Советский районный суд г.Орска Оренбургской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд г.Орска Оренбургской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-772/2011
Решение
Именем Российской Федерации
г. Орск, Оренбургская область 14 июля 2011 г.
Советский районный суд г. Орск Оренбургской области
под председательством судьи Е.Н.Ярыгиной,
при секретаре Т.В. Луценко,
с участием истца - старшего помощника прокурора Рашникова М.Н., представителей ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя Уральского транспортного прокурора к Линейному отделу внутренних дел на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, ОАО «Российские железные дороги» о присуждении к исполнению обязанности в натуре,
Установил:
Первый заместитель Уральского транспортного прокурора обратился с вышеуказанным иском к ЛОВД на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ, ЮУЖД-филиалу ОАО «РЖД», в обоснование указав, Уральской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания административно арестованных лиц в ЛОВД на ст. Орск.
Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел расположен в здании ЛОВД на ст. Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу по адресу: <...>. Указанное здание принадлежит на праве собственности ОАО «РЖД» и передано ЛОВД в безвозмездное пользование по договору. Проведенной проверкой установлено, что руководством ЛОВД ст. Орск нарушаются требования Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а именно: во всех камерах отсутствуют деревянные полы; во всех камерах отсутствуют шкафы для хранения продуктов питания; во всех кaмepах отсутствуют светильники дневного освещения; во всех камерах отсутствует система приточной и/или вытяжной вентиляцией. Кроме того, в ИВС отсутствует комната для свидания, а также камера для дезинфекции вещей. Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований и ведомственных нормативных актов к содержанию помещения изолятора временного содержания затрагивает интересы значительного числа гpаждан, точную численность и персональный состав которых определить невозможно. На основании ст. ст. 12, 1065 ГК РФ просил суд возложить на ЛОВД на ст. Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу, Южно-Уральскую железную дорогy - филиал ОАО «Российские железные дороги» обязанность в срок до 01.07.2011 устранить выявленные нарушения федерального законодательства и ведомственных нормативных актов в помещении изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых путем проведения следующих мероприятий: настелить деревянные полы в камерах ИВС; оборудовать камеры ИВС шкафами для хранения продуктов питания; оборудовать камеры ИВС светильниками дневного освещения; оборудовать камеры ИВС системой приточной и/или вытяжной вентиляцией, оборудовать ИВС комнатой для свидания, а также камерой для дезинфекции вещей.
Определением суда от 25.05.2011 г. с согласия истца ответчик ЮУЖД -филиал ОАО «РЖД» заменен на юридическое лицо ОАО «РЖД».
Впоследствии истец уточнил требования и окончательно просил суд обязать ОАО «РЖД» произвести ремонтные работы в ИВС ЛОВД на ст. Орск: настелить деревянные полы, оборудовать камеры ИВС светильниками дневного освещения, оборудовать камеры ИВС системой приточной и/или вытяжной вентиляцией, оборудовать камеры ИВС комнатой для свидания, оштукатурить и окрасить стены камер ИВС, обязать ЛОВД на ст. Орск оборудовать камеры ИВС шкафами для хранения продуктов питания, обязать ЛОВД на ст. Орск и ОАО «РЖД» оборудовать ИВС камерой для дезинфекцией.
В судебном заседании представитель истца - Рашников М.Н., действующий по доверенности, отказался от требований в части оборудования камер ИВС системой приточной и вытяжной вентиляции, оборудования камеры для дезинфекции вещей, в остальной части требования поддержал по указанным в иске основаниям, уточнив, что суд должен возложить на ЛОВД на ст. Орск обязанность установить по шкафу в двух камерах ИВС. При этом дополнительно пояснил, что стены оштукатурена в ИВС неправильно, т.к. должна быть гладкая штукатурка, а не та, которая имеется в наличии. Поскольку требуется замена полов во всех камерах на деревянные, что составляет более 40 %, то соответственно речь идет о капитальном ремонте, который должен выполнять ответчик ОАО «РЖД». Для содержания под стражей лиц в ИВС требуется в камерах оборудовать светильники дневного освещения.
Определением суда от 14. 07.2011 г. производство по делу прекращено в части отказа истца от иска от требований по оборудованию камер ИВС системой приточной и вытяжной вентиляции, оборудованию камеры для дезинфекции вещей.
Представитель ответчика ЛОВД на станции Орск - ФИО1, действующая по доверенности, требования признала в части установки в двух камерах ИВС шкафов для хранения продуктов питания, пояснив, что ЛОВД заложены в смету денежные средства на установку данных шкафов. Полагала, что по закону о полиции выполнение ремонтных работ в помещении должно возлагаться на ОАО «РЖД» как собственника здания. Для оборудования комнаты для свиданий требуется перепланировка помещения в виде устройства дополнительных перегородок, разрешение на перепланировку не оформлялось.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» ФИО2, действующая по доверенности требования не признала и суду пояснила, что отсутствуют правовые основания для возложения обязанности по проведению капитального ремонта на ОАО «РЖД». По условиям договора от 01.01.2007 г., заключенного между ОАО «РЖД» и Управлением на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, не прошедшего государственной регистрации в ЕГРП, ОАО «РЖД» передало в безвозмездное пользование помещения по адресу: <...> а, которые ЛОВД на станции Орск использует для размещения ИВС. Техническая эксплуатация данных помещений согласно Закону о полиции должна осуществляться за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, но никак не за счет средств ОАО «РЖД». Истцом не представлено доказательств, подтверждающих, что переданные ЛОВД на станции Орск помещения не соответствуют санитарно-техническому состоянию, требования основаны на том, что помещения не могут эксплуатироваться под ИВС. ОАО «РЖД» не обязано содержать переданные ЛОВД на станции Орск помещения в соответствии с требованиями законодательства о содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей. Кроме того, в представленном акте проверки ИВС от 12.04.2011 г. не указан адрес помещения, которое осматривалось, какие камеры осматривались, представитель ОАО «РЖД» для осмотра не приглашался, отсутствует техническое заключение о необходимости капитального ремонта, не определены виды и объемы работы. Показания свидетеля следует оценивать критически, поскольку он не является специалистом в области строительства. Доказательства технической возможности проведения в здании перепланировки и переоборудования истцом не представлено, в отсутствие положительного заключения ОАО «РЖД» категорически возражает против проведения данных работ. Необходимость проведения капитального ремонта определяется ссудодателем согласно техническому заключению, составленному организацией, имеющей соответствующую лицензию. В данном помещении ОАО «РЖД» в качестве финансовой помощи уже выполняло капитальные ремонтные работы два года назад.
Третье лицо по делу - Управление на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу о времени и месте судебного заседания надлежаще извещено, его представитель в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу положений п. 14 ч.1 ст.12 Федерального закона от 07.02.2011. N"2 3-ФЗ «О полиции», на полицию возложена обязанность по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
В соответствии со ст. ст. 7, 23 Федерального закона 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых входят в утвержденную Постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 структуру, финансируемую за счет средств федерального бюджета милиции общественной безопасности.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
По смыслу ст. 23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и п. 42 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 г. № 950, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Согласно п. 45 указанных выше Правил камеры ИВС оборудуются деревянными полами, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией. Пунктом 135 Правил предусмотрено наличие комнаты свидания наедине и конфиденциально.
В соответствии с п. 17.19 Положения о ЛОВД на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу к функциям ЛОВД на ст. Орск относится содержание подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания, их охрана и конвоирование.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, помещение, в котором расположено ИВС ЛОВД на ст. Орск, находится по адресу: <...> а.
Данное здание согласно договору безвозмездного пользования недвижимым имуществом ОАО «РЖД» от 01.01.2007 г., заключенному между ОАО «РЖД» и Управлением на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, передано ОАО «РЖД» в безвозмездное пользование третьему лицу по делу.
Уральской транспортной прокуратурой в ходе проведения соблюдения законодательства, регламентирующего порядок содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, данное помещение было осмотрено и выявлены нарушения санитарно-гигиенического состояния в ИВС ЛОВД на станции Орск.
Так, согласно акту проверки от 12.04.2011 г., проведенной истцом с участием начальника ЛОВД на ст. Орск, во всех камерах стены гладко не оштукатурены и не окрашены клеевой краской, отсутствуют деревянные полы, шкафы для хранения продуктов питания, светильники дневного освещения, вытяжная вентиляция, комната для свидания, камера для дезинфекции вещей.
Представитель ответчика ЛОВД на станции Орск - ФИО1 признала исковые требования в части установления шкафов для хранения продуктов питания, однако с учетом федерального финансирования просила установить срок для установки шкафов до 25.12.2011 г.
Прокурор не возражал против установления данного срока, полагал его разумным.
Суд принимает признание иска ЛОВД на станции Орск, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, и полагает возможным на основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ удовлетворить требования прокурора, обязав ЛОВД на станции Орск установить два шкафа для хранения продуктов питания в камерах ИВС в срок до 25.11.2011 г.
Вместе с тем суд не находит законных оснований для возложения обязанности в натуре на ОАО «РЖД».
Обосновывая свои требования, прокурор ссылался на акт проверки ИВС ЛОВД на станции Орск от 30.06.2011 г. с участием специалиста Орской дистанции гражданских сооружений ЮУЖД-филиала ОАО «РЖД» ФИО3, согласно которому в камерах ИВС требуется выполнить капитальный ремонт: настелить деревянные полы в объеме 100 % от общей площади помещения ИВС, что относится к капитальному ремонту, выполнить гидроизоляцию полов, укладку деревянных лаг, устроить дощатые покрытия из досок, антисептировать полы и лаги, окрасить на два раза деревянные полы; с целью оборудования камер светильниками дневного освещения произвести монтаж кабеля в количестве 145 м, установить выключатели в количестве 7 шт., установить светильники дневного света, установить щит освещения; стены гладко оштукатурить и окрасить клеевой краской.
В качестве доказательства прокурор ссылался и на договор безвозмездного пользования имуществом от 01.01.2007 г.
Согласно п. 3.2.3 данного договора ссудополучатель обязан нести расходы на содержание объектов недвижимого имущества, передаваемых в безвозмездное пользование, и поддерживать их в полной исправности и надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также своевременно производить за свой счет текущий ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в безвозмездном пользовании, в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
Согласно п.п. 3.2.4, 3.2.5 договора ссудополучатель обязан не производить перепланировок и переоборудования объектов недвижимого имущества, передаваемых в безвозмездное пользование, вызываемых потребностями ссудополучателя без письменного разрешения ссудодателя и собственника; принимать долевое участие в капитальном ремонте объектов недвижимого имущества, производимом ссудодателем, пропорционально площади занимаемых помещений и в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств. Необходимость проведения капитального ремонта определяется ссудодателем согласно техническому заключению, составляемому организацией, имеющей соответствующую лицензию.
С учетом установленных обстоятельств по делу суд считает, что отсутствуют правовые основания для выполнения ОАО «РЖД» капитального ремонта в занимаемом под ИВС ЛОВД на станции Орск здании.
Истец ссылался на ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции».
Согласно п. 6. ст. 48 указанного выше Закона транспортные организации предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что ремонтные работы, в том числе капитальные или текущие, поскольку они не конкретизированы, законодатель относит к расходным обязательствам федерального бюджета и не возлагает обязанность по их выполнению на транспортные организации, безвозмездно передавшие помещения для их эксплуатации полиции.
Таким образом, истец неправильно толкует норму материального закона.
Суд не может принять во внимание договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом ОАО «РЖД» от 01.01.2007 г., заключенный между ОАО «РЖД» и Управлением на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, для возложения на ОАО «РЖД» обязанности по выполнению его положений по проведению ремонта, поскольку прокурор стороной по договору не является, кроме того, в самом договоре конкретно не определена доля участия каждой стороны в несении расходов по проведению капитального ремонта.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами прокурора о том, что объемы работ по замене полов, оштукатуриванию стен следует отнести к капитальному ремонту, поскольку, как установлено в судебном заседании из показаний допрошенного в качестве свидетеля М.., копии диплома об образовании последнего, М. не является специалистом в области строительства, соответственно акт проверки ИВС ЛОВД на ст. Орск от 30.06.2011 г., составленный с его участием, суд оценивает критически.
Не приведено прокурором и правовое основание для выполнения ответчиком гладкого оштукатуривания стен и нанесения именно клеевой, а не другой краски.
Не представлено истцом и техническое заключение о возможности оборудования камер ИВС светильниками дневного освещения, а также проект перепланировки помещения ИВС ЛОВД на станции Орск с целью устройства комнаты свиданий.
Более того, основанием предъявления прокурором иска является несоответствие помещений ИВС ЛОВД на станции Орск требованиям законодательства, предъявляемым к содержанию под стражей подозреваемых и обвиняемых.
Выполнение законодательства в указанной части на хозяйствующего субъекта - ОАО «РЖД» не может быть возложено, поскольку эти функции переданы органам полиции.
Основывая свои требования о присуждении обязанности в натуре, прокурор ссылался на положения ст. 1065 ГК РФ, согласно которой опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или yгpожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В данном случае суд полагает, что прокурор при установлении нарушений норм санитарно-гигиенического законодательства при содержании под стражей лиц вправе в соответствии с законодательством ставить вопрос не о понуждении собственника к выполнению капитального ремонта, а о приостановлении в здании, требующем ремонта, деятельности изолятора временного содержания. Однако данное требование прокурором не заявлено.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым в требованиях прокурора к ОАО «РЖД» отказать ввиду их незаконности и необоснованности.
На основании ст. 103 ГПК РФ, поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления, суд полагает необходимым взыскать с ЛОВД станции Орск в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме *** рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Решил:
Иск первого заместителя Уральского транспортного прокурора к Линейному отделу внутренних дел на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу, ОАО «Российские железные дороги» о присуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить в части.
Обязать Линейный отдел внутренних дел на станции Орск Управления на транспорте МВД РФ по Уральскому Федеральному округу в срок до 25.12.2011 г. установить в двух камерах ИВС два шкафа для хранения продуктов питания.
В остальной части требований к ОАО «Российские железные дороги» отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Судья: подпись.
Мотивированное решение составлено: 01 августа 2011 года.
Решение обжаловано в кассационном порядке, оставлено без изменений и вступило в законную силу: 21 сентября 2011 года.