ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-772 от 09.02.2012 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

                                                                                    Кызылский городской суд Республики Тыва                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кызылский городской суд Республики Тыва — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело № 2-772/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 февраля 2012 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе судьи Сватиковой Л.Т., при секретаре Балчый-оол М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Кызыла в интересах ЛВС к Мэрии  о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

с участием старшего помощника прокурора г. Кызыла Ц, истца ЛВС представителя ответчика Мэрии г. Кызыла Ч,

у с т а н о в и л :

Прокурор г.Кызыла обратился в суд в интересах ЛВС к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска указано на то, что в прокуратуру г.Кызыла поступило обращение ЛВС о нарушении его жилищных прав на постановку на учет для получения жилого помещения. В ходе проведенной проверки установлено, что ЛВС является сиротой: его мать ЛЧС умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ЛСМ умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением председателя администрации  от ДД.ММ.ГГГГ № над ним учреждена опека гражданкой Х

ЛВС обучался в Республиканской кадетской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2003 по 2006 учебные годы. За время обучения находился на полном государственном обеспечении.

После окончания опеки и пребывания в образовательном учреждении ЛВС, относящийся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право в силу Жилищного кодекса РФ и Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на постановку органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма по месту жительства и предоставления вне очереди жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм. Однако установлено, что он не состоит на учете по получению и улучшению жилищных условий в Мэрии г. Кызыла среди сирот, и в нарушение норм закона ему в данной постановке на учет отказано, хотя он обратился до исполнения ему 23 лет. Просит обязать Мэрию г.Кызыла Республики Тыва устранить допущенные нарушения требований федерального законодательства путем постановки на учет по получению жилой площади и улучшению жилищных условий среди нуждающихся детей-сирот в г. Кызыле в течение 1 месяца.

В судебном заседании старший помощник прокурора г.Кызыла Ц и истец ЛВС иск полностью поддержали.

Представитель ответчика Мэрии г.Кызыла Ч, действующая по доверенности, пояснила, что оставляет решение вопроса на усмотрение суда.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1); Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (ч.3).

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1); Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2); Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее- орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее- заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (подпункт 2 ч.2)

Статьей 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что для целей настоящего Федерального закона используются понятия, в частности,

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (п.1). Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства (п.2).

Из материалов дела и пояснений истца установлено, что его мать ЛЧС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка , умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ЛСМ, умер ДД.ММ.ГГГГ в возрасте 33 лет, что подтверждено свидетельствами о смерти.

Постановлением председателя администрации г. Кызыла Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № Х назначена опекуном над малолетним ЛВС, так как мать малолетнего ЛЧС умерла в 1990 году, а отец - ЛСМ умер в 1993 году.

Согласно справке-подтверждению от ДД.ММ.ГГГГ ЛВС обучался в Республиканской кадетской школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2003 года и закончил полный курс в 2006 учебном году. За время обучения находился на полном государственном обеспечении и не получал пособие для детей-сирот.

Из справки органа опеки отдела образования администрации г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ следует, что опекаемый ЛВС не имеет жилой площади и имущества, подлежащего описи.

На запрос директора ГОУ РТ РКШИ от ДД.ММ.ГГГГ о подтверждении постановки на льготную очередь для получения жилья выпускника 2006 года ЛВС., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начальник отдела муниципального жилищного фонда Мэрии г. Кызыла ответом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что ЛВС., ДД.ММ.ГГГГ не состоит на учете по получению и улучшению жилищных условий в Мэрии г. Кызыла среди сирот.

Ранее аналогичный запрос направлялся директором ГОУ РТ РКШИ в 2004 году.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва уведомлением от 03 марта 2011 года сообщило об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах на имеющиеся объекты недвижимого имущества ЛВС.

Согласно справке ГУП РТ «БТИ» сведений о наличии или отсутствии в собственности ЛВС дома или квартиры не имеется.

Из жалобы ЛВС Мэру г.Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он является полной сиротой, в 2006 г. закончил Республиканскую кадетскую школу-интернат, по окончании которой ему полагалось жилье, и в 2006 году юрист школы-интерната подал его документы в жилищный отдел Мэрии г. Кызыла для получения жилья. До настоящего времени жилье не предоставлялось. При обращении в Мэрию получал ответы в грубой форме.

Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 54 ЖК РФ. Однако, в нарушение приведенной нормы закона, на заявление истца решения Мэрии г. Кызыла с основаниями отказа ему не выдано, также не дан ответ в письменной форме.

Таким образом, установлено, что ЛВС относится к категории детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, в настоящее время нигде не обучается, закрепленного жилья не имеет, поэтому он, в соответствии с приведенными нормами законов, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в виде постановки на учет для обеспечения по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При данных обстоятельствах, иск прокурора о возложении обязанности на Мэрию г. Кызыла по постановке на учет ЛВС в качестве нуждающегося в жилом помещении обоснован.

Кроме того, в связи с отсутствие возражений сторон о конкретном времени исполнения решения, суд устанавливает срок исполнения решения - в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление прокурора г. Кызыла в интересах ЛВС к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить.

Обязать Мэрию города Кызыла в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу поставить на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении ЛВС, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Кызылский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 февраля 2012 года.

Судья Л.Т. Сватикова