеуказанного судебного решения 19 августа 2019 г. возбуждено исполнительное производство по взысканию с ФИО8 алиментов на содержание несовершеннолетнего ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу ФИО1
Постановлением от 22 июля 2020 г. исполнительное производство №-ИП было окончено по пункту 1 части 1 стать 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с поступлением заявления взыскателя об окончании исполнительного производства.
Из справки № от 20 октября 2020 г., выданной Краевым государственным профессиональным образовательным автономным учреждением «Камчатский политехнический техникум» следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в данном учреждении по специальности «Информационные системы и программирование» на втором курсе за счет бюджета субъекта РФ. Срок обучения 3 года 10 месяцев (с 01 сентября 2019 г. по 30 июня 2023 г.). С 01 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. стипендия не назначалась и не выплачивалась (л.д. 25).
Согласно справки № от 21 сентября 2020 г., выданной Нефтекамским ПАТП – филиал ГУП «Башавтотранс», следует, что среднемесячный доход ФИО1 за период с 01 апреля 2020 г. по 30 сентября 2020 г. составил 12479,56 руб. (л.д. 23).
Из представленного ответчиком Расчета СДД за период с января 2021 г. по март 2021 г. также следует, что доход ФИО1 в среднем в месяц составил 16844,33 руб.
В силу статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
В суде истец подтвердила, что в настоящее время её сын – ФИО4 зарегистрирован в г. Нефтекамске по месту её жительства, но проживает с отцом и находится на его обеспечении. По возможности она также перечисляет сыну денежные средства.
В соответствии с пунктом 17 Положения основаниями для отказа в назначении социального пособия являются:
несоответствие представленных документов условиям, указанным в пункте 2 и 3 настоящего Положения, определяющим право на назначение социального пособия;
несоответствие представленных документов предъявляемым к ним требованиям (разночтения аналогичной информации в разных документах; записи в документах исполнены карандашом; документы содержат подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание; истек срок действия документа; отсутствуют реквизиты документа: номер, дата выдачи, печать, подпись; отсутствие у заявителя права выступать в качестве заявителя либо представлять его интересы; документы, направленные посредством почтового отправления, не заверены в установленном законодательством порядке; отсутствует электронная подпись заявителя в документах, направленных в форме электронных документов);
представление неполного пакета документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения и подлежащих представлению заявителем.
Следовательно, отказ в назначении социального пособия не может быть произвольным.
Отказывая в получении социального пособия, филиал ГКУ РЦСПН по г. Нефтекамску руководствовались вышеуказанными правовыми нормами, так как истцом не были представлены документы по выполнению обязанности по содержанию ребенка обоими родителями. В связи с чем у ответчика отсутствовала возможность рассчитать среднедушевой доход членов семьи для отнесения данной семьи к категории малоимущих.
При этом, в ходе рассмотрения дела, ответчиком повторно проведена проверка о наличии оснований получения ФИО1 социального пособия, где было установлено о превышении прожиточного минимума среднедушевого дохода, что противоречит требованиям Положения, утвержденного постановлением Правительством Республики Башкортостан № 9 от 25 января 2008 г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в настоящий момент оснований для назначения ФИО1 меры социальной поддержки в виде ежемесячного социального пособия не имеется, и считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в данной части.
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязательств по кредитному договору, суд исходит из следующего.
Согласно статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со статьями 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу указанных положений обязанность доказать наличие у истца кредитных обязательств по договору займа, исходя из общего правила распределения обязанностей по доказыванию, возлагается на истца.
Кредитный договор, на который ссылается истец в качестве обоснования возникновения у ответчика обязательств по его погашению, суду не представлен.
Кроме того, исполнение кредитного обязательства в соответствии с требованиями закона является обязанностью участвующих в них сторон и не может быть возложено на иных лиц, в них не участвующих.
Таким образом, исковые требования ФИО1 в данной части также удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному казенному учреждению Республиканский центр социальной поддержки населения, филиалу ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения по г. Нефтекамску РБ о восстановлении социальных прав отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке через Нефтекамский городской суд РБ в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2021 г.
Председательствующий Р.И. Шахмуратов
Копия верна.
Судья Р.И. Шахмуратов
Решение09.06.2021